Файл: Аграрное право - курс лекций.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6854

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31 

Порядок  и  критерии  отнесения  территорий  к  неблагоприятным для  про-

изводства  сельскохозяйственной  продукции  территориям  устанавливаются 
Правительством Российской Федерации. 

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 4 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Каковы  задачи  и  основные  направления  государственного  регулиро-

вания сельского хозяйства? 

2.  Назовите меры поддержки сельскохозяйственного производителя. 

3.  Дайте  определение  понятию  «сельскохозяйственный  товаропроизво-

дитель». 

4.  Дайте определение понятию «сельскохозяйственная деятельность». 

 

 


background image

32 

5 Правовое положение 

крестьянских (фермерских) хозяйств 

 

Понятие  и  основные  признаки  крестьянского  (фермерского)  хозяйства. 

Порядок  создания  крестьянских  (фермерских)  хозяйств.  Глава  крестьянского 
хозяйства,  его  правовой  статус.  Особенности  наделения  земельными  участ-
ками  лиц  для  организации  крестьянского  (фермерского)  хозяйства.  Правовой 
режим имущества крестьянских (фермерских) хозяйств. Права и обязанности 
членов в ведении крестьянских (фермерских) хозяйств. Правовое регулирование 
труда и социального обеспечения членов и наемных работников крестьянских 
(фермерских) хозяйств. 
 

В  начале  1990-х г.  была  проведена  реорганизация  совхозов  и  колхозов, 

приватизация  государственных  предприятий  и  организаций  в  сфере  сельского 
хозяйства. На общих собраниях членов колхозов или рабочих и служащих сов-
хозов принимались решения о реорганизации колхоза или совхоза. При реорга-
низации  члены  колхоза,  рабочие  и  служащие  совхоза  получили  право  на  зе-
мельную долю, имущественный пай, которыми следовало распорядиться одним 
из  предусмотренных  в  законодательстве  способов  (внесение  в  виде  паевого 
взноса  во  вновь  образованный  сельскохозяйственный  производственный  ко-
оператив,  хозяйственное  общество,  товарищество  или  создание  своего  кре-
стьянского (фермерского) хозяйства (далее – к(ф)х). В 1990 г. был принят пер-
вый  закон  «О  крестьянском  (фермерском)  хозяйстве».  По  этому  закону  к(ф)х, 
образованные  одним  лицом,  регистрировались  органами  местного  самоуправ-
ления как юридические лица, семейные и смешанные к(ф)х также регистриро-
вались в виде юридического лица. 

Новый Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском 

(фермерском) хозяйстве» запретил регистрировать вновь созданные к(ф)х в ка-
честве юридических лиц, так как подчеркнул, что к(ф)х осуществляет предпри-
нимательскую деятельность1 без образования юридического лица. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Ст. 1 определяет крестьянское (фермерское) хозяйство как 

объединение  граждан,  связанных  родством  и  (или)  свойством, 
имеющих  в  общей  собственности  имущество  и  совместно  осу-
ществляющих  производственную  и  иную  хозяйственную  деятель-


background image

33 

ность  (производство,  переработку,  хранение,  транспортировку  и 
реализацию  сельскохозяйственной  продукции),  основанную  на  их 
личном участии. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Фермерское  хозяйство  может  признаваться  сельскохозяйственным  това-

ропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Единоличное,  т. е.  крестьянское  фермерское  хозяйство  мо-

жет  быть  создано  одним  гражданином.  Он  является  предпринима-
телем  на  селе,  так  как  обязан  зарегистрироваться  в  качестве  пред-
принимателя. 

2.  Семейное  крестьянское  фермерское  хозяйство,  организо-

ванное семьей (родственниками и/или свойственниками), а именно 
супругами, родителями, детьми, но не более чем из 3 семей. Основ-
ным  отличительным  признаком  такого  к(ф)х  является  семейный 
признак.  Законодатель  обращает  внимание  на  то,  что  членство  в 
этом к(ф)х не ограничено. 

3.  Смешанное  крестьянское  фермерское  хозяйство,  так  как 

оно представляет собой объединение граждан, не состоящих в род-
стве с главой крестьянского фермерского хозяйства. В данном слу-
чае  законодатель  ограничивает  членство  в  этом  к(ф)х,  т. е.  членов 
не должно быть более 5 человек. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Спорным является вопрос о правовой природе крестьянского (фермерско-

го) хозяйства. 

Представляется, что семейное и смешанное крестьянские хозяйства – это 

юридические  лица.  Одним  из  дискуссионных  вопросов  является  вопрос:  кре-
стьянское хозяйство – юридическое лицо или нет? Особенно это было актуаль-
но в период, когда действовал закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 
1990 г. По этому закону крестьянскому хозяйству был придан статус юридиче-
ского лица. Хотя этот статус и не отражал сущности данной  формы организа-
ция сельскохозяйственного производства, он соответствовал стремлению наде-
лять  крестьянские  хозяйства  всеми  правами,  которые  имелись  у  колхозов  и 
совхозов, чтобы фермеры не были в чем-то ущемлены. 


background image

34 

Начиная с 1998 г., в соответствии с ГК РФ, крестьянское фермерское хо-

зяйство не признавалось юридическим лицом, так как осуществляет свою дея-
тельность без образования юридического лица. 

