Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии(Место и значение кадровой службы в системе управления 1.1. Организационная структура кадровой службы, ее права и обязанности.).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 4
2) возможность приведения к единому стандарту всех операций в рамках организации,
3) устранение возможного дублирования тех или иных мероприятий, усилий,
4) более эффективное использование кадров, оборудования, производственных площадей.
Недостатки централизованного управления:
1) рост бюрократизма, накопление срочных для решения вопросов, увеличение документации,
2) задержки в принятии решений, в особенности на рабочем месте,
3) решения принимаются теми, кто незнаком с реальной ситуацией на производстве.
Одна из проблем высшего управления в области стратегического планирования, планирования, касающегося людей, состоит в том, что все ресурсы можно оценить в денежном выражении, а человеческие ресурсы "не переводятся на деньги".
Задача состоит в совмещении оценки финансовых, материальных и людских ресурсов фирмы, которая решается либо отделом по управлению персоналом, либо отдельными руководителями (в более мелких фирмах).
Цели управления персоналом Нижневартовского филиала ООО "Курасковское управление энергообеспечения нефтедобычи" 1) обеспечение организации хорошо подготовленными и заинтересованными (мотивационными) работниками;
2) доведение до каждого работника намерений (планов) отдела по управлению персоналом;
3) активное использование квалификации, практического опыта, мастерства и работоспособности сотрудников.
Цели управления персоналом можно достичь, если опираться на каждого работника, при этом с каждым работником должна проводиться кропотливая работа.
Комплексный подход к управлению персоналом в Нижневартовском филиале ООО "Курасковское управление энергообеспечения нефтедобычи" требует интеграции основных функций и таких направлений, как:
1) организационно-кадровой функции;
2) учебно - воспитательной функции;
3) социально-экономической функции;
4) исследовательно - проектной функции;
5) психолого-педагогической функции;
6) информационно-аналитической функции.
Организационно-кадровая функция, которая обеспечивается отделом кадров Нижневартовского филиала ООО "Курасковское управление энергообеспечения нефтедобычи", выполняет:
o планирование использования людских ресурсов, подбор, приём, расстановка, перемещение, продвижение, учёт и увольнение кадров по группам: руководители (линейные, функциональные, высшие);
o инженерно-технические работники, специалисты и служащие;
o рабочие редких специальностей и высокой квалификации; рабочие массовых специальностей.
Отдел кадров Нижневартовского филиала ООО "Курасковское управление энергообеспечения нефтедобычи" обеспечивает профессиональную ориентацию, отбор, подготовку, переподготовку, повышение квалификации, оценку подготовленности и аттестацию кадров. При отсутствии отдела психологии труда отдел кадров выполняет также психолого-педагогические функции, а именно: решение социально-психологических вопросов производства, проводит анализ и обеспечивает улучшение педагогического климата в коллективах, планирование, прогнозирования социального развития коллектива.
Социально-экономические функции в части трудовых отношений, графика работы, условий труда, заработной платы, стимулирование труда, компенсаций и пособий выполняет отдел труда и заработной платы.
И следовательно - проектные функции: исследование рабочих процессов и их планирование, безопасность труда, охрана здоровья, выполняет плановый или технический отдел, или отдельное подразделение, занимающееся научной организацией труда (на крупных фирмах). Информационно-аналитические функции в части анализа трудовой дисциплины, контроля и оценки действий персонала, использования и текучести кадров выполняет отдел социальной информации, либо другое подразделение по решению руководства.
Перечисленные функции являются элементами диагностической модели функционирования управления персоналом Нижневартовского филиала ООО "Курасковское управление энергообеспечения нефтедобычи".
Итак, управление персоналом Нижневартовского филиала ООО "Курасковское управление энергообеспечения нефтедобычи" включает в себя:
1) помощь фирме в достижении её целей;
2) эффективное использование мастерства и возможностей работников;
3) обеспечение фирмы высококвалифицированными и заинтересованными служащими;
4) стремление к наиболее полному удовлетворению служащих своей работой;
5) развитие и поддержание на высоком уровне качества жизни, которое делает желанной работу в этой фирме;
6) помощь в создании позитивного морально-психологического климата;
7) управление ростом карьеры и взаимной выгоде работника и фирмы.
Составляющими элементами процесса управления являются назначенная (подобранная самостоятельно) группа специалистов, целью деятельности которой является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программы развития кадров организации.
В Нижневартовском филиале ООО "Курасковское управление энергообеспечения нефтедобычи" разрабатывается стратегия управления человеческими ресурсами: определяются перспективные ориентиры функционирования персонала, его совершенствование, развитие мотивации.
В системе управления персоналом Нижневартовского филиала ООО "Курасковское управление энергообеспечения нефтедобычи" выделяют четыре группы:
1. Технико-технологические, к ним относят:
1.1. изменение структуры и форм занятости, дифференциация персонала и формирование "внутреннего рынка труда";
1.2. непрерывное повышение квалификации и переподготовка персонала;
2. Личностные, к ним относят:
2.1. пересмотр принципов занятости, гибкие, индивидуальные формы работы;
2.2. ориентация системы стимулирования на предпринимательство, участие в управленческих решениях;
3. Экономические и социально – политические, к ним относят:
3.1. аккумулирование передового опыта управления кадрами;
3.2. создание новых форм конструктивного сотрудничества работников, профсоюзов и администрации компаний;
4. Развитие теории управления, к ним относят:
4.1. повышение аналитической обоснованности решений по использованию трудовых ресурсов;
4.2. понимание роли личности в обеспечении эффективной работы организации.
