Файл: МУ КР Наследст-ное право РФ.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4218

Скачиваний: 62

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

6

Методические

 

рекомендации

 

по

 

подготовке

 

рефератов

 

 
В  соответствии  с  государственным  образовательным  стан-

дартом  студенты  выполняют  реферат  по  дисциплине  «Наследст-
венное право РФ». 

 Реферат представляет собой работу самостоятельного твор-

ческого  характера,  что  предполагает  самостоятельное  изучение 
отдельной темы в области наследственного права РФ (постановку 
проблемы, анализ общественных отношений и действующего за-
конодательства,  теоретических  представлений  и  сложившейся 
судебной практики, формулирование на основе изученного мате-
риала самостоятельных выводов).  

Основными целями выполнения такой работы следует считать: 

 

углубление  знаний  студентов,  по  какой-либо  проблеме 

наследственного права;  

 

выработку  приемов  и  методов  анализа  теоретического  и 

практического материала; 

 

практическое применение теоретических знаний; 

 

формирование  (развитие)  у  студентов  умения  и  навыков 

логично, грамотно, последовательно излагать свои мысли в пись-
менном виде.  

 Реферат  является  частью  контрольной  работы  по  курсу 

«Наследственное право РФ» и представляет аналитическое теоре-
тико-практическое  исследование  одной  из  актуальных  тем  в  об-
ласти  современного  наследственного  права,  в  которой  студент 
демонстрирует  уровень  овладения  необходимыми  теоретически-
ми знаниями и практическими умениями и навыками, позволяю-
щими  ему  самостоятельно  решать  профессиональные  задачи  в 
сфере  регулирования  наследственных  отношений  и  иных  непо-
средственно связанных с ними гражданско-правовых отношений.  

Письменная  работа  в  виде  реферата  направлена  на  опреде-

ление  уровня  освоения  студентом  методов  научного  анализа 
сложных  социальных  явлений,  умения  делать  теоретические 
обобщения  и  практические  выводы,  обоснованные  предложения 
и рекомендации по совершенствованию правового регулирования 
общественных отношений в области наследования.  


background image

 

7

Такая работа:  

 

должна носить творческий характер с использованием ак-

туальных  статистических  данных  и  действующих  нормативных 
правовых актов; 

 

должна  отвечать  требованиям  логичного  и  четкого  изло-

жения материала, доказательности и достоверности фактов; 

 

должна  отражать  умения  студента  пользоваться  рацио-

нальными  приемами  поиска,  выбора,  обработки  и  систематиза-
ции  информации,  способности  работать  с  нормативными  право-
выми актами и научной литературой. 

Успешное  написание  письменной  работы  зависит,  прежде 

всего, от того, насколько студент правильно оценивает и выпол-
няет основные требования, предъявляемые к данной форме само-
стоятельной  деятельности,  среди  которых,  как  правило,  выделя-
ют следующие: 

1) актуальность и практическая значимость темы работы; 
2) раскрытие вопросов темы работы с позиции методологии 

правовой науки; 

3) связь  с  правоприменительной  практикой,  включая  иссле-

дование проблемных аспектов в рамках избранной темы; 

4) самостоятельное  и  творческое  выполнение  работы,  все-

сторонность  и  обоснованность  изложения  материала  по  выбран-
ной теме; 

5) соответствие правилам, предъявляемым к объему и струк-

туре изложения материала, а также к его оформлению. 

Выбор  темы  работы  определяется  императивно,  поэтому 

первоочередной  задачей  студента  является  разработка  и  состав-
ление плана письменной работы по теме.  

При  его  составлении  не  рекомендуется  планировать  боль-

шое  количество  вопросов,  поскольку  это  затруднит  глубокое  и 
всестороннее  раскрытие  выбранной  темы.  Структура  работы 
должна включать в себя следующие элементы: 

1. Оглавление. Оно, как правило, должно помещаться на од-

ной  странице  и  отражать  структуру  изложения  содержательной 
части курсовой работы, т.е. включать название глав и параграфов 
с указанием страниц.  

2. Введение. В нем обосновывается выбор темы работы, рас-

крывается ее актуальность, определяются цель и задачи, объект и 


background image

 

8

предмет  работы,  ее  теоретическая  и  практическая  значимость 
(объем до 3-х страниц). 

3. Основная часть. В ней раскрываются проблемы, выделен-

ные в качестве задач работы. При этом работа оптимально долж-
на  состоять  из  трех  глав  (но  не  менее  двух),  каждая  из  которых 
может быть разделена также на отдельные вопросы (параграфы). 

4.  Заключение.  В  нем  подводятся  итоги  работы,  формули-

руются  выводы  и  предложения  по  совершенствованию  дейст-
вующего  законодательства,  правоприменительной  практики  го-
сударственных (муниципальных) органов. 

5. Список использованных источников и литературы.  
Успешное написание работы связано с последовательным и 

планомерным выполнением определенных этапов. Прежде всего, 
следует  внимательно  проанализировать  формулировку  соответ-
ствующей  темы,  разработать  примерный  план  и  с  учетом  него 
подобрать учебную и рекомендованную научную литературу, за-
коны и иные нормативные правовые акты, правоприменительную 
практику для всей темы и отдельных разделов работы. Количест-
во используемых источников зависит от вида работы, сложности, 
исследованности  избранной  темы,  но,  во  всяком  случае,  должно 
быть достаточным для обеспечения всестороннего анализа и над-
лежащей  аргументированности  выводов  по  отдельным  разделам 
работы.  

