Файл: Анализ финансирования инновационных проектов (на ОАО «Орбита»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • средства венчурных фондов;
  • средства, привлекаемые фондами прямых инвестиций;
  • разнообразные кредиты банков, в том числе по модели проектного финансирования;
  • средства, привлекаемые в результате эмиссии акций.

Таким образом, чтобы активизировать инновационную деятельность фирмы, нужен механизм управления инновационной деятельностью, адекватный требованиям рыночной экономики. Кроме того, инновационная деятельность может иметь место при четко сформулированной стратегии развития инновационной деятельности на уровне стран, регионов, отраслей, предприятий.

Инновационная активность организации находится под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Внешние факторы – это совокупность неконтролируемых компаний сил, непосредственно влияющих на ее внутренние процессы.  Это касается спроса и предложения, возможности получить дополнительную прибыль от внедрения инноваций уровень конкуренции, инновационного климата на федеральном и региональном уровнях [10, с. 123].

Внутренние факторы, которые оказывают влияние на инновационную активность организации, представлены двумя группами. В перовую группу включены факторы, которые определяют внутренние ресурсы организации, они находятся под влиянием внешних условий:

  • трудовых ресурсов;
  • финансовых показателей деятельности организации;
  • научно-технического потенциала;
  • технологий и инновационных ресурсов.

Ко второй группе относят факторы, формирующие систему внутренних экономических отношений, а также способы взаимодействия с факторами внешней среды. Сюда относят:

  • форму собственности;
  • организационную структуру;
  • отраслевую принадлежность,
  • размер организации и пр.

Эффективность инноваций определяется их способностью к экономии и сбережению человеческих, денежных, материальных ресурсов, затрачиваемых на создание, освоение и распространение продуктов и технологий.

Существуют следующие виды инновационного эффекта:

  • продуктовые (например, новизна потребительских свойств, создание и освоение новых или модернизация существующих продуктов);
  • технологические (создание качественно новых или усовершенствование действующих технологий);
  • организационные (рост эффективности системы управления);
  • маркетинговые (применение высокоэффективных методов по продвижению продуктов и технологий на рынке);
  • социальные (улучшение условий труда);
  • экологические (рост штрафов за нарушение экологии).

Экономическая эффективность разработки и использования инновационного проекта означает что результат, достигнутый путем инвестирования в новый продукт или технологию финансовых, материальных и природных ресурсов, знаний и талантов людей, предпринимательского потенциала, имеет конкретный положительный эффект или выгоду. Таким образом, экономический эффект – это финансовый итог инновационной деятельности на соответствующем этапе выполнения проекта, а эффективность – это относительный показатель, который выражает соотношение полученного результата (эффекта) и затраченных ресурсов [15, с. 23].

Экономический эффект отражает в абсолютном измерении все прогнозируемые результаты и всевозможные затраты для достижения этих результатов. Экономический эффект - это конечное воплощение инноваций.

Финансовый результат - это главный критерий успешности инновации. поэтому рассмотрим основные варианты оценки инноваций. Анализ и восприятие экономической эффективности инноваций опирается на статические и динамические показатели.

Статические показатели служат для ориентировочного анализа экономической привлекательности инвестиций в инновации. Виды статических показателей:

  • суммарная прибыль;
  • среднегодовая прибыль;
  • рентабельность;
  • период окупаемости.

Данные параметры являются достаточно приблизительными, поскольку не принимают в расчет как влияние фактора времени, так и возможный риск.

Динамические показатели являются более эффективными, поскольку они принимают во внимание фактор времени и возможный риск и приводят все финансовые потоки к определенному моменту времени.

То есть в основе динамических методов лежит принцип дисконтирования денежных средств. Используя динамическими методы, инвестор может быть абсолютно уверен, что на любом этапе инновационного процесса он не только не потеряет от изменения стоимости денег, но и сможет получить реальную прибыль.

До реализации программы стимулирования продвижения всегда ставится задача активизировать продажи. Это осуществляется через различные действия и мероприятия, которые направлены на появление дополнительной мотивации к совершению покупки в ближайшее время. Инструментом формирования спроса служит комплекс маркетинга под названием «продвижение». Продвижение – это любая форма сообщений для повышения осведомленности потребителя, его убеждения и напоминания о товарах, услугах, идеях и т.д.

Риск недостаточного финансирования, конечно, меньше, чем риск провала исследования, разработки и внедрения. Тем не менее, он также велик, поэтому стратегия выбора структуры, методов и форм финансирования инновационного проекта имеет непреходящее значение. Как известно, компании могут использовать внутренние и внешние ресурсы. Формам и видам источников мы уделим особое внимание, а в данном разделе рассмотрим подготовительные этапы перед набором действенных инструментов финансового наполнения инвестиционного процесса. Как мы выяснили ранее, сами источники и их наборы зависят от стадии жизненного цикла проекта.


С точки зрения стоимости ресурсов, увеличивающих инвестиционную емкость проекта, сложностей привлечения финансов (особенно на начальной стадии) предпочтительными являются собственные источники компании и ее владельцев. Однако уповать в современных условиях только на данный вид финансовых ресурсов означало бы «поставить крест» на всех начинаниях в инновационной сфере.

