Файл: Аграрное право - курс лекций.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6853

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26 

достижение  полной  занятости  сельского  населения  и  повышение  уровня  его 
жизни, рациональное использование земель

1

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Основными  целями  государственной  аграрной  политики  яв-

ляются: 

1)  повышение  конкурентоспособности  российской  сельско-

хозяйственной  продукции  и  российских  сельскохозяй-
ственных  товаропроизводителей,  обеспечение  качества 
российских продовольственных товаров; 

2)  обеспечение  устойчивого  развития  сельских  территорий, 

занятости  сельского  населения,  повышения  уровня  его 
жизни,  в  том  числе  оплаты  труда  работников,  занятых  в 
сельском хозяйстве; 

3)  сохранение  и  воспроизводство  используемых  для  нужд 

сельскохозяйственного производства природных ресурсов; 

4)  формирование  эффективно  функционирующего  рынка 

сельскохозяйственной  продукции,  сырья  и  продоволь-
ствия,  обеспечивающего  повышение  доходности  сельско-
хозяйственных  товаропроизводителей  и  развитие  инфра-
структуры этого рынка; 

5)  создание  благоприятного  инвестиционного  климата  и  по-

вышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства; 

6)  наблюдение  за  индексом  цен  на  сельскохозяйственную 

продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промыш-
ленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяй-
ственными  товаропроизводителями,  и поддержание пари-
тета индексов таких цен (тарифов). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Государственная  аграрная  политика  основывается  на  следующих  прин-

ципах

1)  доступность  и  адресность  государственной  поддержки  сельскохозяй-

ственных  товаропроизводителей,  а  также  организаций  и  индивиду-
альных  предпринимателей,  осуществляющих  первичную  и  (или)  по-

                                           

1

Файзуллин Г. Г. Понятие государственного управления аграрным сектором экономики Рос-

сии и его принципы // Актуальные проблемы аграрного права России: теория и практика : сб. 
ст. – М. : Право и государство, 2004. – С. 117–126. 


background image

27 

следующую  (промышленную)  переработку  сельскохозяйственной 
продукции; 

2)  доступность  информации  о  состоянии  государственной  аграрной  по-

литики; 

3)  единство  рынка  сельскохозяйственной  продукции,  сырья  и  продо-

вольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке; 

4)  последовательность  осуществления  мер  государственной  аграрной 

политики и ее устойчивое развитие; 

5)  участие  союзов  (ассоциаций)  сельскохозяйственных  товаропроизво-

дителей в формировании и реализации государственной аграрной по-
литики; 

6)  защита  экономических  интересов  российских  сельскохозяйственных 

товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках; 

7)  обеспечение хозяйственной самостоятельности в осуществлении сель-

скохозяйственными  производителями  производственно-хозяйствен-
ной и иной деятельности; 

8)  развитие  науки  и  инновационной  деятельности  в сфере  агропромыш-

ленного  комплекса  (Приказ  Минсельхоза  РФ  от  25.06.2007  № 342 
«О Концепции развития аграрной науки и научного обеспечения АПК 
России до 2025 года»). 

Таким образом, выделяются прежде всего экономические и администра-

тивные методы государственного регулирования. 

Экономические методы предполагают расширение свободы выбора сель-

скохозяйственными  товаропроизводителями  предлагаемых  им  государством 
программ  и  условий.  Важное  значение  для  достижения  поставленных  целей 
имеют ценовые, налоговые, финансово-кредитные рычаги. 

Государственная аграрная политика представляет собой составную часть 

государственной  социально-экономической  политики,  направленной  на  устой-
чивое  развитие  сельского  хозяйства  и  сельских  территорий.  Под  устойчивым 
развитием  сельских  территорий  понимается  их  стабильное  социально-
экономическое  развитие,  увеличение  объема  производства  сельскохозяйствен-
ной  продукции,  повышение  эффективности  сельского  хозяйства,  достижение 
полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рацио-
нальное использование земель. 
 

 


background image

28 

Постановлением  Правительства  РФ  от  14.07.2012  № 717  (в  ред.  от 

19.12.2014) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и ре-
гулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия 
на  2013–2020 годы»  утверждена  Госпрограмма.  Целью  Программы  является 
обеспечение продовольственной независимости России в параметрах, заданных 
Доктриной  продовольственной  безопасности  Российской  Федерации,  утвер-
жденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 
«Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Фе-
дерации»; ускоренное импортозамещение в отношении мяса (свинины, птицы, 
крупного  рогатого  скота),  молока,  овощей  открытого  и  закрытого  грунта,  се-
менного  картофеля  и  плодово-ягодной  продукции;  повышение  финансовой 
устойчивости предприятий агропромышленного комплекса; повышение конку-
рентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем 
и  внешнем  рынках;  обеспечение  эпизоотического  благополучия  территории 
Российской Федерации; воспроизводство и повышение эффективности исполь-
зования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологиза-
ция производства; обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повы-
шение  ее  товарности  за  счет  создания  условий  для  ее  сезонного  хранения  и 
подработки. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В настоящее время для реализации государственной аграрной 