В связи с выше сказанным, значительно повысилось значение функции отдела кадров - отбор персонала (особенно руководящего). В связи с этим новый смысл и содержание приобретает такие критерии оценки персонала, как образование, профессионализм, личная культура и этика работников. Люди рассматриваются как самый ценный ресурс предприятия. Кадровая политика в области отбора кадров состоит в определении принципов приёма на работу, методологии закрепления, профессионального развития персонала.
При отборе кадров в Нижневартовский филиал ООО "Курасковское управление энергообеспечения нефтедобычи" определённую помощь оказывают различные источники информации, а именно:
1. Заявление о приёме (первое общее впечатление о кандидате);
2. Фотография (представление о внешности);
3. Биография (показывает процесс становления, позволяет узнать личность);
4. Личная анкета (содержит, собирает и систематизирует самую важную информацию о поступающем работнике, позволяет не забывать информацию);
5. Трудовая книжка (подтверждает места работы, освещает прежние сферы деятельности, иногда ограничена из-за терминологии);
6. Рекомендации (освещают все аспекты профпригодности, как правило, делаются только дополнительные выписки);
7. Психологические тесты (интеллект, эрудиция, профессиональные качества, черты характера, допускаемая пригодность).
Рисунок - 1. Процесс набора и отбора кадров в Нижневартовском филиале ООО "Курасковское управление энергообеспечения нефтедобычи"
Рисунок - 2. Модель систематического обучения в Нижневартовском филиале ООО "Курасковское управление энергообеспечения нефтедобычи"
В общем виде весь процесс набора и отбора кадров, реакция на замечания со стороны, другие личностные качества можно изобразить на рис.2. Для организации процесса обучения используется так называемая модель обучения (как бы "циклическая" модель).
В Нижневартовском филиале ООО "Курасковское управление энергообеспечения нефтедобычи" в составе оперативного плана работы с персоналом составляются программы обучения работающего персонала, а также вновь принятого персонала.
Итак, основные требования к организации как функции управления состоят в обеспечении всех принимаемых решений организационными мерами по их выполнению; в повышении персональной ответственности и исполнительской дисциплины; совершенствовании организации трудовой деятельности; целесообразном разграничении обязанностей сотрудников и др.
Заключение
Реализация кадровой стратегии - важная стадия процесса стратегического управления. Целью процесса реализации стратегии является обеспечение скоординированной разработки и реализации стратегических планов, структурных подразделений организации в целом и системы управления персоналом. Инструментами реализации кадровой стратегии являются кадровое планирование, планы развития персонала, в том числе его обучения и служебного продвижения, решение социальных проблем, мотивирование и вознаграждение. Реализация кадровой стратегии, как и любой другой, связана с оценкой ее эффективности. Правильно выбранная кадровая стратегия обеспечивает:
1) своевременное укомплектование кадрами рабочих и специалистов в целях обеспечения бесперебойного функционирования производства, своевременного освоения новой продукции;
2) формирование необходимого уровня трудового потенциала коллектива предприятия при минимизации затрат;
3) стабилизацию коллектива благодаря учету интересов работников, предоставлению возможностей для квалификационного роста и получению других льгот;
4) формирование более высокой мотивации к высокопроизводительному труду;
5) рациональное использование рабочей силы по квалификации и в соответствии со специальной подготовкой.
Однако достижение этих результатов возможно при правильной и четко отлаженной работе кадровой службы предприятия. В завершение хотелось бы сказать, что необходима проверка кадровой стратегии на ее соответствие сложившимся на предприятии традициям в работе с кадрами, привычным для коллектива и принимаемым им. Следует учитывать психологический климат на предприятии, потенциальные возможности коллектива, изменения во внешнем окружении. Поэтому целесообразно проводить социологические исследования в целях изучения реакции со стороны коллектива на выбранную кадровую стратегию.
В данной работе было рассмотрена современная кадровая служба на предприятии в целом и в частности на примере Нижневартовского филиала ООО "Курасковское управление энергообеспечения нефтедобычи", в результате проведённого анализа можно сделать ряд выводов, а именно, что профессия "менеджер по персоналу" возникла в процессе формирования системы кадрового менеджмента в XX в. Логика этого процесса определяется двумя факторами:
1) последовательной трансформацией традиционной системы кадровой работы, осуществляемой линейными руководителями различного уровня, в систему управления персоналом с четко выраженной штабной функцией, а затем - в интегрированную систему стратегического управления человеческими ресурсами. Для каждой из этих фаз трансформации характерны своя модель кадрового менеджмента и специфическая роль менеджера по персоналу: 1) попечитель, 2) специалист по трудовым контрактам, 3) архитектор кадрового потенциала;
2) эволюцией форм (совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей и совместно-индивидуальной) организации совместной деятельности и генезисом на их основе совместно-творческой деятельности, которая предполагает реализацию четырех императивов в кадровой политике корпораций:
* организационная интеграция (высшее руководство не иные руководители принимают разработанную и хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами и реализуют ее в своей оперативной деятельности, тесно взаимодействуя со штабными структурами);
* высокий уровень ответственности всех работников корпораций, подразумевающий как идентификацию с базовыми ценностями, так и настойчивую, инициативную реализацию стоящих перед ними целей в повседневной практической работе;
* функциональная (вариабельность функциональных задач, предполагающая отказ от традиционного, жесткого разграничения между различными видами работ, а также широкое использование разнообразных форм трудовых контрактов) и структурная (адаптация к непрерывным организационных изменениям, социальным и культурным нововведениям) гибкость организационно-кадрового потенциала;
* высокое качество: работы и ее результатов, условий труда (рабочая обстановка, содержательность работы, удовлетворенность трудом), а также самой рабочей силы.
Эти целевые установки можно рассматривать как конкретизацию императивов совместно-творческой деятельности в практике современного кадрового менеджмента.
Список использованной литературы