ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 17772
Скачиваний: 29
46
Договоры, направленные на передачу имущества в собственность
При второй модели поставка товара предполагает наличие
не только государственного контракта, но и заключаемых на
его основе договоров поставки товаров для государственных
или муниципальных нужд. При этом государственный кон-
тракт является организационным договором, по которому го-
сударственный или муниципальный заказчик определяет по-
ставщику (исполнителю) тех покупателей, которым поставка
будет осуществляться по договорам поставки товаров для го-
сударственных или муниципальных нужд. Особенность дого-
вора поставки товаров для государственных или муниципаль-
ных нужд проявляется в том, что, во-первых, он заключается
на основе извещения о прикреплении покупателя к поставщи-
ку, выданного в соответствии c государственным или муни-
ципальным контрактом
19
; во-вторых, оплата товара произво-
дится покупателем по ценам, определяемым в соответствии c
государственным или муниципальным контрактом; в-третьих,
государственный или муниципальный заказчик выступает по-
ручителем по обязательствам покупателя об оплате товара.
Указанные модели организации поставочных отношений
объединяет механизм заключения государственного или му-
ниципального контракта, который, в первую очередь, пред-
полагает размещение заказа на поставку товаров для государ-
ственных или муниципальных нужд. Совершение указанного
действия вводит режим заключения государственного кон-
19
Покупатель имеет право полного или частичного отказа от товаров,
указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их
поставку. Реализация данного права порождает ряд последствий. Поставщик,
незамедлительно уведомивший об отказе государственного (муниципального)
заказчика, вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому
покупателю. В свою очередь, государственный (муниципальный) заказчик
либо выдает извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо
направляет поставщику отгрузочную разнарядку c указанием получателя
товара, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товар. При
не совершении указанных действий поставщик вправе потребовать от
государственного (муниципального) заказчика принять и оплатить товар.
Кроме того, поставщик может реализовать товар по своему усмотрению
c отнесением разумных расходов, связанных c реализацией товара, на
государственного (муниципального) заказчика.
47
Отдельные виды договора купли-продажи
тракта в режим, так называемого, обязательного договора
20
.
По общему правилу, именно для лица, разместившего заказ,
заключение государственного (муниципального) контракта
является обязательным. Для поставщика (исполнителя) за-
ключение данного контракта становится обязательным только
в случаях, установленных законом
21
.
При определении поставщика заказчик использует только
те способы, которые предусмотрены законом, а именно: конку-
рентные способы определения поставщиков и осуществление
закупки у единственного поставщика (так называемый, некон-
курентный способ). В свою очередь, к конкурентным спосо-
бам определения поставщиков относятся конкурсы
22
(откры-
тый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный
конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограничен-
ным участием, закрытый двухэтапный конкурс); аукционы
23
(аукцион в электронной форме, закрытый аукцион); запрос
котировок
24
, запрос предложений
25
.
20
В науке гражданского права договоры по основанию заключения
принято делить на свободные и обязательные. При этом, если заключение
свободных договоров всецело зависит от усмотрения сторон, то заключение
обязательных договоров является обязательным для одной или обеих сторон.
21
См., напр.: ст. 93 ФЗ РФ от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муни-
ципальных нужд». В данной статье поименованы случаи и основания осущест-
вления государственным (муниципальным) заказчиком закупки у единствен-
ного поставщика (исполнителя).
22
Под конкурсом понимается способ определения поставщика (исполни-
теля), при котором победителем признается участник закупки, предложивший
лучшие условия исполнения контракта.
23
Под аукционом понимается способ определения поставщика (исполни-
теля), при котором победителем признается участник закупки, предложивший
наименьшую цену контракта.
24
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика
(исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения госу-
дарственных или муниципальных нужд товарах сообщается неограниченному
кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о
проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается
участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
25
Под запросом предложений понимается способ определения постав-
щика (исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспече-
ния государственных или муниципальных нужд товарах сообщается неогра-
48
Договоры, направленные на передачу имущества в собственность
Порядок заключения государственного (муниципального)
контракта в общем виде соответствует порядку заключения
договора в обязательном порядке (п. 2 и 4 ст. 445 ГК РФ)
и предполагает разработку государственным или муници-
пальным заказчиком проекта и направления его поставщику
в режиме оферты. Последний в тридцатидневный срок либо
подписывает предложенный проект и возвращает один экзем-
пляр заказчику (совершает акцепт), либо составляет протокол
разногласий и направляет его c подписанным контрактом за-
казчику (новая оферта) или уведомляет его об отказе от заклю-
чения этого контракта. Государственный или муниципальный
заказчик, получивший контракт c протоколом разногласий,
в тридцатидневный срок обязан либо совершить действия по
принятию контракта в предложенной поставщиком редакции,
либо отклонить протокол разногласий. В последнем случае по-
ставщик в течение тридцати дней имеет право неурегулирован-
ные разногласия передать на рассмотрение суда.