политики применяются следующие меры государственного регули-
рования

1)  предоставление  бюджетных  средств  сельскохозяйствен-

ным  товаропроизводителям  в  соответствии  с  законода-
тельством Российской Федерации; 

2)  специальные  налоговые  режимы  для  сельскохозяйствен-

ных товаропроизводителей; 

3)  осуществление закупки, хранения, переработки и реализа-

ции сельскохозяйственной продукции, сырья и продоволь-
ствия  для  государственных  и  муниципальных  нужд. 
В этой  сфере  действует  Федеральный  закон  от  2 декабря 
1994 г.  № 53-ФЗ  «О  закупках  и  поставках  сельскохозяй-
ственной  продукции,  сырья  и  продовольствия  для  госу-
дарственных нужд» (в ред. 2010 г.); 


background image

29 

4)  регулирование  рынка  сельскохозяйственной  продукции, 

сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное 
и нетарифное регулирование; 

5)  информационное  обеспечение  сельскохозяйственных  то-

варопроизводителей  и  других  участников  рынка  сельско-
хозяйственной  продукции,  сырья  и  продовольствия,  а 
также предоставление им консультационной помощи; 

6)  антимонопольное  регулирование  рынков  сельскохозяй-

ственной продукции, сырья и продовольствия; 

7)  участие общественных организаций в формировании и ре-

ализации государственной аграрной политики; 

8)  проведение закупочных интервенций, товарных интервен-

ций  на  рынке  сельскохозяйственной  продукции,  сырья  и 
продовольствия, а также залоговых операций. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Государственная  поддержка  сельскохозяйственного  това-

ропроизводителя – это система мер, реализуемых органами госу-
дарственной власти в целях стимулирования сельскохозяйственной 
деятельности,  направленной  на  развитие  аграрного  сектора  эко-
номики и устойчивого развития сельских территорий. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Основными направлениями государственной поддержки в сфере развития 

сельского хозяйства являются: 

1)  обеспечение  доступности  кредитных  ресурсов  для  сельскохозяй-

ственных  товаропроизводителей,  производящих  сельскохозяйствен-
ную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих со-
ответствующие  услуги;  для  граждан,  ведущих  личное  подсобное  хо-
зяйство,  крестьянских  (фермерских)  хозяйств,  сельскохозяйственных 
потребительскихкооперативов,  а  также  организаций  и  индивидуаль-
ных  предпринимателей,  осуществляющих  первичную  и  (или)  после-
дующую  (промышленную)  переработку  сельскохозяйственной  про-
дукции (в том числе на арендованных основных средствах) и ее реа-
лизацию  в  соответствии  с  перечнем,  утверждаемым  Правительством 
Российской  Федерации,  при  условии, что доля  дохода от реализации 
этой  продукции  в  доходе  указанных  организаций  и  указанных  инди-


background image

30 

видуальных  предпринимателей  составляет  не  менее  чем  70%  за  ка-
лендарный год; 

2)  развитие  системы  страхования  рисков  в  сельском  хозяйстве  (Феде-

ральный  закон  от  25.07.2011  № 260-ФЗ  (в  ред.  от  22.12.2014) 
«О государственной  поддержке  в  сфере  сельскохозяйственного  стра-
хования  и  о  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  «О  развитии 
сельского хозяйства»; 

3)  развитие племенного животноводства; 

4)  развитие элитного семеноводства; 

5)  обеспечение производства продукции животноводства; 

6)  обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними; 

7)  обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных то-

варопроизводителей; 

8)  обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв; 

9)  обеспечение  устойчивого  развития  сельских  территорий,  в  том  числе 

строительство  и  содержание  в  надлежащем  порядке  связывающих 
населенные пункты автомобильных дорог; 

10) предоставление  консультационной  помощи  сельскохозяйственным 

товаропроизводителям,  подготовка  и  переподготовка  специалистов 
для сельского хозяйства; 

11) информационное  обеспечение  при  реализации  государственной  аг-

рарной политики; 

12) поддержка  сельскохозяйственных  товаропроизводителей,  осуществ-

ляющих  производство  сельскохозяйственной  продукции  на  неблаго-
приятных для такого производства территориях. 

Неблагоприятными  для  производства  сельскохозяйственной  продукции 

территориями  признаются  территория  субъекта  Российской  Федерации  или 
территории субъектов Российской Федерации, на которых вследствие природ-
но-климатических  условий,  состояния  почвы,  а  также  социально-
экономических факторов уровень доходов сельскохозяйственных товаропроиз-
водителей ниже, чем в среднем по сельскому хозяйству. При этом производство 
сельскохозяйственной  продукции  должно осуществляться  для  обеспечения  за-
нятости  сельского  населения,  повышения  уровня  его  доходов,  сохранения 
местных традиций.