Файл: правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств ГОСТ_Р_52289-2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2020

Просмотров: 4101

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ГОСТ Р 52289—2004

28

6.2 Горизонтальная разметка

6.2.1 Линии, надписи, стрелы и другие обозначения горизонтальной разметки наносят на усовершен-

ствованное дорожное покрытие, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.

6.2.2 В населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и ули-

цах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях — на дорогах и улицах, по которым
осуществляется движение маршрутных  транспортных средств.

Вне населенных пунктов горизонтальную разметку применяют на дорогах с проезжей частью шири-

ной не менее 6 м при интенсивности движения 1000 авт./сут

1)

  и более.

Разметку допускается применять и на других дорогах, когда это необходимо для обеспечения безо-

пасности дорожного движения.

6.2.3. Разметку 1.1 применяют в следующих случаях:
1) Для разделения потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях

(осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях:

- на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой

2)

 (таблица 3)

перекрывают друг друга (рисунок В.6а);

- на всем протяжении кривых в плане, радиус которых не превышает 50 м, а также на примыкающих

к ним участках с переменным  радиусом. На дорогах, имеющих две полосы, разметку наносят так, чтобы
было выдержано отношение ширины внутренней полосы к внешней в соответствии с таблицей 8.

1)

 Здесь и далее размерность авт./сут (авт./ч) применяют к интенсивности, измеряемой в натуральных (физи-

ческих) транспортных единицах, размерность ед./сут (ед./ч) — к интенсивности, измеряемой в приведенных  транс-
портных единицах. Коэффициенты приведения принимают согласно действующим строительным нормам и пра-
вилам.

2)

 На участке дороги с ограниченной видимостью встречного автомобиля могут быть две зоны, где видимость

менее допустимой (таблица 3), одна из которых наблюдается при движении в одном направлении, а другая — при
движении  в  противоположном  направлении.

3)

 Здесь и далее первое значение используют для разметки на дорогах с допускаемой скоростью движения

не более 60 км/ч, значение в скобках — при скорости более 60 км/ч.

Т а б л и ц а  8 — Отношение ширины полос движения на кривых в плане

Св. 50

1,0

30—50

1,1

20—30

1,2

15—20

1,3

10—15

1,4

Радиус по внутренней кром-

ке  проезжей  части,  м

Отношение  ширины  внут-

ренней  полосы  проезжей  час-
ти к ширине внешней полосы

На дорогах, имеющих три полосы, данное отношение принимают для крайних полос, а средняя поло-

са в этом случае может использоваться как разделительная или для движения в направлении, для которо-
го предназначена внешняя полоса;

- перед перекрестками при интенсивности движения по пересекающей дороге не менее 50 авт./сут.

Разметку наносят на протяжении не менее чем за 20 (40)

3)

 м от края пересекающей проезжей части (рису-

нок В.7);

- перед железнодорожными переездами — на протяжении 100 м от ближнего рельса;
- на участках дорог, где не обеспечено расстояние видимости встречного автомобиля, — в соответ-

ствии с таблицей 3;

- перед препятствием (опорой путепровода, островком безопасности, бордюром и т. п.), находящим-

ся ближе 0,3 м от границы полосы движения, либо сужающим полосу, а также при уменьшении числа полос
в данном направлении с наклоном к оси дороги не более 1:20 (1:50) (переходная линия). На дорогах с
тремя полосами для движения в обоих направлениях допускается наносить две параллельные переход-
ные линии на расстоянии не менее 20 (40) м (рисунок В.8);

- перед пешеходными переходами,  пересечениями  с  велосипедными  дорожками — на расстоянии

20 (40) м;

- на участках дорог с тремя полосами для движения в обоих направлениях. Протяженность участков

дороги с соотношением числа полос движения во встречных направлениях (2:1 или 1:2) определяют с
учетом продольного и поперечного профилей дороги, организации левых поворотов на перекрестках, с
учетом возможности опережения попутных транспортных средств;


background image

ГОСТ Р 52289—2004

29

- на участках дорог с полосой для маршрутных транспортных средств, движущихся навстречу обще-

му потоку транспортных средств.

