Файл: Административное право УП.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9245

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

4)  порядка  производства  по  делам  об  административных  право-
нарушениях,  в  том  числе  установление  мер  обеспечения  произ-
водства по делам об административных правонарушениях; 
5) порядка исполнения постановлений о назначении администра-
тивных наказаний. 

В  соответствии  с  законодательством  о  судебной  системе 

КоАП  определяет  подсудность  дел  об  административных  право-
нарушениях судам. 

В  соответствии  с  законодательством  о  защите  прав  несо-

вершеннолетних  КоАП  определяет  подведомственность  дел  об 
административных  правонарушениях  комиссиям  по  делам  несо-
вершеннолетних и защите их прав. 

В  соответствии  с  установленной  структурой  федеральных 

органов  исполнительной  власти  КоАП  определяет  подведомст-
венность  дел  об  административных  правонарушениях,  преду-
смотренных  КоАП,  федеральным  органам  исполнительной  вла-
сти. 

Лица,  совершившие  административные  правонарушения, 

равны  перед  законом.  Физические  лица  подлежат  администра-
тивной ответственности независимо от пола, расы, национально-
сти, языка, происхождения, имущественного и должностного по-
ложения,  места  жительства,  отношения  к  религии,  убеждений, 
принадлежности к общественным объединениям, а также других 
обстоятельств.  Юридические  лица  подлежат  административной 
ответственности  независимо  от  места  нахождения,  организаци-
онно-правовых  форм,  подчиненности,  а  также  других  обстоя-
тельств. 

Особые условия применения мер обеспечения производства 

по делу об административном  правонарушении и  привлечения к 
административной  ответственности  должностных  лиц,  выпол-
няющих определенные государственные функции (депутатов, су-
дей,  прокуроров  и  иных  лиц),  устанавливаются  Конституцией 
Российской Федерации и федеральными законами. 

Лицо  подлежит  административной  ответственности  только 

за  те  административные  правонарушения,  в  отношении  которых 
установлена его вина. 

Лицо,  в  отношении  которого  ведется  производство  по  делу 

об  административном  правонарушении,  считается  невиновным, 


background image

 

пока  его  вина  не  будет  доказана  в  порядке,  предусмотренном 
КоАП  и  установлена  вступившим  в  законную  силу  постановле-
нием судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. 

Лицо,  привлекаемое  к  административной  ответственности, 

не обязано доказывать свою невиновность. 

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого 

к  административной  ответственности,  толкуются  в  пользу  этого 
лица. 

Лицо,  привлекаемое  к  административной  ответственности, 

не может быть подвергнуто административному наказанию и ме-
рам  обеспечения  производства  по  делу  об  административном 
правонарушении  иначе  как  на  основаниях  и  в  порядке,  установ-
ленных законом. 

Применение уполномоченными  на то органом  или должно-

стным  лицом  административного  наказания  и  мер  обеспечения 
производства  по  делу  об  административном  правонарушении  в 
связи  с  административным  правонарушением  осуществляется  в 
пределах компетенции указанных органа или должностного лица 
в соответствии с законом. 

При  применении  мер  административного  принуждения  не 

допускаются  решения  и  действия  (бездействие),  унижающие  че-
ловеческое достоинство. 

Лицо,  совершившее  административное  правонарушение, 

подлежит ответственности на основании закона, действовавшего 
во  время  и  по  месту  совершения  административного  правонару-
шения. 

Закон,  смягчающий  или  отменяющий  административную 

ответственность  за  административное  правонарушение  либо 
иным  образом  улучшающий  положение  лица,  совершившего  ад-
министративное  правонарушение,  имеет  обратную  силу,  то  есть 
распространяется  и  на  лицо,  которое  совершило  административ-
ное правонарушение до вступления такого закона в силу и в от-
ношении  которого  постановление  о  назначении  административ-
ного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отяг-
чающий  административную  ответственность  за  административ-
ное  правонарушение  либо  иным  образом  ухудшающий  положе-
ние лица, обратной силы не имеет. 


background image

 

Производство  по  делу  об  административном  правонаруше-

нии осуществляется на основании закона, действующего во время 
производства по указанному делу. 

Административным  правонарушением  признается  противо-

правное, виновное действие (бездействие) физического или юри-
дического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об 
административных  правонарушениях  установлена  администра-
тивная ответственность. 

Юридическое лицо признается виновным в совершении ад-

министративного правонарушения, если будет установлено, что у 
него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за на-
рушение  которых  КоАП  или  законами  субъекта  Российской  Фе-
дерации  предусмотрена  административная  ответственность,  но 
данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по 
их соблюдению. 

Назначение  административного  наказания  юридическому 

лицу  не  освобождает  от  административной  ответственности  за 
данное  правонарушение  виновное  физическое  лицо,  равно  как  и 
привлечение к административной или уголовной ответственности 
физического лица не освобождает от административной ответст-
венности за данное правонарушение юридическое лицо. 

