ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8041
Скачиваний: 12
16
РАЗДЕЛ I. Общая характеристика предпринимательского права России
того, выгодно ему это или нет. Он применяется тогда, когда одна сторона пра-
воотношения вправе давать другой стороне обязательные предписания. Данный
метод характерен для прямого государственного регулирования предприниматель-
ской деятельности. Например, лицензионный орган требует от предпринимателя
соблюдения условий, которые содержатся в лицензии при осуществлении им ли-
цензируемой предпринимательской деятельности.
Метод рекомендаций занимает промежуточное положение. Он обладает при-
знаками и метода предписаний, и метода автономных решений (согласования).
С одной стороны, рекомендательные нормы не являются обязательными для их
адресата, а с другой, сам факт их существования побуждает соответствующего
субъекта использовать их при регулировании отношений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Например, Правительство Российской Федерации, распоряжаясь и управляя
предприятиями федеральной собственности, часть своих правомочий делегиру-
ет подведомственным органам, рекомендуя одновременно субъектам Федерации
использовать этот опыт при управлении предприятиями, принадлежащими им на
праве собственности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В целом, можно сказать, что все вышеуказанные методы в области предпри-
нимательства не проявляются обособленно. Они всегда взаимодействуют между
собой.
Лекция 2
ПРИНЦИПЫ, ИСТОЧНИКИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
1) Принципы предпринимательского права.
2) Источники предпринимательского права.
2.1 Принципы предпринимательского права
Для того чтобы рассматривать основные принципы предпринимательского права,
необходимо сначала определиться с тем, что представляют собой правовые принципы.
Правовые принципы — это выраженные в праве исходные нормативно-руко-
водящие начала, характеризующие его содержание (основы) и закрепленные в нем
закономерности общественной жизни
1
.
В литературе принято подразделять принципы на общие, которые характерны
для любой отрасли права, и специальные (отраслевые), которые присущи только
определенной отрасли права.
Далее мы рассмотрим основополагающие принципы отрасли предпринима-
тельского права.
2.1.1 Принцип свободы предпринимательской деятельности
Этот принцип закреплен в ст. 34 Конституции РФ «Каждый имеет право на
свободное использование своих способностей и имущества для предприниматель-
ской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»
2
.
1
Алексеев С. С. Проблемы теории права : курс лекций : в 2 т. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 102–112.
2
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. : принята всенародным голосованием //
Российская газета. 1993. №237.
18
РАЗДЕЛ I. Общая характеристика предпринимательского права России
Свое развитие данный принцип нашел в Гражданском кодексе РФ, в других
законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести свое
дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом
форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т. д.
Однако эта свобода не безгранична. Федеральными законами она может быть
ограничена в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституци-
онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Так, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой прак-
тикой лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
2.1.2 Принцип признания многообразия всех форм
собственности, юридического равенства форм собственности
и равной их защиты
Данный принцип также закреплен в ст. 8 Конституции РФ «В Российской Фе-
дерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, му-
ниципальная и иные формы собственности». Согласно данному принципу зако-
нодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения
для тех или иных форм собственности для субъектов, ведущих предприниматель-
скую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной,
муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших
преимуществ в защите государственной собственности, действующее законода-
тельство предусматривает правила защиты одинаковые для всех.
2.1.3 Принцип свободы конкуренции и ограничения
монополистической деятельности
Данный принцип тоже находит свое отражение в Конституции. Согласно ст. 34
не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и
недобросовестную конкуренцию. Соблюдение данного принципа — необходимое
условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской де-
ятельности. Первым в России антимонопольным законодательным актом был За-
кон РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках»
1
. В настоящее время также действует Феде-
ральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ
2
.
2.1.4 Принцип единого экономического пространства
Данный принцип означает «свободное перемещение товаров, услуг и финансо-
вых средств» на всей территории Российской Федерации. (ст. 74 Конституции РФ).
1
Об ограничении конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках : закон
РСФСР от 22.03.1991 г. №948-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №16. Ст. 499.
