ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2020
Просмотров: 8094
Скачиваний: 12
стоячие
волны
с
размахом
(
двойной
амплитудой
),
который
может
превышать
диаметр
провода
(
троса
).
2.5.4.
Состояние
ВЛ
в
расчетах
механической
части
:
нормальный
режим
-
режим
при
необорванных
проводах
,
тросах
,
гирляндах
изоляторов
и
тросовых
креплениях
;
аварийный
режим
-
режим
при
оборванных
одном
или
нескольких
проводах
или
тросах
,
гирляндах
изоляторов
и
тросовых
креплений
;
монтажный
режим
-
режим
в
условиях
монтажа
опор
,
проводов
и
тросов
.
2.5.5.
Населенная
местность
-
земли
городов
в
пределах
городской
черты
в
границах
их
перспективного
развития
на
10
лет
,
курортные
и
пригородные
зоны
,
зеленые
зоны
вокруг
городов
и
других
населенных
пунктов
,
земли
поселков
городского
типа
в
пределах
поселковой
черты
и
сельских
населенных
пунктов
в
пределах
черты
этих
пунктов
,
а
также
территории
садово
-
огородных
участков
.
Труднодоступная
местность
-
местность
,
недоступная
для
транспорта
и
сельскохозяйственных
машин
.
Ненаселенная
местность
-
земли
,
не
отнесенные
к
населенной
и
труднодоступной
местности
.
Застроенная
местность
-
территории
городов
,
поселков
,
сельских
населенных
пунктов
в
границах
фактической
застройки
.
Трасса
ВЛ
в
стесненных
условиях
-
участки
трассы
ВЛ
,
проходящие
по
территориям
,
насыщенным
надземными
и
(
или
)
подземными
коммуникациями
,
сооружениями
,
строениями
.
2.5.6.
По
условиям
воздействия
ветра
на
ВЛ
различают
три
типа
местности
:
А
-
открытые
побережья
морей
,
озер
,
водохранилищ
,
пустыни
,
степи
,
лесостепи
,
тундра
;
В
-
городские
территории
,
лесные
массивы
и
другие
местности
,
равномерно
покрытые
препятствиями
высотой
не
менее
2/3
высоты
опор
;
С
-
городские
районы
с
застройкой
зданиями
высотой
более
25
м
,
просеки
в
лесных
массивах
с
высотой
деревьев
более
высоты
опор
,
орографически
защищенные
извилистые
и
узкие
склоновые
долины
и
ущелья
.
Воздушная
линия
считается
расположенной
в
местности
данного
типа
,
если
эта
местность
сохраняется
с
наветренной
стороны
ВЛ
на
расстоянии
,
равном
тридцатикратной
высоте
опоры
при
высоте
опор
до
60
м
и
2
км
при
большей
высоте
.
2.5.7.
Большими
переходами
называются
пересечения
судоходных
участков
рек
,
каналов
,
озер
и
водохранилищ
,
на
которых
устанавливаются
опоры
высотой
50
м
и
более
,
а
также
пересечения
ущелий
,
оврагов
,
водных
пространств
и
других
препятствий
с
пролетом
пересечения
более
700
м
независимо
от
высоты
опор
ВЛ
.
ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
2.5.8.
Все
элементы
ВЛ
должны
соответствовать
государственным
стандартам
,
строительным
нормам
и
правилам
Российской
Федерации
и
настоящей
главе
Правил
.
При
проектировании
,
строительстве
,
реконструкции
и
эксплуатации
ВЛ
должны
соблюдаться
требования
«
Правил
охраны
электрических
сетей
напряжением
свыше
1000
В
»
и
действующих
санитарно
-
эпидемиологических
правил
и
нормативов
.
2.5.9.
Механический
расчет
проводов
и
тросов
ВЛ
производится
по
методу
допускаемых
напряжений
,
расчет
изоляторов
и
арматуры
-
по
методу
разрушающих
нагрузок
.
По
обоим
методам
расчеты
производятся
на
расчетные
нагрузки
.
