Файл: Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 3429
Скачиваний: 10
51
Конституция содержит положения об обязанностях народа и индивидов.
Говорится об обязанности японского народа воздерживаться от злоупотребле-
ния правами и свободами, об обязанности населения платить налоги и трудить-
ся.
6.3 Система органов государственной власти Японии
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Согласно Конституции, единственным законодательным ор-
ганом в Японии является парламент.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Японский парламент состоит из двух палат – палаты представителей
(нижняя) и палаты советников (верхняя).
Палата представителей избирается на 4 года в количестве 500 депутатов,
палата советников состоит из 252 советников, избираемых на 6 лет, но с рота-
цией каждые три года наполовину. Палата представителей может быть досроч-
но распущена актом императора по требованию правительства (Кабинета ми-
нистров), верхняя палата роспуску не подлежит.
Депутаты и советники имеют свободный мандат, пользуются ограничен-
ным депутатским иммунитетом: они не могут быть арестованы в период сес-
сии, а если арест произведен до сессии, то по требованию соответствующей па-
латы они должны быть освобождены на период сессии. Однако член
парламента может быть исключен в любое время из состава любой палаты ре-
золюцией большинства присутствующих членов палаты (при наличии квору-
ма). Депутаты и советники пользуются индемнитетом, являются профессио-
нальными парламентариями и получают вознаграждение из государственной
казны.
Внутренняя структура палат аналогична, она определяется законом о
парламенте и регламентами палат. Каждая палата избирает на весь срок полно-
мочий председателя, вице-председателя, временного председателя (он ведет за-
седания в случае невозможности выполнения своих обязанностей первыми
двумя должностными лицами), председателей постоянных комитетов (комис-
сий) и генерального секретаря палаты (последний избирается не из числа депу-
татов и занимается организационными вопросами). В палатах создаются пар-
тийные фракции, играющие решающую роль при распределении руководящих
постов в палатах и других должностей, а также при распределении депутатов
по постоянным комиссиям. Каждый парламентарий обязан быть членом од-
52
ной–двух комиссий. Председатель комиссии избирается из членов партийной
фракции, имеющей наибольшее представительство в комиссии, но на деле это
решается заблаговременно или при дележе председательских мест в ходе пере-
говоров между лидерами фракций.
Комиссии проводят два вида заседаний: рабочие и общие. На первых об-
суждаются наиболее важные вопросы, обычно присутствует министр, а иногда
и премьер-министр, другой высокопоставленный чиновник. На общих заседа-
ниях рассматриваются менее важные вопросы, они проходят чаще при участии
парламентских секретарей (заместителей министра, представляющих его в пар-
ламенте). Как и в других странах, комиссии в Японии играют решающую роль
при рассмотрении законопроектов их судьба обычно предопределяется реше-
нием комиссии.
В каждой палате имеются законодательные бюро – особый внутренний
орган, который помогает депутатам в работе над законопроектами, контролиру-
ет прохождение правительственных законопроектов. Бюро имеют собственный
аппарат, несколько отделений, в которых работают профессиональные государ-
ственные служащие. Эта форма опять-таки обеспечивает тесные связи парла-
мента с японской разветвленной бюрократией.
В палатах создаются секретариаты из служащих, не являющихся парла-
ментариями; руководит ими генеральный секретарь палаты. Для обслуживания
депутатов и советников имеются различные исследовательские, справочные,
административные службы, большая библиотека, где более 150 служащих ра-
ботают над подготовкой по просьбе депутата различных исследовательских и
справочных материалов.
Главной задачей японского парламента, как и парламентов других демо-
кратических стран, является законодательство, в частности определяющее гос-
ударственные доходы и расходы – государственный бюджет. Конституция
устанавливает, что парламент является единственным законодательным орга-
ном, глава государства (император) в законодательстве не участвует и права ве-
то в отношении принятых законов не имеет.
Главную роль в законодательном процессе в Японии, как и во многих
других странах, играет палата представителей, поскольку в определенных слу-
чаях акты, принятые ею, становятся законами без согласия верхней палаты:
нижняя палата преодолевает вето верхней путем вторичной принятия закона
большинством в 2/3 голосов, причем голосов присутствующих (кворум в Япо-
нии – 1/3 состава), а не общего состава палаты. Закон о государственном бюд-
53
жете также может быть принят без участия верхней палаты, если исчерпаны все
пути для соглашения.
Подавляющее большинство законопроектов в Японии, как и в других
странах, поступают на рассмотрение парламента от правительства (внести за-
конопроект могут также 20 депутатов или 10 советников), но в Японии это про-
исходит после тщательной бюрократической проработки, которая продолжает-
ся и во время обсуждений в парламенте. Законы обычно разрабатываются в
департаментах министерств, после чего проект передается руководству мини-
стерства, доходит до министра, идет в канцелярию премьер-министра (она по
своему рангу приравнена к министерству), затем к премьер-министру и только
потом от имени правительства представляется в парламент. Здесь проект также
проходит длительную процедуру изучения и согласования (нередко создаются
специальные подкомиссии для изучения проекта), и лишь после принятия ко-
миссией положительного решения он выносится на пленарное заседание, где
обсуждается обычно в двух чтениях (общая дискуссия и одновременно поста-
тейная дискуссия с докладом постоянной комиссии, а затем принятие в целом).
