Файл: Административное право УП.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9216

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 161

3)  иные  должностные  лица,  осуществляющие  в  соответст-

вии  с  федеральными  законами  либо  нормативными  правовыми 
актами  Президента  Российской  Федерации  или  Правительства 
Российской Федерации надзорные или контрольные функции. 

Дела  об  административных  правонарушениях,  предусмот-

ренных законами субъектов Российской Федерации, от имени ор-
ганов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 КоАП, рассмат-
ривают  уполномоченные  должностные  лица  органов  исполни-
тельной власти субъектов Российской Федерации. 

Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об 

административных  правонарушениях,  обладают  этими  полномо-
чиями в полном объеме, если главой 23 КоАП или законом субъ-
екта Российской Федерации не установлено иное. 

В случае упразднения указанных в главе 23 КоАП или в за-

коне  субъекта  Российской  Федерации  органа,  учреждения,  их 
структурных  подразделений  или  территориальных  органов, 
должности  должностного  лица  до  внесения  в  КоАП  или  в  закон 
субъекта  Российской  Федерации  соответствующих  изменений  и 
дополнений  подведомственные  им  дела  об  административных 
правонарушениях рассматривают судьи. 

В  случае  преобразования,  иной  реорганизации  либо  пере-

подчинения  указанных  в  главе 23 КоАП  или  в  законе  субъекта 
Российской Федерации органа, учреждения, их структурных под-
разделений  или  территориальных  органов  до  внесения  в  КоАП 
или  в  закон  субъекта  Российской  Федерации  соответствующих 
изменений и дополнений подведомственные им дела об админи-
стративных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, 
их структурные подразделения или территориальные органы, ко-
торым переданы указанные функции. 

В  случае  изменения  наименований,  указанных  в  главе 23 

КоАП или в законе субъекта Российской Федерации, органа, уч-
реждения,  их  структурных  подразделений  или  территориальных 
органов, должности должностного лица должностные лица этого 
органа, учреждения, их структурных подразделений или террито-
риальных  органов  продолжают  осуществлять  полномочия,  свя-
занные с рассмотрением дел об административных правонаруше-
ниях, до внесения в КоАП или в закон субъекта Российской Фе-
дерации соответствующих изменений. 


background image

 162

Тема

 IV. 

Производство

 

по

 

делам

 

об

 

административных

  

правонарушениях 

 

Задачами производства по делам об административных пра-

вонарушениях  являются  всестороннее,  полное,  объективное  и 
своевременное  выяснение  обстоятельств  каждого  дела,  разреше-
ние его в соответствии с законом, обеспечение исполнения выне-
сенного  постановления,  а  также  выявление  причин  и  условий, 
способствовавших  совершению  административных  правонару-
шений. 

Производство  по  делам  об  административных  правонару-

шениях ведется  на русском языке 

− государственном языке Рос-

сийской  Федерации.  Наряду  с  государственным  языком  Россий-
ской  Федерации  производство  по  делам  об  административных 
правонарушениях  может  вестись  на  государственном  языке  рес-
публики, на территории которой находятся судья, орган, должно-
стное лицо, уполномоченные рассматривать дела об администра-
тивных правонарушениях. 

Лицам, участвующим в производстве по делу об админист-

ративном  правонарушении  и  не  владеющим  языком,  на  котором 
ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и 
давать  объяснения,  заявлять  ходатайства  и  отводы,  приносить 
жалобы  на  родном  языке  либо  на  другом  свободно  избранном 
указанными  лицами  языке  общения,  а  также  пользоваться  услу-
гами переводчика. 

Дела  об  административных  правонарушениях  подлежат  от-

крытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может 
привести  к  разглашению  государственной,  военной,  коммерче-
ской или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, ес-
ли этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участ-
вующих  в  производстве  по  делу  об  административном  правона-
рушении,  членов  их  семей,  их  близких,  а  также  защиты  чести  и 
достоинства указанных лиц. 

Решение  о  закрытом  рассмотрении  дела  об  административ-

ном  правонарушении  выносится  судьей,  органом,  должностным 
лицом, рассматривающими дело, в виде определения. 
 


background image

 163

Лица, участвующие в производстве по делу об администра-

тивном  правонарушении,  имеют  право  заявлять  ходатайства, 
подлежащие  обязательному  рассмотрению  судьей,  органом, 
должностным  лицом,  в  производстве  которых  находится  данное 
дело. 

Ходатайство  заявляется  в  письменной  форме  и  подлежит 

немедленному  рассмотрению.  Решение  об  отказе  в  удовлетворе-
нии  ходатайства  выносится  судьей,  органом,  должностным  ли-
цом,  в  производстве  которых  находится  дело  об  административ-
ном правонарушении, в виде определения. 

