Файл: Выбор стиля руководства в организации (Структура и система управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В научной литературе по менеджменту выделяют четыре основные роли руководителя.

Роль лидера. В данном случае имеется в виду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей. От использования лидерских качеств во многом зависит эффективность организации. Как отмечают Г. Кунц и С.О’Донне чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство. От лидерства на 30—35% зависит отдача персонала.[21]

Лидеру свойственны такие качества, как: самоуверенность, своеобразный ум, сила воли, индивидуальный подход к каждому человеку, широкий спектр организаторской деятельности, инициативность и умение мотивировать как себя, так и окружающих.[22]

Роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений.

Роль планировщика. Главные задачи этой роли — оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации.

Роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизируя его.[23]

Кроме того, менеджер должен стремиться к доведению начатого дела до конца и к непременному достижению поставленных целей. Наличие специальных знаний и необходимых качеств позволяет менеджеру эффективно выполнять свою работу. При этом менеджер должен уметь общаться с людьми, устанавливать деловые контакты, побуждать работников к производительной деятельности, находить выход из конфликтных ситуаций.[24]

Неотъемлемой обязанностью менеджера является подбор, расстановка и обучение работников. Он должен быть предельно объективным независимо от своих симпатий. [25]

Принято делить руководителей на «авторитетов» и «демократов». Но такое деление весьма условно, и трудно встретить представителей этих стилей в “чистом виде”. Кроме того, очень важна роль ситуации. В конкретной ситуации в зависимости от целей, от наличия ресурсов и т. д.[26]


Хороший руководитель вселяет в людей энтузиазм. Он повышает в должности, поощряет и хвалит своих подчиненных. Хороший руководитель заставляет людей поверить в себя, в то, что они особенные, избранные, не такие, как все. Хороший руководитель помогает своим сотрудникам чувствовать себя хорошо.

Есть три варианта взаимодействия руководителя с подчиненными: научить, выгнать или – не делать ничего и наблюдать, как посредственность становится нормой, и фирма приходит в упадок из-за неадекватных действий сотрудников.

Существует множество факторов, из-за которых качество работы сотрудников может пострадать. Задача руководителя – выяснить, в чем проблема. Когда он поймет, где корень зла, он должен предпринять решительные действия, чтобы спасти положение.

Эффективный руководитель – это детектив. Он ведет расследование, ищет скрытые причины проблем.[27]

Сегодня «идеальный менеджер» - это человек, прежде всего владеющий навыками профессии, жесткий прагматик, ориентированный на успех, с железными нервами, но и достаточно гибкий. Человек, твердо знающий, чего он хочет и как достичь своих целей. [28]

Специалисты по имиджированию выделяют три составляющие имиджа руководителя (менеджера):

  • личное обаяние; оно всегда способствует успеху в профессиональной деятельности менеджера;
  • нравственные характеристики - коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость;
  • технику самопрезентации. [29]

Как стать первоклассным руководителем? Простая формула успеха:

  1. Нанимайте на работу только превосходных работников.
  2. Следите за тем, чтобы работа поручалась подходящим людям. Увольняйте неподходящих людей.
  3. Объясняйте своим служащим, что именно нужно сделать.
  4. Объясняйте, почему это должно быть сделано.
  5. Предоставьте выполнение работы тем, кому вы ее поручили.
  6. Позаботьтесь об обучении своих сотрудников.
  7. Умейте слушать людей.
  8. Устраняйте барьеры, которые сковывают людей, помогите им чувствовать себя уверенно.
  9. Контролируйте ход работ.
  10. Благодарите своих сотрудников на людях и наедине. [30]

1.4 Стиль руководства

При всем многообразии задач, решаемых менеджерами, управление можно рассматривать как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций. Такие функции называют основными (или базовыми) функциями менеджмента, поскольку их выполняют менеджеры всех уровней, независимо от специфики управленческой деятельности.[31]


Планирование предполагает умение определять и ставить цели; разрабатывать стратегию для достижения этих целей; развивать конкретные планы деятельности работников и их координацию.

Для выполнения функции организации нужно уметь определять задания; распределять их среди подчиненных; определять уровень полномочий для принятия самостоятельных решений, иерархию подчиненности.

Руководство включает комплекс задач, направленных на мотивацию подчиненных; поддержание их активности в нужном направлении; разработку и поддержание оптимальных каналов коммуникации; разрешение конфликтных ситуаций.