Расчет
строительных
конструкций
ВЛ
(
опор
,
фундаментов
и
оснований
)
производится
по
методу
предельных
состояний
на
расчетные
нагрузки
для
двух
групп
предельных
состояний
(
2.5.137
)
в
соответствии
с
государственными
стандартами
и
строительными
нормами
и
правилами
.
Применение
других
методов
расчета
в
каждом
отдельном
случае
должно
быть
обосновано
в
проекте
.
2.5.10.
Элементы
ВЛ
рассчитываются
на
сочетания
нагрузок
,
действующих
в
нормальных
,
аварийных
и
монтажных
режимах
.
Сочетания
климатических
и
других
факторов
в
различных
режимах
работы
ВЛ
(
наличие
ветра
,
гололеда
,
значение
температуры
,
количество
оборванных
проводов
или
тросов
и
пр
.)
определяются
в
соответствии
с
требованиями
2.5.71
-
2.5.74
,
2.5.141
,
2.5.144
-
2.5.147
.
2.5.11.
Основными
характеристиками
нагрузок
являются
их
нормативные
значения
,
которые
устанавливаются
настоящими
Правилами
,
а
для
нагрузок
,
не
регламентированных
ими
, -
в
соответствии
со
строительными
нормами
и
правилами
.
Расчетные
значения
нагрузок
определяются
как
произведение
их
нормативных
значений
на
коэффициенты
надежности
по
нагрузке
γ
f
,
надежности
по
ответственности
γ
n
,
условий
работы
γ
d
,
региональные
γ
p
.
При
расчете
элементов
ВЛ
расчетные
нагрузки
могут
дополнительно
умножаться
на
коэффициент
сочетаний
.
Необходимость
применения
коэффициентов
и
их
значения
устанавливаются
настоящими
Правилами
.
При
отсутствии
указаний
о
значениях
коэффициентов
они
принимаются
равными
единице
.
2.5.12.
Нормативные
значения
нагрузок
от
веса
оборудования
,
материалов
,
от
тяжения
проводов
,
грозозащитных
тросов
принимаются
на
основании
государственных
стандартов
или
в
соответствии
с
указаниями
настоящих
Правил
.
2.5.13.
Основной
характеристикой
сопротивления
материала
элементов
ВЛ
являются
:
разрывное
усилие
(
для
проводов
и
тросов
),
механическая
(
электромеханическая
)
разрушающая
нагрузка
(
для
изоляторов
),
механическая
разрушающая
нагрузка
(
для
линейной
арматуры
),
указанные
в
стандартах
или
технических
условиях
на
эти
изделия
;
нормативные
и
расчетные
сопротивления
материала
опор
и
фундаментов
,
устанавливаемые
нормами
проектирования
строительных
конструкций
.
2.5.14.
На
ВЛ
110
кВ
и
выше
длиной
более
100
км
для
ограничения
несимметрии
токов
и
напряжений
должен
выполняться
один
полный
цикл
транспозиции
.
Двухцепные
ВЛ
110
кВ
и
выше
рекомендуется
выполнять
с
противоположным
чередованием
фаз
цепей
(
смежные
фазы
разных
цепей
должны
быть
разноименными
).
Схемы
транспозиции
обеих
цепей
рекомендуется
выполнять
одинаковыми
.
Допускаются
увеличение
длины
нетранспонированной
ВЛ
,
выполнение
неполных
циклов
транспозиции
,
различные
длины
участков
в
цикле
и
увеличение
числа
циклов
.
Вносимая
при
этом
данной
ВЛ
расчетная
несимметрия
по
условиям
обеспечения
надежной
работы
релейной
защиты
не
должна
превышать
0,5 %
по
напряжению
и
2 %
по
току
обратной
последовательности
.
Шаг
транспозиции
по
условию
влияния
на
линии
связи
не
нормируется
.
Для
ВЛ
с
горизонтальным
расположением
фаз
рекомендуется
упрощенная
схема
транспозиции
(
в
месте
транспозиции
поочередно
меняются
местами
только
две
смежные
фазы
).
2.5.15.
