Файл: Выбор стиля руководства в организации (Структура и система управления).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Структура и система управления
1.2 Подходы к руководству людьми
Глава 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА
Классические стили руководства
2.2 Смешанные стили руководства
2.3 Современные стили руководства
3.1 Характеристика фирмы ООО «Техэлектромонтаж»
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в мире существует множество организаций, занимающихся разными видами деятельности. Например, такими, как производство товаров и продукции, торговля, добыча сырья и его обработка, предоставление услуг и т.д. Задача каждой из этих компаний быть конкурентоспособной на стремительно развивающемся рынке. Под конкурентоспособностью компании понимается ее высокоэффективная способность преобладать на рынке, используя свои преимущества в достижении поставленных целей. Высокий уровень конкурентоспособности – это один из главных показателей успешной деятельности любой компании, и он напрямую зависит от способности руководства эффективно управлять организацией.
Современный руководитель должен уметь осуществить финансово - хозяйственную деятельность компании, а также найти и применить лучшие методы и формы организации коллектива. Время не стоит на месте, а это значит, что и компания должна развиваться в соответствии с последними тенденциями. Поэтому грамотно управлять людьми, достигая целей организации – актуальная тема на сегодняшний день.
Цель работы – проанализировать зависимость эффективной работы организации от выбранного стиля управления организацией.
Задачи:
- Рассмотреть, что представляет собой руководство;
- Дать понятие стиля управления и определить его структуру;
- Изучить стиль управления с точки зрения различных теорий;
- Рассмотреть классификацию стилей управления;
- Изучить сущность эффективности управления;
- Выявить взаимозависимость стиля руководителя и эффективности управления.
Объект исследования – ООО «Техэлектромонтаж» г. Ангарск
Предмет исследования – стиль руководства, применяемый в данной организации.
Практическая значимость работы заключается в исследовании стиля руководства в ООО «Техэлектромонтаж» г. Ангарск. Проведенное исследование позволяет оценить стиль руководства и его влияние на эффективность работы организации в целом.
В первых двух разделах - теоретических, на основе анализа научной литературы, раскрывается сущность эффективности управления организацией, причины выбора стиля руководства в организации, характеризуются стили с точки зрения различных теорий.
В третьем разделе - практическом, описано исследование по проверке влияния стиля руководства на уровень эффективности организации.
Теоретической основой при написании работы явились труды отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента. В процессе подготовки работы были использованы учебные, научно-методические, статистические данные и результаты личных исследований.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Структура и система управления
В наши дни управление является одним из важнейших видов деятельности человека. В условиях рыночной экономики особую роль играет управление хозяйственными организациями, призванное обеспечить высокую эффективность и результативность их функционирования в интересах обеспечения социально-экономических потребностей общества.[1]
Главным признаком, отражающим сущность управления, является воздействие с целью сохранения или изменения состояния объекта управления. Как процесс управление представляет собой последовательность действий, которые обеспечивают необходимое состояние или изменение состояния управляемого объекта.
Управление – это элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.). Управление обеспечивает сохранение или изменение структуры этих систем, поддержание режима и реализацию цели их деятельности.[2]
Управление организацией – процесс принятия решений и осуществления скоординированных действий, приводящих систему в желаемое состояние.
Любая структура управления может быть представлена в форме схемы, картинки, дающей представление о круге обязанностей менеджеров. Она может давать описание тех функций, которые должен взять на себя менеджер, а может содержать сразу те конечные цели и результаты, на достижение которых должны быть направлены его усилия.[3]
В организации должна быть структура управления, способная решать основные управленческие задачи, реализовывать системообразующие функции.
Развитие организации, реализация выбранной стратегии будут зависеть от управления. Именно благодаря умелому и талантливому управлению организация сможет уверенно существовать в непростых условиях окружающей среды, и каждый человек при этом сможет достойно чувствовать себя внутри нее.[4]
Руководство - процесс влияния на подчиненных, является способом заставить их работать на достижение единой цели. Руководить (в бизнесе) - означает быть способным заставить весь коллектив стремиться к выполнению задач, стоящих перед организацией. [5]
В основе руководства людьми находится влияние, т.е. психологическое (эмоциональное или рассудочное) воздействие, которое оказывается с целью изменения поведения. Потенциальная или реальная возможность влияния на окружающих называется властью. Власть реализуется в управлении как совокупность полномочий, компетентности и лидерства.
Умению руководить нельзя научить в школе. Это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни.
Руководство включает постановку задач, координацию, мотивацию и основывается не только на официальных распоряжениях, но на личном примере руководителя, его уважении к подчиненным. В целом его результат зависит от трех переменных: руководителя, подчиненного и изменения ситуации. [6]
1.2 Подходы к руководству людьми
Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания их как личностей, уровня их образованности, информированности и пр. Сплав перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству. [7]
До последней четверти XX столетия в большинстве организаций практиковался технократический подход к руководству людьми. Условно его существование можно разделить на три периода.
