Файл: Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 3429

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

51 

Конституция содержит положения об обязанностях народа и индивидов. 

Говорится  об  обязанности  японского народа  воздерживаться  от  злоупотребле-
ния правами и свободами, об обязанности населения платить налоги и трудить-
ся. 

6.3 Система органов государственной власти Японии 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Согласно  Конституции,  единственным  законодательным  ор-

ганом в Японии является парламент. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Японский  парламент  состоит  из  двух  палат  –  палаты  представителей 

(нижняя) и палаты советников (верхняя). 

Палата представителей избирается на 4 года в количестве 500 депутатов, 

палата советников состоит из 252 советников, избираемых на 6 лет, но с рота-
цией каждые три года наполовину. Палата представителей может быть досроч-
но  распущена  актом  императора  по  требованию  правительства  (Кабинета  ми-
нистров), верхняя палата роспуску не подлежит. 

Депутаты и советники имеют свободный мандат, пользуются ограничен-

ным  депутатским  иммунитетом:  они  не  могут  быть  арестованы  в  период  сес-
сии, а если арест произведен до сессии, то по требованию соответствующей па-
латы  они  должны  быть  освобождены  на  период  сессии.  Однако  член 
парламента может быть исключен в любое время из состава любой палаты ре-
золюцией  большинства  присутствующих  членов  палаты  (при  наличии  квору-
ма).  Депутаты  и  советники  пользуются  индемнитетом,  являются  профессио-
нальными  парламентариями  и  получают  вознаграждение  из  государственной 
казны. 

Внутренняя  структура  палат  аналогична,  она  определяется  законом  о 

парламенте и регламентами палат. Каждая палата избирает на весь срок полно-
мочий председателя, вице-председателя, временного председателя (он ведет за-
седания  в  случае  невозможности  выполнения  своих  обязанностей  первыми 
двумя  должностными  лицами),  председателей  постоянных  комитетов  (комис-
сий) и генерального секретаря палаты (последний избирается не из числа депу-
татов  и  занимается  организационными  вопросами).  В палатах  создаются  пар-
тийные фракции, играющие решающую роль при распределении руководящих 
постов  в  палатах  и  других  должностей,  а  также  при  распределении  депутатов 
по  постоянным  комиссиям.  Каждый  парламентарий  обязан  быть  членом  од- 


background image

52 

ной–двух  комиссий.  Председатель  комиссии  избирается  из  членов  партийной 
фракции, имеющей наибольшее представительство в комиссии, но на деле это 
решается заблаговременно или при дележе председательских мест в ходе пере-
говоров между лидерами фракций. 

Комиссии проводят два вида заседаний: рабочие и общие. На первых об-

суждаются наиболее важные вопросы, обычно присутствует министр, а иногда 
и  премьер-министр,  другой  высокопоставленный  чиновник.  На  общих  заседа-
ниях рассматриваются менее важные вопросы, они проходят чаще при участии 
парламентских секретарей (заместителей министра, представляющих его в пар-
ламенте). Как и в других странах, комиссии в Японии играют решающую роль 
при  рассмотрении  законопроектов  их  судьба  обычно  предопределяется  реше-
нием комиссии. 

В каждой  палате  имеются  законодательные  бюро  –  особый  внутренний 

орган, который помогает депутатам в работе над законопроектами, контролиру-
ет прохождение правительственных законопроектов. Бюро имеют собственный 
аппарат, несколько отделений, в которых работают профессиональные государ-
ственные  служащие.  Эта  форма  опять-таки  обеспечивает  тесные  связи  парла-
мента с японской разветвленной бюрократией. 

В палатах  создаются  секретариаты  из  служащих,  не  являющихся  парла-

ментариями; руководит ими генеральный секретарь палаты. Для обслуживания 
депутатов  и  советников  имеются  различные  исследовательские,  справочные, 
административные  службы,  большая  библиотека,  где  более  150 служащих  ра-
ботают  над  подготовкой  по  просьбе  депутата  различных  исследовательских  и 
справочных материалов. 

