Файл: Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 3425
Скачиваний: 10
56
обеспечивает единство его действий, регулирует разногласия между его члена-
ми.
Заседания Кабинета регулируются обычаем, они закрыты для публики,
решения принимаются не путем голосования, а единогласно или на основе кон-
сенсуса (отсутствие возражающих, хотя и не выступающих «за»).
Судебную власть возглавляет Верховный суд, который состоит из главно-
го судьи, назначаемого императором по представлению Кабинета, и 14 судей,
назначаемых Кабинетом. В Верховном суде имеются три отделения (по пять
судей). Кворум для пленарного заседания суда – 9 членов, для отделений –
3 члена. Верховный суд, как отмечалось, осуществляет конституционный кон-
троль, а также является последней инстанцией для рассмотрения других дел.
Он окончательно рассматривает во второй инстанции дела о преступлениях
против государства, в третьей инстанции – остальные уголовные, а также граж-
данские дела. Верховный суд осуществляет также определенные полномочия
судебного управления в соответствии с традициями судебного централизма. Он
обобщает судебную практику, издает руководящие указания для нижестоящих
судов, положения о прокуратуре при судах, издает акты о судебной дисциплине
и об управлении судами (акты административного характера). Решения по
принципиальным вопросам руководящих указаний и по иным важным вопро-
сам принимаются особой коллегией, состоящей из членов Верховного суда и
других высших судов Японии.
Конституция устанавливает референдарную ответственность членов Вер-
ховного суда: каждые 10 лет одновременно с выборами в нижнюю палату пар-
ламента избиратели голосуют «за» или «против» конкретных судей (по всему
составу суда). При большинстве голосов «против» судья должен уйти в отстав-
ку (случаев такого недоверия не было).
Для подготовки дел к слушанию при Верховном суде имеется 20 секрета-
рей-исследователей, которые избираются из числа судей, но на время работы
секретарями-исследователями приостанавливают судейскую деятельность.
Высшие суды, имеющие в своем составе несколько отделений (до 6) яв-
ляются судами первой инстанции по делам о государственных преступлениях, а
также апелляционной инстанцией по уголовным и гражданским делам, рас-
смотренным нижестоящими судами. Дела о некоторых важнейших государ-
ственных преступлениях (например, о государственной измене) рассматрива-
ются коллегией пяти судей, остальные дела – тремя судьями.
57
Почти 50 окружных судов, имеющихся в каждой префектуре (губерна-
торстве), делятся на несколько отделений (в среднем 4–5) и рассматривают ос-
новную массу уголовных и гражданских дел. Они являются также апелляцион-
ной инстанцией для так называемых дисциплинарные (с элементами обще-
ственного характера) судов. В большинстве случаев дела в окружных судах
рассматриваются единолично судьей, но уголовные дела, по которым грозит
наказание с лишением свободы на срок более одного года, а также гражданские
дела с высокой ценой иска – коллегией из трех судей.
Низовое звено – дисциплинарные суды. Дела в них рассматривает едино-
лично судья, который не обязательно должен иметь юридическое образование.
В этом суде рассматриваются мелкие уголовные дела и гражданские дела с це-
ной иска не более 900 тыс. иен (приблизительно 11 тыс. долл. США).
Особую систему составляют суды по семейным делам. Они действуют
при окружных судах и рассматривают споры о наследстве, мелкие уголовные
преступления, совершенные несовершеннолетними, споры, связанные с семей-
ным правом, выполняют посреднические функции, главным образом по семей-
ным делам.
Особых административных судов в Японии, как и в англосаксонских
странах, нет. Контроль за управлением в Японии тоже осуществляют общие су-
ды, но по специальной процедуре и со специальными исками. В их числе так
называемый народный иск, когда лицо само не заинтересовано в исправлении
незаконных актов администрации и обращается в суд за другого.
6.4 Территориальная организация государства
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Местное самоуправление и управление в Японии в соответ-
ствии с законом 1947 г. основано на принципе местной автономии.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Япония разделена на префектуры (43 обычные префектуры, префектура
Токийского столичного округа и входящие в него две столичные префектуры,
префектура острова Хоккайдо). Правовое положение всех этих единиц, вклю-
чая столичный округ, одинаково.
В административно-территориальных единицах, обладающих правом
местного самоуправления, граждане избирают сроком на 4 года префектураль-
ные, городские, деревенские собрания, состоящие из профессиональных и не-
освобожденных депутатов (последние совмещают депутатскую деятельность с
58
другой работой). Эти депутаты иммунитета не имеют. Они получают жалова-
нье из муниципального бюджета, а также некоторые доплаты, связанные с ве-
дением депутатских дел (в том числе ежегодные доплаты на исследовательскую
работу по вопросам местного самоуправления и на ознакомительные поездки в
другие префектуры для изучения опыта работы в размере 380 тыс. иен (около
4,7 тыс. долл.) Депутаты могут быть отозваны досрочно по требованию 1/3 из-
бирателей большинством голосов.
В мелких общинах советы не избираются, созываются собрания избира-
телей (практически жителей).
