Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В нашей курсовой работе по управленческому учёту будем рассматривать такую важную категорию, как процесс. Для начала необходимо понять процессный подход к учету затрат, который ведется по каждому виду деятельности, осуществляемому в рамках предприятия.
Для этого рассмотрим процесс в его среде применения – в Управленческом учёте, в упорядоченной системе выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации (внутренних пользователей — руководителей).
Управленческий учёт ведётся разными методами для определения в каком состоянии находится организация и как необходимо распределить имеющиеся ресурсы для повышения эффективность деятельности. Один из этих методов процессный расчёт затрат. Процессный расчёт затрат будет важным источником информации для внутренних пользователей самой организации (управленцев различного уровня), информация, собираемая и предоставляемая им, не является открытой, а принадлежит к коммерческой тайне. Показатели могут быть как денежными, так и натуральными, и даже вероятностными - описывать не только потоки и запасы, но и события и состояния внешнего мира, то есть оперировать альтернативными издержками и насыщенностью рынка товарами данной категории.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
1.1. Отличие процессного метода учёта от бухгалтерского учёта
Процессный метод учёта затрат важно отличать (и понимать его возможности, которые более актуальные для принятия решений по планированию) от калькулирования себестоимости подразделений и продуктов (услуг), в связи с тем, что он в Управленческом учёте первичней - для принятия управленческих решений требуется оперативная информация, чего обычный бухгалтерский учёт в силу своей периодичности, оперирования с уже совершёнными операциями и законодательным регулированием (выполняет в РФ функции налогового учёта) не может обеспечить, от этого может страдать конкурентность организации на рынке. Процессный метод учёта в управленческом учёте даёт представление более объёмного видения системы сбора информации, нежели это возможно в рамках бухгалтерского учёта.
Если начать сравнивать и выявлять различия управленческого учёта и бухгалтерского учёта, то можно отметить некоторые их методы, для наглядности, приведённые в следующую таблицу:
Таблица № 1
«Сравнение управленческого учёта с бухгалтерским учётом,
в части касающейся отношения к процессам»
Процессы |
Бухгалтерский учёт |
Управленческий учёт |
Менеджмент качества Мониторинг количества и содержания претензий потребителей |
В рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать количество и содержание жалоб |
Важный процесс в рамках системы управления качеством |
Контроль объёмов производства по видам и объёмов продаж на рынке |
нет необходимости учитывать объёмы продаж конкурентов |
при повышении доли собственных продаж маркетинговая составляющая управленческого учёта |
Создание сметным отделом смет по ресурсным методам и по базисно-индексным методам |
в рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать количество созданных смет |
анализ и планирование загрузки сметного отдела |
Расположение / доступность товарно-материальных ценностей |
Не учитывает |
Оптимизации работы логистики — повышение скорости комплектации / доставки |
1.2 Место процессного метода учёта в управленческом учёте.
Считаю необходимым определить место процессного метода учёта в управленческом учёте для правильного понимания его функционала. Ведь, руководитель организации, его помощники – заместители, экономист сами выбирают такие методы управленческого учёта, которые им удобны, понятны и доступны: в данной области нет таких жёстких законодательных требований как в налоговом (бухгалтерском) и финансовом учёте. Традиционной задачей управленческого учёта является калькулирование себестоимости, и, соответственно, учёт затрат, поэтому ответственным за управление той или иной сферы деятельности предприятия, необходимо выбирать наиболее подходящие методы учёта, такие методы, которые не будут излишней бюрократизацией мешать процессу производства, а позволят, без лишних затрат, отнести издержки к тому или иному процессу, проекту, и как следствие, конкретной продукции.
Здесь можно ввести понятие Контроллинг, так как методы управленческого учёта связаны с методами контроллинга – являются основными для него, что видно из следующего определения контроллинга: комплексы системной поддержки управления предприятием, которые направлены на осуществление координации взаимодействия систем управления, контроля их эффективной деятельности. Контроллинг даёт возможность своевременно и грамотно обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении предприятием в целом и его процессами в отдельности и во взаимосвязях процессов. Контроллинг функционально способен управлять рисками, разносторонне обеспечивает систему менеджмента информационным снабжением, путём управления системой ключевых показателей, а так же поддерживает эффективное управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования, что в итоге напрямую влияет на менеджмент качества.
