Файл: Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 3122

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

56 

обеспечивает единство его действий, регулирует разногласия между его члена-
ми. 

Заседания  Кабинета  регулируются  обычаем,  они  закрыты  для  публики, 

решения принимаются не путем голосования, а единогласно или на основе кон-
сенсуса (отсутствие возражающих, хотя и не выступающих «за»). 

Судебную власть возглавляет Верховный суд, который состоит из главно-

го  судьи,  назначаемого  императором  по  представлению  Кабинета,  и  14 судей, 
назначаемых  Кабинетом.  В Верховном  суде  имеются  три  отделения  (по  пять 
судей).  Кворум  для  пленарного  заседания  суда  –  9 членов,  для  отделений  – 
3 члена. Верховный суд, как отмечалось, осуществляет конституционный кон-
троль,  а  также  является  последней  инстанцией  для  рассмотрения  других  дел. 
Он  окончательно  рассматривает  во  второй  инстанции  дела  о  преступлениях 
против государства, в третьей инстанции – остальные уголовные, а также граж-
данские  дела.  Верховный  суд  осуществляет  также  определенные  полномочия 
судебного управления в соответствии с традициями судебного централизма. Он 
обобщает судебную практику, издает руководящие указания для нижестоящих 
судов, положения о прокуратуре при судах, издает акты о судебной дисциплине 
и  об  управлении  судами  (акты  административного  характера).  Решения  по 
принципиальным  вопросам  руководящих  указаний  и  по  иным  важным  вопро-
сам  принимаются  особой  коллегией,  состоящей  из  членов  Верховного  суда  и 
других высших судов Японии. 

Конституция устанавливает референдарную ответственность членов Вер-

ховного суда: каждые 10 лет одновременно с выборами в нижнюю палату пар-
ламента  избиратели  голосуют  «за»  или  «против»  конкретных  судей  (по  всему 
составу суда). При большинстве голосов «против» судья должен уйти в отстав-
ку (случаев такого недоверия не было). 

Для подготовки дел к слушанию при Верховном суде имеется 20 секрета-

рей-исследователей,  которые  избираются  из  числа  судей,  но  на  время  работы 
секретарями-исследователями приостанавливают судейскую деятельность. 

Высшие суды, имеющие в своем составе несколько отделений (до 6) яв-

ляются судами первой инстанции по делам о государственных преступлениях, а 
также  апелляционной  инстанцией  по  уголовным  и  гражданским  делам,  рас-
смотренным  нижестоящими  судами.  Дела  о  некоторых  важнейших  государ-
ственных  преступлениях  (например,  о  государственной  измене)  рассматрива-
ются коллегией пяти судей, остальные дела – тремя судьями. 


background image

57 

Почти  50  окружных  судов,  имеющихся  в  каждой  префектуре  (губерна-

торстве), делятся на несколько отделений (в среднем 4–5) и рассматривают ос-
новную массу уголовных и гражданских дел. Они являются также апелляцион-
ной  инстанцией  для  так  называемых  дисциплинарные  (с  элементами  обще-
ственного  характера)  судов.  В большинстве  случаев  дела  в  окружных  судах 
рассматриваются  единолично  судьей,  но  уголовные  дела,  по  которым  грозит 
наказание с лишением свободы на срок более одного года, а также гражданские 
дела с высокой ценой иска – коллегией из трех судей. 

Низовое звено – дисциплинарные суды. Дела в них рассматривает едино-

лично судья, который не обязательно должен иметь юридическое образование. 
В этом суде рассматриваются мелкие уголовные дела и гражданские дела с це-
ной иска не более 900 тыс. иен (приблизительно 11 тыс. долл. США). 

Особую  систему  составляют  суды  по  семейным  делам.  Они  действуют 

при  окружных  судах  и  рассматривают  споры  о  наследстве,  мелкие  уголовные 
преступления, совершенные несовершеннолетними, споры, связанные с семей-
ным правом, выполняют посреднические функции, главным образом по семей-
ным делам. 

