Файл: Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 3430
Скачиваний: 10
46
Если акты вышестоящих государственных органов не соответствуют
местным условиям, органы самоуправления автономий могут изменять или от-
менять их, но с разрешения вышестоящих государственных органов. Органы
самоуправления автономий ведают делами образования, науки, культуры, име-
ют право внешнеэкономической деятельности. В судопроизводстве использует-
ся местный язык, он употребляется в школах, газеты издаются на местных язы-
ках.
Провинции делятся на автономные округа, уезды и автономные уезды,
уезды – на волости и национальные волости. Правовое положение местных ор-
ганов государственной власти и государственного управления регулируется за-
коном об организации местных собраний народных представителей и местных
народных правительств различных ступеней. Местными органами государ-
ственной власти в Китае являются собрания народных представителей админи-
стративно-территориальных единиц и постоянные комитеты этих собраний.
Это не органы самоуправления, а органы государственной власти. Считается,
что они выполняют не только местные, но и общегосударственные задачи.
Депутаты не порывают с прежней работой, выполняют депутатские обя-
занности на общественных началах и имеют императивный мандат: они могут
быть досрочно отозваны избирателями – гражданами или избравшими их со-
браниями народных представителей.
Полномочия собраний народных представителей определяются в соот-
ветствии с социалистической концепцией советов и их иерархией. Собрания
народных представителей обеспечивают исполнение на своей территории Кон-
ституции, законов, политических установок, указов, постановлений вышестоя-
щих местных органов государственной власти (все собрания народных пред-
ставителей рассматриваются как составляющие единой иерархической
системы). Они принимают местные народнохозяйственные планы, бюджет, от-
чет о его исполнении, отменяют и изменяют постановления местного народно-
го правительства соответствующей ступени, создают другие местные государ-
ственные органы, обеспечивают охрану социалистической собственности и
законной частной собственности граждан, защищают права и свободы граждан,
обеспечивают общественный порядок, равенство мужчины и женщины в поли-
тических и гражданских правах, права национальных меньшинств, самостоя-
тельность коллективных организаций в деревне.
В соответствии с Конституцией КНР по месту жительства создаются ко-
митеты городского населения и комитеты сельского населения. Это низовые
47
массовые организации самоуправления («самодеятельные организации»), с по-
мощью которых население осуществляет «самоуправление, самовоспитание и
самообслуживание». Они охватывают территорию, где проживают 100–200 се-
мей. Комитеты состоят из председателя, заместителя, 3–7 членов, которые ра-
ботают на общественных началах. Они избираются жителями деревни или го-
родского квартала путем прямых выборов сроком на 3 года (ранее составлялись
из старост групп населения сроком на один год). Право избирать и быть из-
бранными в комитеты имеют граждане, достигшие 18 лет. Комитеты населения
решают местные дела своей территории, рассматривают мелкие гражданские
споры, информируют местное народное правительство о предложениях населе-
ния, пропагандируют Конституцию, законы, государственную политику, вос-
питывают граждан в духе соблюдения законов и заботы об общественной соб-
ственности, осуществляют мероприятия по строительству социалистической
духовной культуры.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по лекции 5
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Каковы особенности конституционного права Китайской Народной
Республики?
2. В чем заключается специфика партийной системы КНР?
3. Назовите особенности Всекитайского собрания народных представи-
телей. Как соотносятся функции Всекитайского собрания народных
представителей и Государственного совета?
4. Какую роль в механизме государства играет Председатель КНР?
5. В чем заключается специфика национально-территориальных автоно-
мий?
48
6 Основы конституционного права Японии
1. Конституция Японии.
2. Правовой статус личности в Японии.
3. Система органов государственной власти Японии.
4. Территориальная организация государства.
6.1 Конституция Японии
Первоначальный проект Конституции Японии был подготовлен прави-
тельством Японии при участии группы советников в 1946 г., вскоре после по-
ражения Японии во Второй мировой войне. Он сохранил многие положения
первой Конституции страны 1889 г., закреплявшей огромную власть императо-
ра и милитаристско-бюрократическую систему. Проект был представлен в пар-
ламент, но вызвал отрицательную реакцию японской общественности и Даль-
невосточной
комиссии,
созданной
странами-победительницами.
