Файл: Административное право УП.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9211

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 171

ходатайства  о  предоставлении  ему  дополнительных  материалов, 
необходимых для дачи заключения; 

2) с разрешения  судьи, должностного лица, лица, председа-

тельствующего  в  заседании  коллегиального  органа,  в  производ-
стве  которых  находится  дело  об  административном  правонару-
шении,  задавать  вопросы,  относящиеся  к  предмету  экспертизы, 
лицу,  в  отношении  которого  ведется  производство  по  делу,  по-
терпевшему и свидетелям; 

3) указывать в своем заключении имеющие значение для де-

ла обстоятельства, которые установлены при проведении экспер-
тизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы. 

За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, экс-

перт  несет  административную  ответственность,  предусмотрен-
ную КоАП. 

В  качестве  переводчика  может  быть  привлечено  любое  не 

заинтересованное  в  исходе  дела  совершеннолетнее  лицо,  вла-
деющее  языками  или  навыками  сурдоперевода  (понимающее 
знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сур-
доперевода при производстве по делу об административном пра-
вонарушении. 

Переводчик назначается судьей, органом, должностным ли-

цом,  в  производстве  которых  находится  дело  об  административ-
ном правонарушении. 

Переводчик  обязан  явиться  по  вызову  судьи,  органа,  долж-

ностного лица, в производстве которых находится дело об адми-
нистративном  правонарушении,  выполнить  полно  и  точно  пору-
ченный  ему  перевод  и  удостоверить  верность  перевода  своей 
подписью. 

Переводчик  предупреждается  об  административной  ответ-

ственности за выполнение заведомо неправильного перевода. 

За  отказ  или  за  уклонение  от  исполнения  обязанностей  пе-

реводчик  несет  административную  ответственность,  предусмот-
ренную КоАП. 

Прокурор в пределах своих полномочий вправе: 
1)  возбуждать  производство  по  делу  об  административном 

правонарушении; 


background image

 172

2)  участвовать  в  рассмотрении  дела  об  административном 

правонарушении,  заявлять  ходатайства,  давать  заключения  по 
вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; 

3) приносить протест на постановление по делу об админи-

стративном  правонарушении  независимо  от  участия  в  деле,  а 
также  совершать  иные  предусмотренные  федеральным  законом 
действия. 

Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела 

об  административном  правонарушении,  совершенном  несовер-
шеннолетним,  а  также  дела  об  административном  правонаруше-
нии, возбужденного по инициативе прокурора. 

К  участию  в  производстве  по  делу  об  административном 

правонарушении  в  качестве  защитника  и  представителя  не  до-
пускаются лица в случае, если они являются сотрудниками госу-
дарственных органов, осуществляющих надзор и контроль за со-
блюдением правил, нарушение которых явилось основанием для 
возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в каче-
стве иных участников производства по данному делу. 

К  участию  в  производстве  по  делу  об  административном 

правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика 
не  допускаются  лица  в  случае,  если  они  состоят  в  родственных 
отношениях  с  лицом,  привлекаемым  к  административной  ответ-
ственности,  потерпевшим,  их  законными  представителями,  за-
щитником,  представителем,  прокурором,  судьей,  членом  колле-
гиального органа или должностным лицом, в производстве кото-
рых находится данное дело, или если они ранее выступали в ка-
честве  иных  участников  производства  по  данному  делу,  а  равно 
если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или кос-
венно, заинтересованными в исходе данного дела. 

При наличии предусмотренных статьей 25.12 КоАП обстоя-

тельств, исключающих возможность участия лица  в качестве за-
щитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика 
в  производстве  по  делу  об  административном  правонарушении, 
указанное лицо подлежит отводу. 

Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, орга-

ну, должностному лицу, в производстве которых находится дело 
об административном правонарушении. 


background image

 173

Рассмотрев  заявление  о  самоотводе  или  об  отводе,  судья, 

орган, должностное лицо, в производстве которых находится де-
ло  об  административном  правонарушении,  выносят  определение 
об  удовлетворении  заявления  либо  об  отказе  в  его  удовлетворе-
нии. 

Потерпевшему,  свидетелю,  специалисту,  эксперту,  перево-

дчику  и  понятому  возмещаются  в  установленном  Правительст-
вом  Российской  Федерации  порядке  расходы,  понесенные  ими  в 
связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве 
которых находится дело об административном правонарушении. 

