ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6853
Скачиваний: 37
26
достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его
жизни, рациональное использование земель
1
.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Основными целями государственной аграрной политики яв-
ляются:
1) повышение конкурентоспособности российской сельско-
хозяйственной продукции и российских сельскохозяй-
ственных товаропроизводителей, обеспечение качества
российских продовольственных товаров;
2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий,
занятости сельского населения, повышения уровня его
жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в
сельском хозяйстве;
3) сохранение и воспроизводство используемых для нужд
сельскохозяйственного производства природных ресурсов;
4) формирование эффективно функционирующего рынка
сельскохозяйственной продукции, сырья и продоволь-
ствия, обеспечивающего повышение доходности сельско-
хозяйственных товаропроизводителей и развитие инфра-
структуры этого рынка;
5) создание благоприятного инвестиционного климата и по-
вышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;
6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную
продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промыш-
ленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяй-
ственными товаропроизводителями, и поддержание пари-
тета индексов таких цен (тарифов).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Государственная аграрная политика основывается на следующих прин-
ципах:
1) доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяй-
ственных товаропроизводителей, а также организаций и индивиду-
альных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) по-
1
Файзуллин Г. Г. Понятие государственного управления аграрным сектором экономики Рос-
сии и его принципы // Актуальные проблемы аграрного права России: теория и практика : сб.
ст. – М. : Право и государство, 2004. – С. 117–126.
27
следующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной
продукции;
2) доступность информации о состоянии государственной аграрной по-
литики;
3) единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продо-
вольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;
4) последовательность осуществления мер государственной аграрной
политики и ее устойчивое развитие;
5) участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизво-
дителей в формировании и реализации государственной аграрной по-
литики;
6) защита экономических интересов российских сельскохозяйственных
товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
7) обеспечение хозяйственной самостоятельности в осуществлении сель-
скохозяйственными производителями производственно-хозяйствен-
ной и иной деятельности;
8) развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромыш-
ленного комплекса (Приказ Минсельхоза РФ от 25.06.2007 № 342
«О Концепции развития аграрной науки и научного обеспечения АПК
России до 2025 года»).
Таким образом, выделяются прежде всего экономические и администра-
тивные методы государственного регулирования.
Экономические методы предполагают расширение свободы выбора сель-
скохозяйственными товаропроизводителями предлагаемых им государством
программ и условий. Важное значение для достижения поставленных целей
имеют ценовые, налоговые, финансово-кредитные рычаги.
Государственная аграрная политика представляет собой составную часть
государственной социально-экономической политики, направленной на устой-
чивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым
развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-
экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйствен-
ной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение
полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рацио-
нальное использование земель.
28
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (в ред. от
19.12.2014) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и ре-
гулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
на 2013–2020 годы» утверждена Госпрограмма. Целью Программы является
обеспечение продовольственной независимости России в параметрах, заданных
Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвер-
жденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120
«Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Фе-
дерации»; ускоренное импортозамещение в отношении мяса (свинины, птицы,
крупного рогатого скота), молока, овощей открытого и закрытого грунта, се-
менного картофеля и плодово-ягодной продукции; повышение финансовой
устойчивости предприятий агропромышленного комплекса; повышение конку-
рентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем
и внешнем рынках; обеспечение эпизоотического благополучия территории
Российской Федерации; воспроизводство и повышение эффективности исполь-
зования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологиза-
ция производства; обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повы-
шение ее товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и
подработки.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В настоящее время для реализации государственной аграрной
политики применяются следующие меры государственного регули-
рования:
1) предоставление бюджетных средств сельскохозяйствен-
ным товаропроизводителям в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации;
2) специальные налоговые режимы для сельскохозяйствен-
ных товаропроизводителей;
3) осуществление закупки, хранения, переработки и реализа-
ции сельскохозяйственной продукции, сырья и продоволь-
ствия для государственных и муниципальных нужд.
В этой сфере действует Федеральный закон от 2 декабря
1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяй-
ственной продукции, сырья и продовольствия для госу-
дарственных нужд» (в ред. 2010 г.);
29
4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное
и нетарифное регулирование;
5) информационное обеспечение сельскохозяйственных то-
варопроизводителей и других участников рынка сельско-
хозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а
также предоставление им консультационной помощи;
6) антимонопольное регулирование рынков сельскохозяй-
ственной продукции, сырья и продовольствия;
7) участие общественных организаций в формировании и ре-
ализации государственной аграрной политики;
8) проведение закупочных интервенций, товарных интервен-
ций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия, а также залоговых операций.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Государственная поддержка сельскохозяйственного това-
ропроизводителя – это система мер, реализуемых органами госу-
дарственной власти в целях стимулирования сельскохозяйственной
деятельности, направленной на развитие аграрного сектора эко-
номики и устойчивого развития сельских территорий.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Основными направлениями государственной поддержки в сфере развития
сельского хозяйства являются:
1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяй-
ственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйствен-
ную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих со-
ответствующие услуги; для граждан, ведущих личное подсобное хо-
зяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных
потребительскихкооперативов, а также организаций и индивидуаль-
ных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) после-
дующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной про-
дукции (в том числе на арендованных основных средствах) и ее реа-
лизацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством
Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации
этой продукции в доходе указанных организаций и указанных инди-
30
видуальных предпринимателей составляет не менее чем 70% за ка-
лендарный год;
2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве (Феде-
ральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ (в ред. от 22.12.2014)
«О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного стра-
хования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии
сельского хозяйства»;
3) развитие племенного животноводства;
4) развитие элитного семеноводства;
5) обеспечение производства продукции животноводства;
6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;
7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных то-
варопроизводителей;
8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;
9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе
строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих
населенные пункты автомобильных дорог;
10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным
товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов
для сельского хозяйства;
11) информационное обеспечение при реализации государственной аг-
рарной политики;
12) поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществ-
ляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблаго-
приятных для такого производства территориях.
Неблагоприятными для производства сельскохозяйственной продукции
территориями признаются территория субъекта Российской Федерации или
территории субъектов Российской Федерации, на которых вследствие природ-
но-климатических условий, состояния почвы, а также социально-
экономических факторов уровень доходов сельскохозяйственных товаропроиз-
водителей ниже, чем в среднем по сельскому хозяйству. При этом производство
сельскохозяйственной продукции должно осуществляться для обеспечения за-
нятости сельского населения, повышения уровня его доходов, сохранения
местных традиций.