Файл: Аграрное право - курс лекций.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6849

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16 

2.  Тенденция  к  унификации.  Она  проявляется,  во-первых,  в 

формировании  единого  государственного  подхода  к  раз-
личным видам сельскохозяйственных товаропроизводите-
лей,  принятии  и  осуществлении  государственных  про-
грамм развития АПК, его отдельных отраслей, во-вторых, 
в  переработке  и  систематизации  накопленного  норматив-
ного материала. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В  настоящее  время  центральным  федеральным  законом  является  Феде-

ральный закон «О развитии сельского хозяйства». 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Его  цель  –  это  установление  правовых  основ  реализации  

государственной  социально-экономической  политики  в  сфере  раз-
вития сельского хозяйства как экономической деятельности по про-
изводству  сельскохозяйственной  продукции,  оказанию  услуг  в  це-
лях  обеспечения  населения  российскими  продовольственными  то-
варами,  промышленности  сельскохозяйственным  сырьем  и  содей-
ствия устойчивому развитию территорий сельских поселений и со-
ответствующих  межселенных  территорий,  а  также  регулирование 
агропродовольственных  рынков,  определение  основных  направле-
ний поддержки сельского хозяйства на среднесрочную перспективу. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Основными федеральными законами также являются: Федеральный закон 

от  24 июля  2002 г.  № 101-ФЗ  «Об  обороте  земель  сельскохозяйственного 
назначения»  (в  ред.  2015 г.),  Федеральный  закон  от  11 июня  2003 г.  № 74-ФЗ 
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. 2015 г.), Федеральный закон 
от  8 декабря  1995 г.  № 193-ФЗ  «О  сельскохозяйственной  кооперации»  (в  ред. 
2015 г.), Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном 
хозяйстве»  (в  ред.  2015 г.),  Федеральный  закон  от  25  июля  2011 г.  № 260-ФЗ  
(в  ред.  от  22.12.2014)  «О  государственной  поддержке  в  сфере  сельскохозяй-
ственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О разви-
тии сельского хозяйства». 

В систему аграрного законодательства входит аграрное законодательство 

субъектов РФ. 


background image

17 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Под  аграрным  законодательством  субъекта  Российской 

Федерации  понимается  органическая  часть  (уровень)  аграрного 
законодательства  Российской  Федерации  и  институт  законода-
тельства  субъекта  Федерации,  представляющий  собой  относи-
тельно  самостоятельную  систему  нормативных  правовых  актов, 
принятых органами государственной власти субъекта Российской 
Федерации в пределах ведения субъекта Российской Федерации и по 
предметам  совместного  ведения  (вне  полномочий  Российской  Фе-
дерации), которые призваны урегулировать аграрные отношения с 
учетом  комплекса  местных:  территориальных  и  социально-
экономических – условий. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Например,  Закон  Томской  области  от  13 октября  2003 г.  № 135-ОЗ  

«Об  обороте  земель  сельскохозяйственного  назначения  в  Томской  области» 
(принят  постановлением  Государственной  Думы  Томской  области  от 
25 сентября 2003 г. № 833) (с изм. и доп. от 14 мая 2015 г.), Закон Томской об-
ласти  от  9 июля  2003 г.  № 84-ОЗ  «О  личном  подсобном  хозяйстве  в  Томской 
области» (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 
26 июня 2003 г. № 690) (с изм. и доп. от 16 декабря 2014 г.), Закон Томской об-
ласти от 4 мая 2001 г. № 44-ОЗ «О семеноводстве сельскохозяйственных расте-
ний в Томской области». 

Основными признаками аграрного законодательства субъекта Российской 

Федерации являются: его вхождение как составной части в аграрное законода-
тельство  Российской  Федерации  и  одновременно  с  этим  в  законодательство 
субъекта  Российской  Федерации,  а  также  системный  характер,  относительная 
самостоятельность  и  его  направленность  на  учет  местных  особенностей  (при-
родно-климатические) и специфики ведения сельского хозяйства. 

Характерной особенностью источников аграрного права является наличие 

большого  числа  локальных  нормативных  правовых  актов,  принимаемых  сель-
скохозяйственными товаропроизводителями самостоятельно. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Под  локальным  правовым  регулированием  аграрных  отно-

шений следует понимать основанное на законе и осуществляемое 
непосредственно  сельскохозяйственным  производителем  правовое 
регулирование  внутрихозяйственных  отношений,  имеющих  свои 


background image

18 

особенности, связанные со спецификой сельскохозяйственного про-
изводства и условиями, имеющимися в данном хозяйстве. 

