ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6849
Скачиваний: 37
16
2. Тенденция к унификации. Она проявляется, во-первых, в
формировании единого государственного подхода к раз-
личным видам сельскохозяйственных товаропроизводите-
лей, принятии и осуществлении государственных про-
грамм развития АПК, его отдельных отраслей, во-вторых,
в переработке и систематизации накопленного норматив-
ного материала.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В настоящее время центральным федеральным законом является Феде-
ральный закон «О развитии сельского хозяйства».
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Его цель – это установление правовых основ реализации
государственной социально-экономической политики в сфере раз-
вития сельского хозяйства как экономической деятельности по про-
изводству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в це-
лях обеспечения населения российскими продовольственными то-
варами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содей-
ствия устойчивому развитию территорий сельских поселений и со-
ответствующих межселенных территорий, а также регулирование
агропродовольственных рынков, определение основных направле-
ний поддержки сельского хозяйства на среднесрочную перспективу.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Основными федеральными законами также являются: Федеральный закон
от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения» (в ред. 2015 г.), Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. 2015 г.), Федеральный закон
от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред.
2015 г.), Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном
хозяйстве» (в ред. 2015 г.), Федеральный закон от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ
(в ред. от 22.12.2014) «О государственной поддержке в сфере сельскохозяй-
ственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О разви-
тии сельского хозяйства».
В систему аграрного законодательства входит аграрное законодательство
субъектов РФ.
17
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Под аграрным законодательством субъекта Российской
Федерации понимается органическая часть (уровень) аграрного
законодательства Российской Федерации и институт законода-
тельства субъекта Федерации, представляющий собой относи-
тельно самостоятельную систему нормативных правовых актов,
принятых органами государственной власти субъекта Российской
Федерации в пределах ведения субъекта Российской Федерации и по
предметам совместного ведения (вне полномочий Российской Фе-
дерации), которые призваны урегулировать аграрные отношения с
учетом комплекса местных: территориальных и социально-
экономических – условий.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Например, Закон Томской области от 13 октября 2003 г. № 135-ОЗ
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Томской области»
(принят постановлением Государственной Думы Томской области от
25 сентября 2003 г. № 833) (с изм. и доп. от 14 мая 2015 г.), Закон Томской об-
ласти от 9 июля 2003 г. № 84-ОЗ «О личном подсобном хозяйстве в Томской
области» (принят постановлением Государственной Думы Томской области от
26 июня 2003 г. № 690) (с изм. и доп. от 16 декабря 2014 г.), Закон Томской об-
ласти от 4 мая 2001 г. № 44-ОЗ «О семеноводстве сельскохозяйственных расте-
ний в Томской области».
Основными признаками аграрного законодательства субъекта Российской
Федерации являются: его вхождение как составной части в аграрное законода-
тельство Российской Федерации и одновременно с этим в законодательство
субъекта Российской Федерации, а также системный характер, относительная
самостоятельность и его направленность на учет местных особенностей (при-
родно-климатические) и специфики ведения сельского хозяйства.
Характерной особенностью источников аграрного права является наличие
большого числа локальных нормативных правовых актов, принимаемых сель-
скохозяйственными товаропроизводителями самостоятельно.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Под локальным правовым регулированием аграрных отно-
шений следует понимать основанное на законе и осуществляемое
непосредственно сельскохозяйственным производителем правовое
регулирование внутрихозяйственных отношений, имеющих свои
18
особенности, связанные со спецификой сельскохозяйственного про-
изводства и условиями, имеющимися в данном хозяйстве.
Под локальным правовым актом можно понимать резуль-
тат самостоятельной нормотворческой деятельности сельскохо-
зяйственного товаропроизводителя (органов его управления) или с
участием трудового коллектива (его выборных представительных
органов), учитывающий не только особенности сельскохозяй-
ственного производства в целом, но и специфику конкретного сель-
скохозяйственного производства, условия его функционирования в
системе рыночных отношений.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Выводы
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Предметом регулирования локальных нормативных правовых актов сель-
скохозяйственного предприятия являются внутрихозяйственные аграрные от-
ношения: организационно-управленческие, производственные, земельные,
имущественные, социально-экономические, культурно-бытовые, складываю-
щиеся в процессе производственно-хозяйственной деятельности в сельскохо-
зяйственной организации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
По содержательному признаку локальные акты можно классифицировать
на акты, которые регулируют:
1)
внутрихозяйственные отношения в сфере производства: Устав, биз-
нес-план, соглашение между членами крестьянского (фермерского)
хозяйства, коллективный договор, положение о внутрихозяйственном
расчете, нормативные акты техпроцесса, например технологические
карты;
2)
социальные отношения: коллективный договор, положения о соци-
ально-бытовом обслуживании, положение о прохождении медицин-
ского обследования;
3)
трудовые отношения: технологические инструкции, правила внутрен-
него распорядка, положение об оплате труда, о премировании, ин-
струкции по охране труда, а в государственных сельскохозяйственных
организациях – правила внутреннего трудового распорядка.
19
В сельском хозяйстве особое значение имеют акты техпроцесса, особенно
широко распространены технологические инструкции, технологические карты.
В них излагаются правила ведения технологического процесса, его содержание,
методы и приемы использования средств производства, которые члену или
наемному работнику необходимо использовать в процессе труда. Например,
применяются технологические карты по возделыванию основных сельскохо-
зяйственных культур, технические карты для животноводческих хозяйств раз-
личной специализации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по лекции 2
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Роль Конституции РФ как источника аграрного права.
2. В чем проявляется заинтересованность государства по развитию аг-
рарного права как отрасли права?
3. Какова роль локальных нормативных правовых актов в регулирова-
нии аграрных отношений?
20
3 Аграрные правоотношения
Понятие, виды и особенности аграрных правоотношений. Основания
возникновения аграрных правоотношений. Внутренние аграрные правоотно-
шения, их виды и структура. Структура, субъекты, объекты, содержание
внешних аграрных правоотношений.
В процессе сложной и многогранной деятельности сельскохозяйственных
товаропроизводителей, их объединений и других участников производства
сельскохозяйственной продукции, её первичной переработки и реализации в
соответствии с уставной праводееспособностью складываются различные по
своей юридической природе правоотношения. Центральное место среди них
занимают аграрные правоотношения
1
.
Но прежде чем раскрыть аграрные правоотношения, следует сформули-
ровать их признаки.
Во-первых, это общественные отношения, то есть связь между людьми,
юридическими лицами, организациями, предприятиями, государством, субъек-
тами РФ, органами местного самоуправления, устанавливающаяся в процессе
их совместной деятельности. С точки зрения А. И. Бобылева, общественные от-
ношения – это отношения между людьми в различных сферах жизнедеятельно-
сти общества
2
. Однако не все общественные отношения регулируются правом и
могут в полной мере могут приобретать юридическую силу.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Выводы
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Таким образом, правоотношения отражают тот подход, то основание кон-
кретного жизненного отношения между людьми, которое закрепляется в норме
права. Аграрные правоотношения представляют собой разновидность обще-
ственных отношений. Они, опосредуя экономические, политические, социаль-
ные и иные общественные отношения, служат юридической формой взаимо-
действия, взаимосвязи между участниками аграрных отношений.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1
Аграрное право : учебник / отв. ред. Г. Е. Быстров, М. И. Козырь. – М. : Юристъ, 1996. –
С. 70.
2
Бобылев А. И. Собрание научных трудов. – М. : Юрид. ин-т МИИТА, 2002. – С. 32.