ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6554
Скачиваний: 10
141
–
об отнесении к совместному ведению РФ и субъектов РФ
вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недра-
ми, водными и другими природными ресурсами, природопользо-
вания, охраны окружающей среды и обеспечения экологической
безопасности особо охраняемых природных территорий; земель-
ного, водного, лесного законодательства, законодательства о не-
драх, об охране окружающей среды (ст. 72);
–
о задаче Правительства РФ обеспечивать проведение в РФ
единой государственной политики в области экологии (ст. 114).
Головным актом в области экологии является закон РФ «Об
охране окружающей среды» (10 января 2002 г. № 7-ФЗ с послед-
ними изменениями от 12 декабря 2006 г. № 232-ФЗ.). Правовое
регламентирование потребления отдельных природных компо-
нентов нашло свое отражение в Земельном (2002 г., изм. от
29.12.2006) и Водном (1995 г., изм. от 4.12.2006) кодексах, Законе
о недрах (1995 г., изм. от 4.12.2006), Лесном Кодексе РФ (от
04.12.2006), Законе об охране атмосферного воздуха (1982 г., изм.
от 31.12.2005) и Законе о животном мире (1995 г., изм. от
29.12.2006).
Российская Федерация осуществляет международное со-
трудничество в области охраны окружающей среды в соответст-
вии с общепризнанными принципами и нормами международно-
го права и международными договорами Российской Федерации
в области охраны окружающей среды.
Если международным договором Российской Федерации в
области охраны окружающей среды установлены иные правила,
чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным зако-
ном, применяются правила международного договора.
7.2 Основные принципы охраны окружающей
среды
В Российской Федерации, при ведении хозяйственной и
иной деятельности, органами государственной власти, органами
местного самоуправления, юридическими и физическими лица-
ми, оказывающими воздействие на окружающую среду, должны
соблюдаться следующие принципы охраны окружающей среды:
142
–
соблюдение права человека на благоприятную окружаю-
щую среду;
–
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности
человека;
–
охрана, воспроизводство и рациональное использование
природных ресурсов как необходимые условия обеспечения бла-
гоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
–
ответственность органов государственной власти и орга-
нов местного самоуправления за обеспечение благоприятной ок-
ружающей среды и экологической безопасности на соответст-
вующих территориях;
–
платность природопользования и возмещение вреда ок-
ружающей среде;
–
независимость контроля в области охраны окружающей
среды;
–
презумпция экологической опасности планируемой хо-
зяйственной и иной деятельности;
–
обязательность оценки воздействия на окружающую сре-
ду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и
иной деятельности;
–
обязательность проведения в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации проверки проектов и иной до-
кументации, обосновывающих хозяйственную и иную деятель-
ность, которая может оказать негативное воздействие на окружаю-
щую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан,
на соответствие требованиям технических регламентов в области
охраны окружающей среды (экологическая экспертиза);
–
приоритет сохранения естественных экологических сис-
тем, природных ландшафтов и природных комплексов;
–
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйст-
венной и иной деятельности на окружающую среду в соответст-
вии с нормативами в области охраны окружающей среды, кото-
рого можно достигнуть на основе использования наилучших су-
ществующих технологий с учетом экономических и социальных
факторов;
–
сохранение биологического разнообразия;
–
запрещение хозяйственной и иной деятельности, послед-
ствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей
143
среды, а также реализации проектов, которые могут привести к
деградации естественных экологических систем, уничтожению
генетического фонда растений, животных, истощению природ-
ных ресурсов и пр.;
–
участие граждан в принятии решений, касающихся их
прав на благоприятную окружающую среду;
–
организация и развитие системы экологического образо-
вания, воспитание и формирование экологической культуры.
7.3 Объекты охраны окружающей среды
и управление охраной природы
Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения,
разрушения подлежат:
–
земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмо-
сферный воздух, леса и иная растительность, животный мир,
микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;
–
озоновый слой атмосферы и околоземное космическое
пространство.
