ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9216
Скачиваний: 6
161
3) иные должностные лица, осуществляющие в соответст-
вии с федеральными законами либо нормативными правовыми
актами Президента Российской Федерации или Правительства
Российской Федерации надзорные или контрольные функции.
Дела об административных правонарушениях, предусмот-
ренных законами субъектов Российской Федерации, от имени ор-
ганов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 КоАП, рассмат-
ривают уполномоченные должностные лица органов исполни-
тельной власти субъектов Российской Федерации.
Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об
административных правонарушениях, обладают этими полномо-
чиями в полном объеме, если главой 23 КоАП или законом субъ-
екта Российской Федерации не установлено иное.
В случае упразднения указанных в главе 23 КоАП или в за-
коне субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их
структурных подразделений или территориальных органов,
должности должностного лица до внесения в КоАП или в закон
субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и
дополнений подведомственные им дела об административных
правонарушениях рассматривают судьи.
В случае преобразования, иной реорганизации либо пере-
подчинения указанных в главе 23 КоАП или в законе субъекта
Российской Федерации органа, учреждения, их структурных под-
разделений или территориальных органов до внесения в КоАП
или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих
изменений и дополнений подведомственные им дела об админи-
стративных правонарушениях рассматривают орган, учреждение,
их структурные подразделения или территориальные органы, ко-
торым переданы указанные функции.
В случае изменения наименований, указанных в главе 23
КоАП или в законе субъекта Российской Федерации, органа, уч-
реждения, их структурных подразделений или территориальных
органов, должности должностного лица должностные лица этого
органа, учреждения, их структурных подразделений или террито-
риальных органов продолжают осуществлять полномочия, свя-
занные с рассмотрением дел об административных правонаруше-
ниях, до внесения в КоАП или в закон субъекта Российской Фе-
дерации соответствующих изменений.
162
Тема
IV.
Производство
по
делам
об
административных
правонарушениях
Задачами производства по делам об административных пра-
вонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и
своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разреше-
ние его в соответствии с законом, обеспечение исполнения выне-
сенного постановления, а также выявление причин и условий,
способствовавших совершению административных правонару-
шений.
Производство по делам об административных правонару-
шениях ведется на русском языке
− государственном языке Рос-
сийской Федерации. Наряду с государственным языком Россий-
ской Федерации производство по делам об административных
правонарушениях может вестись на государственном языке рес-
публики, на территории которой находятся судья, орган, должно-
стное лицо, уполномоченные рассматривать дела об администра-
тивных правонарушениях.
Лицам, участвующим в производстве по делу об админист-
ративном правонарушении и не владеющим языком, на котором
ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и
давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить
жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном
указанными лицами языке общения, а также пользоваться услу-
гами переводчика.
Дела об административных правонарушениях подлежат от-
крытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может
привести к разглашению государственной, военной, коммерче-
ской или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, ес-
ли этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участ-
вующих в производстве по делу об административном правона-
рушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и
достоинства указанных лиц.
Решение о закрытом рассмотрении дела об административ-
ном правонарушении выносится судьей, органом, должностным
лицом, рассматривающими дело, в виде определения.
163
Лица, участвующие в производстве по делу об администра-
тивном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства,
подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом,
должностным лицом, в производстве которых находится данное
дело.
Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит
немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворе-
нии ходатайства выносится судьей, органом, должностным ли-
цом, в производстве которых находится дело об административ-
ном правонарушении, в виде определения.
Производство по делу об административном правонаруше-
нии не может быть начато, а начатое производство подлежит
прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоя-
тельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения,
в том числе недостижение физическим лицом на момент совер-
шения противоправных действий (бездействия) возраста, преду-
смотренного КоАП для привлечения к административной ответ-
ственности, или невменяемость физического лица, совершившего
противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет приме-
нение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответ-
ственность;
6) истечение сроков давности привлечения к администра-
тивной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения проти-
воправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого
ведется производство по делу об административном правонару-
шении, постановления о назначении административного наказа-
ния, либо постановления о прекращении производства по делу об
административном правонарушении, либо постановления о воз-
буждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении.
164
Генеральный прокурор Российской Федерации и назначае-
мые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции
надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и
исполнением действующих на территории Российской Федера-
ции законов при производстве по делам об административных
правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производ-
стве суда.
Издержки по делу об административном правонарушении
состоят из:
1) сумм, выплачиваемых свидетелям, понятым, специали-
стам, экспертам, переводчикам;
2) сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересыл-
ку) и исследование вещественных доказательств.
Издержки по делу об административном правонарушении,
совершенном физическим лицом и предусмотренном КоАП, от-
носятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об
административном правонарушении, совершенном физическим
лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федера-
ции,
− на счет бюджета соответствующего субъекта Российской
Федерации.
Издержки по делу об административном правонарушении,
совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного
юридического лица, за исключением сумм, выплаченных перево-
дчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрени-
ем дела об административном правонарушении, совершенном
юридическим лицом, относятся на счет федерального бюджета, а
издержки по делу об административном правонарушении, со-
вершенном юридическим лицом и предусмотренном законом
субъекта Российской Федерации,
− на счет бюджета соответст-
вующего субъекта Российской Федерации.
В случае прекращения производства по делу об администра-
тивном правонарушении, совершенном юридическим лицом, из-
держки по делу об административном правонарушении относятся
на счет федерального бюджета, а в случае прекращения произ-
водства по делу об административном правонарушении, совер-
шенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъ-
165
екта Российской Федерации,
− на счет бюджета соответствующе-
го субъекта Российской Федерации.
Размер издержек по делу об административном правонару-
шении определяется на основании приобщенных к делу докумен-
тов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издерж-
кам затрат.
Решение об издержках по делу об административном пра-
вонарушении отражается в постановлении о назначении админи-
стративного наказания или в постановлении о прекращении про-
изводства по делу об административном правонарушении.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу
об административном правонарушении, вправе знакомиться со
всеми материалами дела, давать объяснения, представлять дока-
зательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юриди-
ческой помощью защитника, а также иными процессуальными
правами в соответствии с КоАП.
Дело об административном правонарушении рассматрива-
ется с участием лица, в отношении которого ведется производст-
во по делу об административном правонарушении. В отсутствие
указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях,
если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и
времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатай-
ство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайст-
во оставлено без удовлетворения.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об
административном правонарушении, вправе признать обязатель-
ным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении ко-
торого ведется производство по делу.
При рассмотрении дела об административном правонару-
шении, влекущем административный арест или административ-
ное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного
гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в от-
ношении которого ведется производство по делу, является обяза-
тельным.
Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении,
может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела,