Файл: Правоведение Учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6554

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

141

 

об отнесении к совместному ведению РФ и субъектов РФ 

вопросов  владения,  пользования  и  распоряжения  землей,  недра-
ми, водными и другими природными ресурсами, природопользо-
вания,  охраны  окружающей  среды  и  обеспечения  экологической 
безопасности  особо  охраняемых  природных  территорий;  земель-
ного,  водного,  лесного  законодательства,  законодательства  о  не-
драх, об охране окружающей среды (ст. 72); 

 

о задаче Правительства РФ обеспечивать проведение в РФ 

единой государственной политики в области экологии (ст. 114). 

Головным актом в области экологии является закон РФ «Об 

охране окружающей среды» (10 января 2002 г. № 7-ФЗ с послед-
ними  изменениями  от 12 декабря 2006 г.  № 232-ФЗ.).  Правовое 
регламентирование  потребления  отдельных  природных  компо-
нентов  нашло  свое  отражение  в  Земельном (2002 г.,  изм.  от 
29.12.2006) и Водном (1995 г., изм. от 4.12.2006) кодексах, Законе 
о  недрах (1995 г.,  изм.  от 4.12.2006), Лесном  Кодексе  РФ  (от 
04.12.2006), Законе об охране атмосферного воздуха (1982 г., изм. 
от 31.12.2005) и  Законе  о  животном  мире (1995 г.,  изм.  от 
29.12.2006). 

Российская  Федерация  осуществляет  международное  со-

трудничество в области охраны окружающей среды в соответст-
вии с общепризнанными принципами и нормами международно-
го  права  и  международными  договорами  Российской  Федерации 
в области охраны окружающей среды. 

Если  международным  договором  Российской  Федерации  в 

области  охраны  окружающей  среды  установлены  иные  правила, 
чем  те,  которые  предусмотрены  настоящим  Федеральным  зако-
ном, применяются правила международного договора. 

 

7.2 Основные принципы охраны окружающей 

среды 

 
В  Российской  Федерации,  при  ведении  хозяйственной  и 

иной  деятельности,  органами  государственной  власти,  органами 
местного  самоуправления,  юридическими  и  физическими  лица-
ми,  оказывающими  воздействие  на  окружающую  среду,  должны 
соблюдаться следующие принципы охраны окружающей среды: 


background image

 

 

142

 

соблюдение  права  человека  на  благоприятную  окружаю-

щую среду; 

 

обеспечение  благоприятных  условий  жизнедеятельности 

человека; 

 

охрана,  воспроизводство  и  рациональное  использование 

природных ресурсов как необходимые условия обеспечения бла-
гоприятной окружающей среды и экологической безопасности; 

 

ответственность  органов  государственной  власти  и  орга-

нов местного самоуправления за обеспечение благоприятной ок-
ружающей  среды  и  экологической  безопасности  на  соответст-
вующих территориях; 

 

платность  природопользования  и  возмещение  вреда  ок-

ружающей среде; 

 

независимость  контроля  в  области  охраны  окружающей 

среды; 

 

презумпция  экологической  опасности  планируемой  хо-

зяйственной и иной деятельности; 

 

обязательность оценки воздействия на окружающую сре-

ду  при  принятии  решений  об  осуществлении  хозяйственной  и 
иной деятельности; 

 

обязательность  проведения  в  соответствии  с  законода-

тельством Российской Федерации проверки проектов и иной до-
кументации,  обосновывающих  хозяйственную  и  иную  деятель-
ность, которая может оказать негативное воздействие на окружаю-
щую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, 
на  соответствие  требованиям  технических  регламентов  в  области 
охраны окружающей среды (экологическая экспертиза); 

 

приоритет  сохранения  естественных  экологических  сис-

тем, природных ландшафтов и природных комплексов; 

 

обеспечение  снижения  негативного  воздействия  хозяйст-

венной и иной деятельности на окружающую среду в соответст-
вии  с  нормативами  в  области  охраны  окружающей  среды,  кото-
рого  можно  достигнуть  на  основе  использования  наилучших  су-
ществующих  технологий  с  учетом  экономических  и  социальных 
факторов; 

 

сохранение биологического разнообразия; 

 

запрещение  хозяйственной  и  иной  деятельности,  послед-

ствия  воздействия  которой  непредсказуемы  для  окружающей 


background image

 

 

143

среды,  а  также  реализации  проектов,  которые  могут  привести  к 
деградации  естественных  экологических  систем,  уничтожению 
генетического  фонда  растений,  животных,  истощению  природ-
ных ресурсов и пр.; 

 

участие  граждан  в  принятии  решений,  касающихся  их 

прав на благоприятную окружающую среду; 

 

организация  и  развитие  системы  экологического  образо-

вания, воспитание и формирование экологической культуры. 

 

7.3 Объекты охраны окружающей среды 

и управление охраной природы 

 
Охране  от  загрязнения,  порчи,  повреждения,  истощения, 

разрушения подлежат: 

 

земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмо-

сферный  воздух,  леса  и  иная  растительность,  животный  мир, 
микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;  

 

озоновый  слой  атмосферы  и  околоземное  космическое 

пространство. 

