Файл: Разработка и реализация конфигураций 1С: Предприятие (Технико-экономическая характеристика предметной области медицинского учреждения).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 809
Скачиваний: 52
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная работа современных медицинских учреждений зависит от уровня оснащения компании информационными средствами на базе компьютерных систем.
Современное оказание услуг немыслимо без информационных технологий, обеспечивающих потребности в информации управленческих, производственных, медицинских, снабженческих, торговых, сбытовых и других функциональных подразделений учреждения. Информационные технологии дают возможность рационально распоряжаться всеми видами ресурсов медицинского учреждения.
Материальные и финансовые ресурсы ограничены, поэтому ключевым фактором успеха экономической деятельности является принятие правильного и своевременного решения о том, где и как следует их сосредоточить для достижения максимального эффекта. Именно своевременная и актуальная информация позволяет концентрировать ресурсы в нужное время и в нужном месте для реализации главных, приоритетных задач.
Учет пациентов и оказанных услуг – это работа с большим объемом данных. Автоматизация же данного вида учета позволяет экономить время, деньги и человеческий ресурс на исследуемом учреждении.
Детализированный учет позволяет определять учет оказанных услуг по разным критериям и проводить анализ услуг. Программа автоматизации позволяет сделать процесс реализации прозрачным.
Цель курсовой работы – информационные системы для медицинского учреждения.
Актуальность данной курсовой работы вызвана тем, что необходимо автоматизировать процесс учета клиентов/пациентов и оказания услуг.
Предметом исследования является автоматизация процесса учета.
Задачи курсовой работы:
- провести анализ предметной области;
- выполнить концептуальное проектирование подсистемы и представить ее в виде информационно-логической модели предметной области;
- определить требования к функциональным характеристикам будущей подсистемы;
Создание системы позволит упростить процесс координации взаимодействия медицинских работников и клиентов, процесс оказания услуг.
1. Технико-экономическая характеристика предметной области медицинского учреждения.
1.1. Характеристика учреждения и его деятельность
Оказание платных медицинских услуг в филиалах ПНД производится в соответствии с приказами Департамента здравоохранения города Москвы от 02.10.2013. №944 «Об утверждении Правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы», от 14.12.2011. №1743 «Об утверждении Порядка определения платы за оказание государственными учреждениями всех типов Департамента здравоохранения города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности, оказываемых сверх установленного государственного задания, а также в случаях определённых федеральными законами, в пределах установленного государственного задания» (в редакции Приказа ДЗМ от 03.06.2013. №550).
Рисунок 1 Структура медицинского учреждения.
Психоневрологический диспансер № 15 располагается по адресу г. Москва, Армянский переулок, дом 3/5, строение 4. Территория обслуживания районы: Мещанский, Басманный, Красносельский, Тверской, Пресненский. Оказание платных медицинских услуг по профилю: Психиатрия. Платные услуги оказываются в соответствии с утверждённым прейскурантом.
Психоневрологический диспансер № 15 является Государственным бюджетным учреждением города Москвы и подчиняется Департаменту здравоохранения города Москвы.
Рисунок 2 Структура оказания медицинской услуги.
«1С: Предприятие» может использоваться для учета медицинских услуг и для оперативного планирования деятельности кабинетов медицинской организации, ведения электронных медицинских карт. Оперативное планирование осуществляется с помощью предварительной записи пациентов на выполнение медицинских услуг в медицинских кабинетах. Предварительную запись пациентов может осуществлять как регистратура (регистратурно - диспетчерский отдел), так и врачи при выполнении назначений повторных приемов, консультаций, исследований, манипуляций. Для осуществления оперативного планирования врачебному медицинскому персоналу и кабинетам задаются графики работы, нормы загрузки, перечень выполняемых услуг. Услугам, требующим предварительной записи, создаются спецификации (технологические карты), в которых задаются параметры их выполнения.
Решение позволяет использовать современные информационные технологии для оповещения пациентов о записях на прием к специалистам, что позволяет подтвердить запись к врачу, а также оповещать пациентов о необходимости подойти на запись по удобным каналам информирования: sms, email, телефону. Для более удобного получения оповещений пациентами отправка может настраиваться в определенное время недели/суток.
В программе ведется учет деятельности медицинского персонала по медицинским услугам. Медицинская организация может работать с единым перечнем медицинских услуг (простыми и сложными медицинскими услугами). Прейскуранты услуг сторонних организаций (в том числе и системы ОМС) привязываются к медицинским услугам организации по различным критериям (кодам медицинских услуг, персональным данным пациентов, результатам выполнения услуг и прочие условия). При формировании реестров оказанных услуг для сторонних организаций преобразование услуг организации в услуги контрагентов производится автоматически.
Регистрация факта выполнения медицинских услуг, которые назначила регистратура (регистратурно - диспетчерский отдел), производится в подсистеме «Контроль исполнения» врачебным или средним медицинским персоналом. При регистрации факта выполнения услуги врач может производить назначение повторных приемов, консультаций, исследований, манипуляций, а также регистрировать данные, необходимые для сбора медицинской статистики.
Программа позволяет вести несколько медицинских карт для одного пациента - амбулаторную карту, стоматологическую карту, медицинскую карту больного венерическими заболеваниями и т.д. Количество медицинских карт, а также их типов, не ограничено. Доступ к медицинским картам осуществляется в соответствии с правами доступа. Это значит, что для каждого медицинского работника указывается, к какому типу карт он имеет доступ.
В программе имеются гибкие механизмы квотирования, которые позволяют устанавливать ограничения на объемы оказываемой медицинской помощи на основании внешних регламентирующих документов и собственных правил медицинской организации.
Рисунок 3 Структурная модель работы регистратуры
Комплекс технических средств компании составляют:
- компьютеры;
- устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;
- устройства передачи данных;
- эксплуатационные материалы.
Для технической реализации системы необходим сервер баз данных, на котором будет хранится сама база данных.
Разрабатываемое программное обеспечение должно быть предназначено для работы на ПК с характеристиками:
- процессор Intel Celeron/Core i3/i5 2,8ГГц или выше;
- оперативная память 4Гб или выше;
- свободное пространство на жестком диске от 100Мб и более.
1.2. Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих процессов
Прежде всего, необходимо проанализировать какие функции необходимо разработать в ИС в соответствии с теми конкретными задачами, которые нужно решать медицинскому учреждению.
Главной целью разработки информационной системы - возникает повышение эффективности работы всех специалистов компании по их предметным областям, протекающими через все подразделения организации.
Грамотное управление клиентской базой и эффективная обработка потребностей клиентов делает медицинское учреждение более восприимчивым к клиентским запросам и ожиданиям. Важно понимать, что именно клиенты приносят деньги учреждению и эффективное управление приемом и сопровождением заказов делает медицинское учреждение более прибыльной.
При разработке и проектировании программного продукта были использованы следующие средства:
BPWIN.
Microsoft Word.
1С.
Информационная модель определена для изображения существующих – процессов в медицинском учреждении. Методология описывает построение иерархической системы диаграмм – единичных описаний фрагментов разрабатываемой системы.
Построение модели системы начнем с описания функционирования медицинской организации (системы) или отдельной ее части в целом в виде контекстной диаграммы. На рисунке 4 представлен процесс оказания медицинских услуг. На рисунке 5 представлено оказание платных медицинских услуг.
Рисунок 4 Диаграмма декомпозиции работы медицинского освидетельствования
Рисунок 5 Диаграмма декомпозиции оказания платных услуг
2. Информационное обеспечение задачи
2.1 Информационная модель и её описание
Информационная модель выступает в виде схемы движения входных, промежуточных и результативных потоков данных и функций предметной области. Так же, она объясняет, как на основе некоторых входных документов и некоторой нормативно-справочной информации будет происходить выполнение функций по обработке данных в системе.
Разрабатываемая автоматизированная система работает со справочниками. На каждый справочник предусмотрена экранная форма для заполнения и корректировки.
На основании данных, хранящихся в справочниках и журналах, формируется отчетная информация.
Основной информационной сущностью разрабатываемой системы является документ. Данная сущность содержит следующие поля:
- Номер документа в базе данных;
- Название документа;
- Тип документа;
- Дата создания;
- Дата последнего изменения;
- ФИО врача;
Информационная модель документооборота показана на рисунке 6-7.
Рисунок 6-7 модель документооборота.
2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
Работа ведется с тремя типами документов:
- входящие
- исходящие
- внутренние
К документу любого типа можно присоединить один или несколько файлов (например, фотографии, отсканированное изображение бумажного документа).
В программе предусмотрена возможность регистрации входящих документов как от юридических, так и от физических лиц, в соответствии с отечественными традициями делопроизводства и действующими ГОСТами.
В разделе Нормативно-справочная информация размещаются справочники, которые необходимы для проведения учетных операций в учреждении. В справочниках сохраняется информация для многократного использования, так же предусмотрена вероятность дополнения, удаления и редактирования хранящихся данных.
Справочники можем разделить на главные, которые используются при оформлении бизнес операций, и дополнительные, которые призваны для ускорения и облегчения ввода информации. В этих дополнительных справочниках находятся базовые классификаторы, которые содержат информацию по общероссийским классификаторам.
Произведем описание справочников.
Справочник сотрудники предназначен для хранения информации о сотрудниках учреждения, которые работают с пациентами.
Справочник состоит из следующих реквизитов:
- ФИО сотрудника;
- Дата Рождения;
- Паспортные данные;
- Адрес;
- Телефон.
- Пометка/Удаление
Справочник специальности – список специальностей в области медицины и сотрудников, работающих в данной области.
- Специальность;
- ФИО сотрудника;
- Пометка/Удаление.
Справочник пациенты/клиенты – список клиентов, которые обращались за медицинским освидетельствованием в клинику, и их данные.
- ФИО пациента;
- Дата Рождения;
- Пол;
- Паспортные данные;
- Адрес;
- Телефон;
- Пометка/Удаление.