Файл: МУ КР Наследст-ное право РФ.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4608

Скачиваний: 62

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

11

Методические

 

рекомендации

 

по

 

решению

 

задач

 

 
Важной частью контрольной работы является решение зада-

чи  (казуса),  что  представляет  проблемно-практическую  часть 
контрольной работы, в рамках которой студент применяет теоре-
тические  знания  при  анализе  положений  наследственного  зако-
нодательства. Решение практической задачи по наследственному 
праву,  как  и  в  большинстве  других  юридических  дисциплин,  не 
сводится к однозначному ответу на поставленный вопрос, и, как 
правило, может иметь вариативный характер. Этот способ позво-
ляет  обеспечить  многосторонность  анализа  фактических  обстоя-
тельств,  прогнозировать  и  предугадывать  позиции  возможных 
оппонентов,  интерпретировать  нормы  права  и  положения  судеб-
ной  практики  с  учетом  интересов  конкретной  стороны  предпола-
гаемого спора, предлагать варианты развития процесса доказыва-
ния по делу и т.п. Если в задании присутствует указание на необ-
ходимость подготовить проект решения (или его части) юрисдик-
ционного органа, его следует выполнять письменно на отдельном 
листке.  При  этом  также  необходимо  делать  ссылки  на  соответст-
вующую  статью  (абзац,  пункт,  подпункт)  используемого  норма-
тивного правового акта в редакции на день решения задачи.  

В  задании  содержатся  задачи,  содержащие  конкретные 

практические  ситуации.  Они  призваны  содействовать  закрепле-
нию  изученного  теоретического  материала  по  соответствующим 
темам  курса  «Наследственное  право  РФ».  При  решении  задач 
студенты,  прежде  всего,  должны  определить,  нормы  какого  ин-
ститута  наследственного  права  должны  быть  применены  к  рас-
сматриваемой  ситуации.  После  этого  студенты  находят  соответ-
ствующие  нормы  гражданского  законодательства  (отыскивают  в 
нем  необходимые  статьи  и  пункты).  Проанализировав  правила 
таких  статей,  студенты  формулируют  ответ  применительно  к 
конкретной  фабуле  решаемого  задания.  Подобная  методика  ре-
шения  конкретных  задач  позволяет  выработать  навыки  работы 
при разрешении ситуаций в будущей практической деятельности, 
умение  ориентироваться  в  массиве  правовых  источников  при 
разрешении дел, возникающих из гражданских правоотношений.  

Успешное  решение  задач  возможно,  если  студент  руково-

дствуется рядом рекомендаций: 


background image

 

12

1. Перед решением задач необходимо пройти теоретическую 

подготовку по соответствующему разделу. 

2.  Внимательно  прочитать  фабулу  задачи,  выделить  из  нее 

действующих лиц, отношения между ними. 

3. Внимательно прочитать вопросы или задания к  задаче. В 

вопросах отражены ключевые проблемы, на которые необходимо 
обратить внимание при решении. 

4. Квалифицировать ситуацию, о которой идет речь в фабу-

ле. Определить круг источников правового регулирования. 

5.  Найти  соответствующие  нормативные  источники,  проана-

лизировать их, найти в них нормы, применимые к данной задаче. 

6.  Необходимо  обратиться  к  судебной  практике,  проанализи-

ровать теоретическую литературу к соответствующему разделу. 

7. Определиться  с  содержанием  нормы,  протолковать  ее 

применительно  к  ситуации  фабулы  задачи.  Продумать  аргумен-
ты, подтверждающие избранную позицию. 

8. Оформить  решение  задачи.  Необходимо  описать  выде-

ленные проблемы, объяснить, почему подлежат применению вы-
бранные  нормы,  аргументы,  обосновывающие  выводы,  возмож-
ные варианты решения, если на вопросы задачи нельзя дать одно-
значные ответы. В случае необходимости следует сделать цитаты 
из  соответствующих  источников  (постановлений  ВС  РФ,  теоре-
тических и учебных изданий). 

Задача  может  считаться  решенной  правильно  при  условии, 

что решение выполнено на высоком профессиональном уровне, в 
нем  правильно  установлены  и  юридически  квалифицированы 
фактические обстоятельства, обосновано применение норм граж-
данского  (наследственного)  права,  осуществлено  их  правильное 
толкование. 

Если  в  решении  присутствуют  недочеты  и  недостатки, 

оценка  снижается  в  соответствии  с  их  характером  и  степенью 
решения задачи. Если задача решена полностью неправильно, то 
она расценивается, как нерешенная, и влечет неудовлетворитель-
ную оценку. 

