ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6557
Скачиваний: 10
6
ПРЕДИСЛОВИЕ
Решение задачи реформирования страны, построение право-
вого государства требуют коренного улучшения юридической
подготовки и правового воспитания кадров специалистов в на-
родном хозяйстве. Квалификация, компетентность кадров, осо-
бенно кадров руководящего звена, их высокая гражданская от-
ветственность и правовая культура во многом определяются
уровнем правовой подготовки специалистов, выходящих из стен
неюридических вузов.
Настоящее учебное пособие создано с целью оказания по-
мощи студентам неюридических специальностей в аудиторном и
самостоятельном изучении объемного и сложного курса «Право-
ведение». Оно способно стать основой для самостоятельной под-
готовки студентов по данному курсу.
По своему содержанию учебное пособие состоит из семи
разделов. В первом разделе даны основы теории права, раскры-
ваются его природа, сущность и основные понятия. В последую-
щих разделах рассмотрены основные положения ведущих отрас-
лей Российского права: гражданского, административного, тру-
дового, семейного, уголовного, экологического.
Данное пособие для углубленного изучения курса предполо-
гает дополнительное использование нормативного материала по
рассматриваемым отраслям права, в частности Конституции РФ,
гражданского, административного, трудового, семейного и уго-
ловного кодексов РФ.
Все замечания и предложения по улучшению настоящего
конспекта лекций просим направлять по адресу: 634050, Томск,
пр. Ленина, 30. Томский политехнический университет. Кафедра
социологии, психологии и права. Тел.: 8-3822-563466 или 563545
(факс). Адрес кафедры в Интернете: http://socio.tpu.ru
7
Раздел 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА
1.1 Понятие и сущность права
Право — важнейший регулятор социальных отношений го-
сударственно-организованного общества. Право представляет со-
бой целостную систему общественных норм, регулирующих по-
ведение людей, их взаимоотношения в обществе.
Существует органическая взаимосвязь между государством
и правом. Государство формирует правовые нормы, выражает их
в официальных юридических актах, своим авторитетом, органи-
зационными мерами, а в случае необходимости, и мерами при-
нуждения обеспечивает соблюдение права, его фактическое дей-
ствие. Право закрепляет и охраняет порядки, отношения, сущест-
вующие в обществе. Право закрепляет основы общественного
строя, структуру самого государства, организацию его органов,
регулирует их взаимоотношения друг с другом, с общественными
организациями, гражданами.
1.2 Нормы права. Реализация норм права
Норма права — это общее правило поведения людей. Это
правило определяет образ действия субъектов права.
Нормы права неразрывно связаны с государством. Государ-
ство устанавливает норму или санкционирует ее, т.е. придает дей-
ствующей социальной норме юридическую значимость. Государ-
ство проявляет заботу о том, чтобы принятые правовые нормы
эффективно действовали.
Общий характер нормы выражается в том, что правило ре-
гулирует типические социальные связи. Нормы права — это пред-
писание, адресованное не конкретному лицу, а неопределенному
числу лиц, объединенных общими свойствами, действующими в
аналогичных обстоятельствах. Общий характер нормы проявля-
ется и в том, что она рассчитана не на одноразовое применение, а
нацелена на возможность длительного действия, многократного
применения.
8
Логическая, содержательная структура правовой нормы вы-
ражается в трех частях: гипотезе, диспозиции, санкции.
Гипотеза — часть нормы, в которой определяются фактиче-
ские условия ее применения. Диспозиция — часть нормы, со-
держащая само правило поведения, указания на права и обязан-
ности участников регулируемого отношения. Санкция — часть
нормы, указывающая на негативные последствия за нарушение
правовой нормы для виновных лиц. В зависимости от того, какая
норма права нарушена, санкция может быть дисциплинарной,
гражданско-правовой, административной, уголовной.
Нормы права можно классифицировать по ряду признаков.
По характеру предписания различают императивные и диспози-
тивные нормы. Предписание поведения в императивной норме
выражено в категорической, строго определенной форме. В дис-
позитивных нормах предписание поведения дается на тот случай,
если участники отношений не установили по взаимному согла-
сию свои права и обязанности.
По форме изложения диспозиции правовые нормы разделя-
ются на управомочивающие, обязывающие, закрепляющие.
Реализация норм права — это практическое осуществле-
ние предписаний правовых норм в поведении, действиях субъек-
тов права.