Под  локальным  правовым  актом  можно  понимать  резуль-

тат самостоятельной нормотворческой деятельности сельскохо-
зяйственного товаропроизводителя (органов его управления) или с 
участием трудового коллектива (его выборных представительных 
органов),  учитывающий  не  только  особенности  сельскохозяй-
ственного производства в целом, но и специфику конкретного сель-
скохозяйственного  производства,  условия  его  функционирования  в 
системе рыночных отношений. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

Выводы

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Предметом регулирования локальных нормативных правовых актов сель-

скохозяйственного  предприятия  являются  внутрихозяйственные  аграрные  от-
ношения:  организационно-управленческие,  производственные,  земельные, 
имущественные,  социально-экономические,  культурно-бытовые,  складываю-
щиеся  в  процессе  производственно-хозяйственной  деятельности  в  сельскохо-
зяйственной организации. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

По содержательному признаку локальные акты можно классифицировать 

на акты, которые регулируют: 

1) 

внутрихозяйственные  отношения  в  сфере  производства:  Устав,  биз-
нес-план,  соглашение  между  членами  крестьянского  (фермерского) 
хозяйства, коллективный договор, положение о внутрихозяйственном 
расчете,  нормативные  акты  техпроцесса,  например  технологические 
карты; 

2) 

социальные  отношения:  коллективный  договор,  положения  о  соци-
ально-бытовом  обслуживании,  положение  о  прохождении  медицин-
ского обследования; 

3) 

трудовые отношения: технологические инструкции, правила внутрен-
него  распорядка,  положение  об  оплате  труда,  о  премировании,  ин-
струкции по охране труда, а в государственных сельскохозяйственных 
организациях – правила внутреннего трудового распорядка. 


background image

19 

В сельском хозяйстве особое значение имеют акты техпроцесса, особенно 

широко распространены технологические инструкции, технологические карты. 
В них излагаются правила ведения технологического процесса, его содержание, 
методы  и  приемы  использования  средств  производства,  которые  члену  или 
наемному  работнику  необходимо  использовать  в  процессе  труда.  Например, 
применяются  технологические  карты  по  возделыванию  основных  сельскохо-
зяйственных  культур,  технические  карты  для  животноводческих хозяйств раз-
личной специализации. 
 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 2 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Роль Конституции РФ как источника аграрного права. 

2.  В  чем  проявляется  заинтересованность  государства  по  развитию  аг-

рарного права как отрасли права? 

3.  Какова  роль  локальных  нормативных  правовых  актов  в  регулирова-

нии аграрных отношений? 


background image

20 

3 Аграрные правоотношения 

 

Понятие,  виды  и  особенности  аграрных  правоотношений.  Основания 

возникновения  аграрных  правоотношений.  Внутренние  аграрные  правоотно-
шения,  их  виды  и  структура.  Структура,  субъекты,  объекты,  содержание 
внешних аграрных правоотношений. 
 

В процессе сложной и многогранной деятельности сельскохозяйственных 

товаропроизводителей,  их  объединений  и  других  участников  производства 
сельскохозяйственной  продукции,  её  первичной  переработки  и  реализации  в 
соответствии  с  уставной  праводееспособностью  складываются  различные  по 
своей  юридической  природе  правоотношения.  Центральное  место  среди  них 
занимают аграрные правоотношения

1

Но  прежде  чем  раскрыть  аграрные  правоотношения,  следует  сформули-

ровать их признаки. 

Во-первых,  это  общественные  отношения,  то  есть  связь  между  людьми, 

юридическими лицами, организациями, предприятиями, государством, субъек-
тами  РФ,  органами  местного  самоуправления,  устанавливающаяся  в  процессе 
их совместной деятельности. С точки зрения А. И. Бобылева, общественные от-
ношения – это отношения между людьми в различных сферах жизнедеятельно-
сти общества

2

. Однако не все общественные отношения регулируются правом и 

могут в полной мере могут приобретать юридическую силу. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

Выводы

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Таким образом, правоотношения отражают тот подход, то основание кон-

кретного жизненного отношения между людьми, которое закрепляется в норме 
права.  Аграрные  правоотношения  представляют  собой  разновидность  обще-
ственных  отношений.  Они,  опосредуя  экономические,  политические,  социаль-
ные  и  иные  общественные  отношения,  служат  юридической  формой  взаимо-
действия, взаимосвязи между участниками аграрных отношений. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

                                           

1

Аграрное право :  учебник /  отв. ред. Г. Е. Быстров, М. И. Козырь. – М. : Юристъ, 1996. – 

С. 70. 

2

Бобылев А. И. Собрание научных трудов. – М. : Юрид. ин-т МИИТА, 2002. – С. 32.