ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 1023

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

160 121 - выдача иностранной валюты под отчет;

170 121 - сумма недостачи иностранной валюты в кассе, выявленная при

инвентаризации и отнесенная на кассира.

Курсовые разницы, возникающие при переоценке иностранной валюты, относятся на увеличение (уменьшение) источников финансирования. В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

Дт Кт Содержание операции

121 140, 230 - положительная курсовая разница;

140, 230 121 - отрицательная курсовая разница.

Аналитический учет кассовых операций ведется по каждому виду иностранной валюты. На основании отчетов кассиров по операциям в иностранной валюте, проверенных бухгалтерией, производятся записи в накопительной ведомости по кассовым операциям формы 381 (мемориальный ордер 1).


  1. Порядок выдачи под отчет наличных денежных средств и их использования. Авансовый отчет подотчетного лица об израсходованных суммах.

В бюджетных организациях для оплаты расходов по служебным командировкам в территориальное казначейство представляется заявка на перечисление средств для оплаты командировочных расходов.

Выдача наличных денежных средств под отчет – предварительное обеспечение работников авансом на расходы, связанные командировками, а также на приобретение продукции, товаров и услуг для производственных целей организации. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета по ранее полученным на расходы суммам.

Авансовые отчеты проверяются работником бухгалтерии по форме и по существу для определения сумм принятых к оплате расходов, а также сумм, подлежащих возврату работником либо работнику.

Направление работников в служебную командировку оформляется приказом нанимателя с выдачей командировочного удостоверения по установленной форме под роспись (заверяется печатью, регистрируется в журнале учета работников, выбывающих в командировки). Отметки о прибытии и выбытии в места командировки заверяются печатью организации, в которую был командирован работник, на их основании начисляются суточные при расчете расходов по командировке.

Командированному работнику возмещаются расходы:

  • по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы в размере стоимости предоставленных подлинных проездных билетов (при командировании за границу: на самолетах – по тарифу экономического класса, на железнодорожном транспорте –«купе»);

  • по найму жилого помещения в размере подлинных оплаченных счетов, квитанций, подтверждающих размер понесенных расходов

  • суточные за каждый день нахождения в командировке по нормам, установленным Министерством финансов РБ. (при проезде по территории и за время пребывания на территории иностранного государства суточные возмещаются в иностранной валюте – день пересечения государственной границы определяется по отметке в паспорте), при однодневных командировках суточные выплачиваются в размере 50% от установленной нормы.

  • другие расходы, произведенные работником с разрешения нанимателя.


Сроки представления работником в бухгалтерию организации отчета об израсходованных суммах со дня возвращения из командировки составляют:

  1. не позднее 3 рабочих дней, если аванс выдавался наличными деньгами;

  2. не позднее 15 рабочих дней, если работнику перечислен аванс на корпоративную (платежную) карточку и он расходовал денежные средства как в безналичной, так и в наличной форме.

Окончательный расчет по результатам командировки производится по фактическим расходам, подтвержденными документами, с учетом установленных норм, по курсу Нацбанка РБ (при командировках за границу) на дату авансового отчета. При отсутствии документов по обмену валюты в обменных пунктах уполномоченных банков расчет производится по курсу Нацбанка РБ. При выезде из РБ в командировку за границу день пересечения границы включается в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте, а за день пересечения границы при возвращении в РБ – оплата производится в денежных единицах РБ по нормам, установленным для командировок в пределах РБ.


  1. Синтетический и аналитический учет подотчетных сумм.

Для учета операций по расчетам с подотчетными лицами применяется активно-пассивный счет 16 «Расчеты с подотчетными лицами». Он имеет один субсчет 160 «Расчеты с подотчетными лицами». На этом субсчете учитываются расчеты с лицами, работающими в организации, по выдаваемым им денежным средствам под отчет на предстоящие расходы в целях, установленных законодательством. Дебетовый остаток этого счета означает сумму задолженности подотчетных лиц организации, кредитовый – сумму задолженности бюджетной организации перед работниками по произведенным ими расходам.

