Файл: Гражданское право Особенная часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 17772

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46

Договоры, направленные на передачу имущества в собственность

При второй модели поставка товара предполагает наличие 

не только государственного контракта, но и заключаемых на 
его основе договоров поставки товаров для государственных 
или муниципальных нужд. При этом государственный кон-
тракт является организационным договором, по которому го-
сударственный или муниципальный заказчик определяет по-
ставщику (исполнителю) тех покупателей, которым поставка 
будет осуществляться по договорам поставки товаров для го-
сударственных или муниципальных нужд. Особенность дого-
вора поставки товаров для государственных или муниципаль-
ных нужд проявляется в том, что, во-первых, он заключается 
на основе извещения о прикреплении покупателя к поставщи-
ку, выданного в соответствии c государственным или муни-
ципальным контрактом

19

; во-вторых, оплата товара произво-

дится покупателем по ценам, определяемым в соответствии c 
государственным или муниципальным контрактом; в-третьих, 
государственный или муниципальный заказчик выступает по-
ручителем по обязательствам покупателя об оплате товара.

Указанные модели организации поставочных отношений 

объединяет механизм заключения государственного или му-
ниципального контракта, который, в первую очередь, пред-
полагает размещение заказа на поставку товаров для государ-
ственных или муниципальных нужд. Совершение указанного 
действия вводит режим заключения государственного кон-

19    

Покупатель  имеет  право  полного  или  частичного  отказа  от  товаров, 

указанных  в  извещении  о  прикреплении,  и  от  заключения  договора  на  их 
поставку. Реализация данного права порождает ряд последствий. Поставщик, 
незамедлительно уведомивший об отказе государственного (муниципального) 
заказчика, вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому 
покупателю.  В  свою  очередь,  государственный  (муниципальный)  заказчик 
либо  выдает  извещение  о  прикреплении  к  нему  другого  покупателя,  либо 
направляет  поставщику  отгрузочную  разнарядку  c  указанием  получателя 
товара,  либо  сообщает  о  своем  согласии  принять  и  оплатить  товар.  При 
не  совершении  указанных  действий  поставщик  вправе  потребовать  от 
государственного  (муниципального)  заказчика  принять  и  оплатить  товар. 
Кроме  того,  поставщик  может  реализовать  товар  по  своему  усмотрению 
c  отнесением  разумных  расходов,  связанных  c  реализацией  товара,  на 
государственного (муниципального) заказчика.


background image

47

Отдельные виды договора купли-продажи

тракта в режим, так называемого, обязательного договора

20

По общему правилу, именно для лица, разместившего заказ, 
заключение государственного (муниципального) контракта 
является обязательным. Для поставщика (исполнителя) за-
ключение данного контракта становится обязательным только 
в случаях, установленных законом

21

При определении поставщика заказчик использует только 

те способы, которые предусмотрены законом, а именно: конку-
рентные способы определения поставщиков и осуществление 
закупки у единственного поставщика (так называемый, некон-
курентный способ). В свою очередь, к конкурентным спосо-
бам определения поставщиков относятся конкурсы

22

 (откры-

тый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный 
конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограничен-
ным участием, закрытый двухэтапный конкурс); аукционы

23

 

(аукцион в электронной форме, закрытый аукцион); запрос 
котировок

24

, запрос предложений

25

.

20    

В  науке  гражданского  права  договоры  по  основанию  заключения 

принято  делить  на  свободные  и  обязательные.  При  этом,  если  заключение 
свободных договоров всецело зависит от усмотрения сторон, то заключение 
обязательных договоров является обязательным для одной или обеих сторон.

21    

См., напр.: ст. 93 ФЗ РФ от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в 

сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муни-
ципальных нужд». В данной статье поименованы случаи и основания осущест-
вления  государственным  (муниципальным)  заказчиком  закупки  у  единствен-
ного поставщика (исполнителя).

22    

Под конкурсом понимается способ определения поставщика (исполни-

теля), при котором победителем признается участник закупки, предложивший 
лучшие условия исполнения контракта.

23    

Под аукционом понимается способ определения поставщика (исполни-

теля), при котором победителем признается участник закупки, предложивший 
наименьшую цену контракта.

24    

Под запросом котировок понимается способ определения поставщика 

(исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения госу-
дарственных или муниципальных нужд товарах сообщается неограниченному 
кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о 
проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается 
участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

25    

Под  запросом  предложений  понимается  способ  определения  постав-

щика  (исполнителя),  при  котором  информация  о  закупаемых  для  обеспече-
ния  государственных  или  муниципальных  нужд  товарах  сообщается  неогра-


background image

48

Договоры, направленные на передачу имущества в собственность

Порядок заключения государственного (муниципального) 

контракта в общем виде соответствует порядку заключения 
договора в обязательном порядке (п. 2 и 4 ст. 445 ГК РФ) 
и предполагает разработку государственным или муници-
пальным заказчиком проекта и направления его поставщику 
в режиме оферты. Последний в тридцатидневный срок либо 
подписывает предложенный проект и возвращает один экзем-
пляр заказчику (совершает акцепт), либо составляет протокол 
разногласий и направляет его c подписанным контрактом за-
казчику (новая оферта) или уведомляет его об отказе от заклю-
чения этого контракта. Государственный или муниципальный 
заказчик, получивший контракт c протоколом разногласий, 
в тридцатидневный срок обязан либо совершить действия по 
принятию контракта в предложенной поставщиком редакции, 
либо отклонить протокол разногласий. В последнем случае по-
ставщик в течение тридцати дней имеет право неурегулирован-
ные разногласия передать на рассмотрение суда. 