2) Для обозначения границ полос движения на дорогах с двумя и более полосами для движения в

одном направлении:

- перед перекрестками, пешеходными переходами и железнодорожными переездами — не менее

чем за 20 (40) м от разметки 1.12 или 1.13 (рисунки В.9, В.10);

- на участках дорог с полосой для маршрутных транспортных средств, движущихся попутно общему

потоку транспортных средств (рисунок В.11).

3) Для обозначения границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен (островки безопас-

ности, направляющие островки и т.п.) (рисунок В.12).

4) Для обозначения границ стояночных мест на площадках, предназначенных для стоянки транспор-

тных средств, или на околотротуарных стоянках (рисунок В.13).

Минимальные размеры одного стояночного места при последовательном размещении автомобилей

вдоль края проезжей части или края стояночной площадки должны быть не менее 2,5 

⋅ 

7,5 м для легковых

и 3,0 

⋅ 

11,0 м — для грузовых автомобилей без прицепов, при параллельном размещении автомобилей

относительно друг друга — соответственно 2,5 

 5,0 м и 3,5 

⋅ 

8,5 м.

6.2.4 Разметку 1.2.1 и 1.2.2 применяют для обозначения края проезжей части (краевая линия).
Краевую линию 1.2.2 допускается наносить на автомобильных дорогах с интенсивностью движения

менее 1000 авт./сут без регулярного движения маршрутных транспортных средств и числом полос для
движения в обоих направлениях не более двух при наличии барьерных ограждений, кроме участков, на
которых запрещен обгон.

Разметку наносят на расстоянии 0,1 — 0,2 м от кромки проезжей части без укрепленной полосы как со

стороны обочины, так и со стороны разделительной полосы. При наличии укрепленной полосы разметку
наносят по границе между проезжей частью и укрепленной полосой.

6.2.5 Разметку 1.3 применяют для разделения транспортных потоков противоположных направлений

(осевая линия) на участках дорог, имеющих четыре и более полос движения в обоих направлениях, вклю-
чая переходно-скоростные и дополнительные полосы (рисунок В.9).

6.2.6 Разметку 1.4 применяют на участках дорог, где запрещена остановка транспортных средств.
Разметку наносят на расстоянии 0,1 — 0,2 м от кромки проезжей части или по верху бордюра, при

наличии краевой линии — вместо нее (рисунок В.13).

6.2.7 Разметку 1.5 применяют для:
- разделения транспортных потоков противоположных направлений (осевая линия) на дорогах, имею-

щих две полосы  движения  в  обоих  направлениях  (рисунки В.13, В.14),  на участках  дорог,  где  зоны с
видимостью встречного автомобиля менее допустимой (таблица 3) не перекрывают друг друга (рисунок
В.6б), кроме случаев, указанных в 6.2.3 и 6.2.13;

- обозначения границ полос движения при их числе две или более для одного направления (рисунки

В.10, В.11), кроме случаев, указанных в 6.2.3 и 6.2.13.

6.2.8 Разметку 1.6 (линия приближения) применяют для предупреждения о приближении к разметке

1.1 или 1.11,  разделяющей  потоки  транспортных  средств,  движущихся  в  противоположных   (рисунки
В.6 — В.8) или попутных направлениях (рисунки В.9, В.10). Разметку 1.6 наносят на расстоянии не менее
50 (100) м перед разметкой 1.1 или 1.11.

6.2.9 Разметку 1.7 применяют для обозначения границ полос движения в пределах перекрестка в

случаях, когда необходимо показать траекторию движения транспортных средств или обозначить границы
полосы движения (рисунки В.9, В.10).

6.2.10 Разметку 1.8 применяют для обозначения границы между полосой разгона или торможения и

основной полосой движения (рисунок В.15).   Ширина   разметки  должна  быть 0,4 м на автомагистралях и
0,2 м — на других дорогах.

6.2.11 Разметку 1.9 (реверсивная линия) применяют для:
- обозначения границ полос, направление движения по которым меняется на противоположное (рису-

нок В.16);

- разделения потоков транспортных средств противоположных направлений (при выключенных ревер-

сивных светофорах) на участках дорог, где используется реверсивное регулирование (рисунок В.16).

6.2.12 Разметку 1.10 применяют на участках дорог, где необходимо запретить стоянку транспортных

средств (рисунок В.13).

