Файл: Правоведение Учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6556

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

146

Природопользование  существует  и  реализуется  достаточно 

широко. 

Общее  природопользование,  как  правило,  осуществляется 

без  разрешений:  можно  свободно  пребывать  в  лесах,  собирать 
дикорастущие ягоды, грибы и т.д. Сюда же относится право соб-
ственников,  землевладельцев,  арендаторов,  всех  землепользова-
телей, в зависимости от целевого назначения земельного участка, 
эксплуатировать полезные свойства земли. 

Возрастает  использование  природных  ресурсов  в  духовных 

целях  (разные  формы  наблюдения,  изучения,  фотографирования 
животных). Усиливается использование природной среды в оздо-
ровительных целях. 

Гарантией  экологических  прав  граждан  является  их  осве-

домленность о состоянии и перспективах изменения окружающей 
среды. Граждане имеют право на свободное получение полной и 
достоверной  информации  о  состоянии  атмосферного  воздуха  и 
вод в регионе, об использовании земли, ее недр, лесов и животно-
го мира (ст. 42 Конституции РФ). 

Важно не только провозглашение этого права, но и уяснение 

и  реализация  мер  по  его  обеспечению.  Обязанности  органов  Го-
сударственного  комитета  по  охране  окружающей  среды  и  при-
родных  ресурсов,  Министерства  здравоохранения,  Федеральной 
службы лесного хозяйства и других государственных органов — 
систематически публиковать экологическую информацию. 

Необходимо воспитывать и осуществлять права граждан на 

участие  в  подготовке,  принятии,  выполнении  и  контроле  за  вы-
полнением  экологических  решений.  Граждане  имеют  право  соз-
давать  общественные  природоохранные  объединения  и  фонды  и 
направлять обращения в органы государственной власти, органы 
местного  самоуправления  и  должностным  лицам  о  получении 
полной и достоверной информации о состоянии природной среды 
в местах своего проживания и мерах по ее охране. 

Общественные  природоохранные  объединения  граждан 

вправе: 

 

разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои при-

родоохранные программы в печати, по радио и телевидению; 

 

защищать  права  и  интересы  населения  в  области  охраны 

природы; 


background image

 

 

147

 

организовывать  собрания,  митинги,  демонстрации,  шест-

вия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать 
участие  в  указанных  мероприятиях  в  соответствии  с  законода-
тельством Российской Федерации, вносить предложения о прове-
дении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об 
обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды; 

 

создавать  общественные  инспекции  по  охране  природы, 

требовать проведения соответствующих проверок; 

 

организовывать  и  проводить  общественную  экологиче-

скую экспертизу; 

 

рекомендовать  своих  представителей  для  участия  в  про-

ведении государственной экологической экспертизы; 

 

ставить  в  установленном  порядке  вопросы  об  отмене  ре-

шений  о  размещении,  строительстве,  эксплуатации  объектов,  о 
приостановлении, ограничении, прекращении их деятельности; 

 

организовывать  и  проводить слушания  по  вопросам  про-

ектирования,  размещения  объектов,  хозяйственная  деятельность 
которых  может  нанести  вред  окружающей  среде,  создать  угрозу 
жизни, здоровью и имуществу граждан; 

 

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей 

среде. 

Государственные  органы  обязаны  учитывать  предложения 

общественных организаций и граждан. 

В свою очередь, граждане обязаны сохранять природу и ок-

ружающую  среду,  бережно  относиться  к  ее  природным  богатст-
вам  и  соблюдать  иные  требования  законодательства.  На  форми-
рование  подобной  гражданской  позиции  направлена  программа 
экологического воспитания в школах и вузах. 

 

7.5 Ответственность за экологические 

правонарушения 

 
Экологические  правонарушения — это  противоправные 

деяния,  нарушающие  природоохранное  законодательство  и  при-
чиняющие вред окружающей среде и здоровью людей. 


background image

 

 

148

За  их  совершение  должностные  лица  всех  организаций  и 

граждане  несут  дисциплинарную,  имущественную,  администра-
тивную или уголовную ответственность. 