Данный порядок заключения государственного (муници-

пального) контракта имеет исключения, в частности, касаю-
щиеся заключения такого контракта по результатам торгов на 
размещение заказа на поставку товаров для государственных и 
муниципальных нужд, который должен быть заключен не позд-
нее двадцати дней со дня проведения конкурса. Однако (неза-
висимо от того, заключается ли государственный или муни-
ципальный контракт в общем или специальном порядке) если 
сторона, для которой заключение контракта является обязатель-
ным, уклоняется от его подписания, то другая сторона вправе 
обратиться в суд c требованием о понуждении этой стороны 
заключить государственный или муниципальный контракт. 
Кроме того, если такое уклонение от подписания контрак-
та признается необоснованным, недобросовестная сторона 
должна возместить другой стороне причиненные убытки.

ниченному  кругу  лиц  путем  размещения  в  единой  информационной  системе 
извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении 
запроса предложений и победителем запроса предложений признается участ-
ник  закупки,  направивший  окончательное  предложение,  которое  наилучшим 
образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару.


background image

49

Отдельные виды договора купли-продажи

Еще одной общей чертой обозначенных моделей организа-

ции поставочных отношений выступает особенность возмеще-
ния убытков поставщику на стадии исполнения государствен-
ного или муниципального контракта. Поставщику возмещаются 
убытки как компенсация (а не как санкция) в двух случаях. Во-
первых, когда заключение государственного или муниципаль-
ного контракта для поставщика является обязательным (право 
на компенсацию не распространяется на казенные предприя-
тия). А во-вторых, когда государственный или муниципальный 
заказчик реализует (в предусмотренных законом случаях) свое 
право на полный или частичный отказ от товаров, поставка 
которых предусмотрена государственным или муниципальным 
контрактом. В то же время, если реализация указанного права 
государственного или муниципального заказчика влечет за со-
бой расторжение или изменение договоров поставки товара для 
государственных или муниципальных нужд, то убытки покупа-
телю возмещаются заказчиком в режиме санкции (в подобной 
ситуации государственный или муниципальный заказчик несет 
ответственность за третьих лиц – за поставщика).

Договор контрактации. По договору контрактации произ-

водитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать 
выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную про-
дукцию заготовителю, а последний обязуется ее оплатить. При 
этом под заготовителем понимается лицо, осуществляющее 
закупку сельскохозяйственной продукции c целью ее перера-
ботки или продажи.

Договор контрактации, помимо того, что выступает видом 

договора купли-продажи, одновременно является разновидно-
стью договора поставки. Указанное обстоятельство, во-первых, 
определяет особенности действия норм о контрактации по го-
ризонтали: при недостаточности норм §5 «Контрактация» гл. 
30 ГК РФ, применению подлежат, в первую очередь, нормы 
о поставке товара

26

 и только потом – общие правила о купле-

26    

Если же сельхозпродукция передается для обеспечения государствен-

ных или муниципальных нужд, то к отношениям по договору контрактации, не 
урегулированным правилами о контрактации, применяются, в первую очередь, 
правила о поставке товаров для государственных или муниципальных нужд, за-
тем – правила о поставке, и только потом – общие положения о купле-продаже.


background image

50

Договоры, направленные на передачу имущества в собственность

продаже; во-вторых, позволяет к числу существенных условий 
договора контрактации отнести условия о предмете и сроке 
(сроках) поставки.

Определение сельскохозяйственной продукции в качестве 

предмета данного договора позволяет выявить особенно-
сти, характеризующие данный договор. Во-первых, передача 
сельхозпродукции осуществляется по месту ее нахождения 
(это самостоятельный способ исполнения обязательства по 
передаче товара, отличный от выборки, которая предполага-
ет передачу товара по месту нахождения поставщика). 

Во-вторых, на заготовителя, осуществляющего переработ-

ку сельхозпродукции, может быть возложена нетипичная для 
общей конструкции договора купли-продажи обязанность 
возвратить отходы переработки по цене, определенной в до-
говоре. C позиции квалификации договора в подобной си-
туации возникает вопрос о значении двух обязательств (обя-
зательства по возврату отходов переработки и обязательства 
по оплате таких отходов) в динамике договора контрактации. 
Можно ли вести речь о наличии дополнительного предмета 
договора или же речь идет о возникновении самостоятельно-
го договора – договора продажи отходов переработки? Есте-
ственно, что ни обязательство по возврату отходов перера-
ботки, ни обязательство по их оплате, не могут повлиять на 
квалификацию договора в качестве договора контрактации. 
Более того, заготовитель может осуществлять реализацию от-
ходов производства любому субъекту гражданского оборота, 
независимо от привязки к тому субъекту, который выступал 
продавцом по договору контрактации. Это означает, что про-
дажа отходов производства может быть реализована по само-
стоятельному, отличному от договора контрактации, договору 
купли-продажи, в том числе договору поставки. Включение в 
договор контрактации условия о возврате заготовителем от-
ходов производства производителю сельхозпродукции по его 
требованию выступает примером того, как закон допускает 
объединение по соглашению сторон в рамках одного догово-
ра двух равнозначных договоров – договора контрактации и