Разметку наносят на расстоянии 0,1 — 0,2 м от края проезжей части или по верху бордюра, при

наличии краевой линии разметки — вместо нее.


background image

ГОСТ Р 52289—2004

30

6.2.13 Разметку 1.11 (барьерная линия) применяют для разделения потоков транспортных средств

противоположных или попутных направлений при необходимости запрещения перестроения транспортных
средств.

Для разделения потоков транспортных средств противоположных направлений разметку наносят на

участках дорог с двумя полосами движения в обоих направлениях с необеспеченной видимостью встреч-
ного автомобиля (таблица 3), где зоны с видимостью меньше допустимой не перекрывают друг друга (рису-
нок В.6б). Разметка должна быть обращена сплошной линией в сторону полосы, на которой на данном
участке находится зона с видимостью менее допустимой.

Допускается применять разметку для разделения потоков транспортных средств противоположных

направлений вместо линии 1.1 на расстоянии не менее 20 (40) м перед пешеходными переходами, переез-
дами для велосипедистов, перекрестками при интенсивности движения менее 3000 ед./сут, а также перед
железнодорожными переездами на расстоянии 100 м от ближнего рельса. При этом разметка сплошной
линией должна быть обращена в сторону полосы, по которой движение осуществляется в направлении
указанных участков дорог (рисунок В.17).

Разметку для разделения потоков транспортных средств попутных направлений наносят:
- на участках подъемов, где в сторону подъема движение осуществляется по двум полосам, на

расстоянии не менее 50 м от вершины подъема и 30 м за ней. В этом случае разметка 1.11 сплошной
линией должна быть обращена в сторону крайней правой полосы;

- в других случаях, когда необходимо исключить возможность перестроения на ближайшую правую

или левую полосу движения, обозначить места въезда на прилегающую территорию и выезда с нее (рисун-
ки В.11, В.13, В.14), а также места для разворота.

Длины штриха и промежутка между штрихами разметки 1.11 должны быть такими же, как у предше-

ствующей ей линии приближения 1.6, а при ее отсутствии могут быть уменьшены соответственно до 0,9 и
0,3 м.

6.2.14 Разметку 1.12 (стоп-линия) применяют перед перекрестком при наличии знака 2.5 «Движение

без остановки запрещено», в местах, где движение регулируется светофором, и перед железнодорожными
переездами (рисунки В.7, В.9, В.17).

Разметку наносят перед перекрестком при наличии знака 2.5 на расстоянии не более 1 м от границы

пересекающей проезжей части.

Разметку 1.12 наносят на расстоянии 10 — 20 м от светофора Т.1 или Т.2 при расположении светофора

над проезжей частью и 3 — 5 м — при расположении сбоку от проезжей части для обеспечения видимости
их сигналов. Допускается уменьшать указанные расстояния соответственно до 5 и 1 м при наличии свето-
форов Т.3 любых исполнений.

При наличии пешеходного перехода разметку наносят на расстоянии не менее 1 м перед переходом

(рисунок В.18).

Разметку наносят на расстоянии 1—3 м до светофора Т.5, используемого для регулирования движе-

ния маршрутных автобусов или троллейбусов, движущихся по специально выделенной полосе.

На железнодорожных переездах разметку 1.12 наносят на расстоянии 5 м от шлагбаума или светофо-

ра,  а  при  их  отсутствии  —  на  расстоянии  10 м  от ближнего  рельса  в  одном  створе  со  знаком  2.5
(рисунок В.17).

6.2.13, 6.2.14 

(Измененная редакция, Изм. № 1).

6.2.15 Разметку 1.13 применяют для обозначения места остановки транспортных средств при нали-

чии знака 2.4 «Уступите дорогу» и наносят возможно ближе к границе пересекаемой проезжей части (рису-
нок В.10).

6.2.16 Разметку 1.12 и 1.13 допускается наносить по всей ширине проезжей части данного направле-

ния движения или на каждой полосе движения.

Разметку 1.12 и 1.13 наносят под прямым углом к оси полосы движения (рисунки В.7, В.9, В.10).
6.2.17 Разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения про-

езжей части пешеходами.

Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения

из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м.

Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ши-

рине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2.

Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части (рисунок В.7).
6.2.18 Разметку 1.15 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей час-

ти велосипедистами (рисунок В.10).