На
ВЛ
с
горизонтальным
расположением
фаз
и
двумя
тросами
,
используемыми
для
высокочастотной
связи
,
для
снижения
потерь
от
токов
в
тросах
в
нормальном
режиме
рекомендуется
выполнять
скрещивание
(
транспозицию
)
тросов
.
Количество
скрещиваний
должно
выбираться
из
условий
самопогасания
дуги
сопровождающего
тока
промышленной
частоты
при
грозовых
перекрытиях
искровых
промежутков
на
изоляторах
тросов
.
Схема
скрещивания
должна
быть
симметрична
относительно
каждого
шага
транспозиции
фаз
и
точек
заземления
тросов
,
при
этом
крайние
участки
рекомендуется
принимать
равными
половине
длины
остальных
участков
.
2.5.16.
Для
ВЛ
,
проходящих
в
районах
с
толщиной
стенки
гололеда
25
мм
и
более
,
а
также
с
частыми
образованиями
гололеда
или
изморози
в
сочетании
с
сильными
ветрами
и
в
районах
с
частой
и
интенсивной
пляской
проводов
,
рекомендуется
предусматривать
плавку
гололеда
на
проводах
и
тросах
.
Для
сетевых
предприятий
,
у
которых
свыше
50 %
ВЛ
проходят
в
указанных
районах
,
рекомендуется
разрабатывать
общую
схему
плавки
гололеда
.
При
обеспечении
плавки
гололеда
без
перерыва
электроснабжения
потребителей
толщина
стенки
гололеда
может
быть
снижена
на
15
мм
,
при
этом
нормативная
толщина
стенки
гололеда
должна
быть
не
менее
20
мм
.
На
ВЛ
с
плавкой
гололеда
должно
быть
организовано
наблюдение
за
гололедом
,
при
этом
предпочтительно
применение
сигнализаторов
появления
гололеда
и
устройств
контроля
окончания
плавки
гололеда
.
Требования
настоящего
параграфа
не
распространяются
на
ВЛЗ
.
2.5.17.
Интенсивность
электрической
и
магнитной
составляющих
электромагнитного
поля
,
создаваемого
ВЛ
при
максимальных
рабочих
параметрах
(
напряжении
и
токе
)
и
при
абсолютной
максимальной
температуре
воздуха
для
населенной
местности
,
не
должна
превышать
предельно
допустимых
значений
,
установленных
в
действующих
санитарно
-
эпидемиологических
правилах
и
нормативах
.
Для
ненаселенной
и
труднодоступной
местности
температура
воздуха
при
предельно
допустимой
напряженности
электрического
поля
принимается
равной
температуре
воздуха
теплого
периода
с
обеспеченностью
0,99.
2.5.18.
По
окончании
сооружения
или
реконструкции
ВЛ
необходимо
выполнять
:
землевание
земель
,
отводимых
в
постоянное
пользование
;
рекультивацию
земель
,
отводимых
во
временное
пользование
;
природоохранительные
мероприятия
,
направленные
на
минимальное
нарушение
естественных
форм
рельефа
и
сохранение
зеленых
насаждений
и
естественного
состояния
грунта
;
противоэрозионные
мероприятия
.
ТРЕБОВАНИЯ
К
ПРОЕКТИРОВАНИЮ
ВЛ
,
УЧИТЫВАЮЩИЕ
ОСОБЕННОСТИ
ИХ
РЕМОНТА
И
ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ
2.5.19.
Ремонт
и
техническое
обслуживание
ВЛ
должны
предусматриваться
централизованно
,
специализированными
бригадами
с
производственных
баз
предприятия
(
структурной
единицы
).
Размещение
производственных
баз
,
состав
необходимых
помещений
,
оснащение
средствами
механизации
работ
,
транспортом
и
складами
аварийного
резерва
,
оборудование
средствами
связи
должны
производиться
на
основании
перспективных
схем
организации
эксплуатации
с
учетом
существующей
материальной
базы
энергопредприятия
.
Обеспечение
ВЛ
аварийным
запасом
материалов
и
оборудования
предусматривается
в
объеме
действующих
нормативов
.
