Файл: Аграрное право - курс лекций.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6847

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

121 

ной специализации является производство фруктов, вино-
града, оливок, миндаля, табака, эфиромасличных культур. 
По сбору оливы, винограда и производству вин в мире ли-
дирует  Италия;  по  экспорту  апельсинов  –  Испания;  по 
производству и экспорту розового масла – Болгария. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Зарубежная Европа – район развитого рыболовства. Отдельные его стра-

ны (Исландия, Норвегия, Португалия) относят к числу лидеров морского рыбо-
ловства. 

Общая аграрная политика ЕС оказала положительное влияние на восста-

новление аграрного комплекса и сельской инфраструктуры Германии в после-
военный  период;  формирование  общеевропейского  рынка  облегчило  доступ 
германских производителей к новым рынкам сбыта и предоставило сельскому 
хозяйству и кооперации Германии широкие возможности для дальнейшего раз-
вития. 

Анализ современного развития сельскохозяйственной кооперации в Гер-

мании в условиях глобализации в целом и европейской интеграции в частности 
относит начало процесса глобализации к последней четверти XX в. 

Современные условия хозяйствования: переход многих стран к рыночной 

экономике,  расширение  и  либерализация  международной  торговли,  процессы 
экономической  и  политической  интеграции,  технологический  прогресс,  про-
блемы  окружающей  среды  –  формируют  абсолютно  новые  рамки  экономиче-
ской  деятельности  в  сельском  хозяйстве.  В  связи  с  этим  трансформируется  и 
практика кооперирования, позволяющая экономическим субъектам приспосаб-
ливаться к новым экономическим и политическим нормам. 

Вступление  в  силу  европейского  закона  в  области  кооперации  (SCE1) 

оказало  значительное  влияние  на  кооперативное  законодательство  Германии. 
В 2006 г.  в  Германии  в  связи  с  изменением  европейского  законодательства 
вступил  в  силу  новый  закон  в  области  кооперации  (Genossenschaftsgcsetz) 
(GenG).  По  мнению  директора  института  международного  экономического 
права  и  кооперации  Вестфальского  университета  (г. Мюнстер)  профессора 
Р. Шульца, принятие данного закона обеспечивает дополнительные конкурент-
ные преимущества немецким кооперативам па экономическом рынке Европей-
ского Союза. 

Функционирование сельскохозяйственных кооперативных институтов ЕС 

в целом и Германии в частности напрямую связано с реализацией основных ме-


background image

122 

роприятий  САР.  В  Германии  именно  крупные  кооперативы  и  кооперативные 
союзы получают значительную долю дотаций и субсидий ЕС. Кроме того, для 
некоторых  видов  кооперативов  европейские  рынки  составляют  до  85%  сбыта. 
Именно  поэтому  для  сельскохозяйственных  кооперативов  так  важна  дальней-
шая  интеграция  Европейского  Союза,  снятие  каких-либо  торговых  ограниче-
ний, вступление в союз новых членов, координация общей аграрной политики 
стран-членов и т. п. 

В том, что аграрное право может быть признано абсолютно самостоятель-

ной  отраслью  права,  во  всяком  случае,  представлять  самостоятельную  специ-
альную  сферу  правового  регулирования,  можно  убедиться  даже  на  примере 
США с их совершенно иной правовой системой, с господством судебного пре-
цедента. 

Договоры сельскохозяйственных предприятий в зарубежных странах  

Законы, регулирующие сельское хозяйство в США, обычно принадлежат к 

одной из трех категорий:  

1)  общее право,  которое  относится  как  к  вопросам  сельского  хозяйства, 

так и к другим;  

2)  специальное  право,  которое  развивается  в  ответ  на  специальные  по-

требности  сельскохозяйственного  производителя  и  является  особым 
по отношению к общим правовым правилам;  

3)  специальное право, включающее систему подзаконных актов по сель-

скому хозяйству исполнительных органов государственной власти.  

При  этом  основными  в  аграрном  праве  являются  вторая  и  третья  катего-

рии. Что же касается первой категории источников права, то в сельском хозяй-
стве  преимущественно  используется  метод  исключения  из  общих  правил. 
Например,  на  работодателей-фермеров  не  распространяется  федеральное  тру-
довое  законодательство,  и  во  многих  штатах  фермеры  не  включены  в  общие 
положения об оплате труда. Единый торговый кодекс (ЕТК) имеет особые по-
ложения для «фермерских товаров». Различные положения Кодекса не распро-
страняются  на  животноводческую  продукцию,  особые  положения  касаются 
торговли фермеров. В Кодекс о банкротстве включена глава о несостоятельно-
сти  фермеров.  Закон  Капера –  Вольстеда,  именуемый  Законом  о  кооперации, 
исключает сельскохозяйственные кооперативы из-под действия основных огра-
ничений антимонопольного законодательства, если такие кооперативы состоят 
из  фермеров,  т.  е.  лиц,  занимающихся  посадкой  деревьев  и  выпасом  скота,  а 
также занятых в сельскохозяйственном производстве. 


