Файл: Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1. Сущность финансирования в сфере образования

1.2. Структура и источники денежных средств бюджетного финансирования образовательных учреждений

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1.Анализ государственного финансирования профессионального образования

2.2. Особенности финансирования образовательных учреждений среднего профессионального образования

2.3. Иссследование проблем бюджетного финансирования образовательных учреждений среднего профессионального образования

ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Модернизация механизмов финансирования образовательных учреждений

3.2. Внедрение новых моделей финансирования профессионального образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В современной науке образование приобретает значение одно из основных факторов социально - экономического развития. Уровень образования определяет интеллектуальный потенциал государства как важнейшую составляющую национального богатства.

Становление рыночных отношений в Российской Федерации положило начало процессам реформирования образовательной сферы. Однако эффективное использование отечественной системы образования как фактора ускорения социально-экономического развития страны, ее вхождения в рынок происходит противоречиво, не всегда сопровождаясь своевременной разработкой соответствующих правовых и организационно-экономических механизмов. Недостаточная теоретическая проработка роли и стратегических целей развития системы образования в РФ, каждого из субъектов, которые участвуют в социально-экономическом развитии и формировании интеллектуального потенциала страны, замедляет образовательную реформу, не позволяет эффективно использовать имеются и привлекать дополнительные ресурсы в сферу образования. Ограниченность бюджетных возможностей и низкий потенциал внебюджетных источников в сочетании с неполным использованием рыночных элементов ведения хозяйства значительно затрудняют формирование экономических условий эффективного развития системы образования.

Все изложенное и обусловило выбор темы, цель и задание исследования.

Объект исследования - бюджетное финансирование образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Предмет исследования - проблемы бюджетного финансирования образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Цель работы - теоретическое и практическое исследование проблем бюджетного финансирования образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Для достижения этой цели были поставлены и решены такие задания:

  • исследовать сущность финансирования в сфере образования;
  • рассмотреть структуру и источники денежных средств бюджетного финансирования образовательных учреждений;
  • показать роль бюджета в финансовом обеспечении образовательного учреждения;
  • проанализировать государственное финансирование профессионального образования;
  • расскрыть особенности финансирования образовательных учреждений среднего профессионального образования;
  • провести иссследование проблем бюджетного финансирования образовательных учреждений среднего профессионального образования;
  • разработать модернизацию механизмов финансирования образовательных учреждений;
  • оценить внедрение новых моделей финансирования профессионального образования.

Методы исследования - описательный, аналитический, метод логического и сравнительного анализа, графический, экономико-математические модели.

Информационное обеспечение (законодательные и нормативно-правовые акты, материалы по исследуемому объекту за период 3 лет).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1. Сущность финансирования в сфере образования

Каждая страна имеет свои особенности финансовой системы, особенности построения финансового обеспечения разных сфер экономики, в том числе и такой важной, как образование. Проблемы, связанные с финансированием и повышением эффективности финансового обеспечения образования, являются предметом научного поиска ученых разных стран. Система финансового обеспечения образования должна создать стабильные предпосылки для ее развития и функционирования, а также для реализации важной функции образования как фактора общественного прогресса.

Для успешного функционирования в сфере образования нужно налаживание определенной системы отношений для обеспечения финансовыми ресурсами. Особенную актуальность эта проблема приобретает в условиях ограниченности бюджетного финансирования, которое предопределяет необходимость перехода к другим источникам денежных поступлений. Российское образование на сегодняшний день требует планомерного совершенствования механизма финансирования, а именно: совершенствование нормативной базы и привлечение тех элементов финансирования, которые направлены на результаты деятельности. В результате такого подхода откроется возможность соединить, с одной стороны, гарантии государства на определенный уровень финансирования, а с другой - рост заинтересованности и ответственности самих учебных заведений относительно результатов своей деятельности [14, с.12].

Финансовые ресурсы поступают в распоряжение субъектов ведения хозяйства из разных источников с целью выполнения своих основных функций. Объемы финансирования учебных заведений государством определяются на основе научно обоснованных нормативов, которые могут совершенствоваться, таким образом влияя на их развитие. В целом финансовый механизм более высокой образования включает методы, инструменты, принципы обеспечения заведений образования финансовыми ресурсами. Реализация процесса управления финансовыми отношениями требует постоянного усовершенствования механизма финансового обеспечения и финансового регулирования высшего образования.


Исследованием и характеристикой отдельных составляющих финансового механизма системы высшего образования занимались отечественные ученые [15, с.12].

Важной научной проблемой остается повышение эффективности использования финансовых ресурсов, оптимизации методов и форм организации их перемещения, а также поиска новых источников. С целью обобщения имеющихся теоретических наработок основные определения финансового механизма в современном отечественном экономическом уме разными учеными систематизировано в таблице 1.

Таблица 1

Определение понятия «финансового механизма»

Автор

Определение

1.

Воронин А.А. 

Совокупность финансовых форм, методов и рычагов, с помощью которых обеспечивается процесс общественного воссоздания через формирование и использование доходов и фондов денежных средств, возможных благодаря распределительной функции финансов [6, с.20].

2.

Дятлов.С.А. 

Система определенных финансовой политикой финансовых методов и финансовых рычагов, которые используют в своей деятельности государство и предприятия при соответствующем правовом, нормативном и информационном их обеспечении [7, с.54].

3.

Калинкин Е.В.,

Совокупность форм, методов и рычагов планового управления финансовыми отношениями, связанными с планированием финансов, образованием, распределением и использованием денежных доходов, нагромождением фондов, с системой финансирования расходов [8, с.60].

4.

Левицкий М.Л

Система финансовых рычагов влияния на организацию, планирование и стимулирование использования финансовых ресурсов [9, с.114].

