Файл: Правоведение Учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6557

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ 

 
Решение задачи реформирования страны, построение право-

вого  государства  требуют  коренного  улучшения  юридической 
подготовки  и  правового  воспитания  кадров  специалистов  в  на-
родном  хозяйстве.  Квалификация,  компетентность  кадров,  осо-
бенно  кадров  руководящего  звена,  их  высокая  гражданская  от-
ветственность  и  правовая  культура  во  многом  определяются 
уровнем  правовой  подготовки  специалистов,  выходящих  из  стен 
неюридических вузов. 

Настоящее  учебное  пособие  создано  с  целью  оказания  по-

мощи студентам неюридических специальностей в аудиторном и 
самостоятельном изучении объемного и сложного курса «Право-
ведение». Оно способно стать основой для самостоятельной под-
готовки студентов по данному курсу. 

По  своему  содержанию  учебное  пособие  состоит  из  семи 

разделов.  В  первом  разделе  даны  основы  теории  права,  раскры-
ваются его природа, сущность и основные понятия. В последую-
щих разделах рассмотрены основные положения ведущих отрас-
лей  Российского  права:  гражданского,  административного,  тру-
дового, семейного, уголовного, экологического. 

Данное пособие для углубленного изучения курса предполо-

гает  дополнительное  использование  нормативного  материала  по 
рассматриваемым отраслям права, в частности Конституции РФ, 
гражданского,  административного,  трудового,  семейного  и  уго-
ловного кодексов РФ.  

Все  замечания  и  предложения  по  улучшению  настоящего 

конспекта  лекций  просим  направлять  по  адресу: 634050, Томск, 
пр. Ленина, 30. Томский политехнический университет. Кафедра 
социологии, психологии и права. Тел.: 8-3822-563466 или 563545 
(факс). Адрес кафедры в Интернете: http://socio.tpu.ru 

 

 
 
 
 
 


background image

 

 

Раздел 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА 

 

1.1 Понятие и сущность права 

 
Право
 — важнейший регулятор социальных отношений го-

сударственно-организованного общества. Право представляет со-
бой  целостную  систему  общественных  норм,  регулирующих  по-
ведение людей, их взаимоотношения в обществе.  

Существует  органическая  взаимосвязь  между  государством 

и правом. Государство формирует правовые нормы, выражает их 
в  официальных  юридических  актах,  своим  авторитетом,  органи-
зационными  мерами,  а  в  случае  необходимости,  и  мерами  при-
нуждения обеспечивает соблюдение права, его фактическое дей-
ствие. Право закрепляет и охраняет порядки, отношения, сущест-
вующие  в  обществе.  Право  закрепляет  основы  общественного 
строя,  структуру  самого  государства,  организацию  его  органов, 
регулирует их взаимоотношения друг с другом, с общественными 
организациями, гражданами. 

 

1.2 Нормы права. Реализация норм права 

 
Норма  права
 — это  общее  правило  поведения  людей.  Это 

правило определяет образ действия субъектов права. 

Нормы права неразрывно связаны с государством. Государ-

ство устанавливает норму или санкционирует ее, т.е. придает дей-
ствующей социальной норме юридическую значимость. Государ-
ство  проявляет  заботу  о  том,  чтобы  принятые  правовые  нормы 
эффективно действовали. 

Общий  характер  нормы  выражается  в  том,  что  правило  ре-

гулирует типические социальные связи. Нормы права — это пред-
писание, адресованное не конкретному лицу, а неопределенному 
числу  лиц, объединенных общими свойствами, действующими в 
аналогичных  обстоятельствах.  Общий  характер  нормы  проявля-
ется и в том, что она рассчитана не на одноразовое применение, а 
нацелена  на  возможность  длительного  действия,  многократного 
применения. 


background image

 

 

Логическая, содержательная структура правовой нормы вы-

ражается в трех частях: гипотезе, диспозиции, санкции. 

Гипотеза  часть нормы, в которой определяются фактиче-

ские  условия  ее  применения.  Диспозиция    часть  нормы,  со-
держащая  само  правило  поведения,  указания  на  права  и  обязан-
ности  участников  регулируемого  отношения.  Санкция    часть 
нормы,  указывающая  на  негативные  последствия  за  нарушение 
правовой нормы для виновных лиц. В зависимости от того, какая 
норма  права  нарушена,  санкция  может  быть  дисциплинарной, 
гражданско-правовой, административной, уголовной. 

Нормы  права  можно  классифицировать  по  ряду  признаков. 

По  характеру  предписания  различают  императивные  и  диспози-
тивные  нормы.  Предписание  поведения  в  императивной  норме 
выражено в категорической, строго определенной  форме. В дис-
позитивных нормах предписание поведения дается на тот случай, 
если  участники  отношений  не  установили  по  взаимному  согла-
сию свои права и обязанности.  

По форме изложения диспозиции правовые нормы разделя-

ются на управомочивающие, обязывающие, закрепляющие. 

Реализация  норм  права — это  практическое  осуществле-

ние предписаний правовых норм в поведении, действиях субъек-
тов права. 