Особых  административных  судов  в  Японии,  как  и  в  англосаксонских 

странах, нет. Контроль за управлением в Японии тоже осуществляют общие су-
ды,  но  по  специальной  процедуре  и  со  специальными  исками.  В их  числе  так 
называемый народный иск, когда лицо само не заинтересовано в исправлении 
незаконных актов администрации и обращается в суд за другого. 

6.4 Территориальная организация государства 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Местное  самоуправление  и  управление  в  Японии  в  соответ-

ствии с законом 1947 г. основано на принципе местной автономии. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Япония  разделена  на  префектуры  (43 обычные  префектуры,  префектура 

Токийского столичного округа и входящие в него две столичные префектуры, 
префектура  острова  Хоккайдо).  Правовое  положение  всех  этих  единиц,  вклю-
чая столичный округ, одинаково. 

В административно-территориальных  единицах,  обладающих  правом 

местного самоуправления, граждане избирают сроком на 4 года префектураль-
ные,  городские,  деревенские  собрания,  состоящие  из  профессиональных  и  не-
освобожденных депутатов (последние совмещают депутатскую деятельность с 


background image

58 

другой работой).  Эти  депутаты  иммунитета  не  имеют.  Они  получают  жалова-
нье из муниципального бюджета, а также некоторые доплаты, связанные с ве-
дением депутатских дел (в том числе ежегодные доплаты на исследовательскую 
работу по вопросам местного самоуправления и на ознакомительные поездки в 
другие префектуры для изучения опыта работы в размере 380 тыс. иен (около 
4,7 тыс. долл.) Депутаты могут быть отозваны досрочно по требованию 1/3 из-
бирателей большинством голосов. 

В мелких  общинах  советы  не  избираются,  созываются  собрания  избира-

телей (практически жителей). 

На тот же срок, что и советы, граждане избирают органы управления ад-

министративно-территориальных  единиц  –  префектов  (губернаторов),  мэров 
городов,  старост деревень.  Эти  должностные  лица  созывают  собрания  на  оче-
редные  и  внеочередные  сессии,  имеют  право  вето  по  отношению  к  решениям 
собраний  (вето  преодолевается  вторичным  принятием  решения  собранием 
большинством в 2/3 голосов), право досрочного роспуска собраний при опреде-
ленных условиях (с назначением даты новых выборов). Губернатор префектуры 
может быть смещен с должности премьер-министром, а мэр города и староста 
деревни – губернатором. Все должностные лица общей компетенции (губерна-
торы,  мэры  и  др.)  вправе  на  своей  территории  приостанавливать  исполнение 
актов центральных органов управления (но не правительства). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 6 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Назовите особенности разработки и принятия Конституции 1947 г. 
2.  Как  соотносятся  понятия  «подданство»  и  «гражданство»  в  конститу-

ционном праве Японии? 

3.  В чем  заключаются  особенности  конституционно-правового  статуса 

монарха? 

4.  Какова роль парламента в системе органов государственной власти? 
5.  Перечислите особенности формирования Кабинета министров. 
6.  Опишите систему местного управления и самоуправления Японии. 

 

 


background image

59 

Литература 

Основная литература 
1.  Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран : учеб. 

пособие / И. А. Алебастрова. – М. : Юрайт-М, 2001.  

2.  Андреева  Г.  Н.  Конституционное  право  зарубежных  стран  / 

Г. Н. Андреева. – М. : Эксмо-Москва, 2005. 

3.  Арановский  К.  В.  Государственное  право  зарубежных  стран  / 

К. В. Арановский. – М., 1998. 

4.  Арбузкин А. М. Конституционное право зарубежных стран : учеб. по-

собие для вузов / А. М. Арбузкин. – М. : Юристъ, 2004. 

5.  Данилов С. Ю. Конституционное право зарубежных стран в схемах / 

С. Ю. Данилов ; Высшая школа экономики (государственный универ-
ситет). – М., 2005. 

6.  Ершов  В.  А.  Конституционное  право  зарубежных  стран  /  В.  А.  Ер-

шов. – М. : ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. 

7.  Иностранное конституционное право / под ред. В. В. Маклакова. – М., 

1996. 