После  этого  следует  приступать  к  изучению  нормативных 

источников  и  литературы.  Целесообразно  при  этом  делать  вы-
писки, заметки, с целью их использования при написании работы, 
с  обязательным  указанием  источника  выбранной  цитаты.  НЕ 
ДОПУСКАЕТСЯ  полное  или  частичное  использование  чужого 
текста без указания автора и (или) без ссылки на источник заим-
ствования (как электронных ресурсов, так и печатных работ). 

Кроме  анализа  нормативных  и  литературных  источников 

для  обоснования  сделанных  выводов,  необходимо  использовать 
практику  субъектов  правоприменения:  судебных,  правоохрани-
тельных и иных органов. Приводя примеры из практики, необхо-
димо указывать источник информации, откуда взят пример. Кро-
ме этого, примеры должны быть органично связаны с рассматри-
ваемым  вопросом  и  подтверждать  соответствующие  положения 
работы. Однако необходимо помнить, что при их использовании 


background image

 

9

не следует делать обобщенные выводы, если они основаны лишь 
на единичных примерах.  

Работу  над  темой  (текстом)  реферата  логично  начинать  с 

изложения  теоретических  проблем,  а  затем  переходить  к  рас-
смотрению  последующих  практических  вопросов,  согласно  на-
меченному плану. Нужно стремиться к последовательному изло-
жению материала, избегать бытовой и публицистической фразео-
логии, строить предложения юридически грамотным языком. Не 
рекомендуется  употреблять  термины,  не  свойственные  науке 
гражданского  (наследственного)  права,  а  также  использовать  не-
привычные  понятия,  символы  и  сложные  грамматические  оборо-
ты. Освещая вопросы, по которым в литературе имеются различ-
ные точки зрения, очень важно выразить и грамотно аргументиро-
вать  собственную  позицию  по  рассматриваемой  проблеме,  изло-
жить свои комментарии и выводы по ней. При выполнении работы 
следует  использовать  помимо  общенаучных  (исторический,  диа-
лектический, анализ и синтез и др.) также частнонаучные методы 
исследования:  формально-юридический,  сравнительно-правовой, 
конкретно-социологический,  статистический,  моделирования  и 
другие, которые позволят более полно раскрыть избранную тему. 

При анализе содержания нормативного материала по вопро-

сам темы нужно давать точные ссылки на соответствующие нор-
мативные акты с указанием названия этого акта, даты его приня-
тия и названия источника официального опубликования. 

В последнюю очередь, как правило, пишется заключение, в 

котором  излагаются  общие  результаты  проведенного  исследова-
ния. Однако, в конце каждого раздела студент также может сде-
лать краткие выводы относительно его содержания. 

После  того  как  работа  будет  написана,  ее  необходимо  вни-

мательно  прочитать  с  целью  устранения  имеющихся  опечаток, 
орфографических,  пунктуационных  и  стилистических  ошибок, 
повторов, неточностей и других недостатков. 

Рефераты  как  результат  самостоятельной  творческой  дея-

тельности  студента  подлежат  оценке  не  только  с  точки  зрения 
теоретической,  научной  ценности,  актуальности  темы  и  практи-
ческой  значимости  полученных  результатов,  т.е.  с  содержатель-
ной  стороны,  но  и  по  уровню  соответствия  этой  работы  обяза-
тельным формальным требованиям:  


background image

 

10

1.  Текст  должен  быть  выполнен  компьютерным  набором  и 

содержать  необходимые  атрибуты,  относящиеся  к  данному  виду 
письменной  работы  в  соответствии  с  правилами  действующего 
стандарта по оформлению курсовых и дипломных работ. 

Объем реферата — 25 страниц формата А4 машинописного 

текста.  Текст  набирается  в MS WORD через 1,5 интервала, 
14 кеглем,  шрифт — Times New Roman (в  том  числе  и  сноски), 
поля — 2 см со всех сторон.  

Оформление  сносок.  В  работе  должно  быть  не  менее 15 

ссылок,  подтверждающих  действительное  использование  авто-
ром  научной,  учебной  литературы  и  иных  источников.  Ссылки 
оформляются  в  соответствии  с  требованиями  ГОСТа,  подстроч-
ными сносками.  

Список научной литературы включает в себя указание на 

статьи, книги, монографии, иные научные ресурсы и должен со-
стоять не менее чем из 10-ти источников. Отдельно составляется 
список  нормативных  актов  и  актов  правоприменительной  прак-
тики (судебные решения, постановления, информационные пись-
ма высших судебных инстанций и т.д.). В оба списка включаются 
только те источники, на которых имеется ссылка в тексте работы. 
Источники, неиспользованные автором при подготовке работы, в 
списки не включаются.  

2.  Необходимо  соблюдать  правила  оформления  цитат,  сно-

сок,  ссылок  на  литературу,  а  также  списка  использованных  ис-
точников  и  литературы.  В  списке  литературы  не  следует  указы-
вать источники, которые не нашли непосредственного отражения 
в  тексте  работы.  При  оформлении  списка  нормативных  актов 
следует  принимать  во  внимание  действующие  библиографиче-
ские  стандарты  и  указывать  полное  их  наименование,  дату  при-
нятия,  номер  и  официальный  источник  издания.  Расположение 
нормативных  правовых  актов  осуществляется,  как  правило,  в 
хронологическом порядке и с учетом их иерархии.