Ширина переезда для велосипедистов должна быть равна ширине велосипедной дорожки.


background image

ГОСТ Р 52289—2004

31

6.2.19 Разметку 1.16.1 — 1.16.3 применяют для обозначения направляющих островков:
1.16.1 — в местах разделения потоков транспортных средств противоположных направлений;
1.16.2 — в местах разделения потоков транспортных средств одного направления;
1.16.3 — в местах слияния потоков транспортных средств (рисунок В.12).
На островках, имеющих большую площадь, разметку 1.16.1 — 1.16.3 допускается выполнять на

концевых участках островка и на расстоянии 1,0 м от его границы (рисунок В.12). При небольшой площади
островка допускается окраска всей его поверхности.

Разметку 1.16.1 допускается применять для обозначения островков безопасности на пешеходных

переходах. Ширина островка безопасности должна быть не менее 1,5 м, а его длина должна быть равна
ширине перехода.  Расстояние  между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее
7,0 м.

6.2.20 Разметку 1.17 применяют для обозначения остановок маршрутных транспортных средств и

стоянок легковых такси. Протяженность разметки определяют с учетом числа одновременно останавлива-
ющихся или стоящих транспортных средств, но не менее длины посадочной площадки.

6.2.21 Разметку 1.18 применяют для указания разрешенных на перекрестке направлений движения

по полосам (рисунки В.9, В.10, В.15).

Последовательно наносят две (три) или более стрел с расстоянием между ними от 20 до 30 м. Осно-

вание стрелы, ближайшей к перекрестку, должно быть на уровне начала разметки 1.1, разделяющей потоки
транспортных средств попутного направления.

Разметку с изображением тупика наносят перед пересечениями дорог с проезжими частями, разде-

ленными бульваром, либо разделительной полосой, когда поворот на ближайшую проезжую часть запре-
щен. Разметку не наносят, если ширина бульвара или разделительной полосы позволяет нанести стрелы в
пределах перекрестка в соответствии с условиями, приведенными в настоящем пункте.

6.2.22 Разметку 1.19 применяют для предупреждения о приближении к концу полосы, а в сочетании с

разметкой 1.6 — о приближении к разметке 1.1 или 1.11, разделяющей потоки транспортных средств проти-
воположных направлений, при ограниченной видимости встречного автомобиля (рисунки В.6, В.8, В.17).
При этом должны последовательно наноситься две (три) или более стрел с расстояниями между ними 15,
30, 45 м и т.д. (30, 60, 90 м и т. д.). Расстояния указаны между основаниями стрел, начиная от последней
стрелы по ходу движения. Расстояние между основанием последней по ходу движения стрелы и началом
переходной линии или началом отгона полосы разгона должно быть 20 (40) м.

6.2.23 Разметку 1.20 применяют для предупреждения о приближении к разметке 1.13 на дорогах с

интенсивностью движения более 3000 авт./сут и наносят на каждой полосе движения.

Расстояние между основанием треугольника разметки 1.20 и разметкой 1.13 должно составлять от 2

до 10 м (от 10 до 25 м), рисунок В.10.

6.2.24 Разметку 1.21 применяют для предупреждения о приближении к разметке 1.12 на дорогах с

интенсивностью движения более 3000 авт./сут, если установлен знак  2.5  «Движение без остановки запре-
щено», и наносят на каждой полосе движения.

Расстояние между разметкой 1.21 и 1.12 должно составлять от 2 до 10 м (от 10 до 25 м), рисунок В.7.
6.2.25 Разметку 1.22 применяют на дорогах с интенсивностью движения более 3000 авт./сут для

обозначения номера дороги (маршрута), утвержденного в установленном порядке.

Разметку наносят посередине каждой полосы движения, соответствующей направлению дороги (мар-

шрута), перед перекрестком и за ним, когда маршрут в месте пересечения с другой дорогой меняет свое
направление.

Перед перекрестком разметку 1.22 применяют с разметкой 1.18. При этом разметку 1.22 наносят на

расстоянии от 1 до 5 м перед разметкой 1.18 (рисунок В.15).

Если на перекрестке маршрут меняет свое направление и на полосе движения нанесена разметка

1.18 с несколькими направлениями движения, то номер маршрута наносят под боковой стрелкой разметки
1.18 шрифтом уменьшенного размера.

6.2.26 Разметку 1.23 наносят на дорогах, обозначенных знаком 5.11 «Дорога с полосой для маршрут-

ных транспортных средств», на полосы, предназначенные для движения только маршрутных транспортных
средств (рисунок В.11).