После этого законопроект поступает в верхнюю палату, которая в течение
60 дней должна одобрить или отклонить решение нижней палаты. Если она не
сделает ни того, ни другого в течение этого срока, проект считается отклонен-
ным.
Голосование в парламенте по законопроектам и другим решениям может
осуществляться различными способами: вставанием (ведется подсчет), тайным
голосованием бюллетенями (парламентарии получают два бюллетеня белого и
голубого цвета: первый означает «за», второй – «против»), бюллетенями при
поименном голосовании (в этом случае член парламента прикрепляет к бюлле-
теню карточку со своей фамилией), опросом (председатель спрашивает, есть ли
возражения, и если их нет, решение принимается, если возражения есть, ис-
пользуется иная форма голосования).
Принятый закон подписывается министром, ответственным за его выпол-
нение, и премьер-министром и направляется на подпись императору. Импера-
тор должен подписать закон в течение 30 дней и опубликовать его. Закон всту-
пает в силу через 20 дней после опубликования.
Теоретически к ветви исполнительной власти в соответствии с концепци-
ей разделения властей могут быть отнесены император (глава государства) и
правительство (Кабинет министров), но на деле властью обладает только пра-
54
вительство. Конституция устанавливает, что исполнительную власть осуществ-
ляет Кабинет министров.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Как по Конституции, так и фактически император не обладает
личной властью.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В отличие от прежнего порядка он является лишь символом единства
государства и единства народа, лицом, обязанным своим положением народу
(ст. 1 Конституции). Император не обладает полномочиями государственной
власти, все его действия, связанные с государственными делами, осуществля-
ются только по совету и с согласия Кабинета министров. Император выполняет
главным образом церемониальные функции внешнеполитического характера,
присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках, подпи-
сывает документы, представляемые ему премьер-министром.
В Японии действует салическая система престолонаследия: трон переда-
ется старшему сыну, женщины наследовать престол не могут. Царствование
каждого императора провозглашается особой эрой, с даты восхождения на трон
нового императора ведется официальное летосчисление. В соответствии с зако-
ном об императорском доме 1947 г. порядок наследования обеспечивает Совет
императорского дома, в составе которого два члена императорской семьи, пре-
мьер-министр, председатели и вице-председатели палат, один член Верховного
суда.
Император – лицо неприкосновенное и не несущее какой-либо ответ-
ственности – гражданской, уголовной, административной. За его действия от-
вечают правительство, министры. Император и члены его семьи получают по
цивильному листу средства из государственного бюджета на свои нужды.
На основании решения Кабинета министров император осуществляет
следующие функции: промульгирует поправки к Конституции, законы; публи-
кует указы правительства, международные договоры, созывает парламент на
сессии и распускает нижнюю палату, назначает дату выборов в парламент, за-
веряет назначения и отставки министров и некоторых других высших долж-
ностных лиц, подтверждает полномочия послов и посланников, принимает ино-
странных послов и их верительные грамоты, подтверждает объявление
амнистии, жалует награды и почетные звания. По решению парламента он
назначает премьер-министра, по представлению последнего – членов Кабинета
и главного судью Верховного суда.
55
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Кабинет министров состоит из премьер-министра, министров
и государственных министров, которые являются обычно советни-
ками премьер-министра (он может давать им также отдельные
управленческие поручения, а иногда даже поручает управление не-
которыми сферами общественной жизни).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Те или иные государственные министры по традиции руководят отдель-
ными подразделениями канцелярии премьер-министра. В состав Кабинета вхо-
дят также министр Кабинета (нечто вроде управляющего делами правитель-
ства) и начальник законодательного бюро – органа, через который проходят все
законопроекты правительства (они в Японии готовятся очень скрупулезно).
По Конституции не менее половины министров должны быть избраны из
числа членов парламента и утрачивают депутатский мандат при назначении на
должность министра. Министры пользуются определенными гарантиями при
привлечении к судебной ответственности: для этого необходимо согласие пре-
мьер-министра. Министры в Японии обычно не являются профессионалами,
это партийные политики. Реальными руководителями министерства являются
административные главы аппарата министерства. В деятельности правитель-
ства, как и в деятельности парламента, велика роль профессиональной бюро-
кратии. Правительство формируется обеими палатами парламента.
Согласно Конституции, Кабинет выполняет общие функции управления,
в том числе он обязан добросовестно проводить в жизнь Конституцию и зако-
ны, вести государственные дела, он руководит внешней политикой, заключает
международные договоры (требующие в зависимости от их характера предва-
рительного или последующего одобрения парламента), руководит государ-
ственной службой, представляет проект государственного бюджета парламен-
ту, издает указы для проведения в жизнь Конституции и законов (в указах
могут предусматриваться и уголовные наказания, но только на основе полно-
мочий, делегированных законом). Кабинет принимает решения об амнистии,
помиловании и отсрочке наказаний, восстановлении в правах (последнее пол-
номочие было связано в основном с решением вопросов об ответственности
различных лиц в связи с событиями Второй мировой войны). Указы Кабинета
подписываются премьер-министром и соответствующим министром.
Решающее положение в Кабинете, подобно канцлеру в Германии, зани-
мает премьер-министр. Он фактически назначает и смещает членов Кабинета,