Для
эксплуатации
ВЛ
в
труднодоступной
местности
,
участков
ВЛ
,
доступ
к
которым
наземным
транспортом
невозможен
,
а
также
ВЛ
,
проходящих
в
безлюдной
местности
с
суровыми
климатическими
условиями
,
следует
предусматривать
пункты
временного
пребывания
персонала
или
использование
вертолетов
.
Расположение
пунктов
временного
пребывания
персонала
и
вертолетных
площадок
,
состав
помещений
для
персонала
и
экипажа
вертолетов
,
механизмов
обосновывается
в
проекте
.
Вертолетные
площадки
должны
удовлетворять
действующим
нормативным
требованиям
.
2.5.20.
Численность
ремонтно
-
эксплуатационного
персонала
и
площадь
производственно
-
жилых
помещений
ремонтных
баз
,
а
также
количество
транспортных
средств
и
механизмов
,
необходимых
для
эксплуатации
ВЛ
,
определяются
в
соответствии
с
действующими
нормативами
.
2.5.21.
При
проектировании
ВЛ
должна
быть
предусмотрена
технологическая
связь
между
ремонтными
бригадами
и
диспетчерскими
пунктами
,
базами
,
с
которых
осуществляется
ремонт
и
техническое
обслуживание
ВЛ
,
а
также
между
бригадами
и
отдельными
монтерами
.
Если
ВЛ
обслуживается
с
нескольких
баз
,
необходимо
предусмотреть
связь
между
последними
.
Технологической
связью
должны
быть
обеспечены
и
пункты
временного
пребывания
на
трассе
ВЛ
.
2.5.22.
К
ВЛ
должен
быть
обеспечен
в
любое
время
года
подъезд
на
возможно
близкое
расстояние
,
но
не
далее
чем
на
0,5
км
от
трассы
ВЛ
.
Для
проезда
вдоль
трассы
ВЛ
и
для
подъезда
к
ним
должна
быть
расчищена
от
насаждений
,
пней
,
камней
и
т
.
п
.
полоса
земли
шириной
не
менее
2,5
м
.
Исключения
допускаются
на
участках
ВЛ
,
проходящих
:
по
топким
болотам
и
сильно
пересеченной
местности
,
где
проезд
невозможен
.
В
этих
случаях
необходимо
выполнять
вдоль
трассы
ВЛ
пешеходные
тропки
с
мостиками
шириной
0,8 - 1,0
м
,
оборудованные
перилами
,
или
насыпные
земляные
дорожки
шириной
не
менее
0,8
м
;
по
территориям
,
занятым
под
садовые
и
ценные
сельскохозяйственные
культуры
,
а
также
под
насаждения
защитных
полос
вдоль
железных
дорог
,
автомобильных
дорог
и
запретных
полос
по
берегам
рек
,
озер
,
водохранилищ
,
каналов
и
других
водных
объектов
.
На
трассах
ВЛ
,
проходящих
по
местности
,
пересеченной
мелиоративными
каналами
,
должны
предусматриваться
пешеходные
мостики
шириной
0,8 - 1,0
м
,
оборудованные
перилами
.
2.5.23.
На
опорах
ВЛ
на
высоте
2 - 3
м
должны
быть
нанесены
следующие
постоянные
знаки
:
порядковый
номер
опоры
,
номер
ВЛ
или
ее
условное
обозначение
-
на
всех
опорах
;
на
двухцепных
и
многоценных
опорах
ВЛ
,
кроме
того
,
должна
быть
обозначена
соответствующая
цепь
;
информационные
знаки
с
указанием
ширины
охранной
зоны
ВЛ
;
расстояние
между
информационными
знаками
в
населенной
местности
должно
быть
не
более
250
м
,
при
большей
длине
пролета
знаки
устанавливаются
на
каждой
опоре
;
в
ненаселенной
и
труднодоступной
местности
- 500
м
,
допускается
более
редкая
установка
знаков
;
расцветка
фаз
-
на
ВЛ
35
кВ
и
выше
на
концевых
опорах
,
опорах
,
смежных
с
транспозиционными
,
и
на
первых
опорах
ответвлений
от
ВЛ
;
предупреждающие
плакаты
-
на
всех
опорах
ВЛ
в
населенной
местности
;
плакаты
с
указанием
расстояния
от
опоры
ВЛ
до
кабельной
линии
связи
-
на
опорах
,
установленных
на
расстоянии
менее
половины
высоты
опоры
до
кабелей
связи
.