Реализация норм права осуществляется в ряде форм: соблю-

дении, использовании, исполнении, применении. 

Реализация  норм  права  находит  выражение  в  форме  право-

вого отношения. Правоотношение  это общественное отноше-
ние, урегулированное нормой права. По своему содержанию пра-
воотношение представляет совокупность взаимосвязанных прав и 
обязанностей  его  участников  (субъектов).  Права  и  обязанности, 
связанные  между  собой  в  правоотношении,  называются  субъек-
тивными правами
 и юридическими обязанностями

Участники  правоотношения  называются  его  субъектами. 

Они  обладают  правоспособностью  и  дееспособностью.  Право-
способность  
  это  способность  быть  носителем  субъективных 
прав  и  юридических  обязанностей.  Дееспособность — способ-
ность  лица  своими  действиями  самостоятельно  осуществлять 
права и обязанности. 

 


background image

 

 

1.3 Формы права. Система права 

 
Как  и  любое  общественное  явление,  право  имеет  опреде-

ленные формы своего выражения. Существует два основных спо-
соба формирования права в процессе правотворчества: 

 

прямое  установление  правовых  норм  законами  и  иными 

государственными актами; 

 

санкционирование,  т.е.  придание  государством  юридиче-

ской  силы  уже  сложившимся  правилам  поведения  неправового 
характера.  

Различаются  следующие  основные  формы  права:  правовой 

обычай, юридический прецедент, договор с нормативным содер-
жанием и нормативный акт. 

Правовой  обычай — такое  санкционированное  государст-

вом  правило  поведения,  которое  сложилось  в  результате  посто-
янного повторения определенного поведения и которое благодаря 
этому стало передаваемой из поколения в поколение устойчивой 
нормой. 

Юридический  прецедент  образуется  в  тех  случаях,  когда 

придается  нормативная  сила  решению  судебного  или  админист-
ративного  органа  по  конкретному  делу.  Указанное  решение  ста-
новится  обязательным  для  всех  аналогичных  случаев,  служит 
правилом для последующих решений. 

Договоры с нормативным содержанием имеют широкое рас-

пространение в международно-правовых отношениях.  

Нормативный  акт  представляет  собой  акт,  издаваемый  спе-

циальным  органом  государства,  содержащий  общеобязательные 
правила  поведения,  т.е.  нормы  права.  К  нормативным  актам  от-
носятся  конституция,  законы,  постановления,  распоряжения  ис-
полнительных органов и др. 

Закон представляет собой основной вид нормативного акта. 

Закон касается наиболее важных, принципиальных вопросов жиз-
ни  общества.  Закон  имеет  высшую  юридическую  силу.  Все  дру-
гие нормативные акты должны иметь строго подзаконный харак-
тер, т.е. создаваться на основании и в точном соответствии с за-
коном.  


background image

 

 

10

Законы РФ принимаются Государственной Думой при усло-

вии  последующего  одобрения  Советом  Федерации.  Принятый 
Государственной  Думой  и  Советом  Федерации  закон  в  течение 
5 дней  направляется  Президенту  для  подписания  и  обнародова-
ния. Президент в течение 14 дней подписывает и обнародует за-
кон. Если закон им отклоняется,  то Госдума и Совет Федерации 
вновь рассматривают его. Если при повторном рассмотрении за-
кон одобрен двумя третями депутатов Госдумы и членов Совета 
Федерации, то он подлежит подписанию Президентом в течение 
7 дней. 

Другие нормативные акты: 

 

указы и распоряжения Президента; 

 

постановления и распоряжения Правительства; 

 

нормативные акты министерств, ведомств, комитетов; 

 

нормативные акты местных органов управления; 

 

локальные нормативные акты. 

Действие  нормативных  актов  во  времени  и  пространстве 

определяется принятым 25 марта 1994 г. Государственной Думой 
законом: «О  порядке  опубликования  и  вступления  в  силу  феде-
ральных  конституционных  законов,  федеральных  законов,  актов 
палат  Федерального  Собрания  РФ».  Согласно  ему  все  законы 
вступают  в  силу  через 10 дней  после  их  опубликования  в  «Рос-
сийской  газете»  или  в  «Собрании  законодательства  Российской 
Федерации».  Другие  акты  палат  вступают  в  силу  через 10 дней 
после их опубликования. Кроме того, в нормативном акте может 
быть указано, с какого времени он вступает в силу. 

Постановления  Правительства  России  вступают  в  силу  с 

момента  их  утверждения.  Все  другие  нормативные  акты,  если  в 
них не указано, когда они вступают в силу, действуют со дня их 
принятия. 

Нормативные  акты,  как  правило,  обратной  силы  не  имеют, 

т.е. они не распространяют свое действие на отношения и факты, 
которые возникли до их вступления в силу. Исключение состав-
ляют лишь случаи, когда в законе прямо говорится об его обрат-
ном действии либо если новый закон отменяет наказуемость дея-
ния или уменьшает ответственность за него. 

Действие нормы права прекращается: 
а) с момента официальной отмены;