Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
Соответствующее решение поставленных задач в информационной системе управленческого учета позволяет выявить те центры ответственности, воздействие на которые с наибольшей вероятностью обеспечит необходимый результат с наименьшими затратами. Например, для повышения эффективности капитальных вложений компании объектами управленческих воздействий в первую очередь будут являться инвестиционные центры ответственности, целью которых должно стать повышение доходности от инвестиционной доходности, сроков окупаемости, оптимизации структуры инвестиций.
Формирование структуры центров ответственности осуществляется с уровнем детализации, который даёт оптимизировать в достаточной степени функции управления — планирование, учет, контроль, мотивацию. Например, выделение центров ответственности может быть детализировано как до уровня структурных подразделений компании, так и до уровня отдельных сотрудников, реализуемых проектов, от деятельности или функционирования которых зависят результаты деятельности всего предприятия — более значимые или менее существенные. Соответствующая структуризация и группировка данных управленческого учета по задачам и функциям позволяет определить основные и вспомогательные центры ответственности, что весьма важно при подготовке и принятии управленческих решений.
Именно в соответствии с возложенными на центры ответственности функциями и задачами осуществляется закрепление за ними основных направлений деятельности — бизнес-процессов, которые, в свою очередь, структурируются на последовательность операций и мероприятий (Таблица № 6).
Формирование бизнес-процессов линейное или функциональное. В линейном бизнес-процесс включает в себя операции, осуществляемые одним центром ответственности без взаимодействия с коллегами по производству. Функциональное формирование бизнес-процессов означает совместное выполнение несколькими центрами ответственности операций, от взаимодействия которых зависит эффективность реализации всего бизнес-процесса в целом. Поэтому, утверждение линейных бизнес-процессов может производиться посредством привязки к нему одного центра ответственности, а функциональных — посредством закрепления за центрами ответственности соответствующих операций бизнес-процесса — ответственных подразделений.
Таблица № 6
«Пример взаимосвязи основных центров ответственности бизнес-процессов
и регламентируемых результатов их функционирования»
Закрепленные процессы |
Основные функции процесса |
Основные результаты выполнения функций процесса |
||
Финансовые |
Качественные и количественные |
|||
Доходы |
Расходы |
|||
Центр ответственности: Отдел маркетинга и продаж |
||||
Маркетинг |
Исследование и анализ рынка и арендаторов |
Доходы от клиентов в разрезе целевых сегментов |
Степень достоверности прогнозов |
|
Разработка ценовой политики |
Изменение выручки от аренды |
|||
Управление клиентскими отношениями |
Привлечение арендаторов |
Общая величина доходов в разрезе услуг |
Число (доля) новых арендаторов |
|
Удержание клиентов |
Текучесть арендаторов |
|||
Центр ответственности: отдел технической эксплуатации |
||||
Тех. обслуживание (ТО) и санитарное содержание (СС) объекта |
осмотры объекта |
Величина платежей по коммунальным услугам в разрезе арендаторов помещений |
Расходы на ТО и СС |
Параметры эксплуатационных качеств объекта |
Коммун. услуги |
||||
СС |
||||
Тех. обслуживание инженер.систем и оборудования |
Диагностика и ремонт инженерных систем и оборудования |
нет |
Расходы в разрезе видов обслужив. |
Выявленные отказы/неисправности. Ремонтопригодность/экономичность систем. |
Ремонт по заявкам арендаторов |
Организация и ремонт в арендованных помещениях |
Компенсация от арендаторов недвижимости |
Расходы в разрезе видов обслужив. |
Сроки выполнения заявок арендаторов |
Отчет
Ключевые показатели:
- Сколько и какой результат произвели;
- Сколько ресурсов было затрачено;
- Показатели выполнения бизнес-процессов (позволяет оценить соответствие процесса требуемому алгоритму его выполнения);
- Производные показатели, определяющие соотношение между полученным результатом и временем, затраченным на его получение;
- Производные показатели, характеризующие соотношение полученного результата к затратам ресурсов.
При разработке показателей процесса необходимо придерживаться следующих правил:
- Набор показателей должен содержать минимально необходимое их количество для обеспечения полноценного управления процессом;
- Каждый показатель должен быть измерим финансово или количественно;
- Стоимость измерения показателя не должна превышать управленческий эффект от использования данного показателя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так как целью любой предпринимательской деятельности есть максимизация прибыли, то возникает необходимость поиска путей достижения поставленной цели. Одним из таких путей есть оптимизация работы организации с целью сокращения издержек.
Наибольшую трудность в понимании, что такое процессный подход к управлению вызывает само понятие «процесс». В русском языке это слово имеет слишком иного значений и оттенков. В терминах ISO 9000:2000: «Процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая «входы» в «выходы». Определение слишком общее и неконкретное. Вкладывать в такое определение свой смысл, или применять его для нужд конкретной (своей) организации под силу далеко не каждому менеджеру. Данная статья предлагает вашему вниманию вариант структурирования и реализации процессного подхода к управлению организацией, разработанный автором на основе собственного опыта и знаний.
Большинство российских организаций имеют функциональную структуру управления и надеются повысить эффективность управления путем внедрения процессного подхода. По оценке западных экспертов, организация функционального управления на современных российских предприятиях очень далека от совершенства. Поэтому в качестве первых шагов предлагается посмотреть на свою организацию со стороны и навести в ней элементарный порядок, четко определив ответственность, полномочия, ресурсы, информационные и управленческие связи. Данный подход не отвергает существующей системы управления, а определяет пути ее улучшения и постепенного перехода к процессной системе управления.