Данный порядок заключения государственного (муници-
пального) контракта имеет исключения, в частности, касаю-
щиеся заключения такого контракта по результатам торгов на
размещение заказа на поставку товаров для государственных и
муниципальных нужд, который должен быть заключен не позд-
нее двадцати дней со дня проведения конкурса. Однако (неза-
висимо от того, заключается ли государственный или муни-
ципальный контракт в общем или специальном порядке) если
сторона, для которой заключение контракта является обязатель-
ным, уклоняется от его подписания, то другая сторона вправе
обратиться в суд c требованием о понуждении этой стороны
заключить государственный или муниципальный контракт.
Кроме того, если такое уклонение от подписания контрак-
та признается необоснованным, недобросовестная сторона
должна возместить другой стороне причиненные убытки.
ниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе
извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении
запроса предложений и победителем запроса предложений признается участ-
ник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим
образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару.
49
Отдельные виды договора купли-продажи
Еще одной общей чертой обозначенных моделей организа-
ции поставочных отношений выступает особенность возмеще-
ния убытков поставщику на стадии исполнения государствен-
ного или муниципального контракта. Поставщику возмещаются
убытки как компенсация (а не как санкция) в двух случаях. Во-
первых, когда заключение государственного или муниципаль-
ного контракта для поставщика является обязательным (право
на компенсацию не распространяется на казенные предприя-
тия). А во-вторых, когда государственный или муниципальный
заказчик реализует (в предусмотренных законом случаях) свое
право на полный или частичный отказ от товаров, поставка
которых предусмотрена государственным или муниципальным
контрактом. В то же время, если реализация указанного права
государственного или муниципального заказчика влечет за со-
бой расторжение или изменение договоров поставки товара для
государственных или муниципальных нужд, то убытки покупа-
телю возмещаются заказчиком в режиме санкции (в подобной
ситуации государственный или муниципальный заказчик несет
ответственность за третьих лиц – за поставщика).
Договор контрактации. По договору контрактации произ-
водитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать
выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную про-
дукцию заготовителю, а последний обязуется ее оплатить. При
этом под заготовителем понимается лицо, осуществляющее
закупку сельскохозяйственной продукции c целью ее перера-
ботки или продажи.
Договор контрактации, помимо того, что выступает видом
договора купли-продажи, одновременно является разновидно-
стью договора поставки. Указанное обстоятельство, во-первых,
определяет особенности действия норм о контрактации по го-
ризонтали: при недостаточности норм §5 «Контрактация» гл.
30 ГК РФ, применению подлежат, в первую очередь, нормы
о поставке товара
26
и только потом – общие правила о купле-
26
Если же сельхозпродукция передается для обеспечения государствен-
ных или муниципальных нужд, то к отношениям по договору контрактации, не
урегулированным правилами о контрактации, применяются, в первую очередь,
правила о поставке товаров для государственных или муниципальных нужд, за-
тем – правила о поставке, и только потом – общие положения о купле-продаже.
50
Договоры, направленные на передачу имущества в собственность
продаже; во-вторых, позволяет к числу существенных условий
договора контрактации отнести условия о предмете и сроке
(сроках) поставки.
Определение сельскохозяйственной продукции в качестве
предмета данного договора позволяет выявить особенно-
сти, характеризующие данный договор. Во-первых, передача
сельхозпродукции осуществляется по месту ее нахождения
(это самостоятельный способ исполнения обязательства по
передаче товара, отличный от выборки, которая предполага-
ет передачу товара по месту нахождения поставщика).
Во-вторых, на заготовителя, осуществляющего переработ-
ку сельхозпродукции, может быть возложена нетипичная для
общей конструкции договора купли-продажи обязанность
возвратить отходы переработки по цене, определенной в до-
говоре. C позиции квалификации договора в подобной си-
туации возникает вопрос о значении двух обязательств (обя-
зательства по возврату отходов переработки и обязательства
по оплате таких отходов) в динамике договора контрактации.
Можно ли вести речь о наличии дополнительного предмета
договора или же речь идет о возникновении самостоятельно-
го договора – договора продажи отходов переработки? Есте-
ственно, что ни обязательство по возврату отходов перера-
ботки, ни обязательство по их оплате, не могут повлиять на
квалификацию договора в качестве договора контрактации.
Более того, заготовитель может осуществлять реализацию от-
ходов производства любому субъекту гражданского оборота,
независимо от привязки к тому субъекту, который выступал
продавцом по договору контрактации. Это означает, что про-
дажа отходов производства может быть реализована по само-
стоятельному, отличному от договора контрактации, договору
купли-продажи, в том числе договору поставки. Включение в
договор контрактации условия о возврате заготовителем от-
ходов производства производителю сельхозпродукции по его
требованию выступает примером того, как закон допускает
объединение по соглашению сторон в рамках одного догово-
ра двух равнозначных договоров – договора контрактации и