Допускается
совмещать
на
одном
знаке
всю
информацию
,
устанавливаемую
требованиями
настоящего
параграфа
.
Плакаты
и
знаки
должны
устанавливаться
с
боку
опоры
поочередно
с
правой
и
с
левой
стороны
,
а
на
переходах
через
дороги
плакаты
должны
быть
обращены
в
сторону
дороги
.
На
ВЛ
110
кВ
и
выше
,
обслуживание
которых
будет
осуществляться
с
использованием
вертолетов
,
в
верхней
части
каждой
пятой
опоры
устанавливаются
номерные
знаки
,
видимые
с
вертолета
.
При
этом
для
ВЛ
500 - 750
кВ
знаки
должны
быть
эмалированными
размером
400×500
мм
.
2.5.24.
Линейные
разъединители
,
переключательные
пункты
,
высокочастотные
заградители
,
установленные
на
ВЛ
,
должны
иметь
соответствующие
порядковые
номера
и
диспетчерские
наименования
.
ЗАЩИТА
ВЛ
ОТ
ВОЗДЕЙСТВИЯ
ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
2.5.25.
Металлические
опоры
и
подножники
,
металлические
детали
железобетонных
и
деревянных
опор
,
бетонные
и
железобетонные
конструкции
,
а
также
древесина
элементов
деревянных
опор
должны
быть
защищены
от
коррозии
с
учетом
требований
строительных
норм
и
правил
по
защите
строительных
конструкций
от
коррозии
.
В
необходимых
случаях
следует
предусматривать
защиту
от
электрокоррозии
.
Стальные
опоры
,
а
также
стальные
элементы
и
детали
железобетонных
и
деревянных
опор
,
как
правило
,
должны
защищаться
от
коррозии
горячей
оцинковкой
.
Защита
от
коррозии
должна
производиться
в
заводских
условиях
.
Допускается
выполнение
ее
на
специально
оборудованных
полигонах
.
2.5.26.
Стальные
канаты
,
применяемые
в
качестве
грозозащитных
тросов
,
оттяжек
и
элементов
опор
,
должны
иметь
коррозионно
-
стойкое
исполнение
с
учетом
вида
и
степени
агрессивности
среды
в
условиях
эксплуатации
.
На
грозозащитный
трос
и
оттяжки
в
процессе
сооружения
ВЛ
должна
быть
нанесена
защитная
смазка
.
2.5.27.
На
участках
ВЛ
в
горных
условиях
в
необходимых
случаях
должны
быть
предусмотрены
:
очистка
склонов
от
опасных
для
ВЛ
нависающих
камней
;
расположение
ВЛ
вне
зоны
схода
снежных
лавин
и
камнепадов
,
а
если
это
невозможно
,
то
провода
и
тросы
должны
размещаться
вне
зоны
действия
воздушной
волны
лавины
,
а
также
расчетной
траектории
полета
падающих
камней
.
2.5.28.
Трассы
ВЛ
следует
располагать
вне
зоны
распространения
оползневых
процессов
.
При
невозможности
обхода
таких
зон
должна
предусматриваться
инженерная
защита
ВЛ
от
оползней
в
соответствии
со
строительными
нормами
и
правилами
по
защите
территорий
,
зданий
и
сооружений
от
опасных
геологических
процессов
.
2.5.29.
При
прохождении
ВЛ
в
условиях
пересеченной
местности
с
солифлюкционными
явлениями
при
размещении
опор
на
косогорах
подземная
часть
опор
и
фундаментов
должна
рассчитываться
на
дополнительную
нагрузку
от
давления
слоя
сползающего
грунта
.
2.5.30.