2
О защите конкуренции : федер. закон от 26.07.2006 г. №135-ФЗ // Собрание законодательства
РФ. 2006. №31 (Ч. 1). Ст. 3434.
Лекция 2. Принципы, источники предпринимательского права
19
В соответствии с данным принципом на территории Российской Федерации не до-
пускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных
препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это
необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охра-
ны природы и культурных ценностей. Ни федеральные органы власти, ни органы
исполнительной власти субъектов РФ не вправе вводить такие ограничения по
собственной инициативе.
2.1.5 Принцип государственного регулирования
предпринимательской деятельности
Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществля-
ется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулиро-
вания, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического,
социального развития, историческими традициями, национальными особенностя-
ми и другими факторами.
Сущность данного принципа заключается в том, что государство в лице ком-
петентных органов использует всевозможные формы и средства государственно-
правового воздействия на экономические отношения.
2.1.6 Принцип недопустимости произвольного вмешательства
в частные дела
Данный принцип устанавливает пределы государственного воздействия на участ-
ников экономического оборота. Органы государственной власти и местного само-
управления и любые иные лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов
предпринимательской деятельности, если они осуществляют свою деятельность
в соответствии с требованиями законодательства. Так, органы государственной
власти и местного самоуправления не вправе указывать гражданам и юридиче-
ским лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, какие товары
(работы, услуги) им производить, на каких условиях и по каким ценам их реали-
зовывать и т. п.
2.1.7 Принцип законности
Данный принцип является общеотраслевым, т. е. характерным не только для
отрасли предпринимательского права.
Законность в предпринимательской деятельности понимается в двух аспектах:
• сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при стро-
гом соблюдении требований законодательства;
• государством должна быть обеспечена законность правовых актов, закон-
ность деятельности органов государственной власти и местного самоуправ-
ления, регулирующих предпринимательство.
20
РАЗДЕЛ I. Общая характеристика предпринимательского права России
Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим
законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания
недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления.
Принцип законности следует рассматривать в контексте с такой категорией
как «правопорядок». Под правопорядком понимается состояние упорядоченности
общественных отношений, основанное на праве и законности. Таким образом, за-
конность — это условие правопорядка.
2.2 Источники предпринимательского права
Далее рассмотрим основные источники предпринимательского права.
В современной теории права выражение «источник права» часто использует-
ся в двух значениях: в материальном и формальном. В первом значении под ним
понимается сила, создающая право. Такой силой является власть государства, ко-
торая должна реагировать на потребности общества
1
. В формальном значении под
источником права понимается форма выражения воли государства. В данном зна-
чении мы рассмотрим далее источники предпринимательского права.
Источники любой отрасли права принято располагать в иерархическом порядке
по их юридической силе.
Основным источником предпринимательского права является Конституция Рос-
сийской Федерации. Согласно ст. 15 Конституции она имеет высшую юридиче-
скую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федера-
ции, не должны противоречить Конституции. Многие нормы Конституции явля-
ются непосредственными источниками предпринимательского права. Так, каждый
имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельно-
сти. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию
и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Статья 35 Конституции РФ устанавли-
вает гарантии права частной собственности.
Также Конституция устанавливает разграничение компетенции между феде-
ральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации.
К исключительному ведению Федерации отнесены управление федеральной го-
сударственной собственностью, установление основ федеральной политики эко-
номического развития, установление правовых основ единого рынка, основы це-
новой политики, федеральные экономические службы и пр. (ст. 71 Конституции
РФ). Это весьма существенно для регулирования предпринимательской деятельно-
сти, поскольку позволяет обеспечить свободу экономической деятельности. Ст. 74
Конституции Российской Федерации запрещает установление таможенных границ,
пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров,
работ, услуг и финансовых средств. Таким образом, Конституция закрепляет ос-
новные положения, в том числе и в сфере осуществления предпринимательской
деятельности.
Далее в иерархической структуре источников права выделяют федеральные
конституционные законы, затем федеральные законы. Особое место в системе ис-
1
Теория государства и права : учебник / отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. С. 287.