Файл: Выбор стиля руководства в организации (Структура и система управления).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Структура и система управления
1.2 Подходы к руководству людьми
Глава 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА
Классические стили руководства
2.2 Смешанные стили руководства
2.3 Современные стили руководства
3.1 Характеристика фирмы ООО «Техэлектромонтаж»
При более мягкой, «благожелательной» разновидности авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным уже снисходительно, по-отечески, иногда интересуется их мнением (но, несмотря на их обоснованность, может поступить по-своему), предоставляет ограниченную самостоятельность. Наказания здесь также используются, но уже не так широко.[45]
Известный ученый в области лидерства Дуглас МакГрегор автократическое руководство называл теорией «Х» и характеризовал ее следующими положениями:
- люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;
- у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;
- больше всего люди хотят защищенности;
- чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.[46]
Однако МакГрекор оговаривает, что подобное поведение вызывается не столько свойствами человеческой натуры, сколько теми внешними условиями, в которых людям приходится жить и трудиться.[47]
Демократический стиль руководства
Демократический стиль, который называют еще кооперативным, применяют уверенные в себе руководители, доверяющие подчиненным, контролирующие не их, а результаты.
Обычно демократический стиль руководства применяется тогда, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут принимать высококвалифицированные решения. Но из-за сложностей координации работы исполнителей решения принимаются замедленно.[48]
Основная цель демократического руководителя — создать сплоченный коллектив преданных работников.
Для демократического стиля обычно характерно проведение множества совещаний, внимательное отношение к идеям каждого сотрудника, щедрое вознаграждение желаемого поведения и слабая критика неудовлетворительной работы.[49]
Демократичный лидер старается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, вкладывает усилия в создание атмосферы открытости и доверия, старается научить подчиненных вникать в проблемы организации. Он избегает навязывать свою волю подчиненным, поэтому часто использует механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, самовыражении и т. п.[50]
В противоположность авторитарному стилю поведения демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям. Руководитель совместно с сотрудниками согласовывает цели организации и индивидуальные пожелания членов группы, распределяет работу. Такого руководителя отличают самокритичность, общительность, самоконтроль и ровные отношения с подчиненными.[51]
Исследования показали, что в условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но ее качество, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на такой же порядок ниже.
Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительнее для руководства более простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический — сложными, где на первое место выступает качество. [52]
Демократический стиль управления наиболее эффективен при условии, что сотрудники — знатоки своего дела; когда требуется координировать деятельность сотрудников; если руководитель не уверен, какой подход ему лучше выбрать.
Демократический стиль управления наименее эффективен в кризисных ситуациях, когда нет времени на совещания; когда сотрудники отличаются низким профессионализмом, плохо осведомлены или нуждаются в постоянной опеке и контроле.[53]
Демократичному руководству Д. МакГрегор назвал теорией «Y». Концепция демократичного руководства состоит в следующем:
- труд – процесс естественный. Если условия позволяют, люди не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться к ней;
- если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;
- приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;
- способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Руководитель стремится создать ситуацию, в которой люди могут проявить себя, и их работа сама станет вознаграждением. Демократичные руководители стараются научить подчиненных вникать в проблемы организации и привлекают их к принятию решений.[54]
У демократического стиля руководства выделяют две формы. В рамках «консультативной» руководитель интересуется мнением подчиненных, советуется с ними, стремится использовать все лучшее, что они предлагают.
«Партисипативная» форма демократического руководства предполагает, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все конструктивные предложения, привлекают сотрудников к постановке целей и контролю за их исполнением.[55]
Демократичный лидер старается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, вкладывает усилия в создание атмосферы открытости и доверия, старается научить подчиненных вникать в проблемы организации.[56]
Либеральный стиль руководства
Там же, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль руководства.
Руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые для их работы условия, определяет ее правила, рамки самостоятельности, обеспечивает информацией, поддерживает благоприятную атмосферу.[57]
Суть этого стиля состоит в том, что руководитель уклоняется от принятия решений и ответственности. В этой ситуации решения принимаются большинством голосов на собрании, в котором учувствуют все, но никто ни за что не отвечает. В результате происходит полная передача инициативы в руки подчиненных.[58]
Либеральный стиль руководства характеризуется низкой требовательностью к подчиненным, беспринципностью руководителя, стремлением приобрести авторитет путем предоставления разных льгот и послаблений, нежеланием принимать на себя ответственность за итоги деятельности.[59]
Применение либерального стиля находит распространение в связи с растущими масштабами научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых силами высококлассных специалистов, не приемлющих давления, мелочной опеки и прочего.[60]
Позитивные моменты: вся инициатива в руках работников; отсутствие контроля дает большой простор для реализации творческих способностей. Негативные моменты: отсутствие серьезного контроля; дальнейший возможный итог — анархия. Стиль эффективен при работе с творческим коллективом, в котором постоянный контроль и давление со стороны руководства мешают эффективному выполнению своих обязанностей.[61]
Все три классических стиля руководства имеют характерные формы проявления. Авторитарному руководителю присущи суровое выражение лица, резкий, приказной тон, отделение себя от группы. Демократичному руководителю свойственны общительность, внешняя доброжелательность, распоряжения в форме просьбы или рекомендации. Свидетельствами попустительского стиля служат безучастный внешний вид руководителя, стремление быть незаметным.[62]
Р. Лайкерт предложил другие критерии для классификации стилей лидерства.