При
подготовке второго проекта были использованы некоторые принципы англо-
саксонского права, новые моменты развития конституционного права в мире
(например, положения о социально-экономических правах граждан), а также
частный проект конституции, подготовленный группой японских авторов на
базе Веймарской конституции Германии 1919 г. Второй проект, преодолев со-
противление реакционных кругов, был принят парламентом осенью 1946 г. и,
получив одобрение Дальневосточной комиссии, вступил в силу 3 мая 1947 г.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Конституция Японии провозглашает принцип народного су-
веренитета. Император лишен власти и остался лишь символом
нации. Высшим же органом государства и единственным законода-
тельным органом провозглашен парламент.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В Конституции говорится о некоторых общих ценностях человечества, о
необходимости следовать всеобщим принципам политической морали, о том,
что ни одно государство не должно исходить только из своих интересов и иг-
норировать интересы других.
49
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Конституция предусматривает довольно жесткий порядок ее
изменения.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Изменение возможно только по инициативе парламента, для внесения
поправок необходимо согласие 2/3 общего числа членов каждой из двух его па-
лат. После этого поправки должны быть переданы для утверждения на рефе-
рендуме или вторично рассмотрены и одобрены новым составом парламента,
для чего могут проводиться специальные выборы в парламент. После заверше-
ния одной из этих процедур изменение Конституции считается состоявшимся.
В Конституцию Японии с 1947 г. поправки не вносились.
6.2 Правовой статус личности в Японии
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Основы правового статуса личности закреплены в главе Кон-
ституции, которая называется «Права и обязанности народа».
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Положения Конституции исходят из концепции прирожденных, есте-
ственных прав человека, эти права рассматриваются как «вечные, нерушимые
права, принадлежащие настоящему и будущим поколениям». Однако, с другой
стороны, на регулировании правового статуса личности отразилась и концеп-
ция «предоставленных прав». В конституции говорится, что перечисленные в
ней права предоставляются и гарантируются. Наконец, осуществление прав и
свобод личности конституция связывает с ролью общества, с деятельностью
народа: свободы и права должны поддерживаться постоянными усилиями
народа; народ (а не только личность) должен воздерживаться от злоупотребле-
ния правами и свободами и несет полную ответственность за использование их
в интересах общественного благосостояния.
Конституция придает большое значение принципу равноправия граждан,
преодолевая прежние традиции японского общества. В ней говорится о равно-
правии перед законом, о недопустимости дискриминации по какой-либо при-
чине и привилегий (особо оговаривается, что любые награды действуют только
при жизни данного лица), запрещается рабство, принудительный труд (кроме
наказания за преступление), провозглашается равноправие полов. Как отмеча-
лось, ликвидируются дворянские титулы.
50
Среди социально-экономических прав конституция называет право соб-
ственности, которая не должна противоречить общественному благосостоянию
(допускается национализация частной собственности в публичных интересах за
справедливую компенсацию), право на труд, «право трудящихся» на создание
своих организаций (имеются в виду прежде всего профсоюзы), на коллектив-
ные переговоры и применение коллективных действий (в частности, забасто-
вок), равное право на образование в соответствии со своими способностями
(обязательное обучение детей бесплатно), причем государство и его органы
должны воздерживаться от религиозного обучения, право на поддержание ми-
нимального уровня здоровой и культурной жизни, свободу научной деятельно-
сти.
Наряду с традиционными политическими правами (избирательное право,
право на объединение, свобода собраний, слова, печати и иных форм выраже-
ния мнений и др.) конституция говорит о других политических правах: о праве
народа избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности (в
связи с этим в Японии существует, в частности, определенный порядок отзыва
избирателями глав администраций местных административно-территориальных
единиц), о праве обращаться с мирными петициями, о возмещении ущерба,
смещении публичных должностных лиц, о введении, исправлении, отмене за-
конов.
Конституция гарантирует личные свободы: право на жизнь, свободу и
стремление к счастью, что является, как сказано в ней, главным предметом за-
боты государства; право на возмещение убытков от незаконных действий госу-
дарства и должностных лиц; право на свободу совести (никакие религиозные
организации не должны получать привилегии от государства и пользоваться
политической властью), неприкосновенность личности (арест возможен на ме-
сте преступления или на основании приказа компетентных работников органов
юстиции; при задержании задержанному в открытом суде в присутствии адво-
ката должны быть немедленно сообщены основания задержания), право на
неприкосновенность жилища, документов и имущества (обыски и выемки воз-
можны только на основании приказа компетентных юридических органов);
свободу выбора места жительства, профессии, выезда за границу. Детально ре-
гулируются вопросы брака, который должен заключаться только на основании
взаимного согласия сторон и существовать при условии сотрудничества и рав-
ноправия мужчины и женщины, уважения личного достоинства.