ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6854
Скачиваний: 37
31
Порядок и критерии отнесения территорий к неблагоприятным для про-
изводства сельскохозяйственной продукции территориям устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по лекции 4
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Каковы задачи и основные направления государственного регулиро-
вания сельского хозяйства?
2. Назовите меры поддержки сельскохозяйственного производителя.
3. Дайте определение понятию «сельскохозяйственный товаропроизво-
дитель».
4. Дайте определение понятию «сельскохозяйственная деятельность».
32
5 Правовое положение
крестьянских (фермерских) хозяйств
Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского) хозяйства.
Порядок создания крестьянских (фермерских) хозяйств. Глава крестьянского
хозяйства, его правовой статус. Особенности наделения земельными участ-
ками лиц для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Правовой
режим имущества крестьянских (фермерских) хозяйств. Права и обязанности
членов в ведении крестьянских (фермерских) хозяйств. Правовое регулирование
труда и социального обеспечения членов и наемных работников крестьянских
(фермерских) хозяйств.
В начале 1990-х г. была проведена реорганизация совхозов и колхозов,
приватизация государственных предприятий и организаций в сфере сельского
хозяйства. На общих собраниях членов колхозов или рабочих и служащих сов-
хозов принимались решения о реорганизации колхоза или совхоза. При реорга-
низации члены колхоза, рабочие и служащие совхоза получили право на зе-
мельную долю, имущественный пай, которыми следовало распорядиться одним
из предусмотренных в законодательстве способов (внесение в виде паевого
взноса во вновь образованный сельскохозяйственный производственный ко-
оператив, хозяйственное общество, товарищество или создание своего кре-
стьянского (фермерского) хозяйства (далее – к(ф)х). В 1990 г. был принят пер-
вый закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». По этому закону к(ф)х,
образованные одним лицом, регистрировались органами местного самоуправ-
ления как юридические лица, семейные и смешанные к(ф)х также регистриро-
вались в виде юридического лица.
Новый Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве» запретил регистрировать вновь созданные к(ф)х в ка-
честве юридических лиц, так как подчеркнул, что к(ф)х осуществляет предпри-
нимательскую деятельность1 без образования юридического лица.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Ст. 1 определяет крестьянское (фермерское) хозяйство как
объединение граждан, связанных родством и (или) свойством,
имеющих в общей собственности имущество и совместно осу-
ществляющих производственную и иную хозяйственную деятель-
33
ность (производство, переработку, хранение, транспортировку и
реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их
личном участии.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным това-
ропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Единоличное, т. е. крестьянское фермерское хозяйство мо-
жет быть создано одним гражданином. Он является предпринима-
телем на селе, так как обязан зарегистрироваться в качестве пред-
принимателя.
2. Семейное крестьянское фермерское хозяйство, организо-
ванное семьей (родственниками и/или свойственниками), а именно
супругами, родителями, детьми, но не более чем из 3 семей. Основ-
ным отличительным признаком такого к(ф)х является семейный
признак. Законодатель обращает внимание на то, что членство в
этом к(ф)х не ограничено.
3. Смешанное крестьянское фермерское хозяйство, так как
оно представляет собой объединение граждан, не состоящих в род-
стве с главой крестьянского фермерского хозяйства. В данном слу-
чае законодатель ограничивает членство в этом к(ф)х, т. е. членов
не должно быть более 5 человек.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Спорным является вопрос о правовой природе крестьянского (фермерско-
го) хозяйства.
Представляется, что семейное и смешанное крестьянские хозяйства – это
юридические лица. Одним из дискуссионных вопросов является вопрос: кре-
стьянское хозяйство – юридическое лицо или нет? Особенно это было актуаль-
но в период, когда действовал закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
1990 г. По этому закону крестьянскому хозяйству был придан статус юридиче-
ского лица. Хотя этот статус и не отражал сущности данной формы организа-
ция сельскохозяйственного производства, он соответствовал стремлению наде-
лять крестьянские хозяйства всеми правами, которые имелись у колхозов и
совхозов, чтобы фермеры не были в чем-то ущемлены.
34
Начиная с 1998 г., в соответствии с ГК РФ, крестьянское фермерское хо-
зяйство не признавалось юридическим лицом, так как осуществляет свою дея-
тельность без образования юридического лица.