На тот же срок, что и советы, граждане избирают органы управления ад-
министративно-территориальных единиц – префектов (губернаторов), мэров
городов, старост деревень. Эти должностные лица созывают собрания на оче-
редные и внеочередные сессии, имеют право вето по отношению к решениям
собраний (вето преодолевается вторичным принятием решения собранием
большинством в 2/3 голосов), право досрочного роспуска собраний при опреде-
ленных условиях (с назначением даты новых выборов). Губернатор префектуры
может быть смещен с должности премьер-министром, а мэр города и староста
деревни – губернатором. Все должностные лица общей компетенции (губерна-
торы, мэры и др.) вправе на своей территории приостанавливать исполнение
актов центральных органов управления (но не правительства).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по лекции 6
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Назовите особенности разработки и принятия Конституции 1947 г.
2. Как соотносятся понятия «подданство» и «гражданство» в конститу-
ционном праве Японии?
3. В чем заключаются особенности конституционно-правового статуса
монарха?
4. Какова роль парламента в системе органов государственной власти?
5. Перечислите особенности формирования Кабинета министров.
6. Опишите систему местного управления и самоуправления Японии.
59
Литература
Основная литература
1. Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран : учеб.
пособие / И. А. Алебастрова. – М. : Юрайт-М, 2001.
2. Андреева Г. Н. Конституционное право зарубежных стран /
Г. Н. Андреева. – М. : Эксмо-Москва, 2005.
3. Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран /
К. В. Арановский. – М., 1998.
4. Арбузкин А. М. Конституционное право зарубежных стран : учеб. по-
собие для вузов / А. М. Арбузкин. – М. : Юристъ, 2004.
5. Данилов С. Ю. Конституционное право зарубежных стран в схемах /
С. Ю. Данилов ; Высшая школа экономики (государственный универ-
ситет). – М., 2005.
6. Ершов В. А. Конституционное право зарубежных стран / В. А. Ер-
шов. – М. : ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009.
7. Иностранное конституционное право / под ред. В. В. Маклакова. – М.,
1996.
8. Ильин Ю. Д. Государственное (конституционное) право зарубежных
стран / Ю. Д. Ильин. – М. : Юркомпани, 2010.
9. Комкова Г. Н. Конституционное право зарубежных стран / Г. Н. Ком-
кова, Е. В. Колесников, О. В. Афанасьева. – М. : Юрайт, 2011.
10. Комкова Г. Н. Конституционное право зарубежных стран / Г. Н. Ком-
кова, Е. В. Колесников, О. В. Афанасьева. – М. : Юрайт, 2013.
11. Конституционное (государственное право) зарубежных стран : учеб-
ник : в 4 т. / отв. ред. Б. А. Страшун. – М., 2000. – Т. 1–2. Часть общая.
12. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / отв.
ред. Б. А. Страшун. – М. : Проспект, 2013.
13. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / ред.
М. В. Баглай, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтин. – М. : НОРМА (НОРМА-
ИНФРА-М), 2000.
14. Конституционное право / отв. ред. А. Е. Козлов. – М., 1996.
15. Конституционное право зарубежных стран / под ред. М. В. Баглая,
Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. – М., 1999.
60
16. Лейбо Ю. И. Конституционное право зарубежных стран / Ю. И. Лей-
бо, А. Г. Орлов, И. А. Ракитская. – М. : Статут, 2012.
17. Лупу А. А. Конституционное право зарубежных стран / А. А. Лупу,
И. Ю. Оськина. – М. : Дело и Сервис, 2013.
18. Маклаков В. В. Конституционное (государственное) право зарубеж-
ных стран / В. В. Маклаков. – М. : Инфотропик Медиа, 2012.
19. Михалева Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ /
Н. А. Михалева. – М. : Юристъ, 1998.
20. Мишин А. А. Конституционное право зарубежных стран : учебник /
А. А. Мишин. – М. : Белые альвы, 1998.
21. Прудников М. Н. Конституционное право зарубежных стран /
М. Н. Прудников. – М. : Инфра-М, 2013.
22. Смоленский М. Б. Конституционное право зарубежных стран /
М. Б. Смоленский, И. А. Иванников. – М. : Дашков и Ко, 2010.
23. Смоленский М. Б. Конституционное (государственное) право зару-
бежных стран / М. Б. Смоленский, С. В. Рыбак. – М. : КноРус, 2011.
24. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран : учебник /
В. Е. Чиркин. – М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2012.
25. Шестакова К. Д. Конституционное право зарубежных стран /
К. Д. Шестакова. – М. : РИОР, Инфра-М, 2010.
Дополнительная литература
1. Австрийская Республика. Конституция и законодательные акты. – М.,
1985.
2. Ален Андре. Национализм – федерализм. Пример Бельгии. Основы
правового государства / Ален Андре // Серия публикаций Левенского
института Центральной и Восточной Европы. – 1994.
3. Андреева Г. Н. Конституционные модели собственности в зарубеж-
ных странах / Г. Н. Андреева // Право и жизнь. – 1992. – № 3.
4. Барнашов А. М. Теория разделения властей: становление, развитие,
применение / А. М. Барнашов. – Томск, 1988.
5. Басу Д. Л. Основы конституционного права Индии / Д. Л. Басу. – М.,
1986.
6. Бахин С. В. О классификации прав человека, провозглашенных в
международных соглашениях / С. В. Бахин // Правоведение. – 1994. –
№ 2.