Реализация норм права осуществляется в ряде форм: соблю-
дении, использовании, исполнении, применении.
Реализация норм права находит выражение в форме право-
вого отношения. Правоотношение — это общественное отноше-
ние, урегулированное нормой права. По своему содержанию пра-
воотношение представляет совокупность взаимосвязанных прав и
обязанностей его участников (субъектов). Права и обязанности,
связанные между собой в правоотношении, называются субъек-
тивными правами и юридическими обязанностями.
Участники правоотношения называются его субъектами.
Они обладают правоспособностью и дееспособностью. Право-
способность — это способность быть носителем субъективных
прав и юридических обязанностей. Дееспособность — способ-
ность лица своими действиями самостоятельно осуществлять
права и обязанности.
9
1.3 Формы права. Система права
Как и любое общественное явление, право имеет опреде-
ленные формы своего выражения. Существует два основных спо-
соба формирования права в процессе правотворчества:
–
прямое установление правовых норм законами и иными
государственными актами;
–
санкционирование, т.е. придание государством юридиче-
ской силы уже сложившимся правилам поведения неправового
характера.
Различаются следующие основные формы права: правовой
обычай, юридический прецедент, договор с нормативным содер-
жанием и нормативный акт.
Правовой обычай — такое санкционированное государст-
вом правило поведения, которое сложилось в результате посто-
янного повторения определенного поведения и которое благодаря
этому стало передаваемой из поколения в поколение устойчивой
нормой.
Юридический прецедент образуется в тех случаях, когда
придается нормативная сила решению судебного или админист-
ративного органа по конкретному делу. Указанное решение ста-
новится обязательным для всех аналогичных случаев, служит
правилом для последующих решений.
Договоры с нормативным содержанием имеют широкое рас-
пространение в международно-правовых отношениях.
Нормативный акт представляет собой акт, издаваемый спе-
циальным органом государства, содержащий общеобязательные
правила поведения, т.е. нормы права. К нормативным актам от-
носятся конституция, законы, постановления, распоряжения ис-
полнительных органов и др.
Закон представляет собой основной вид нормативного акта.
Закон касается наиболее важных, принципиальных вопросов жиз-
ни общества. Закон имеет высшую юридическую силу. Все дру-
гие нормативные акты должны иметь строго подзаконный харак-
тер, т.е. создаваться на основании и в точном соответствии с за-
коном.
10
Законы РФ принимаются Государственной Думой при усло-
вии последующего одобрения Советом Федерации. Принятый
Государственной Думой и Советом Федерации закон в течение
5 дней направляется Президенту для подписания и обнародова-
ния. Президент в течение 14 дней подписывает и обнародует за-
кон. Если закон им отклоняется, то Госдума и Совет Федерации
вновь рассматривают его. Если при повторном рассмотрении за-
кон одобрен двумя третями депутатов Госдумы и членов Совета
Федерации, то он подлежит подписанию Президентом в течение
7 дней.
Другие нормативные акты:
–
указы и распоряжения Президента;
–
постановления и распоряжения Правительства;
–
нормативные акты министерств, ведомств, комитетов;
–
нормативные акты местных органов управления;
–
локальные нормативные акты.
Действие нормативных актов во времени и пространстве
определяется принятым 25 марта 1994 г. Государственной Думой
законом: «О порядке опубликования и вступления в силу феде-
ральных конституционных законов, федеральных законов, актов
палат Федерального Собрания РФ». Согласно ему все законы
вступают в силу через 10 дней после их опубликования в «Рос-
сийской газете» или в «Собрании законодательства Российской
Федерации». Другие акты палат вступают в силу через 10 дней
после их опубликования. Кроме того, в нормативном акте может
быть указано, с какого времени он вступает в силу.
Постановления Правительства России вступают в силу с
момента их утверждения. Все другие нормативные акты, если в
них не указано, когда они вступают в силу, действуют со дня их
принятия.
Нормативные акты, как правило, обратной силы не имеют,
т.е. они не распространяют свое действие на отношения и факты,
которые возникли до их вступления в силу. Исключение состав-
ляют лишь случаи, когда в законе прямо говорится об его обрат-
ном действии либо если новый закон отменяет наказуемость дея-
ния или уменьшает ответственность за него.
Действие нормы права прекращается:
а) с момента официальной отмены;