Контроль или регулирование, - это функция, требующая проверки исполнения заданий, производительности; регулирования организационного поведения.

Все эти функции могут выполняться по-разному, что и предопределяет так называемый стиль руководства.[32]

Слово «стиль» греческого происхождения, означает стержень или почерк. Стиль руководства – это своего рода «почерк» в действиях менеджера.[33]

Стиль руководства — устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, а также комплекс его индивидуальных черт, проявляющихся в отношениях с подчиненными.[34]

С помощью установленного стиля управления должна достигаться удовлетворенность работой и поощряться производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует и говорить о преимущественности того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.[35]

Стиль руководства – явление строго индивидуальное, т.к. он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. Регламентируется стиль личными качествами менеджера. В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный тип, «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Заметим, что важнейшим элементом современного стиля деятельности является именно умение менять стиль работы в зависимости от актуальных требований момента.[36]

Важным элементом в стиле управления руководителя является непосредственное влияние на подчиненных. Ученые всегда пытались выяснить, каким образом стиль руководства влияет на эффективность деятельности организации. Ведь именно от стиля руководства зависит успех организации, динамика развития, а также мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое.


Американский социальный психолог и исследователь организационного поведения и управления Ренсис Лайкерт на протяжении долгого времени проводил ряд исследований организаций как с высокой, так и с низкой производительностью труда. В результате исследований Лайкерт пришел к выводу, что эффективность деятельности организации зависит от того, с какой позиции руководитель подходит к организации работы своих подчиненных. Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства будет ориентирован или на человека, или на работу. [37]

Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:

  • требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
  • специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
  • окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.;
  • особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.[38]

Каждая организация представляет собой уникальную структуру. Управляющий – это уникальная личность, который является творцом своего стиля управления, применяемого им на практике. Но при этом он должен учитывать ряд условий и обстоятельств, формирующих стиль. Так как в нем отражены убеждения руководителя, он определяет эффективность деятельности всей организации.

Глава 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА

Классические стили руководства

Согласно классификации немецкого психолога, К. Левина, различают три классических стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский (нейтральный). Важнейшим общим основанием выделения этих стилей послужил характер принятия управленческих решений и отношение руководителя к подчиненным.[39]

Авторитарный стиль руководства

Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике стилем руководства является авторитарный, считающийся универсальным. Его характерными чертами являются:


  • централизация всей власти в руках руководителя и принятие им единоличных решений;
  • дистанцирование его от подчиненных и преобладание между ними официальных отношений;
  • отдача исполнителям в приказной форме распоряжений без объяснения их связи с общими целями и задачами организации;
  • широкое использование администрирования, наказаний.

В результате в организации формируется неблагоприятный морально-психологический климат и создается почва для развития конфликтов. [40]

При таком стиле управления вся производственная деятельность организуется руководителем без участия подчиненных. Этот стиль может применяться при решении текущих задач и предполагает большую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников.[41]

Основная цель авторитарного (директивного) управления – добиться беспрекословного подчинения. Сторонники данного стиля управления отдают предпочтение приказам и распоряжениям и не склонны к диалогу с сотрудниками. Из методов мотивации используется главным образом, один: руководитель рисует подчиненным негативные последствия, которые ждут их в случае невыполнения его приказов.

Директивный стиль управления наиболее эффективен, когда речь идет о решении однозначных, прямолинейных задач, в кризисной ситуации, когда отступление от указаний руководства грозит серьезными проблемами, при общении с неуживчивыми работниками.[42]

Руководитель управляет подчиненными в силу своей легитимной власти, вытекающей из иерархической организации предприятия. Он ожидает от подчиненных соответствующего повиновения.

Руководитель убежден в том, что лучше понимает цели организации и пути их достижения, более компетентен по сравнению с подчиненными, хотя на деле это часто бывает совсем не так. Статусные символы поддерживают властную позицию руководителя. Он вознаграждает и наказывает сотрудников по собственному усмотрению.[43]

Недостатки авторитарного стиля лежат в слабой мотивации самостоятельности и развития подчиненных, а также в опасности ошибочных решений посредством чрезмерных требований руководителя в отношении количества и (или) качества работы.[44]

Специалисты выделяют две разновидности авторитарного стиля. «Эксплуататорская» предполагает, что руководитель полностью сосредоточивает в руках решение всех вопросов, не доверяет подчиненным, не интересуется их мнением, берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания. В качестве основной формы стимулирования он использует наказание, угрозы, давление.