Для наглядности сравнения целесообразности следующие основные методы управленческого учёта покажем в таблице:
Таблица № 2
«Методы управленческого учёта»
Метод |
применение |
|
Процессный расчёт затрат (попроцессный метод) |
применяется при серийном производстве однообразной продукции или при непрерывном производственном цикле* |
учёт затрат соотносится с продукцией, произведённой за определённый период |
Нормативный расчёт затрат (учёт по отклонениям фактической себестоимости от нормативной) |
По каждому изделию на основе действующих норм и смет расходов составляется предварительный расчёт нормативной себестоимости, в конце периода считаются отклонения, которые делятся на: - отрицательные (перерасход сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов вследствие поломок оборудования, некачественного инструмента, замены материалов); - положительные (достижение экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, более рациональный раскрой материалов, использование отходов взамен полноценных материалов, применение более производительного оборудования и приспособлений); - условные (могут быть отрицательными и положительными и появляются в результате различий в методике составления плановой и нормативной калькуляций) |
|
метод |
применение |
|
Инвентарно- индексный метод учёта затрат |
Отличается от нормативного тем, что учёт прошлых затрат организуется без подразделения по нормам и отклонениям. |
Себестоимость выпущенной продукции определяют на основе данных инвентаризации и оценки остатков незавершён. производства на конец месяца |
Директ-костинг |
Издержки на производство продукции определяют в объёме прямых затрат, а накладные расходы относят непосредственно на счета реализации. |
|
Проектный расчёт затрат |
метод, используемый при изготовлении изделия по специальному заказу. |
Затраты на материалы, труд рабочих и общехозяйствен. расходы относят на каждый индивидуальный проект или на партию продукции. |
Передельный расчёт затрат (попередельный метод) |
характерен для массовых производств, когда исходное сырьё или материалы последовательно превращаются в готовую продукцию. Группы производствен. процессов образуют переделы, каждый из которых завершается выпуском промежуточного продукта (полуфабриката), который пойдёт на следующий передел, или на реализацию. |
|
Бюджетирование |
планирование и разработка бюджетов |
система управления компанией по центрам финансовой ответственности через их бюджеты |
метод |
применение |
|
Определение точки безубыточности ** |
минимальный объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. |
Можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли. Синонимы: критическая точка, CVP-точка. Не путать с точкой окупаемости (проекта) - она рассчитывается для определения времени, когда прибыль проекта превысит затраты на него потраченные, это та же точка безубыточности, только измеряется не в штуках, а в месяцах и годах. |
Важный момент по всем методам: информация, предоставляемая принимающему решения человеку, должна быть, с одной стороны - полной для принимаемых решений, а с другой стороны - краткой. Есть такая взаимосвязь: чем больше объём информации поступает и оформляется, тем больше информации остаётся без внимания. При этом в большинстве случаев скорость предоставления информации важнее её точности (именно точности, а не достоверности): например, лучше сегодня получить данные о том, что доля постоянных затрат приблизительно равна 10 %, чем через неделю более точные данные, свидетельствующие о 9,83 %.
* - Производственный цикл — период времени в котором находятся предметы труда (сырьё и материалы) в процессе производства: с самого начала – с поступления со склада на производство для изготовления и до выпуска готового продукта (оприходования на склад или в реализацию). При непрерывном производственном цикле, который имеется в некоторых отраслях (металлургическая, химическая), производственный процесс нельзя прерывать по экономическим причинам или вопросам безопасности.
** -
, где
BEP (англ. break-even point) — точка безубыточности,
TFC (англ. total fixed costs) — величина постоянных издержек,
AVC (англ. unit average variable costs) — величина переменных издержек на единицу продукции,
P (англ. unit sale price) — стоимость единицы продукции (реализация),
C (англ. unit contribution margin) — прибыль с единицы продукции без учёта доли переменных издержек (разница между стоимостью продукции (P) и переменными издержками на единицу продукции (VC)).
Можно заметить, что выражение численно равно отношению валовой маржи к выручке.
Точка безубыточности в единицах продукции — такое минимальное количество продукции, при котором доход от реализации этой продукции полностью перекрывает все издержки на её производство:
ГЛАВА 2 ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
2.1 Моделирование процессов в нотации DFD
В начале необходима расшифровка основных понятий этой главы:
DFD — аббревиатура от Data Flow Diagrams — диаграммы потоков данных. DFD это метод графического структурного анализа, показывающий внешние по отношению к системе источники данных и их адрес, а так же логические функции, потоки и хранилища данных, к которым осуществляется доступ. Диаграмма потоков данных – это один из основных инструментов структурного анализа и проектирования информационных систем (ИС), существовавших ранее - до широкого распространения UML.
UML (Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования) — это язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения. Использует графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML-моделью. UML был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования. UML не является языком программирования, но на основании UML-моделей возможна генерация кода (Кодогенерация — часть процесса компиляции, когда специальная часть компилятора, кодогенератор, конвертирует синтаксически корректную программу в последовательность инструкций, которые могут выполняться на машине).
Как бы ни был хорош такой метод в своё время, к сожалению, в наше время DFD устарел, но остаётся достаточно продуктивным инструментом для экономиста обычной организации. При том, что UML подразумевает определённые затраты на его приобретение в виде программного обеспечения и, главное, профессиональную готовность пользователя работать в новых, современных продуктах. Переходной стадией для ответственного лица за моделирование процессов на предприятии может быть программа SmartDraw – с достаточно дружелюбным интерфейсом и интуитивными подсказками.
В современных условиях уже недостаточно структурного подхода к анализу и проектированию систем – всё большую актуальность получает объектно-ориентированный метод в анализе и проектировании систем, и в то же время структурные нотации по-прежнему используются как в бизнес-анализе, так и в анализе информационных систем, но менее эффективны. Всё зависит от квалификации исполнителей и от запросов решения проблем.
Для описания диаграмм DFD используются две нотации — Йордана (Yourdon) и Гейна-Сарсона (Gane-Sarson), отличающиеся синтаксисом.
Информационная система получает потоки данных извне системы. Для обозначения частей среды функционирования есть определение - внешняя сущность. Внутри самой системы есть процессы формирования преобразований информации, которые создают новые потоки данных. Потоки данных могут поступать на вход к другим процессам, переводиться (и выводиться) в накопители данных, передаваться к внешним сущностям.
Модель DFD, будучи структурной, представляет форму иерархической модели, где каждый бизнес-процесс может быть подвергнут декомпозиции - то есть разбиению на структурные составляющие части, отношения между которыми в той же нотации могут быть показаны на отдельной диаграмме. Когда достигнута требуемая глубина разбиения на структурные составляющие части — процесс нижнего уровня сопровождается текстовым описанием. Нотация DFD поддерживает понятие подсистемы — структурного компонента разрабатываемой системы.