Источник: составлено автором

Заметим, что понятие финансового механизма рассматривается многими учеными. Финансовый механизм - это «совокупность методов финансового влияния на социально-экономическое развитие и система финансовых индикаторов и финансовых инструментов, которые дают возможность оценить влияние» [16 В свою очередь, значительный взнос в осмысление сущности финансового механизма системы высшего образования был осуществлен в трудах А.Г.Грязновой, которая отмечает, что финансовый механизм системы высшего образования следует рассматривать как элемент реализации государственной политики в отрасли высшего образования, которое представляет собой совокупность самостоятельных, но взаимоувязанных форм, методов, инструментов и рычагов влияния, которые обеспечивают создание и использование бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для эффективного функционирования сферы высшего образования [21].


Функционирование финансового механизма происходит в разных сферах и звеньях финансовых отношений. Финансовый механизм содержит две подсистемы: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Исследованию данного понятия посвящены немало научных трудов отечественных ученых: И. А. Бланка. B.Е.Комарова, СЛ.Костаняна, Я.И.Кузьминова, В .Л. Макарова, В.И.Марцинкевича, Л.И.Михайлушкина, С.Г.Струмилина, А.Я.Савельева, В.А.Садовничего, А.И.Субетто, А.Н.Тихонова, А.В.Федотоза, В.М.Филиппова, В.В.Чекмарева, Д.И.Чупрунова, Л.И.Якобсона и др., а также зарубежных исследователей Д.Белла, У.Берквиста, М.Баумена, И.Бертрана, Е.Дгнпсона, Дж.М.Кейнса, Я.Корнаи, И.Масуды, Э.Тоффлера, Д.Уилера, Т.Шульца и др.

Определение финансового обеспечения отечественными учеными представлено в таблице 2.

Анализируя и обобщая все эти определения, можно отметить, что финансовое обеспечение это система источников и форм финансирования развития экономической и социальной сфер общества. Суть действия финансового обеспечения заключается в выделении определенной суммы финансовых ресурсов на решение отдельных заданий финансовой политики. При этом следует различать как обеспечительное, так и регулятивное его действие.

Таблица 2

Подходы к трактовке понятия «финансовое обеспечение» [21]

Автор

Научное мнение автора

1.

Воронин А.А. 

Трактуется как «формирование целевых денежных фондов в достаточном размере и их эффективное использование». Авторы выделяют пять основных элементов финансового обеспечения субъектов ведения хозяйства, а именно: самофинансирование; кредитование; бюджетное финансирование; аренда; инвестирование

2.

Дятлов.С.А. 

В составе методов финансового обеспечения выделяет финансовое регулирование, которое происходит, главным образом, через налогообложение. В условиях рыночной экономики использования административных методов влияния слишком ограничено, и потому главный акцент в регулировании экономики делается на налогообложении

3.

Калинкин Е.В.,

Разъясняется как процесс покрытия затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулированных субъектами ведения хозяйства и государством; финансовое обеспечение расширенного воссоздания может осуществляться в таких формах, как бюджетное финансирование, кредитование, самофинансирование, аренда, инвестирование

4.

Левицкий М.Л

Финансовое обеспечение «реализуется на основе соответствующей системы финансирования, которое может осуществляться через самофинансирование, кредитование и внешнее финансирование» (предоставление субъектам на безвозвратной и бесплатной основе)


Источник: составлено автором

Относительно функции финансового обеспечения следует отметить, что она изменяется в сторону все большей диверсификации источников финансирования образования, уменьшения государственной части в общей сумме финансовых ресурсов образования. Следствием осложнения родниковой базы финансирования образования становится осложнение и создание (расширение) разнообразия второй важной функции финансового механизма - финансового регулирования. Формирование и выполнение этой функции определяется государством и требует в современных условиях основательной разработки. Отечественные ученые отмечают, что не менее важной составляющей (подсистемой) финансового механизма является финансовое регулирование. Финансовое регулирование - это метод финансового влияния, связанный с регулированием экономических процессов. Основные элементы финансового регулирования такие:

- налогообложение как исключение части доходов предприятий и организаций, а также население, и устремление этих средств в бюджеты и государственные целевые фонды для удовлетворения государственных потребностей;

- бюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции), которые способствуют обеспечению нормального функционирования других звеньев финансовой системы.

В отрасли высшего образования такое регулирование оказывается, в частности, в установлении источников, объемов и видов поступлений, которые не являются объектом налогообложения для высших учебных заведений и лиц, которые оказывают им благотворительную помощь. Финансовое регулирование осуществляется в двух направлениях.

Таким образом, финансовый механизм системы высшего образования как составная часть экономического механизма политики в отрасли высшего образования является комплексом организационных и институциональных мероприятий, направленных на финансовое обеспечение формирования и реализации государственной образовательной политики в соответствии с социально-экономическими приоритетами относительно качества образовательной деятельности и образовательных услуг.

1.2. Структура и источники денежных средств бюджетного финансирования образовательных учреждений

Механизм финансового обеспечения играет важную роль в процессах функционирования системы высшего образования. Поскольку финансирование образования отмечено приоритетным направлением расходов бюджетов всех уровней, то это должно найти выражение не только в росте бюджетных расходов на высшую школу, а в формировании многоканальной системы финансового обеспечения образовательного учреждения. В структуру финансового механизма входят пять взаимоувязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Некоторые исследователи предлагают применять лишь финансовые методы и финансовые рычаги, или просто объединить все понятия в категорию финансовых регуляторов. Ключевыми составляющими финансового механизма следует признать финансовые методы, ведь именно они могут содержать разнообразные инструменты и рычаги стимулирующего или ограничительного действия и всегда применяются во время функционирования финансового механизма [17].