Главной задачей японского парламента, как и парламентов других демо-

кратических стран, является законодательство, в частности определяющее гос-
ударственные  доходы  и  расходы  –  государственный  бюджет.  Конституция 
устанавливает,  что  парламент  является  единственным  законодательным  орга-
ном, глава государства (император) в законодательстве не участвует и права ве-
то в отношении принятых законов не имеет. 

Главную  роль  в  законодательном  процессе  в  Японии,  как  и  во  многих 

других странах, играет палата представителей, поскольку в определенных слу-
чаях  акты,  принятые  ею,  становятся  законами  без  согласия  верхней  палаты: 
нижняя  палата  преодолевает  вето  верхней  путем  вторичной  принятия  закона 
большинством в 2/3 голосов, причем голосов присутствующих (кворум в Япо-
нии – 1/3 состава), а не общего состава палаты. Закон о государственном бюд-


background image

53 

жете также может быть принят без участия верхней палаты, если исчерпаны все 
пути для соглашения. 

Подавляющее  большинство  законопроектов  в  Японии,  как  и  в  других 

странах,  поступают  на  рассмотрение  парламента  от  правительства  (внести  за-
конопроект могут также 20 депутатов или 10 советников), но в Японии это про-
исходит после тщательной бюрократической проработки, которая продолжает-
ся  и  во  время  обсуждений  в  парламенте.  Законы  обычно  разрабатываются  в 
департаментах  министерств,  после  чего  проект  передается  руководству  мини-
стерства,  доходит  до  министра,  идет  в  канцелярию  премьер-министра  (она  по 
своему рангу приравнена к министерству), затем к премьер-министру и только 
потом от имени правительства представляется в парламент. Здесь проект также 
проходит длительную процедуру изучения и согласования (нередко создаются 
специальные  подкомиссии  для  изучения  проекта),  и  лишь  после  принятия  ко-
миссией  положительного  решения  он  выносится  на  пленарное  заседание,  где 
обсуждается обычно в двух чтениях (общая дискуссия и одновременно поста-
тейная дискуссия с докладом постоянной комиссии, а затем принятие в целом). 
После  этого  законопроект  поступает  в  верхнюю  палату,  которая  в  течение 
60 дней должна одобрить или отклонить решение нижней палаты. Если она не 
сделает ни того, ни другого в течение этого срока, проект считается отклонен-
ным. 

Голосование в парламенте по законопроектам и другим решениям может 

осуществляться различными способами: вставанием (ведется подсчет), тайным 
голосованием бюллетенями (парламентарии получают два бюллетеня белого и 
голубого  цвета:  первый  означает  «за»,  второй  –  «против»),  бюллетенями  при 
поименном голосовании (в этом случае член парламента прикрепляет к бюлле-
теню карточку со своей фамилией), опросом (председатель спрашивает, есть ли 
возражения,  и  если  их  нет,  решение  принимается,  если  возражения  есть,  ис-
пользуется иная форма голосования). 

Принятый закон подписывается министром, ответственным за его выпол-

нение,  и премьер-министром и  направляется  на  подпись  императору.  Импера-
тор должен подписать закон в течение 30 дней и опубликовать его. Закон всту-
пает в силу через 20 дней после опубликования. 

Теоретически к ветви исполнительной власти в соответствии с концепци-

ей  разделения  властей  могут  быть  отнесены  император  (глава  государства)  и 
правительство  (Кабинет  министров), но на деле  властью обладает  только пра-


background image

54 

вительство. Конституция устанавливает, что исполнительную власть осуществ-
ляет Кабинет министров. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Как по Конституции, так и фактически император не обладает 

личной властью. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В отличие  от  прежнего  порядка  он  является  лишь  символом  единства 

государства  и  единства  народа,  лицом,  обязанным  своим  положением  народу 
(ст. 1  Конституции).  Император  не  обладает  полномочиями  государственной 
власти,  все  его  действия,  связанные  с  государственными  делами,  осуществля-
ются только по совету и с согласия Кабинета министров. Император выполняет 
главным  образом  церемониальные  функции  внешнеполитического  характера, 
присутствует  на  официальных  торжествах,  национальных  праздниках,  подпи-
сывает документы, представляемые ему премьер-министром. 