В  первоочередном  порядке  охране  подлежат  естественные 

экологические  системы,  природные  ландшафты  и  природные 
комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. 

Особой  охране  подлежат  объекты,  включенные  в  Список 

всемирного культурного наследия и Список всемирного природ-
ного  наследия,  государственные  природные  заповедники,  при-
родные  заказники,  национальные  природные  парки,  памятники 
природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения ви-
ды растений и животных и места их обитания, места традицион-
ного проживания и хозяйственной деятельности коренных мало-
численных  народов  Российской  Федерации,  объекты,  имеющие 
особое  природоохранное,  научное,  историко-культурное,  эстети-
ческое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, 
континентальный  шельф  и  исключительная  экономическая  зона 
Российской Федерации. 

Координацию природоохранной работы объединений, пред-

приятий  и  организаций,  независимо  от  их  ведомственной  при-


background image

 

 

144

надлежности,  осуществляют  органы  государственной  власти  и 
местного самоуправления.  

Образованным  в 1988 г.  государственным  органам  охраны 

природы, комитетам по экологии (охране природы) и их органам 
на местах предоставлено право: 

а)  налагать  запреты  на  строительство,  проведение  работ  по 

эксплуатации природных ресурсов и других работ, осуществляе-
мых с нарушением природоохранного законодательства, а также 
приостанавливать  работу  промышленных  и  иных  предприятий, 
грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды; 

б)  предъявлять  иски  предприятиям,  организациям,  гражда-

нам,  иностранным  физическим  и  юридическим  лицам  о  взыска-
нии средств и возмещении ущерба, причиненного государству за-
грязнением  окружающей  среды  и  нерациональным  использова-
нием природных ресурсов; 

в)  рассматривать  дела  об  административной  ответственно-

сти за правонарушение в области охраны природы и использова-
ния природных ресурсов. 

Новый  институт,  призванный  решать  многие  проблемы 

управления охраной природы, — экологическая экспертиза. 

Задачами  государственной  экологической  экспертизы  явля-

ются: 

 

определение  уровня  экологической  опасности  намечаемой 

и  осуществляемой  хозяйственной  и  иной  деятельности,  которая 
может в настоящем или будущем прямо или косвенно оказать воз-
действия на состояние окружающей среды и здоровье населения; 

 

проверка  соответствия  проектируемой  хозяйственной  и 

иной деятельности требованиям природного законодательства; 

 

определение достаточности и обоснованности предусмат-

риваемых проектом мер по охране природы. 

Государственная  экологическая  экспертиза  проводится  ор-

ганами Государственного комитета по охране окружающей среды 
на основе принципов законности, научной обоснованности, ком-
плексности, гласности и участия общественности. 

Экологическая экспертиза является независимой, вневедом-

ственной  и  состоит  из  компетентных,  не  заинтересованных  в  ве-
домственности,  в  местничестве  специалистов.  Она  оснащена  со-
временным оборудованием и связана с местным самоуправлением.  


background image

 

 

145

Такие  экспертизы  создаются  при  комитетах  охраны  приро-

ды  регионов.  Экологическую  экспертизу  должны  проходить  все 
без исключения проекты и программы, а по инициативе органов 
местного самоуправления — и ранее принятые программы. 

Перечень  объектов  обязательной  государственной  экологи-

ческой экспертизы постоянно расширяется: 

 

это проекты государственных планов, программ, концеп-

ций,  основных  направлений  и  схем  размещения  производитель-
ных сил страны и отраслей хозяйства, предплановая, предпроект-
ная  документация,  реализация  которой  может  оказать  воздейст-
вие на состояние окружающей среды; 

 

проекты  инструктивно-методических  и  нормативно-

технических  документов,  документация  по  созданию  новой  тех-
ники, технологий, материалов и веществ, в том числе закупаемых 
за рубежом, ввозимая в Россию и вывозимая из России продукция. 

В  последнее  время  экспертизе  подвергаются  экологическая 

ситуация в регионе, действующие предприятия и другие объекты, 
оказывающие влияние на состояние окружающей среды. 

Реализация  проекта,  подлежащего  экологической  эксперти-

зе,  без  положительного  заключения  государственной  экологиче-
ской экспертизы запрещается и не подлежит финансированию. 

Следует  отметить,  что  при  размещении  объектов,  хозяйст-

венная или иная деятельность которых может причинить вред ок-
ружающей среде, решение об их размещении принимается с уче-
том мнения населения или результатов референдума. 

 

7.4 Экологические права граждан 

 
Любой  гражданин  имеет  право  на  благоприятную  среду 

обитания,  поскольку  природная  среда  составляет  важнейший 
фактор состояния личности. 

Наиболее  важными  и  эффективными  гарантиями  в  области 

обеспечения благоприятной среды являются возможности приро-
допользования граждан, участие в экологических мероприятиях и 
обсуждении экологических вопросов, обращения в государствен-
ные органы.