ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6843
Скачиваний: 37
11
Особенностями организации сельскохозяйственного производства при-
знаются, в частности, использование земли как основного средства производ-
ства, использование в качестве средств производства живых организмов – жи-
вотных и растений, развивающихся на основе биологических законов, несовпа-
дение рабочего периода с периодом производства и т. д.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Выводы
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Следовательно, первый признак, по которому общественные отношения
относятся к предмету аграрного права, – это связь с сельскохозяйственным
производством.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Вторым отличительным признаком предмета аграрного права является
субъектный состав его участников. В данных общественных отношениях юри-
дические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские)
хозяйства, лица, ведущие личное подсобное хозяйство (в том случае, если они
используют, обрабатывают земли сельскохозяйственного назначения, располо-
женные за территорией поселения), выступают в качестве сельскохозяйствен-
ных товаропроизводителей.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Согласно закону «О развитии сельского хозяйства», сельско-
хозяйственными товаропроизводителями являются организация,
индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство
сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую
(промышленную) переработку (в том числе на арендованных основ-
ных средствах) и реализацию этой продукции при условии, что в
общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля
от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в те-
чение календарного года (ст. 3). Сельскохозяйственная продукция
должна соответствовать перечню, утверждаемому Правитель-
ством Российской Федерации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
12
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются
также:
1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соот-
ветствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г.
№ 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;
2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (пе-
рерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие
(в том числе кредитные), снабженческие, заготовитель-
ные), созданные в соответствии с Федеральным законом
от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной
кооперации»;
3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с
Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Исходя из специфики предмета регулирования, можно дать следующее
определение аграрного права.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Аграрное право – самостоятельная отрасль права, пред-
ставляющая собой систему правовых норм, регулирующих органи-
зацию, деятельность сельскохозяйственных товаропроизводите-
лей в сфере производства, переработки, реализации сельскохозяй-
ственной продукции, а также меры по государственному регулиро-
ванию и поддержке агропромышленного комплекса (АПК).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Аграрное право регламентирует, во-первых, внешние взаимоотношения
сельскохозяйственных товаропроизводителей с публично-правовыми субъек-
тами, осуществляющими государственное регулирование и государственную
поддержку их деятельности, и частноправовыми субъектами, во-вторых, внут-
ренние отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей со своими
членами и наёмными работниками.
13
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Под методом правового регулирования понимается совокуп-
ность приемов и способов воздействия на общественные отноше-
ния, составляющие предмет отрасли.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Исходя из общей теории права, существует один метод правового регули-
рования, который состоит из конкретных способов воздействия на поведение
субъектов права и субъектов правоотношений: дозволения, предписания (пози-
тивного обязывания) и запрещения. В зависимости от сочетания этих способов
каждая отрасль права имеет свой специфический метод правового воздействия
на общественные отношения. Для аграрного права характерно органическое со-
четание публично-правовых и частноправовых методов регулирования. Важ-
ным в сельском хозяйстве является государственное регулирование сельскохо-
зяйственных товаропроизводителей, их государственная поддержка.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по лекции 1
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Что является предметом аграрного права?
2. Выявите критерии самостоятельности отрасли аграрного права.
3. Каковы методы правового регулирования?
4. Назовите особенности правового регулирования аграрных отношений.
14
2 Источники аграрного права
Понятие и особенности источников аграрного права. Классификация
источников аграрного права. Конституция Российской Федерации – основной
источник аграрного права. Унификация и дифференциация норм аграрного
права. Правовые акты субъектов Федерации в системе источников аграрного
права. Локальные нормативные акты как источники аграрного права.
Осуществление государственного контроля за законностью локальных
нормативных актов. Проблемы кодификации аграрного законодательства.
Значение судебной и арбитражной практики в регулировании аграрных
отношений.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Нормативный правовой акт в сфере аграрного права – это
результат нормотворчества, в котором находят свое выражение,
как во внешней форме, нормы аграрного права. Таким образом, ис-
точники аграрного права – это система правовых актов, содер-
жащих нормы аграрного права, которые разрабатываются и при-
нимаются в процессе правового нормотворчества органами госу-
дарственной власти, органами местного самоуправления, хозяй-
ствующими субъектами в сфере сельскохозяйственного производ-
ства.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Регулирование аграрных отношений осуществляется в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Пре-
зидента РФ; постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми
актами федеральных органов исполнительной власти (прежде всего приказами
Министерства сельского хозяйства РФ); конституциями и уставами субъектов
РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Россий-
ской Федерации; актами органов местного самоуправления и локальными нор-
мативными правовыми актами организаций.
Международные договоры, ратифицированные РФ, акты международных
сельскохозяйственных организаций, членами которых является Российская Фе-
дерация, включаются в систему нормативно-правовых актов, содержащих нор-
мы аграрного права.
15
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Сегодня действуют многочисленные международные норма-
тивные правовые акты, которые обязаны исполнять и наши сель-
скохозяйственные товаропроизводители: Международное соглаше-
ние по сахару от 20 марта 1992 г.; Международная конференция о
борьбе с заразными болезнями животных от 20 февраля 1935 г.;
Международная конвенция о вывозе и ввозе продуктов животно-
водства (иных, чем мясо, мясные фабрикаты, свежие продукты жи-
вотного происхождения, молоко и молочные продукты) (Женева,
20 февраля 1935 г.); Соглашение о ветеринарии от 14 декабря
1959 г.; Соглашение о сотрудничестве в области карантина и защи-
ты растений от вредителей и болезней от 14 декабря 1959 г. и др.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В соответствии с Федеральным законом от 18 февраля 2006 г. № 25-ФЗ
«О принятии Российской Федерацией Устава Продовольственной и сельскохо-
зяйственной организации Объединенных Наций» Российская Федерация при-
няла Устав Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объеди-
ненных Наций (ФАО).
Сфера деятельности ФАО – сбор, анализ, интерпретация и распростране-
ние информации, касающейся питания, продовольствия и сельского хозяйства
(в том числе рыболовства, морепродуктов, лесоводства и первичных лесопро-
дуктов), а также содействие международной торговле продукцией этих отрас-
лей, продовольственной безопасности, социальному развитию сельских терри-
торий, охране окружающей среды, технической и гуманитарной помощи стра-
нам – участникам данной организации.
Аграрное законодательство РФ представляет собой систему, состоящую
из законодательства РФ и законодательства субъектов РФ.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Анализ современного аграрного законодательства позволяет
выявить её характерные черты:
1. Дифференцированность. Нормы аграрного законодатель-
ства чаще всего имеют адресата в лице определенного
сельскохозяйственного товаропроизводителя, что обу-
словлено отличием правового статуса разных сельскохо-
зяйственных товаропроизводителей.