При
прохождении
ВЛ
по
просадочным
грунтам
опоры
,
как
правило
,
должны
устанавливаться
на
площадках
с
минимальной
площадью
водосбора
с
выполнением
комплекса
противопросадочных
мероприятий
.
Нарушение
растительности
и
почвенного
покрова
должно
быть
минимальным
.
2.5.31.
При
прохождении
ВЛ
по
полузакрепленным
и
незакрепленным
пескам
необходимо
выполнение
пескозакрепительных
мероприятий
.
Нарушение
растительного
покрова
должно
быть
минимальным
.
2.5.32.
Опоры
ВЛ
рекомендуется
устанавливать
на
безопасном
расстоянии
от
русла
реки
с
интенсивным
размывом
берегов
,
с
учетом
прогнозируемых
перемещений
русла
и
затопляемости
поймы
,
а
также
вне
мест
,
где
могут
быть
потоки
дождевых
и
других
вод
,
ледоходы
и
т
.
п
.
При
обоснованной
невозможности
установки
опор
в
безопасных
местах
необходимо
выполнить
мероприятия
по
защите
опор
от
повреждений
(
специальные
фундаменты
,
укрепление
берегов
,
откосов
,
склонов
,
устройство
водоотвода
,
струенаправляющих
дамб
,
ледорезов
и
иных
сооружений
).
Установка
опор
в
зоне
прохождения
прогнозируемых
грязекаменных
селевых
потоков
не
допускается
.
2.5.33.
Применение
опор
с
оттяжками
на
участках
ВЛ
до
330
кВ
,
проходящих
по
обрабатываемым
землям
,
не
допускается
.
2.5.34.
На
участках
трассы
,
проходящих
по
обрабатываемым
землям
,
в
населенной
местности
и
в
местах
стесненных
подходов
к
электростанциям
и
подстанциям
,
рекомендуется
применять
двухцепные
и
многоцепные
свободностоящие
опоры
.
2.5.35.
При
прохождении
ВЛ
с
деревянными
опорами
по
лесам
,
сухим
болотам
и
другим
местам
,
где
возможны
низовые
пожары
,
должна
быть
предусмотрена
одна
из
следующих
мер
:
устройство
канавы
глубиной
0,4
м
и
шириной
0,6
м
на
расстоянии
2
м
вокруг
каждой
стойки
опоры
;
уничтожение
травы
и
кустарника
и
очистка
от
них
площадки
радиусом
2
м
вокруг
каждой
опоры
;
применение
железобетонных
приставок
,
при
этом
расстояние
от
земли
до
нижнего
торца
стойки
должно
быть
не
менее
1
м
.
Установка
деревянных
опор
ВЛ
110
кВ
и
выше
в
местностях
,
где
возможны
низовые
или
торфяные
пожары
,
не
рекомендуется
.
2.5.36.
В
районах
расселения
крупных
птиц
для
предохранения
изоляции
от
загрязнения
,
независимо
от
степени
загрязнения
окружающей
среды
(
см
.
гл
. 1.9),
а
также
для
предотвращения
гибели
птиц
следует
:
не
использовать
опоры
ВЛ
со
штыревыми
изоляторами
;
на
траверсах
опор
ВЛ
35 - 220
кВ
,
в
том
числе
в
местах
крепления
поддерживающих
гирлянд
изоляторов
,
а
также
на
тросостойках
для
исключения
возможности
посадки
или
гнездования
птиц
предусматривать
установку
противоптичьих
заградителей
;
закрывать
верхние
отверстия
полых
стоек
железобетонных
опор
наголовниками
.
2.5.37.
В
районах
сильноагрессивной
степени
воздействия
среды
,
в
районах
солончаков
,
засоленных
песков
,
песчаных
пустынь
,
в
прибрежных
зонах
морей
и
соленых
озер
площадью
более
10000
м
2
,
а
также
в
местах
,
где
в
процессе
эксплуатации
установлено
коррозионное
разрушение
металла
изоляторов
,
линейной
арматуры
,
проводов
и
тросов
,
заземлителей
,