ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9211
Скачиваний: 6
171
ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов,
необходимых для дачи заключения;
2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председа-
тельствующего в заседании коллегиального органа, в производ-
стве которых находится дело об административном правонару-
шении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы,
лицу, в отношении которого ведется производство по делу, по-
терпевшему и свидетелям;
3) указывать в своем заключении имеющие значение для де-
ла обстоятельства, которые установлены при проведении экспер-
тизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, экс-
перт несет административную ответственность, предусмотрен-
ную КоАП.
В качестве переводчика может быть привлечено любое не
заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, вла-
деющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее
знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сур-
доперевода при производстве по делу об административном пра-
вонарушении.
Переводчик назначается судьей, органом, должностным ли-
цом, в производстве которых находится дело об административ-
ном правонарушении.
Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, долж-
ностного лица, в производстве которых находится дело об адми-
нистративном правонарушении, выполнить полно и точно пору-
ченный ему перевод и удостоверить верность перевода своей
подписью.
Переводчик предупреждается об административной ответ-
ственности за выполнение заведомо неправильного перевода.
За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей пе-
реводчик несет административную ответственность, предусмот-
ренную КоАП.
Прокурор в пределах своих полномочий вправе:
1) возбуждать производство по делу об административном
правонарушении;
172
2) участвовать в рассмотрении дела об административном
правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по
вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;
3) приносить протест на постановление по делу об админи-
стративном правонарушении независимо от участия в деле, а
также совершать иные предусмотренные федеральным законом
действия.
Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела
об административном правонарушении, совершенном несовер-
шеннолетним, а также дела об административном правонаруше-
нии, возбужденного по инициативе прокурора.
К участию в производстве по делу об административном
правонарушении в качестве защитника и представителя не до-
пускаются лица в случае, если они являются сотрудниками госу-
дарственных органов, осуществляющих надзор и контроль за со-
блюдением правил, нарушение которых явилось основанием для
возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в каче-
стве иных участников производства по данному делу.
К участию в производстве по делу об административном
правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика
не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных
отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответ-
ственности, потерпевшим, их законными представителями, за-
щитником, представителем, прокурором, судьей, членом колле-
гиального органа или должностным лицом, в производстве кото-
рых находится данное дело, или если они ранее выступали в ка-
честве иных участников производства по данному делу, а равно
если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или кос-
венно, заинтересованными в исходе данного дела.
При наличии предусмотренных статьей 25.12 КоАП обстоя-
тельств, исключающих возможность участия лица в качестве за-
щитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика
в производстве по делу об административном правонарушении,
указанное лицо подлежит отводу.
Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, орга-
ну, должностному лицу, в производстве которых находится дело
об административном правонарушении.
173
Рассмотрев заявление о самоотводе или об отводе, судья,
орган, должностное лицо, в производстве которых находится де-
ло об административном правонарушении, выносят определение
об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворе-
нии.
Потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, перево-
дчику и понятому возмещаются в установленном Правительст-
вом Российской Федерации порядке расходы, понесенные ими в
связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве
которых находится дело об административном правонарушении.
Труд специалиста, эксперта и переводчика оплачивается в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По делу об административном правонарушении выяснению
подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездейст-
вие), за которые КоАП или законом субъекта Российской Феде-
рации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного пра-
вонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответст-
венность и обстоятельства, отягчающие административную от-
ветственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административ-
ным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об
административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного
разрешения дела, а также причины и условия совершения адми-
нистративного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правона-
рушении являются любые фактические данные, на основании ко-
торых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых
находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события
административного правонарушения, виновность лица, привле-
каемого к административной ответственности, а также иные об-
стоятельства, имеющие значение для правильного разрешения
дела.
174
Эти данные устанавливаются протоколом об администра-
тивном правонарушении, иными протоколами, объяснениями ли-
ца, в отношении которого ведется производство по делу об адми-
нистративном правонарушении, показаниями потерпевшего, сви-
детелей, заключениями эксперта, иными документами, а также
показаниями специальных технических средств, вещественными
доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с
нарушением закона.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производ-
ство по делу об административном правонарушении, показания
потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения,
имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в
устной или письменной форме.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производ-
ство по делу об административном правонарушении, показания
потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об админи-
стративном правонарушении, протоколе о применении меры
обеспечения производства по делу об административном право-
нарушении, протоколе рассмотрения дела об административном
правонарушении, а в случае необходимости записываются и при-
общаются к делу.
В случаях, если при производстве по делу об администра-
тивном правонарушении возникает необходимость в использова-
нии специальных познаний в науке, технике, искусстве или ре-
месле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых
находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.
Определение обязательно для исполнения экспертами или учре-
ждениями, которым поручено проведение экспертизы.
В определении указываются:
1) основания для назначения экспертизы;
2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование уч-
реждения, в котором должна быть проведена экспертиза;
3) вопросы, поставленные перед экспертом;
4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение
эксперта.
Кроме того, в определении должны быть записи о разъясне-
нии эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об
175
административной ответственности за дачу заведомо ложного за-
ключения.
Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение
не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.
До направления определения для исполнения судья, орган,
должностное лицо, в производстве которых находится дело об
административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним
лицо, в отношении которого ведется производство по делу об ад-
министративном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить
им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право про-
сить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, пра-
во ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении экс-
перта.
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего
имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на ка-
ком основании проводились исследования, их содержание, долж-
ны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экс-
пертом вопросы и сделаны выводы.
Заключение эксперта не является обязательным для судьи,
органа, должностного лица, в производстве которых находится
дело об административном правонарушении, однако несогласие с
заключением эксперта должно быть мотивировано.
Должностное лицо, осуществляющее производство по делу
об административном правонарушении, вправе брать образцы
почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходи-
мые для проведения экспертизы.
В случае необходимости при взятии проб и образцов при-
меняются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные
способы фиксации вещественных доказательств.
О взятии проб и образцов составляется протокол.
Под вещественными доказательствами по делу об админи-
стративном правонарушении понимаются орудия совершения
или предметы административного правонарушения, в том числе
орудия совершения или предметы административного правона-
рушения, сохранившие на себе его следы.
Вещественные доказательства в случае необходимости фо-
тографируются или фиксируются иным установленным способом
и приобщаются к делу об административном правонарушении. О