Основные проводки по учету подотчетных сумм:

Дт Кт Сумма

160 120, 121 - выдача денег под отчет, возмещение перерасхода;

160 100, 101 – получение денежных средств с текущего счета;

200 160 - списание израсходованных подотчетными лицами сумм

согласно авансовым отчетам;

060-067 160 – приобретение материальных запасов из подотчетных сумм;

069 160 – приобретение запасных частей из подотчетных сумм;

120, 121 160 - возврат в кассу неиспользованных сумм;

100, 101 160 - возврат неиспользованных сумм на текущий счет

180 160 - суммы, удерживаемые из зарплаты работника.

Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведется по каждому работнику в отдельности, по каждому случаю выдачи денег под отчет в накопительной ведомости по расчетам с подотчетными лицами формы 386 (мемориальный ордер 8). Учет в данной ведомости ведется позиционным способом. По каждой строке записывается фамилия подотчетного лица, суммы выданного ему аванса и суммы произведенных расходов, а также поступившая сумма неиспользованного аванса либо выданная сумма в возмещение перерасхода.


Основанием для заполнения мемориального ордера 8 являются отчеты кассира и приложенные к ним документы, авансовые отчеты подотчетных лиц.

По окончании месяца итоги по графе «Утверждена сумма расходов по отчету (кредит субсчета 160)» и по графам «Дебет субсчетов» и «Вторые записи» записываются в книгу журнал – главная.


  1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

В плане счетов бюджетных организаций для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предусмотрен активно-пассивный субсчет 150 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На субсчете 150 учитываются:

- расчеты с поставщиками за строительные материалы, конструкции и детали, оборудование к установке и т.п., приобретаемые за счет средств, ассигнованных на капитальные вложения;

- расчеты с подрядчиками по конструкциям и деталям, переданным им для строительства и монтажа;

- расчеты с подрядчиками за выполненные строительно-монтажные работы.

По дебету субсчета 150 записываются суммы, перечисленные поставщикам и подрядчикам за оборудование к установке, за строительные материалы для нового строительства, а также стоимость переданных подрядчикам конструкций и деталей, строительных материалов для осуществления строительно-монтажных работ.

По кредиту субсчета 150 отражается стоимость ценностей, полученных от поставщиков на склад, а также суммы выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ, оформленных актом сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ.

Дебетовый и кредитовый остатки по субсчету 150 на конец отчетного периода определяют по данным аналитического учета. Аналитический учет ведется по каждому поставщику и подрядчику в книге учета средств и расчетов формы 292.

Поставщики и подрядчики при получении бюджетных средств на капитальные вложения должны использовать их по целевому назначению.

Корреспонденция счетов по субсчету 150 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками:

Дт Кт Содержание операции

150 100, 101, 102 - перечисление сумм поставщикам и подрядчикам;

040, 041 150 – получение строительных материалов для капитального

строительства и оборудования к установке от поставщиков;

150 040, 041 - передача подрядным организациям оборудования к установке

и строительных материалов для капитального строительства;

203 150 – отнесение на расходы стоимости выполненных строительно-

монтажных работ.


  1. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

Для учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами бюджетные организации применяют активно-пассивный субсчет 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». На данном субсчете учитываются расчеты с прочими дебиторами и кредиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности организации и не предусмотренным для отражения на иных счетах плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций. К таким операциям относятся:


- расчеты за материальные ценности, выполненные работы и услуги по предъявленным счетам (кроме расчетов по субсчетам 150 и 179);

- операции по перечислению денежных средств АСБ «Беларусбанк» на платежные карточки работников для выплаты заработной платы;

- расчеты по претензиям и долгам, переданным на разрешение суда;

- операции по списанию дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, возникшей при исполнении сметы расходов по бюджету, при исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств;

- операции по списанию кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, возникшей при исполнении сметы расходов по бюджету, при исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств.

По дебету субсчета 178 записываются увеличение дебиторской задолженности и погашение кредиторской задолженности. По кредиту субсчета 178 отражаются увеличение кредиторской задолженности и погашение дебиторской.

