ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6556
Скачиваний: 10
146
Природопользование существует и реализуется достаточно
широко.
Общее природопользование, как правило, осуществляется
без разрешений: можно свободно пребывать в лесах, собирать
дикорастущие ягоды, грибы и т.д. Сюда же относится право соб-
ственников, землевладельцев, арендаторов, всех землепользова-
телей, в зависимости от целевого назначения земельного участка,
эксплуатировать полезные свойства земли.
Возрастает использование природных ресурсов в духовных
целях (разные формы наблюдения, изучения, фотографирования
животных). Усиливается использование природной среды в оздо-
ровительных целях.
Гарантией экологических прав граждан является их осве-
домленность о состоянии и перспективах изменения окружающей
среды. Граждане имеют право на свободное получение полной и
достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха и
вод в регионе, об использовании земли, ее недр, лесов и животно-
го мира (ст. 42 Конституции РФ).
Важно не только провозглашение этого права, но и уяснение
и реализация мер по его обеспечению. Обязанности органов Го-
сударственного комитета по охране окружающей среды и при-
родных ресурсов, Министерства здравоохранения, Федеральной
службы лесного хозяйства и других государственных органов —
систематически публиковать экологическую информацию.
Необходимо воспитывать и осуществлять права граждан на
участие в подготовке, принятии, выполнении и контроле за вы-
полнением экологических решений. Граждане имеют право соз-
давать общественные природоохранные объединения и фонды и
направлять обращения в органы государственной власти, органы
местного самоуправления и должностным лицам о получении
полной и достоверной информации о состоянии природной среды
в местах своего проживания и мерах по ее охране.
Общественные природоохранные объединения граждан
вправе:
–
разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои при-
родоохранные программы в печати, по радио и телевидению;
–
защищать права и интересы населения в области охраны
природы;
147
–
организовывать собрания, митинги, демонстрации, шест-
вия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать
участие в указанных мероприятиях в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации, вносить предложения о прове-
дении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об
обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
–
создавать общественные инспекции по охране природы,
требовать проведения соответствующих проверок;
–
организовывать и проводить общественную экологиче-
скую экспертизу;
–
рекомендовать своих представителей для участия в про-
ведении государственной экологической экспертизы;
–
ставить в установленном порядке вопросы об отмене ре-
шений о размещении, строительстве, эксплуатации объектов, о
приостановлении, ограничении, прекращении их деятельности;
–
организовывать и проводить слушания по вопросам про-
ектирования, размещения объектов, хозяйственная деятельность
которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу
жизни, здоровью и имуществу граждан;
–
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей
среде.
Государственные органы обязаны учитывать предложения
общественных организаций и граждан.
В свою очередь, граждане обязаны сохранять природу и ок-
ружающую среду, бережно относиться к ее природным богатст-
вам и соблюдать иные требования законодательства. На форми-
рование подобной гражданской позиции направлена программа
экологического воспитания в школах и вузах.
7.5 Ответственность за экологические
правонарушения
Экологические правонарушения — это противоправные
деяния, нарушающие природоохранное законодательство и при-
чиняющие вред окружающей среде и здоровью людей.
148
За их совершение должностные лица всех организаций и
граждане несут дисциплинарную, имущественную, администра-
тивную или уголовную ответственность.
Дисциплинарная ответственность в экологической облас-
ти имеет широкое распространение, она оперативна, проста в ис-
полнении.
Имущественная ответственность за нарушение природо-
охранного законодательства заключается в возложении на право-
нарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне иму-
щественный вред в натуре или в денежной форме.
Административная ответственность за экологические
правонарушения (в области землепользования, горных отношений,
охраны вод, лесов, атмосферного воздуха, правил охоты, рыболов-
ства и китобойного промысла) применяется, в основном, в виде
штрафных санкций, которые имеют и превентивный характер.
К указанным видам административной юридической ответ-
ственности применяют и такие специальные взыскания, как при-
остановление работ; временное прекращение эксплуатации хо-
зяйственно-технических объектов и механизмов; перевод на осо-
бый режим пользования природным ресурсом; на особый режим
контроля за его потреблением; прекращение права природополь-
зования либо изъятие конкретного природного объекта из поль-
зования; отказ в предоставлении нового природного объекта в
пользование.
Уголовная ответственность установлена Уголовным ко-
дексом РФ и применяется только судом за совершение преступ-
ления.
Она применяется за совершение общественно опасных эколо-
гических деяний (умышленное уничтожение или существенное по-
вреждение лесных массивов; незаконное занятие рыбным промыс-
лом, охотой; нарушение правил охраны и использование недр и др.).
В случае причинения вреда окружающей среде в результате
ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, разрушения ес-
тественных экологических систем и природных ландшафтов, фи-
зические или юридические лица обязаны возместить причинен-
ный вред в полном объеме. Если законом не установлены таксы и
методики исчисления размера вреда окружающей среде, исходят
из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния
149
окружающей среды, с учетом понесенных убытков (в том числе
упущенной выгоды). Иски о компенсации вреда окружающей
среде могут быть предъявлены в течение 20 лет.
Особое внимание в последнее время уделяется вопросам по
возмещению вреда, причиненного здоровью и имуществу граж-
дан в результате нарушения законодательства в области охраны
окружающей среды. Объем и размер возмещения такого вреда
осуществляется в соответствии с законодательством по решению
суда, исковая давность для обращения в суд в подобных случаях
не устанавливается.
Успех в наведении экологического правопорядка достигает-
ся постепенным наращиванием общественного и государственно-
го воздействия на правонарушителей, сочетанием воспитатель-
ных, экономических и правовых мер.
150
ЛИТЕРАТУРА
1.
Правоведение: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. —
544 с.
2.
Правоведение: Учебник для неюридических вузов. — М.:
Юристъ, 2003. — 408 с.
3.
Гражданский кодекс РФ, ч. 1 — 3. — М.: ПРИОР, 2004.
4.
Трудовой кодекс Российской Федерации. — Новоси-
бирск: «Сибирское университетское изд-во», 2006. — 240 с.
5.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (от
30 декабря 2001 г.) — СПб.: Виктория плюс, 2002. — 288 с.
6.
Уголовный кодекс Российской Федерации. — М.: «Юрайт»,
2004. — 187 с.
7.
Семейный кодекс Российской Федерации. — М.: «ТК
Велби», 2002. — 80 с.
8.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
(принят 20.12.2001, в редакции от 18.12.2006 № 232-ФЗ) — М.:
Книга-Сервис, 2007. — 48 с.