Файл: Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 3430

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46 

Если  акты  вышестоящих  государственных  органов  не  соответствуют 

местным условиям, органы самоуправления автономий могут изменять или от-
менять  их,  но  с  разрешения  вышестоящих  государственных  органов.  Органы 
самоуправления автономий ведают делами образования, науки, культуры, име-
ют право внешнеэкономической деятельности. В судопроизводстве использует-
ся местный язык, он употребляется в школах, газеты издаются на местных язы-
ках. 

Провинции  делятся  на  автономные  округа,  уезды  и  автономные  уезды, 

уезды – на волости и национальные волости. Правовое положение местных ор-
ганов государственной власти и государственного управления регулируется за-
коном об организации местных собраний народных представителей и местных 
народных  правительств  различных  ступеней.  Местными  органами  государ-
ственной власти в Китае являются собрания народных представителей админи-
стративно-территориальных  единиц  и  постоянные  комитеты  этих  собраний. 
Это  не  органы  самоуправления,  а  органы  государственной  власти.  Считается, 
что они выполняют не только местные, но и общегосударственные задачи. 

Депутаты не порывают с прежней работой, выполняют депутатские обя-

занности на общественных началах и имеют императивный мандат: они могут 
быть  досрочно  отозваны  избирателями  –  гражданами  или  избравшими  их  со-
браниями народных представителей. 

Полномочия  собраний  народных  представителей  определяются  в  соот-

ветствии  с  социалистической  концепцией  советов  и  их  иерархией.  Собрания 
народных представителей обеспечивают исполнение на своей территории Кон-
ституции, законов, политических установок, указов, постановлений вышестоя-
щих  местных  органов  государственной  власти  (все  собрания  народных  пред-
ставителей  рассматриваются  как  составляющие  единой  иерархической 
системы). Они принимают местные народнохозяйственные планы, бюджет, от-
чет о его исполнении, отменяют и изменяют постановления местного народно-
го правительства соответствующей ступени, создают другие местные государ-
ственные  органы,  обеспечивают  охрану  социалистической  собственности  и 
законной частной собственности граждан, защищают права и свободы граждан, 
обеспечивают общественный порядок, равенство мужчины и женщины в поли-
тических  и  гражданских  правах,  права  национальных  меньшинств,  самостоя-
тельность коллективных организаций в деревне. 

В соответствии с Конституцией КНР по месту жительства создаются ко-

митеты  городского  населения  и  комитеты  сельского  населения.  Это  низовые 


background image

47 

массовые организации самоуправления («самодеятельные организации»), с по-
мощью  которых  население  осуществляет  «самоуправление,  самовоспитание  и 
самообслуживание». Они охватывают территорию, где проживают 100–200 се-
мей.  Комитеты  состоят  из  председателя,  заместителя,  3–7 членов,  которые  ра-
ботают на общественных началах. Они избираются жителями деревни или го-
родского квартала путем прямых выборов сроком на 3 года (ранее составлялись 
из  старост  групп  населения  сроком  на  один  год).  Право  избирать  и  быть  из-
бранными в комитеты имеют граждане, достигшие 18 лет. Комитеты населения 
решают  местные  дела  своей  территории,  рассматривают  мелкие  гражданские 
споры, информируют местное народное правительство о предложениях населе-
ния,  пропагандируют  Конституцию,  законы,  государственную  политику,  вос-
питывают граждан в духе соблюдения законов и заботы об общественной соб-
ственности,  осуществляют  мероприятия  по  строительству  социалистической 
духовной культуры. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 5 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Каковы  особенности  конституционного  права  Китайской  Народной 

Республики? 

2.  В чем заключается специфика партийной системы КНР? 
3.  Назовите  особенности  Всекитайского  собрания  народных  представи-

телей.  Как  соотносятся  функции  Всекитайского  собрания  народных 
представителей и Государственного совета? 

4.  Какую роль в механизме государства играет Председатель КНР? 
5.  В чем заключается специфика национально-территориальных автоно-

мий? 

 

 

 


background image

48 

6 Основы конституционного права Японии 

1.  Конституция Японии.  
2.  Правовой статус личности в Японии.  
3.  Система органов государственной власти Японии.  
4.  Территориальная организация государства. 

6.1 Конституция Японии 

Первоначальный  проект  Конституции  Японии  был  подготовлен  прави-

тельством Японии при участии группы советников в 1946 г., вскоре после по-
ражения  Японии  во  Второй  мировой  войне.  Он  сохранил  многие  положения 
первой Конституции страны 1889 г., закреплявшей огромную власть императо-
ра и милитаристско-бюрократическую систему. Проект был представлен в пар-
ламент,  но  вызвал  отрицательную  реакцию  японской  общественности  и  Даль-
невосточной 

комиссии, 

созданной 

странами-победительницами. 