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по субсчету 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»:

Дт Кт Содержание операции

178 100 – перечислены денежные средства за поставленные материальные

ценности (работы, услуги);

060-069 178 – оприходованы приобретенные материальные запасы;

200 178 – приняты выполненные работы, оказанные услуги;

100 178 – поступление денежных средств в погашение дебиторской

задолженности;

120 178 – поступление денежных средств в кассу с целью списания

дебиторской задолженности.

Дебетовый и кредитовый остатки по субсчету 178 определяются по данным аналитического учета по каждому дебитору и кредитору, который ведется в накопительной ведомости по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами форма 408 (мемориальный ордер 6) на основании каждого документа.


  1. Учет расчетов в порядке плановых платежей.

Расчеты в порядке плановых платежей применяются при наличии постоянных хозяйственных связей с различными организациями по поставкам материальных ценностей и услуг. Расчеты с поставщиками в порядке плановых платежей осуществляются не по каждой отдельной сделке, а путем периодического перечисления средств в сроки и в размерах, заранее согласованных сторонами в договоре. Плановые платежи поставщикам производятся при расчетах с продовольственными базами за продукты питания, с организациями общепита за питание учащихся, с автобазами за услуги автотранспорта и в других случаях.

Для осуществления расчетов в порядке плановых платежей между поставщиком и бюджетной организацией заключается договор, в котором указываются длительность расчетного периода, сроки перечисления платежей, сроки выверки расчетов и порядок их завершения. Сумма каждого планового платежа и сроки перечисления устанавливаются сторонами на предстоящий месяц (квартал) исходя из периодичности платежей и из объема поставки (закупки) материальных ценностей или оказания услуг по договорам либо фактической поставки за предыдущий период. Плановые платежи могут производиться платежными поручениями, платежными требованиями, что также определяется в договоре.


Ежемесячно стороны обязаны уточнить состояние своих расчетов на основании фактически полученных материальных ценностей или оказанных услуг и производят перерасчет и соответствующий платеж в порядке, обусловленном в договоре. Сверка расчетов оформляется актом.

При расчетах в порядке плановых платежей получатель бюджетных средств не представляет в территориальные органы казначейства товарно-сопроводительные документы, подтверждающие каждую сделку (поставку материальных ценностей, оказание услуг). Подтверждением получения материальных ценностей, оказания услуг является акт сверки расчетов, который по истечении месяца представляется получателем бюджетных средств в орган казначейства.

Для учета расчетов в порядке плановых платежей применяется субсчет 179 «Расчеты в порядке плановых платежей». Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по субсчету 179

Дт Кт Содержание операции

179 100 - перечисление плановых платежей поставщикам;

061 179 – оприходование продуктов питания;

200 179 - оприходование услуг от поставщика.

Дебетовый и кредитовый остатки по субсчету 179 определяются по данным аналитического учета с каждым поставщиком. Аналитический учет ведется в накопительной ведомости по расчетам в порядке плановых платежей форма 408 (мемориальный ордер 7). В ней для каждого поставщика отводится необходимое количество строк для отражения операций в течение месяца.




  1. Учет расчетов по недостачам.

В результате проверок в бюджетных организациях могут быть выявлены случаи хищения денежных средств и материальных ценностей, которые подлежат возмещению виновными лицами в установленном порядке.

По ОС размер вреда равен разнице первоначальной стоимости и амортизационных отчислений на дату составления акта проверки. По объектам, которые полностью самортизированы размер вреда определяется в размере 10 % от первоначальной стоимости.

По материальным запасам размер вреда определяется по стоимости имущества аналогичного (идентичного) утраченному, на дату составления акта проверки.

По отдельным предметам размер вреда определяется по стоимости числящейся в бухгалтерском учете на дату составления акта проверки.

По денежным средствам размер вреда определяется исходя из номинальной стоимости указанной на аналогичном документе на день составления акта проверки.

Учет расчетов по недостачам ведется в бюджетных организациях на активном субсчете170 «расчет по недостачам».

По Д-т субсч. 170 отражается сумма выявленных хищений, недостачи, потерь, порчи, вреда подлежащие возмещению виновными лицами.

По К-т субсч. 170 записываются суммы, поступившие в возмещении причиненного ущерба на текущий счет в банке, или в кассу удержанные из зарплаты.