Первый критерий раскрывает приоритеты руководителя, его ориентацию только на работу, достижение целей, получение результатов или только на человека. Второй критерий - характер взаимодействия руководителя и подчиненных при принятии решений.[63]
Р. Лайкерт пишет о четырех стилях:
- эксплуататорски – авторитарном;
- благосклонно – авторитарном;
- консультативно – демократичном;
- основанном на участии.[64]
2.2 Смешанные стили руководства
Существуют и иные классификации стилей руководства. Всем им присуща одна особенность. Они являются разновидностями какого-либо из классических стилей. [65]
Инновационный стиль. «Движение есть жизнь», – считают менеджеры такого типа.
Регламентирующий стиль руководства основан на точном соблюдении инструкций. Задача менеджера состоит в строгом следовании регламенту.
Плановый стиль руководства базируется на скрупулезном следовании планам. Роль менеджера состоит в обеспечении выполнения плановых заданий.
Консервативный стиль руководства направлен на соблюдение традиций. Менеджер такого стиля отрицательно считает, что любое отклонение – это плохая новость.
Бюрократический стиль основан на всевластии бумаг. Для руководителя основным является не дело, а дисциплина и порядок.
Авральный стиль руководства заключается в повышенной активности в выполнении очередных указаний и проведении кампаний.
Творческий стиль руководства предполагает нестандартность принимаемых руководителем решений, оригинальность действий.[66]
И. Ниномийя предложил следующую классификацию стилей руководства.
- «Патриарх». Старается обеспечить полный контроль над всеми аспектами деятельности подчиненных;
- «Птица страус». Ориентируется на свой статус, стремится избежать конфликтов, боится различий во мнениях;
- «Индивидуалист». Стремится все сделать сам;
- «Педант». Все желает знать в самых подробных деталях, выступает против коллективного принятия решений;
- «Политик». Не показывает, что имеет собственное мнение, хорошо чувствует конъюнктуру;
- «Посредник». Хорошо знает людей, коммуникабелен, сторонник группового принятия решений и совместного творчества;
- «Прилежный бобер». Сам готовит план деятельности для себя и для подчиненных. Не ориентирован на высокий конечный результат;[67]
Р. Херси и К. Бланшар считают, что стили руководства определяются «зрелостью» исполнителей. В соответствии с этим они выделяют четыре стиля:
- указания: когда исполнители незрелые, заметна высокая ориентация на задачу и низкая — на взаимоотношения;
- продажи: когда уровень зрелости исполнителей средний, и они ориентированы на задачу и на взаимоотношения;
- ориентации на участие в принятии решений: когда зрелость исполнителей можно охарактеризовать как умеренно высокую, ориентация на взаимоотношения высокая, а на задачу — низкая;
- делегирования: когда уровень зрелости исполнителей высокий, а вот ориентация на задачи и взаимоотношения низкая.[68]
2.3 Современные стили руководства
В конце XX века теория и практика менеджмента выдвинули и развили несколько стилей руководства, которые с полным основанием можно назвать современными.[69]
Харизматический стиль. Главной особенностью является то, что все зависит от личности лидера. Лидер внушает доверие и ведет за собой. К числу харизматических лидеров можно отнести Мать Терезу, Мартина Лютера Кинга, Адольфа Гитлера.[70]
Трансакционный стиль. Отличительными чертами трансакционного стиля руководства является ясность задач и трудовой энтузиазм. Лозунг этого стиля – «дорога ясна и победа видна».
Сервисный стиль руководства. Руководители такого стиля видят свою роль в обслуживании подчиненных в смысле обеспечения необходимых условий для работы. Сервисный стиль хорошо зарекомендовал себя в учебных организациях.
Интерактивный стиль. Интерактивный менеджер всячески поддерживает идею о том, что стремление к достижению целей фирмы расширяет возможности сотрудников в реализации их личных интересов. Интерактивный стиль руководства особенно удачно себя показывает в творческих коллективах.
Командный стиль руководства – это управление посредством группы (команды). Командный стиль руководства за последнее десятилетие уверенно вышел на первое место по своей эффективности. Это связано с тем, что одному человеку не под силу решать сложные и разноплановые управленческие задачи.[71]
Также выделяют пять стилей руководства по соотношению в них проблем человека и проблем производства.