При 

подготовке  второго  проекта  были  использованы  некоторые  принципы  англо-
саксонского  права,  новые  моменты  развития  конституционного  права  в  мире 
(например,  положения  о  социально-экономических  правах  граждан),  а  также 
частный  проект  конституции,  подготовленный  группой  японских  авторов  на 
базе Веймарской конституции Германии 1919 г. Второй проект, преодолев со-
противление  реакционных  кругов,  был  принят  парламентом  осенью  1946 г.  и, 
получив одобрение Дальневосточной комиссии, вступил в силу 3 мая 1947 г. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Конституция  Японии  провозглашает  принцип  народного  су-

веренитета.  Император  лишен  власти  и  остался  лишь  символом 
нации. Высшим же органом государства и единственным законода-
тельным органом провозглашен парламент. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В Конституции говорится о некоторых общих ценностях человечества, о 

необходимости  следовать  всеобщим  принципам  политической  морали,  о  том, 
что ни одно государство не должно исходить только из своих интересов и иг-
норировать интересы других. 


background image

49 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Конституция  предусматривает  довольно  жесткий  порядок  ее 

изменения. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Изменение  возможно  только  по  инициативе  парламента,  для  внесения 

поправок необходимо согласие 2/3 общего числа членов каждой из двух его па-
лат.  После  этого  поправки  должны  быть  переданы  для  утверждения  на  рефе-
рендуме  или  вторично  рассмотрены  и  одобрены  новым  составом  парламента, 
для чего могут проводиться специальные выборы в парламент. После заверше-
ния одной из этих процедур изменение Конституции считается состоявшимся. 
В Конституцию Японии с 1947 г. поправки не вносились. 

6.2 Правовой статус личности в Японии 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Основы правового статуса личности закреплены в главе Кон-

ституции, которая называется «Права и обязанности народа». 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Положения  Конституции  исходят  из  концепции  прирожденных,  есте-

ственных  прав человека,  эти права рассматриваются как  «вечные,  нерушимые 
права, принадлежащие настоящему и будущим поколениям». Однако, с другой 
стороны,  на  регулировании  правового  статуса  личности  отразилась  и  концеп-
ция  «предоставленных  прав».  В конституции  говорится,  что  перечисленные  в 
ней  права  предоставляются  и  гарантируются.  Наконец,  осуществление  прав  и 
свобод  личности  конституция  связывает  с  ролью  общества,  с  деятельностью 
народа:  свободы  и  права  должны  поддерживаться  постоянными  усилиями 
народа; народ (а не только личность) должен воздерживаться от злоупотребле-
ния правами и свободами и несет полную ответственность за использование их 
в интересах общественного благосостояния. 

Конституция придает большое значение принципу равноправия граждан, 

преодолевая прежние традиции японского общества. В ней говорится о равно-
правии  перед  законом,  о  недопустимости  дискриминации  по  какой-либо  при-
чине и привилегий (особо оговаривается, что любые награды действуют только 
при  жизни  данного  лица),  запрещается  рабство,  принудительный  труд  (кроме 
наказания  за  преступление),  провозглашается равноправие  полов.  Как  отмеча-
лось, ликвидируются дворянские титулы. 


background image

50 

Среди  социально-экономических  прав  конституция  называет  право  соб-

ственности, которая не должна противоречить общественному благосостоянию 
(допускается национализация частной собственности в публичных интересах за 
справедливую  компенсацию),  право  на  труд,  «право  трудящихся» на  создание 
своих  организаций  (имеются  в  виду  прежде  всего  профсоюзы),  на  коллектив-
ные  переговоры  и  применение  коллективных  действий  (в  частности,  забасто-
вок),  равное  право  на  образование  в  соответствии  со  своими  способностями 
(обязательное  обучение  детей  бесплатно),  причем  государство  и  его  органы 
должны воздерживаться от религиозного обучения, право на поддержание ми-
нимального уровня здоровой и культурной жизни, свободу научной деятельно-
сти. 

Наряду с традиционными политическими правами (избирательное право, 

право на объединение, свобода собраний, слова, печати и иных форм выраже-
ния мнений и др.) конституция говорит о других политических правах: о праве 
народа избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности (в 
связи с этим в Японии существует, в частности, определенный порядок отзыва 
избирателями глав администраций местных административно-территориальных 
единиц),  о  праве  обращаться  с  мирными  петициями,  о  возмещении  ущерба, 
смещении  публичных  должностных  лиц,  о  введении,  исправлении,  отмене  за-
конов. 

Конституция  гарантирует  личные  свободы:  право  на  жизнь,  свободу  и 

стремление к счастью, что является, как сказано в ней, главным предметом за-
боты государства; право на возмещение убытков от незаконных действий госу-
дарства  и  должностных  лиц;  право  на  свободу  совести  (никакие  религиозные 
организации  не  должны  получать  привилегии  от  государства  и  пользоваться 
политической властью), неприкосновенность личности (арест возможен на ме-
сте преступления или на основании приказа компетентных работников органов 
юстиции; при задержании задержанному в открытом суде в присутствии адво-
ката  должны  быть  немедленно  сообщены  основания  задержания),  право  на 
неприкосновенность жилища, документов и имущества (обыски и выемки воз-
можны  только  на  основании  приказа  компетентных  юридических  органов); 
свободу выбора места жительства, профессии, выезда за границу. Детально ре-
гулируются вопросы брака, который должен заключаться только на основании 
взаимного согласия сторон и существовать при условии сотрудничества и рав-
ноправия мужчины и женщины, уважения личного достоинства.