 
 
 


background image

 

13

Методические

 

рекомендации

 

по

 

подготовке

 

и

 

оформлению

 

юридического

 

документа

 

(

нотариального

 

акта

другого

 

документа

 
Большое  значение  в  подготовке  студентов-юристов  имеют 

навыки по юридически грамотному составлению документов пра-
вового характера, которые представляют важную часть юридиче-
ской  работы.  Документ  должен  подготавливаться  с  учетом  фак-
тических  обстоятельств,  подлежащих  применению  норм  права, 
характера  документа,  обязательных  реквизитов  и  нормативно-
закрепленных правил оформления. 

 
Правила выбора варианта контрольный работы 
Выбор  варианта  контрольной  работы  осуществляется  по 

общим правилам с использованием следующей формулы:  

 

V = (N*K) div 100, 

где   V — искомый номер варианта, 

N — общее количество вариантов, 
div — целочисленное деление, 
при V= 0 выбирается максимальный вариант, 
K — значение 2-х последних цифр пароля. 
 
ВНИМАНИЕ!  Работу  следует  выполнять  в  строгом  со-

ответствии  с  методическими  указаниями  соответствующего 
вида. В противном случае работа не может быть оценена по-
ложительно! 


background image

 

14

Варианты

 

заданий

 

на

 

контрольную

 

работу

 

 
Вариант 1 
  
Реферат на тему: 
Понятие наследственного права. 
Задача 1. 
В автомобильной катастрофе погибли супруги Гу-

севы — Леонид и Татьяна, а также отец Леонида — Гусев Павел. 
Погибшие при жизни завещания не составляли. К нотариусу с за-
явлениями о выдаче свидетельства о праве на наследство обрати-
лись: дочь Леонида Гусева от первого брака — Ольга, общий сын 
Гусевых — Петр,  мать  Татьяны  Гусевой — Солодова  Елена,  се-
стра  Леонида  Гусева — Зоя,  инвалид II группы,  проживающая 
отдельно с мужем, а также младший брат Павла Гусева — Семен. 
Определите  субъектов  наследственного  правоотношения  (насле-
додателей, наследников), основания и порядок наследования? 

Задача 2. Ушаков,  работник  гидрологической  экспедиции, 

плыл на теплоходе из Владивостока в Магадан. В Охотском море 
судно  попало  в  сильный  шторм  и  затонуло.  Часть  пассажиров  и 
экипажа  была  спасена,  но  среди  них  Ушакова  не  оказалось.  На-
чальник  экспедиции  сообщил  жене  Ушакова  о  предполагаемой 
гибели её мужа и выслал документы о кораблекрушении. 

Через шесть месяцев после кораблекрушения жена Ушакова 

обратилась  в  суд  с  заявлением  об  объявлении  мужа  умершим. 
Суд  вынес  соответствующее  решение,  указав  в  качестве  даты 
смерти  день,  когда  произошло  кораблекрушение.  На  основании 
решения суда орган ЗАГС внёс в актовую книгу запись о смерти 
Ушакова,  а  нотариус  выдал  Ушаковой  свидетельство  о  праве  на 
наследство.  По  наследству  Ушакова  получила  имущество  мужа: 
жилой дом, автомобиль «Honda», земельный участок и телевизор 
«Panasonic». Кроме того, в коммерческом банке ей был выдан де-
нежный  вклад  мужа  в  размере 700 000 рублей.  Решив  уехать  к 
своим  родителям  в  г.  Томск,  Ушакова  продала  соседу  дом  и  зе-
мельный участок за 900 000 рублей, телевизор подарила брату, а 
автомобиль оставила себе. 

Через месяц после совершения этих сделок Ушаков вернул-

ся домой. Выяснилось, что во время кораблекрушения он с груп-
пой других работников экспедиции успел сойти на спасательный 
плот,  который  сильным  течением  отнесло  к  островку,  находив-


background image

 

15

шемуся в стороне от оживлённых морских путей. Через какое-то 
время они были случайно обнаружены и спасены. 

Жена Ушакова отказалась вернуться к мужу, а на его прось-

бу  вернуть  хотя  бы  часть  имущества  ответила  отказом.  Ушаков 
обратился за разъяснением к адвокату. 

Дайте консультацию гражданину Ушакову. При этом ответьте 

на  следующие  вопросы.  Правомерно  ли  судом  было  вынесено  ре-
шение  о  признании  Ушакова  умершим?  Можно  ли  считать  брак 
Ушаковых  прекращённым?  Могла  ли  Ушакова  распорядиться 
имуществом мужа? Подлежит ли брак восстановлению, а имущест-
во возврату в случае явки гражданина, объявленного умершим? 

Документ:  Свидетельство  о  праве  на  наследство  (по  усло-

виям из задачи № 1).