Производство  по  делу  об  административном  правонаруше-

нии  не  может  быть  начато,  а  начатое  производство  подлежит 
прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоя-
тельств: 

1) отсутствие события административного правонарушения; 
2)  отсутствие  состава  административного  правонарушения, 

в  том  числе  недостижение  физическим  лицом  на  момент  совер-
шения  противоправных  действий  (бездействия)  возраста,  преду-
смотренного  КоАП  для  привлечения  к  административной  ответ-
ственности, или невменяемость физического лица, совершившего 
противоправные действия (бездействие); 

3) действия лица в состоянии крайней необходимости; 
4)  издание  акта  амнистии,  если  такой  акт  устраняет  приме-

нение административного наказания; 

5)  отмена  закона,  установившего  административную  ответ-

ственность; 

6)  истечение  сроков  давности  привлечения  к  администра-

тивной ответственности; 

7)  наличие  по  одному  и  тому  же  факту  совершения  проти-

воправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого 
ведется  производство  по  делу  об  административном  правонару-
шении,  постановления  о  назначении  административного  наказа-
ния, либо постановления о прекращении производства по делу об 
административном  правонарушении,  либо  постановления  о  воз-
буждении уголовного дела; 

8) смерть  физического лица, в отношении которого ведется 

производство по делу об административном правонарушении. 
 


background image

 164

Генеральный  прокурор  Российской  Федерации  и  назначае-

мые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции 
надзор  за  соблюдением  Конституции  Российской  Федерации  и 
исполнением  действующих  на  территории  Российской  Федера-
ции  законов  при  производстве  по  делам  об  административных 
правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производ-
стве суда. 

Издержки  по  делу  об  административном  правонарушении 

состоят из: 

1)  сумм,  выплачиваемых  свидетелям,  понятым,  специали-

стам, экспертам, переводчикам; 

2) сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересыл-

ку) и исследование вещественных доказательств. 

Издержки  по  делу  об  административном  правонарушении, 

совершенном  физическим  лицом  и  предусмотренном  КоАП,  от-
носятся  на  счет  федерального  бюджета,  а  издержки  по  делу  об 
административном  правонарушении,  совершенном  физическим 
лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федера-
ции, 

−  на  счет  бюджета  соответствующего  субъекта  Российской 

Федерации. 

Издержки  по  делу  об  административном  правонарушении, 

совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного 
юридического лица, за исключением сумм, выплаченных перево-
дчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрени-
ем  дела  об  административном  правонарушении,  совершенном 
юридическим лицом, относятся на счет федерального бюджета, а 
издержки  по  делу  об  административном  правонарушении,  со-
вершенном  юридическим  лицом  и  предусмотренном  законом 
субъекта  Российской  Федерации, 

−  на  счет  бюджета  соответст-

вующего субъекта Российской Федерации. 

В случае прекращения производства по делу об администра-

тивном  правонарушении,  совершенном  юридическим  лицом,  из-
держки по делу об административном правонарушении относятся 
на  счет  федерального  бюджета,  а  в  случае  прекращения  произ-
водства  по  делу  об  административном  правонарушении,  совер-
шенном  юридическим  лицом  и  предусмотренном  законом  субъ-


background image

 165

екта Российской Федерации, 

− на счет бюджета соответствующе-

го субъекта Российской Федерации. 

Размер  издержек  по  делу  об  административном  правонару-

шении определяется на основании приобщенных к делу докумен-
тов,  подтверждающих  наличие  и  размеры  отнесенных  к  издерж-
кам затрат. 

Решение  об  издержках  по  делу  об  административном  пра-

вонарушении отражается в постановлении о назначении админи-
стративного наказания или в постановлении о прекращении про-
изводства по делу об административном правонарушении. 

Лицо,  в  отношении  которого  ведется  производство  по  делу 

об  административном  правонарушении,  вправе  знакомиться  со 
всеми  материалами  дела,  давать  объяснения,  представлять  дока-
зательства,  заявлять  ходатайства  и  отводы,  пользоваться  юриди-
ческой  помощью  защитника,  а  также  иными  процессуальными 
правами в соответствии с КоАП. 

Дело  об  административном  правонарушении  рассматрива-

ется с участием лица, в отношении которого ведется производст-
во по делу об административном правонарушении. В отсутствие 
указанного  лица  дело  может  быть  рассмотрено  лишь  в  случаях, 
если  имеются  данные  о  надлежащем  извещении  лица  о  месте  и 
времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатай-
ство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайст-
во оставлено без удовлетворения. 

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об 

административном  правонарушении,  вправе  признать  обязатель-
ным  присутствие  при  рассмотрении  дела  лица,  в  отношении  ко-
торого ведется производство по делу. 

При  рассмотрении  дела  об  административном  правонару-

шении,  влекущем  административный  арест  или  административ-
ное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного 
гражданина  либо  лица  без  гражданства,  присутствие  лица,  в  от-
ношении которого ведется производство по делу, является обяза-
тельным. 

Несовершеннолетнее  лицо,  в  отношении  которого  ведется 

производство  по  делу  об  административном  правонарушении, 
может  быть  удалено  на  время  рассмотрения  обстоятельств  дела,