8.  Ильин  Ю.  Д.  Государственное  (конституционное)  право  зарубежных 

стран / Ю. Д. Ильин. – М. : Юркомпани, 2010. 

9.  Комкова Г. Н. Конституционное право зарубежных стран / Г. Н. Ком-

кова, Е. В. Колесников, О. В. Афанасьева. – М. : Юрайт, 2011. 

10. Комкова Г. Н. Конституционное право зарубежных стран / Г. Н. Ком-

кова, Е. В. Колесников, О. В. Афанасьева. – М. : Юрайт, 2013. 

11. Конституционное  (государственное  право)  зарубежных  стран  :  учеб-

ник : в 4 т. / отв. ред. Б. А. Страшун. – М., 2000. – Т. 1–2. Часть общая. 

12. Конституционное  (государственное)  право  зарубежных  стран  /  отв. 

ред. Б. А. Страшун. – М. : Проспект, 2013. 

13. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / ред. 

М. В.  Баглай,  Ю.  И.  Лейбо,  Л.  М.  Энтин.  –  М.  :  НОРМА  (НОРМА-
ИНФРА-М), 2000. 

14. Конституционное право / отв. ред. А. Е. Козлов. – М., 1996. 
15. Конституционное  право  зарубежных  стран  /  под  ред.  М.  В.  Баглая, 

Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. – М., 1999. 


background image

60 

16. Лейбо Ю. И. Конституционное право зарубежных стран / Ю. И. Лей-

бо, А. Г. Орлов, И. А. Ракитская. – М. : Статут, 2012. 

17. Лупу  А.  А.  Конституционное  право  зарубежных  стран  /  А.  А.  Лупу, 

И. Ю. Оськина. – М. : Дело и Сервис, 2013. 

18. Маклаков  В.  В.  Конституционное  (государственное)  право  зарубеж-

ных стран / В. В. Маклаков. – М. : Инфотропик Медиа, 2012. 

19. Михалева  Н.  А.  Конституционное  право  зарубежных  стран  СНГ  / 

Н. А. Михалева. – М. : Юристъ, 1998. 

20. Мишин  А.  А.  Конституционное  право  зарубежных  стран  :  учебник  / 

А. А. Мишин. – М. : Белые альвы, 1998.  

21. Прудников  М.  Н.  Конституционное  право  зарубежных  стран  / 

М. Н. Прудников. – М. : Инфра-М, 2013. 

22. Смоленский  М.  Б.  Конституционное  право  зарубежных  стран  / 

М. Б. Смоленский, И. А. Иванников. – М. : Дашков и Ко, 2010. 

23. Смоленский  М.  Б.  Конституционное  (государственное)  право  зару-

бежных стран / М. Б. Смоленский, С. В. Рыбак. – М. : КноРус, 2011. 

24. Чиркин  В.  Е.  Конституционное  право  зарубежных  стран  :  учебник  / 

В. Е. Чиркин. – М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2012. 

25. Шестакова  К.  Д.  Конституционное  право  зарубежных  стран  / 

К. Д. Шестакова. – М. : РИОР, Инфра-М, 2010. 

Дополнительная литература 
1.  Австрийская Республика. Конституция и законодательные акты. – М., 

1985. 

2.  Ален  Андре.  Национализм  –  федерализм.  Пример  Бельгии.  Основы 

правового государства / Ален Андре // Серия публикаций Левенского 
института Центральной и Восточной Европы. – 1994. 

3.  Андреева  Г.  Н.  Конституционные  модели  собственности  в  зарубеж-

ных странах / Г. Н. Андреева // Право и жизнь. – 1992. – № 3. 

4.  Барнашов  А.  М.  Теория  разделения  властей:  становление,  развитие, 

применение / А. М. Барнашов. – Томск, 1988. 

5.  Басу Д. Л. Основы конституционного права Индии / Д. Л. Басу. – М., 

1986. 

6.  Бахин  С.  В.  О классификации  прав  человека,  провозглашенных  в 

международных соглашениях / С. В. Бахин // Правоведение. – 1994. – 
№ 2.