background image

123 

Конституция  США  предоставляет  возможность  широкого  регулирования 

сельского  хозяйства  на  федеральном  уровне,  обеспечивая  его  верховенство. 
Например, федеральное законодательство распространяется не только на меж-
душтатную  торговлю,  но  и  на  внутриштатную  деятельность,  если  последняя 
оказывает  воздействие  на  международную  торговлю.  Причем  многие  феде-
ральные законы в области сельского хозяйства были приняты в период депрес-
сии  1930-х  гг.:  в  частности,  Закон  о  соглашениях  в  области  маркетинга  сель-
скохозяйственной продукции, Закон о зернохранилищах, Программа министер-
ства сельского хозяйства в области государственного контроля и контроля ка-
чества.  Несколько  законов  относятся  к  более  раннему  периоду.  Так,  Закон  об 
упаковках  и  складах,  регулирующий  животноводство, был  принят  в 1921  г.,  а 
упомянутый Закон Капера – Вольстеда, Закон о фьючерсах по зерну, регулиру-
ющий  торговлю  сельскохозяйственными  фьючерсами,  –  в  1922  г.  Закон  о  ре-
формировании сельского хозяйства 1936 г. – последователь Закона о реформи-
ровании  сельского  хозяйства  1933  г.  –  создал  основу  для  современной  феде-
ральной политики в области контроля за производством, поддержки цен и до-
ходов. 
Закон о сельском хозяйстве 1949 г. также является важным источником 
современного права. Многие новые правовые положения были приняты в каче-
стве поправок к Закону 1949 г. Закон о продовольственной безопасности 1985 г. 
определил новые ориентиры для многих традиционных программ министерства 
сельского хозяйства США. Начиная с 1930-х гг., в США периодически прини-
маются  законы,  регламентирующие  объемы  производства  и  сбыта  продукции 
основных сельскохозяйственных культур, либо стимулирующего, либо сдержи-
вающего назначения. 

Сельскохозяйственное производство регулируется как федеральным, так и 

штатным  законодательством.  Штаты  отвечают  за  охрану  здоровья  и  безопас-
ность граждан. Регулирование сельского хозяйства в них осуществляется путем 
лицензирования производства и маркетинга. В некоторых областях существует 
параллельно федеральное и штатное регулирование, при этом прерогатива при-
надлежит федеральному закону. 

Роль государства в сельском хозяйстве в значительной степени заключает-

ся в защите сельскохозяйственных производителей путем поддержки ценообра-
зования;  доходов;  субсидирования  через  государственные  программы  страхо-
вания урожая, охраны почв, финансирования и кредитования фермеров; ирри-
гации,  борьбы  с  наводнениями  и  регулирования  товарообмена.  На  защиту  по-
требителей  
нацелены  такие  программы,  как  стандарты,  инспекция,  ветерина-


background image

124 

рия и фитосанитария, научные исследования, продовольственная безопасность, 
стандарты качества, поддержка цен, квоты поставки на рынок. И это все расце-
нивается в США как сельскохозяйственное право, которое в части ведомствен-
ного  регулирования  
относится  к  специальной  сфере  права,  наиболее  важной 
чертой  которого  является  административный  характер.  Причем  соответству-
ющие правила устанавливаются административными агентствами министерства 
сельского хозяйства США и других федеральных ведомств, а не законодатель-
ством или судами. 
 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 15 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Что  означает  для  сельскохозяйственного  товаропроизводителя  вступ-

ление России в ВТО? 

2.  Назовите отличия сельского хозяйства России от сельского хозяйства 

зарубежных стран (на примере одной страны по выбору студента). 

3.  Что  для  сельского  хозяйства  Европы  означают  введённые  Россией 

ограничения на ввоз иностранной продукции? 

 

 


background image

125 

Заключение 

 

Сельское хозяйство в настоящий период времени занимает одно из веду-

щих мест в экономике страны. Заинтересованность государства в его развитии 
и  развитии  всего  агропромышленного  комплекса  страны,  а  также  устойчивом 
развитии  сельских  территорий  обусловлена  прежде  всего  такими  коренными 
свойствами, как способность быть властным регулятором общественных отно-
шений, осуществляя при этом главную управленческую функцию по обеспече-
нию  экологически  безопасных  и  чистых  продуктов  питания.  Федеральный  за-
кон Российской Федерации «О развитии сельского хозяйства» яркое тому под-
тверждение. На уровне Правительства разработана и утверждена программа от 
02.02.2015  № 151-р  «Стратегии  устойчивого  развития  сельских  территорий 
Российской Федерации на период до 2030 года», в которой большое внимание 
уделяется развитию науки аграрного права и изучению дисциплины «Аграрное 
право» в вузах России. Все это, несомненно, подтверждает заинтересованность 
государства в развитии такой отрасли российского права как «Аграрное право».