Дисциплинарная ответственность в экологической облас-

ти имеет широкое распространение, она оперативна, проста в ис-
полнении. 

Имущественная  ответственность  за  нарушение  природо-

охранного законодательства заключается в возложении на право-
нарушителя  обязанности  возместить  потерпевшей  стороне  иму-
щественный вред в натуре или в денежной форме. 

Административная  ответственность  за  экологические 

правонарушения (в области землепользования, горных отношений, 
охраны вод, лесов, атмосферного воздуха, правил охоты, рыболов-
ства  и  китобойного  промысла)  применяется,  в  основном,  в  виде 
штрафных санкций, которые имеют и превентивный характер. 

К  указанным  видам  административной  юридической  ответ-

ственности применяют и такие специальные взыскания, как при-
остановление  работ;  временное  прекращение  эксплуатации  хо-
зяйственно-технических объектов и механизмов; перевод на осо-
бый режим пользования природным ресурсом; на особый режим 
контроля за его потреблением; прекращение права природополь-
зования  либо  изъятие  конкретного  природного  объекта  из  поль-
зования;  отказ  в  предоставлении  нового  природного  объекта  в 
пользование. 

Уголовная  ответственность  установлена  Уголовным  ко-

дексом  РФ  и  применяется  только  судом  за  совершение  преступ-
ления.  

Она применяется за совершение общественно опасных эколо-

гических деяний (умышленное уничтожение или существенное по-
вреждение  лесных  массивов;  незаконное  занятие  рыбным  промыс-
лом, охотой; нарушение правил охраны и использование недр и др.). 

В случае причинения вреда окружающей среде в результате 

ее загрязнения,  истощения, порчи, уничтожения, разрушения  ес-
тественных экологических систем и природных ландшафтов, фи-
зические  или  юридические  лица  обязаны  возместить  причинен-
ный вред в полном объеме. Если законом не установлены таксы и 
методики исчисления размера вреда окружающей среде, исходят 
из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния 


background image

 

 

149

окружающей  среды,  с  учетом  понесенных  убытков  (в  том  числе 
упущенной  выгоды).  Иски  о  компенсации  вреда  окружающей 
среде могут быть предъявлены в течение 20 лет. 

Особое внимание в последнее время уделяется вопросам по 

возмещению  вреда,  причиненного  здоровью  и  имуществу  граж-
дан  в  результате  нарушения  законодательства  в  области  охраны 
окружающей  среды.  Объем  и  размер  возмещения  такого  вреда 
осуществляется в соответствии с законодательством по решению 
суда, исковая давность для обращения в суд в подобных случаях 
не устанавливается. 

Успех в наведении экологического правопорядка достигает-

ся постепенным наращиванием общественного и государственно-
го  воздействия  на  правонарушителей,  сочетанием  воспитатель-
ных, экономических и правовых мер. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

 

150

ЛИТЕРАТУРА 

  
1.

 

Правоведение: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 

544 с. 

2.

 

Правоведение: Учебник для неюридических вузов. — М.: 

Юристъ, 2003. — 408 с. 

3.

 

Гражданский кодекс РФ, ч. 1 — 3. — М.: ПРИОР, 2004.  

4.

 

Трудовой  кодекс  Российской  Федерации. — Новоси-

бирск: «Сибирское университетское изд-во», 2006. — 240 с. 

5.

 

Кодекс  РФ  об  административных  правонарушениях  (от 

30 декабря 2001 г.) — СПб.: Виктория плюс, 2002. — 288 с. 

6.

 

Уголовный кодекс Российской Федерации. — М.: «Юрайт», 

2004. — 187 с. 

7.

 

Семейный  кодекс  Российской  Федерации. — М.: «ТК 

Велби», 2002. — 80 с. 

8.

 

Федеральный  закон  «Об  охране  окружающей  среды» 

(принят 20.12.2001, в  редакции  от 18.12.2006 № 232-ФЗ) — М.: 
Книга-Сервис, 2007. — 48 с.