В первоочередном порядке охране подлежат естественные
экологические системы, природные ландшафты и природные
комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
Особой охране подлежат объекты, включенные в Список
всемирного культурного наследия и Список всемирного природ-
ного наследия, государственные природные заповедники, при-
родные заказники, национальные природные парки, памятники
природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения ви-
ды растений и животных и места их обитания, места традицион-
ного проживания и хозяйственной деятельности коренных мало-
численных народов Российской Федерации, объекты, имеющие
особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстети-
ческое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение,
континентальный шельф и исключительная экономическая зона
Российской Федерации.
Координацию природоохранной работы объединений, пред-
приятий и организаций, независимо от их ведомственной при-
144
надлежности, осуществляют органы государственной власти и
местного самоуправления.
Образованным в 1988 г. государственным органам охраны
природы, комитетам по экологии (охране природы) и их органам
на местах предоставлено право:
а) налагать запреты на строительство, проведение работ по
эксплуатации природных ресурсов и других работ, осуществляе-
мых с нарушением природоохранного законодательства, а также
приостанавливать работу промышленных и иных предприятий,
грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды;
б) предъявлять иски предприятиям, организациям, гражда-
нам, иностранным физическим и юридическим лицам о взыска-
нии средств и возмещении ущерба, причиненного государству за-
грязнением окружающей среды и нерациональным использова-
нием природных ресурсов;
в) рассматривать дела об административной ответственно-
сти за правонарушение в области охраны природы и использова-
ния природных ресурсов.
Новый институт, призванный решать многие проблемы
управления охраной природы, — экологическая экспертиза.
Задачами государственной экологической экспертизы явля-
ются:
–
определение уровня экологической опасности намечаемой
и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая
может в настоящем или будущем прямо или косвенно оказать воз-
действия на состояние окружающей среды и здоровье населения;
–
проверка соответствия проектируемой хозяйственной и
иной деятельности требованиям природного законодательства;
–
определение достаточности и обоснованности предусмат-
риваемых проектом мер по охране природы.
Государственная экологическая экспертиза проводится ор-
ганами Государственного комитета по охране окружающей среды
на основе принципов законности, научной обоснованности, ком-
плексности, гласности и участия общественности.
Экологическая экспертиза является независимой, вневедом-
ственной и состоит из компетентных, не заинтересованных в ве-
домственности, в местничестве специалистов. Она оснащена со-
временным оборудованием и связана с местным самоуправлением.
145
Такие экспертизы создаются при комитетах охраны приро-
ды регионов. Экологическую экспертизу должны проходить все
без исключения проекты и программы, а по инициативе органов
местного самоуправления — и ранее принятые программы.
Перечень объектов обязательной государственной экологи-
ческой экспертизы постоянно расширяется:
–
это проекты государственных планов, программ, концеп-
ций, основных направлений и схем размещения производитель-
ных сил страны и отраслей хозяйства, предплановая, предпроект-
ная документация, реализация которой может оказать воздейст-
вие на состояние окружающей среды;
–
проекты инструктивно-методических и нормативно-
технических документов, документация по созданию новой тех-
ники, технологий, материалов и веществ, в том числе закупаемых
за рубежом, ввозимая в Россию и вывозимая из России продукция.
В последнее время экспертизе подвергаются экологическая
ситуация в регионе, действующие предприятия и другие объекты,
оказывающие влияние на состояние окружающей среды.
Реализация проекта, подлежащего экологической эксперти-
зе, без положительного заключения государственной экологиче-
ской экспертизы запрещается и не подлежит финансированию.
Следует отметить, что при размещении объектов, хозяйст-
венная или иная деятельность которых может причинить вред ок-
ружающей среде, решение об их размещении принимается с уче-
том мнения населения или результатов референдума.
7.4 Экологические права граждан
Любой гражданин имеет право на благоприятную среду
обитания, поскольку природная среда составляет важнейший
фактор состояния личности.
Наиболее важными и эффективными гарантиями в области
обеспечения благоприятной среды являются возможности приро-
допользования граждан, участие в экологических мероприятиях и
обсуждении экологических вопросов, обращения в государствен-
ные органы.