Разметку наносят по оси полосы движения основанием в сторону движущихся по ней транспортных

средств. В начале полосы на расстоянии 10 м от границы пересечения проезжих частей наносят первую
разметку, а через 20 м — вторую.

Разметку повторяют после мест остановки маршрутных транспортных средств и через каждые 200 м

на перегоне. В зависимости от длины перегона это расстояние может быть уменьшено.

Разметку 1.23 на полосах, обозначенных знаком 5.14, допускается наносить в начале и в конце поло-

сы, а также через 200 м на протяжении этой полосы.


background image

ГОСТ Р 52289—2004

32

Разметку допускается наносить на полосе торможения и на остановочной площадке остановочных

пунктов маршрутных транспортных средств (рисунок В.14).

6.2.27 Разметку 1.24.1 и 1.24.2 допускается применять для дублирования дорожных знаков:
- 1.24.1 — для дублирования предупреждающих знаков;
- 1.24.2 — для дублирования запрещающих знаков (рисунок В.19).
Разметку 1.24.1 наносят через 20—30 м после места установки соответствующего предупреждаю-

щего знака, разметку 1.24.2 — в том же поперечном сечении дороги, что и соответствующий запрещаю-
щий знак.

На многополосных дорогах разметку 1.24.1 и 1.24.2 наносят на каждой полосе, предназначенной для

движения в данном направлении, за исключением изображений знаков 3.27—3.30, которые наносят на
крайней правой полосе движения.

6.2.28 Разметку 1.24.3 применяют для обозначения участков дорог, стояночных площадок (стояноч-

ных мест), въездов, выездов и т.п., предназначенных для транспортных средств, управляемых инвалида-
ми I и II групп или перевозящих таких инвалидов.

6.2.29 Разметку 1.25 применяют для обозначения искусственных неровностей, предназначенных для

принудительного снижения скорости.

Разметку наносят в начале и конце неровности на наклонном участке (рисунок В.19).
Если искусственная неровность имеет ширину,  недостаточную  для  нанесения разметки на ее по-

верхности, разметку наносят на проезжую часть с двух сторон от неровности.

6.2.30 Допускается наносить надписи, не предусмотренные ГОСТ Р 51256 и являющиеся дополни-

тельным средством информации, не вводящим каких-либо ограничений (названия населенных пунктов,
объектов туризма и т.п.), с использованием шрифта высотой 1,6 (4,0) м. Надписи должны выполняться
шрифтом, имеющим пропорции шрифта разметки 1.22 и цифр по ГОСТ Р 51256.

Для надписей, длина которых превышает ширину полосы движения, допускается уменьшение раз-

мера букв и цифр, но не более чем в два раза.

6.2.31 Ширину линий разметки 1.1—1.7, 1.9—1.11 принимают в соответствии с таблицей 9.
Для случаев, не указанных в таблице 9, ширину линий разметки принимают равной 0,1 м.

6.2.32 Временную разметку удаляют одновременно со снятием временных знаков и демонтажем

ограждающих и направляющих устройств.

6.2.33 Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.
Линию 1.2.1 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде

с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.

Линии 1.5 — 1.8 пересекать разрешается с любой стороны.
Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или их отключении разрешается пересекать, если

она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах — с любой стороны, если
она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении.

Т а б л и ц а  9 — Ширина линий разметки

Размеры в метрах

Число
полос

движе-

ния

Нали-

чие

разде-

литель-

ной

полосы

Разделение  потоков  противополож-

ных  направлений

Обозначение  полос  движения

Обозначе-

ние края

проезжей

части

Запреще-

ние

остановки

и  стоянки

1.1

1.3

2

3

4 и 5

l

6

l

4

Нет

Есть

0,10

0,15

0,15

0,20

(0,15)

1.5;

1.6

1.9

1.11

1.1;

1.5

1.7

1.9

1.11

1.2.1

1.2.2

1.4;

1.10

0,10

0,15

0,10

0,15(0,10)

0,15

0,10

0,15(0,10)

0,20(0,15)

0,10

0,10

0,15

(0,10)

0,20

(0,15)

0,10

0,15

(0,10)

0,10

0,15

(0,10)

0,10

0,15(0,10)

0,20(0,15)

П р и м е ч а н и е — В скобках даны допустимые значения ширины линий разметки в населенных пунктах.