Как отметил В. П. Мозолкин, придание крестьянскому хозяйству как та-
ковому статуса юридического лица является ошибкой законодателя
1
. В прин-
ципе, однако, возможность признания крестьянского хозяйства юридическим
лицом не исключена. Но в этом случае крестьянское хозяйство должно быть
облечено в одну из организационно-правовых форм предприятия.
Е. А. Суханов назвал признание крестьянского хозяйства юридическим
лицом «юридическим недоразумением»
2
.
Однако были и другие мнения. Во-первых, некоторые авторы критически
восприняли перемену статуса крестьянского хозяйства. Во-вторых, участники
Х съезда Ассоциации крестьянских хозяйств и кооперативов России (АККОР),
проходившего весной 1999 г., потребовали возвращения им статуса юридиче-
ского лица, поскольку статус индивидуального предпринимателя ухудшал от-
ношение к ним чиновников всех уровней, партнеров по хозяйственной деятель-
ности, а также населения. Позиция фермеров, заявленная на съезде, нашла от-
ражение в Постановлении Правительства РФ «О государственной поддержке
крестьянских (фермерских) хозяйств в 1999 году» от 3 мая 1999 г., п. 9 которого
предписывал: «Министерству сельского хозяйства и продовольствия Россий-
ской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Министер-
ству экономики Российской Федерации совместно с Ассоциацией крестьянских
(фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России в месяч-
ный срок внести в Правительство Российской Федерации предложения о внесе-
нии изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации по
вопросу придания крестьянским (фермерским) хозяйствам статуса юридическо-
го лица».
Рабочая группа Минсельхозпрода РФ в соответствии с упомянутым по-
становлением Правительства РФ от 3 мая 1999 г. подготовила проект феде-
рального закона о внесении изменений и дополнений в ГК РФ по вопросам
правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства. Основное со-
держание проекта было направлено на то, чтобы узаконить в гражданском за-
1
Мозолин В. П. Право собственности Российской Федерации в период перехода к рыночной
экономике. – М., – 1992. – С. 45.
2
Суханов Е. А. Право собственности в Гражданском кодексе // Закон. – 1995. – № 11. – С. 31
35
конодательстве существование двух форм крестьянских хозяйств: без образо-
вания и с образованием юридического лица. При этом предлагалось дополнить
гл. 4 ГК РФ «Юридические лица» статьей, посвященной крестьянскому (фер-
мерскому) хозяйству как самостоятельной организационно-правовой форме
коммерческих организаций, отличающейся от товариществ, обществ и коопера-
тивов. Проект не был поддержан Советом при Президенте РФ по кодификации
и совершенствованию гражданского законодательства. В экспертном заключе-
нии Совета от 11 февраля 2000 г. на основе толкования ст. 259 и 68 ГК РФ
сформулирован вывод о том, что «на практике крестьянское (фермерское) хо-
зяйство может существовать в любой из форм частных коммерческих органи-
заций. Поэтому нет никакой необходимости вводить специально для крестьян-
ских (фермерских) хозяйств дополнительную организационно-правовую фор-
му». Соглашаясь с этим выводом, следует вместе с тем отметить, что крестьян-
ское (фермерское) хозяйство, созданное «в любой из форм частных коммерче-
ских организаций», становится товариществом, обществом или кооперативом и
на него распространяется статус этих организаций, а не крестьянского (фермер-
ского) хозяйства.
Закон 2003 г. воспроизвел положения ГК РФ. Однако гл. 9 «Заключи-
тельные и переходные положения» закона гласила (п. 3 ст. 23): «Крестьянские
(фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответ-
ствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-I «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на пери-
од до 1 января 2010 года. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы
настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фер-
мерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает
из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Феде-
рации или существа правоотношения».
В формах документов, используемых при государственной регистрации
фермерских хозяйств, утвержденных приказом Министерства Российской Фе-
дерации по налогам и сборам от 3 декабря 2003 г., закреплен следующий поря-
док преобразования крестьянского (фермерского) хозяйства, имеющего статус
юридического лица, в крестьянское (фермерское) хозяйство, осуществляющее
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Глава
фермерского хозяйства подает заявление о внесении в Единый государствен-
ный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фер-