В Японии действует салическая система престолонаследия: трон переда-

ется  старшему  сыну,  женщины  наследовать  престол  не  могут.  Царствование 
каждого императора провозглашается особой эрой, с даты восхождения на трон 
нового императора ведется официальное летосчисление. В соответствии с зако-
ном об императорском доме 1947 г. порядок наследования обеспечивает Совет 
императорского дома, в составе которого два члена императорской семьи, пре-
мьер-министр, председатели и вице-председатели палат, один член Верховного 
суда. 

Император  –  лицо  неприкосновенное  и  не  несущее  какой-либо  ответ-

ственности  –  гражданской,  уголовной,  административной.  За  его  действия  от-
вечают  правительство,  министры.  Император  и  члены  его  семьи  получают  по 
цивильному листу средства из государственного бюджета на свои нужды.  

На  основании  решения  Кабинета  министров  император  осуществляет 

следующие функции: промульгирует поправки к Конституции, законы; публи-
кует  указы  правительства,  международные  договоры,  созывает  парламент  на 
сессии и распускает нижнюю палату, назначает дату выборов в парламент, за-
веряет  назначения  и  отставки  министров  и  некоторых  других  высших  долж-
ностных лиц, подтверждает полномочия послов и посланников, принимает ино-
странных  послов  и  их  верительные  грамоты,  подтверждает  объявление 
амнистии,  жалует  награды  и  почетные  звания.  По  решению  парламента  он 
назначает премьер-министра, по представлению последнего – членов Кабинета 
и главного судью Верховного суда. 


background image

55 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Кабинет министров состоит из премьер-министра, министров 

и  государственных министров, которые  являются обычно  советни-
ками  премьер-министра  (он  может  давать  им  также  отдельные 
управленческие поручения, а иногда даже поручает управление не-
которыми сферами общественной жизни). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Те или иные государственные министры по традиции руководят отдель-

ными подразделениями канцелярии премьер-министра. В состав Кабинета вхо-
дят  также  министр  Кабинета  (нечто  вроде  управляющего  делами  правитель-
ства) и начальник законодательного бюро – органа, через который проходят все 
законопроекты правительства (они в Японии готовятся очень скрупулезно). 

По Конституции не менее половины министров должны быть избраны из 

числа членов парламента и утрачивают депутатский мандат при назначении на 
должность  министра.  Министры  пользуются  определенными  гарантиями  при 
привлечении к судебной ответственности: для этого необходимо согласие пре-
мьер-министра.  Министры  в  Японии  обычно  не  являются  профессионалами, 
это  партийные  политики.  Реальными  руководителями  министерства  являются 
административные  главы  аппарата  министерства.  В деятельности  правитель-
ства,  как  и  в  деятельности  парламента,  велика  роль  профессиональной  бюро-
кратии. Правительство формируется обеими палатами парламента. 

Согласно Конституции, Кабинет выполняет общие функции управления, 

в том числе он обязан добросовестно проводить в жизнь Конституцию и зако-
ны, вести государственные дела, он руководит внешней политикой, заключает 
международные  договоры  (требующие  в  зависимости  от  их  характера предва-
рительного  или  последующего  одобрения  парламента),  руководит  государ-
ственной  службой,  представляет  проект  государственного  бюджета  парламен-
ту,  издает  указы  для  проведения  в  жизнь  Конституции  и  законов  (в  указах 
могут  предусматриваться  и  уголовные  наказания,  но  только  на  основе  полно-
мочий,  делегированных  законом).  Кабинет  принимает  решения  об  амнистии, 
помиловании  и  отсрочке  наказаний,  восстановлении  в  правах  (последнее  пол-
номочие  было  связано  в  основном  с  решением  вопросов  об  ответственности 
различных лиц в связи с событиями Второй мировой войны). Указы Кабинета 
подписываются премьер-министром и соответствующим министром. 

Решающее  положение  в  Кабинете,  подобно  канцлеру  в  Германии,  зани-

мает  премьер-министр.  Он  фактически  назначает  и  смещает  членов  Кабинета,