Как  отметил  В. П. Мозолкин,  придание  крестьянскому  хозяйству  как  та-

ковому  статуса  юридического  лица  является  ошибкой  законодателя

1

.  В  прин-

ципе,  однако,  возможность  признания  крестьянского  хозяйства  юридическим 
лицом  не  исключена.  Но  в  этом  случае  крестьянское  хозяйство  должно  быть 
облечено в одну из организационно-правовых форм предприятия. 

Е. А. Суханов  назвал  признание  крестьянского  хозяйства  юридическим 

лицом «юридическим недоразумением»

2

Однако были и другие мнения. Во-первых, некоторые авторы критически 

восприняли  перемену  статуса  крестьянского  хозяйства.  Во-вторых,  участники 
Х съезда Ассоциации крестьянских хозяйств и кооперативов России (АККОР), 
проходившего  весной  1999 г.,  потребовали  возвращения  им  статуса  юридиче-
ского  лица,  поскольку  статус  индивидуального  предпринимателя  ухудшал  от-
ношение к ним чиновников всех уровней, партнеров по хозяйственной деятель-
ности, а также населения. Позиция фермеров, заявленная на съезде, нашла от-
ражение  в  Постановлении  Правительства  РФ  «О  государственной  поддержке 
крестьянских (фермерских) хозяйств в 1999 году» от 3 мая 1999 г., п. 9 которого 
предписывал:  «Министерству  сельского  хозяйства  и  продовольствия  Россий-
ской  Федерации,  Министерству  юстиции  Российской  Федерации,  Министер-
ству экономики Российской Федерации совместно с Ассоциацией крестьянских 
(фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России в месяч-
ный срок внести в Правительство Российской Федерации предложения о внесе-
нии изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации по 
вопросу придания крестьянским (фермерским) хозяйствам статуса юридическо-
го лица». 

Рабочая  группа  Минсельхозпрода  РФ  в  соответствии  с  упомянутым  по-

становлением  Правительства  РФ  от  3 мая  1999 г.  подготовила  проект  феде-
рального  закона  о  внесении  изменений  и  дополнений  в  ГК  РФ  по  вопросам 
правового  положения  крестьянского  (фермерского)  хозяйства.  Основное  со-
держание проекта было направлено на то, чтобы узаконить в гражданском за-

                                           

1

Мозолин В. П. Право собственности Российской Федерации в период перехода к рыночной 

экономике. – М., – 1992. – С. 45.  

2

Суханов Е. А. Право собственности в Гражданском кодексе // Закон. – 1995. – № 11. – С. 31 

 


background image

35 

конодательстве  существование  двух  форм  крестьянских  хозяйств:  без  образо-
вания и с образованием юридического лица. При этом предлагалось дополнить 
гл. 4  ГК  РФ  «Юридические  лица»  статьей,  посвященной  крестьянскому  (фер-
мерскому)  хозяйству  как  самостоятельной  организационно-правовой  форме 
коммерческих организаций, отличающейся от товариществ, обществ и коопера-
тивов. Проект не был поддержан Советом при Президенте РФ по кодификации 
и совершенствованию гражданского законодательства. В экспертном заключе-
нии  Совета  от  11 февраля  2000 г.  на  основе  толкования  ст. 259  и  68  ГК  РФ 
сформулирован  вывод о  том,  что  «на  практике крестьянское  (фермерское) хо-
зяйство  может  существовать  в  любой из  форм частных коммерческих  органи-
заций. Поэтому нет никакой необходимости вводить специально для крестьян-
ских  (фермерских)  хозяйств  дополнительную  организационно-правовую  фор-
му». Соглашаясь с этим выводом, следует вместе с тем отметить, что крестьян-
ское (фермерское) хозяйство, созданное «в любой из форм частных коммерче-
ских организаций», становится товариществом, обществом или кооперативом и 
на него распространяется статус этих организаций, а не крестьянского (фермер-
ского) хозяйства. 

Закон  2003 г.  воспроизвел  положения  ГК  РФ.  Однако  гл. 9  «Заключи-

тельные и переходные положения» закона гласила (п. 3 ст. 23): «Крестьянские 
(фермерские)  хозяйства,  которые  созданы  как  юридические  лица  в  соответ-
ствии  с  Законом  РСФСР  от  22 ноября  1990 года  № 348-I  «О  крестьянском 
(фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на пери-
од до 1 января 2010 года. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы 
настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых 
актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фер-
мерских)  хозяйств,  распространяются  постольку,  поскольку  иное  не  вытекает 
из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Феде-
рации или существа правоотношения». 

В  формах  документов,  используемых  при  государственной  регистрации 

фермерских  хозяйств,  утвержденных  приказом  Министерства  Российской  Фе-
дерации по налогам и сборам от 3 декабря 2003 г., закреплен следующий поря-
док  преобразования  крестьянского  (фермерского)  хозяйства,  имеющего  статус 
юридического  лица,  в  крестьянское  (фермерское)  хозяйство,  осуществляющее 
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Глава 
фермерского  хозяйства  подает  заявление  о  внесении  в  Единый  государствен-
ный  реестр  индивидуальных  предпринимателей  записи  о  крестьянском  (фер-