- Ранний технократизм – человек - это придаток машины. На этом этапе на человека не обращали совершенно никакого внимания и улучшали только оборудование. Рабочий день длился от 16 до 18 часов, к труду привлекались дети от 4 лет, потребность в квалифицированных кадрах полностью отсутствовала.
- Классический технократизм – человек признавался равным машине. Условия труда были немного улучшены, однако полностью игнорировался человек как личность.
- Гуманистический технократизм – обращение к человеку как таковому, но не как к личности. Это порождало нежелание добросовестно выполнять свои обязанности, безответственность и в целом неэффективное использование возможностей работников.[8]
Экономический подход дал начало концепции использования трудовых ресурсов. Во главу угла ставится техническую подготовку персонала, акцент делается на овладении трудовыми приемами».[9]
В рамках органического подхода последовательно сложились: концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами. Именно органический подход обозначил новую перспективу управления персоналом, выведя этот тип управленческой деятельности далеко за рамки традиционных функций организации труда и зарплаты. [10]
В конце ХХ века все большую популярность стал завоевывать гуманистический подход к руководству. Он ориентировался уже не на абстрактного человека, а на уникальность, неповторимость каждой личности. В его рамках организация работы персонала и управление им все больше нацелены на создание возможности для людей трудиться с максимальной отдачей, получать удовлетворение от своей деятельности, отношений в коллективе, а главное – развивать и совершенствовать себя. Гуманистический подход ставит своей целью создание неструктурированной производственной среды, ибо структурированная, основанная на жестком разделении труда, подавляет человека, не позволяет проявлять инициативу, препятствует развитию личности и творчеству.[11]
В настоящее время выделяют еще групповой подход к организации и управлению персоналом.
Групповой подход к организации работы, создание условий для тесного взаимодействия различных групп способствуют устранению барьеров между разными категориями персонала, формированию благоприятного психологического климата в процессе сотрудничества, отсутствию подчинения по иерархии одних работников другим.[12]
1.3 Личность руководителя
Эффективность руководства в организации существенно зависит от индивидуальных особенностей менеджера, а также от тех ролей и функций, которые он призван выполнять.[13]
Руководитель – ключевое звено в кадровой системе. Руководитель направляет деятельность всего коллектива организации.
Принятие решений – основная функция руководителя, а уклонение его от этой роли деформирует всю кадровую структуру. Руководитель несет персональную ответственность за своевременное решение основных проблем управляемой системы в целом, а также за организацию работы по их реализации, за контроль исполнения.
Сумма полномочий, которыми обладает руководитель, называется властью руководителя.[14]
Применительно к менеджменту лидерство понимается, как искусство влиять на людей, чтобы они по доброй воле стремились к достижению целей, которые не являются их личными целями (цели подразделения, цели фирмы, цели государства).
Люди следуют за лидером, так как он в состоянии предложить им, хотя не всегда реально дать, средства для удовлетворения их насущных потребностей.[15]
Понятия «лидер» и «руководитель» имеют в содержании много общего. Оба термина организуют группу к решению поставленных задач, а также определяют методы и способы их преодоления. Но, тем не менее, понятия все же не совсем схожи. Для построения правильного поведения на практике руководителю мешает отсутствие знаний, о таких понятиях, как руководство и лидерство.
Лидер – это индивидуум, который стремится к признанию авторитета всех членов группы, ставит своей целью признания за собой право на принятие ответственных решений и управленческих задач, направленных для улучшения деятельности всей группы лиц.
Лидером команды может стать личность, которая способна решить любые проблемы и задачи, невзирая на уровень сложности. Руководитель – это личность, направляющая работу персонала в нужное русло и несущая ответственность за качество выполнения работы. [16]
Современному менеджеру необходимо быть лидером, чтобы иметь настоящий авторитет у подчиненных, чтобы создать свой стиль управления и эффективно осуществлять мотивацию подчиненных. [17]
Принятие решений – основная функция руководителя, а уклонение его от этой роли деформирует всю кадровую структуру. Руководитель несет персональную ответственность за своевременное решение основных проблем управляемой системы в целом, а также за организацию работы по их реализации, за контроль исполнения.
Сумма полномочий, которыми обладает руководитель, называется властью руководителя.[18]
Компании работают так, как работают их руководители. Служащие всегда перенимают манеры своих начальников. Именно руководитель устанавливает правила и нормы поведения, подавая другим пример. Со временем сотрудники начинают делать то же, что делает их начальник.[19]
Руководитель любой организации выполняет следующие основные функции:
- выработку общего плана действий всей организации (выработка целей, плана, осуществление контроля и т.д.);
- координацию всех подразделений управления – это исключительно важная составляющая функции руководства: руководитель координирует работу подчиненных ему служб (плановых, финансовых, бухгалтерских, технических и т.п.);
- воздействие на нижестоящие звенья и их руководителей (так, на предприятии директор руководит цехами, начальник цеха – участками и т.д.)
- подбор персонала на различные участки управления. [20]