Труд  специалиста,  эксперта  и  переводчика  оплачивается  в 

порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 

По делу об административном правонарушении выяснению 

подлежат: 

1) наличие события административного правонарушения; 
2)  лицо,  совершившее  противоправные  действия  (бездейст-

вие),  за  которые  КоАП  или  законом  субъекта  Российской  Феде-
рации предусмотрена административная ответственность; 

3)  виновность  лица  в  совершении  административного  пра-

вонарушения; 

4)  обстоятельства,  смягчающие  административную  ответст-

венность  и  обстоятельства,  отягчающие  административную  от-
ветственность; 

5) характер и размер ущерба, причиненного административ-

ным правонарушением; 

6)  обстоятельства,  исключающие  производство  по  делу  об 

административном правонарушении; 

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного 

разрешения  дела,  а  также  причины  и  условия  совершения  адми-
нистративного правонарушения. 

Доказательствами  по  делу  об  административном  правона-

рушении являются любые фактические данные, на основании ко-
торых  судья,  орган,  должностное  лицо,  в  производстве  которых 
находится дело,  устанавливают наличие или отсутствие события 
административного  правонарушения,  виновность  лица,  привле-
каемого  к  административной  ответственности,  а  также  иные  об-
стоятельства,  имеющие  значение  для  правильного  разрешения 
дела. 


background image

 174

Эти  данные  устанавливаются  протоколом  об  администра-

тивном правонарушении, иными протоколами, объяснениями ли-
ца, в отношении которого ведется производство по делу об адми-
нистративном правонарушении, показаниями потерпевшего, сви-
детелей,  заключениями  эксперта,  иными  документами,  а  также 
показаниями  специальных  технических  средств,  вещественными 
доказательствами. 

Не допускается использование доказательств, полученных с 

нарушением закона. 

Объяснения лица, в отношении которого ведется производ-

ство  по  делу  об  административном  правонарушении,  показания 
потерпевшего  и  свидетелей  представляют  собой  сведения, 
имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в 
устной или письменной форме. 

Объяснения лица, в отношении которого ведется производ-

ство  по  делу  об  административном  правонарушении,  показания 
потерпевшего  и  свидетелей  отражаются  в  протоколе  об  админи-
стративном  правонарушении,  протоколе  о  применении  меры 
обеспечения  производства  по  делу  об  административном  право-
нарушении,  протоколе  рассмотрения  дела  об  административном 
правонарушении, а в случае необходимости записываются и при-
общаются к делу. 

В  случаях,  если  при  производстве  по  делу  об  администра-

тивном правонарушении возникает необходимость в использова-
нии  специальных  познаний  в  науке,  технике,  искусстве  или  ре-
месле,  судья,  орган,  должностное  лицо,  в  производстве  которых 
находится  дело,  выносят  определение  о  назначении  экспертизы. 
Определение  обязательно  для  исполнения  экспертами  или  учре-
ждениями, которым поручено проведение экспертизы. 

В определении указываются: 
1) основания для назначения экспертизы; 
2)  фамилия,  имя,  отчество  эксперта  или  наименование  уч-

реждения, в котором должна быть проведена экспертиза; 

3) вопросы, поставленные перед экспертом; 
4)  перечень  материалов,  предоставляемых  в  распоряжение 

эксперта. 

Кроме того, в определении должны быть записи о разъясне-

нии эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об 


background image

 175

административной ответственности за дачу заведомо ложного за-
ключения. 

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение 

не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. 

До  направления  определения  для  исполнения  судья,  орган, 

должностное  лицо,  в  производстве  которых  находится  дело  об 
административном  правонарушении,  обязаны  ознакомить  с  ним 
лицо, в отношении которого ведется производство по делу об ад-
министративном  правонарушении,  и  потерпевшего,  разъяснить 
им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право про-
сить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, пра-
во  ставить  вопросы  для  дачи  на  них  ответов  в  заключении  экс-
перта. 

Эксперт  дает  заключение  в  письменной  форме  от  своего 

имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на ка-
ком основании проводились исследования, их содержание, долж-
ны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экс-
пертом вопросы и сделаны выводы. 

Заключение  эксперта  не  является  обязательным  для  судьи, 

органа,  должностного  лица,  в  производстве  которых  находится 
дело об административном правонарушении, однако несогласие с 
заключением эксперта должно быть мотивировано. 

Должностное  лицо,  осуществляющее  производство  по  делу 

об  административном  правонарушении,  вправе  брать  образцы 
почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходи-
мые для проведения экспертизы. 

В  случае  необходимости  при  взятии  проб  и  образцов  при-

меняются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные 
способы фиксации вещественных доказательств. 

О взятии проб и образцов составляется протокол. 
Под  вещественными  доказательствами  по  делу  об  админи-

стративном  правонарушении  понимаются  орудия  совершения 
или  предметы  административного  правонарушения,  в  том  числе 
орудия  совершения  или  предметы  административного  правона-
рушения, сохранившие на себе его следы. 

Вещественные  доказательства  в  случае  необходимости  фо-

тографируются или фиксируются иным установленным способом 
и приобщаются к делу об административном правонарушении. О