Административное  правонарушение  признается  совершен-

ным  умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало проти-
воправный  характер  своего  действия  (бездействия),  предвидело 
его  вредные  последствия  и  желало  наступления  таких  последст-
вий или сознательно их допускало либо относилось к ним безраз-
лично. 

Административное  правонарушение  признается  совершен-

ным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвиде-
ло возможность наступления вредных последствий своего дейст-
вия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самона-
деянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо 
не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя 
должно было и могло их предвидеть. 

Административной  ответственности  подлежит  лицо,  дос-

тигшее к моменту совершения административного правонаруше-
ния возраста шестнадцати лет. 


background image

 

С  учетом  конкретных  обстоятельств  дела  и  данных  о  лице, 

совершившем  административное  правонарушение  в  возрасте  от 
шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовер-
шеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть осво-
бождено от административной ответственности с применением к 
нему  меры  воздействия,  предусмотренной  федеральным  законо-
дательством о защите прав несовершеннолетних. 

Административной ответственности подлежит должностное 

лицо  в  случае  совершения  им  административного  правонаруше-
ния  в  связи  с  неисполнением  либо  ненадлежащим  исполнением 
своих служебных обязанностей. 

Под  должностным  лицом  следует  понимать  лицо,  постоян-

но,  временно  или  в  соответствии  со  специальными  полномочия-
ми  осуществляющее  функции  представителя  власти,  то  есть  на-
деленное  в  установленном  законом  порядке  распорядительными 
полномочиями  в  отношении  лиц,  не  находящихся  в  служебной 
зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организацион-
но-распорядительные 

или 

административно-хозяйственные 

функции  в  государственных  органах,  органах  местного  само-
управления,  государственных  и  муниципальных  организациях,  а 
также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других вой-
сках  и  воинских  формированиях  Российской  Федерации.  Совер-
шившие  административные  правонарушения  в  связи  с  выполне-
нием  организационно-распорядительных  или  административно-
хозяйственных функций руководители и другие работники иных 
организаций,  а  также  лица,  осуществляющие  предприниматель-
скую  деятельность  без  образования  юридического  лица,  несут 
административную ответственность как должностные лица, если 
законом не установлено иное. 

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане 

несут  ответственность  за  административные  правонарушения  в 
соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов 
внутренних дел,  органов уголовно-исполнительной системы, фе-
деральных  органов  налоговой  полиции  и  таможенных  органов 
несут  ответственность  за  административные  правонарушения  в 
соответствии  с  нормативными  правовыми  актами,  регламенти-
рующими порядок прохождения службы в указанных органах. За 
нарушение законодательства о выборах и референдумах, в облас-


background image

 10

ти  обеспечения  санитарно-эпидемиологического  благополучия 
населения,  правил  дорожного  движения,  требований  пожарной 
безопасности  вне  места  службы,  законодательства  об  охране  ок-
ружающей  природной  среды,  таможенных  правил  и  правил  ре-
жима  Государственной  границы  Российской  Федерации,  погра-
ничного  режима,  режима  в  пунктах  пропуска  через  Государст-
венную  границу  Российской  Федерации,  а  также  за  администра-
тивные  правонарушения  в  области  налогов,  сборов  и  финансов, 
невыполнение законных требований прокурора, следователя, ли-
ца,  производящего  дознание,  или  должностного  лица,  осуществ-
ляющего  производство  по  делу  об  административном  правона-
рушении,  лица,  на  которых  распространяется  действие  дисцип-
линарных  уставов  или  специальных  положений  о  дисциплине, 
несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам 
не  могут  быть  применены  административные  наказания  в  виде 
административного  ареста,  а  к  военнослужащим,  проходящим 
военную  службу  по  призыву,  также  в  виде  административного 
штрафа. 

Иностранные  граждане,  лица  без  гражданства  и  иностран-

ные юридические лица, совершившие на территории Российской 
Федерации  административные  правонарушения,  подлежат  адми-
нистративной ответственности на общих основаниях. 

Иностранные  граждане,  лица  без  гражданства  и  иностран-

ные  юридические  лица,  совершившие  административные  право-
нарушения  на  континентальном  шельфе,  в  исключительной  эко-
номической  зоне  Российской  Федерации,  предусмотренные  ча-
стью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 

− 8.20, частью 2 статьи 19.4 

КоАП,  подлежат  административной  ответственности  на  общих 
основаниях. 

Вопрос  об  административной  ответственности  иностранно-

го  гражданина,  пользующегося  иммунитетом  от  административ-
ной  юрисдикции  Российской  Федерации  в  соответствии  с  феде-
ральными  законами  и  международными  договорами  Российской 
Федерации  и  совершившего  на  территории  Российской  Федера-
ции  административное  правонарушение,  разрешается  в  соответ-
ствии с нормами международного права.