Таким образом, руководство фирмы до начала проекта и на каждом этапе его жизненного цикла должно пересматривать схему финансирования, совершенствовать ее, исходя из новых реалий. Возможности постоянно находятся в динамике и развиваются. Новые варианты возникают и предоставляются регулятором и его институтами. Значительные возможности открываются благодаря новому уровню капитализации инновационного результата. При этом разнообразные формы источников обладают собственными составами ограничений и требований. Данные обстоятельства требуется учитывать в каждой итерации переосмысления.

1.3 Государственная поддержка как рычаг экономического стимулирования инновационного процесса

В современных условиях инновационная деятельность представлена:

  • вовлечением в коммерческий и некоммерческий обмен достижений научно-технического прогресса, способствующего обмену опытом производства на национальном и международном уровне,
  • увеличивающейся ролью субъекта инновационного рынка, которая проявляется в том, что компании, выпускающие инновационную продукцию, одновременно являются и продавцами (предлагают потребителям новый продукт на конкурентной основе) и потребителями научно-технических достижений на производственных рынках данного рода продукции.

Механизм развития инновационной деятельности представлен выбранной организационно-экономической формой реализации и стимулирования ее проведения, формированием инновационных решений, методами их регулирования.

Механизм инновационной экономики осуществляется на нескольких основных уровнях: федеральный, региональный и микроуровень (на уровне компаний). Макроуровень формирует государственная инновационная стратегия, которая издается законодательно и создает благоприятный инновационный климат для экономики государства в целом и компаний в отдельности [10, с. 192].

Примером такого механизма является решение правительства создать особые экономические зоны, включая технические, внедренческие и научно-исследовательские зоны.

Региональный уровень решает аналогичные вопросы, учитывая особенности определенных регионов. С большой активностью развивается особая технико-внедренческая зона, которая получает поддержку на региональном и законодательном уровне, а также со стороны частных инвесторов в инновационный сектор экономики.


На федеральном и региональном уровне формируются условия интенсивного протекания процессов инновационного развития на предприятии. Анализ всех уровней показал, что необходимо совершенствование механизма развития инновационной экономики с помощью следующих задач: уточнить нормативную правовую базу, подготовить компетентных и активных менеджеров в сфере деятельности, предоставить инвесторам определенные привилегии в виде налоговых льгот.

При совершенствовании механизма стимулирования инновационной деятельности важно обратить внимание на сформировавшийся и накапливаемый потенциал инноваций активными предприятиями и народным хозяйством государства в целом. Основой для указанного механизма должны быть принципы, которые отвечают современным условиям экономики. Важнейшим принципом является непрерывная подготовка и переподготовка персонала в регионе действия инновационных проектов. Инновационная компания должна быть не просто потребителем трудовых ресурсов, а должна ставить инновационные цели, обладать средствами для их достижения и постоянно поддерживать инновационную деятельность на высоком уровне.

В условиях снижения спроса на товары стимулирование инноваций играет важную роль в деятельности предприятия. Жесткая конкуренция вынуждает компании идти на разные хитрости для стимулирования продвижения своей продукции.

Стимулирование инновации – это комплекс приемов, которые призваны содействовать инновационному процессу.

Для развития новых областей конкуренции, базирующихся на наукоемких технологиях, необходима значительная концентрация материальных, интеллектуальных, технологических ресурсов на соответствующих направлениях. Их координация возможна лишь при условии направляющей роли государства.

На основе анализа опыта крупных предприятий за несколько прошедших лет можно заключить, что лидирующие позиции в конкурентной борьбе принадлежат тем компания, которые организуют свою деятельность, используя инновационный подход и ставят в качестве главной цели разработку новых товаров и услуг. Соответственно, предприятиям нужно уделять особое внимание активизации инновационной деятельности [12, с. 156].

Чтобы сформировать и поддержать конкурентоспособность предприятия, сохранить и рост долю рынка, необходимо стимулировать инновационную активность.

В качестве побудительных мотивов к осуществлению инновационной деятельности можно назвать систему внутренних и внешних стимулов, которая может стимулировать руководство предприятий к внедрению инноваций. Факторы, стимулирующие инновационную деятельность предприятий, следующие:


  • имеющийся у компаний резерв, включающий комплекс финансовых, материальных и технических средств, прогрессивных технологий, необходимых в хозяйственной и научно- технической инфраструктуре;
  • наличие законодательных мер, государственной поддержки инноваций;
  • использование нематериального поощрения участников инновационного процесса, предоставление возможности самореализоваться сотрудникам, наличие позитивного психологического климата в трудовом коллективе;
  • гибкая организационная структура, наличие демократичного стиля руководства, децентрализации, автономии.

К отрицательным факторам, препятствующим развитию инновационной деятельности, можно отнести наличие:

  • дефицита средств, посредством которых осуществляется финансирование инновационных проектов;
  • низкого уровня материальной и научно-технической базы, отсутствие резервов, доминирования требований текущего производства;
  • законодательных ограничений (налоговых, амортизационных, патентно-лицензионных);
  • сопротивления переменам;
  • авторитарного стиля управления, ориентации на сложившиеся рынки и краткосрочные финансовые результаты.

Таким образом, эффективность реализации подобных программ существенно зависит от финансирования, которое должно быть достаточным и своевременным. Оно должно контролироваться, стимулироваться и в значительной степени производиться за счет государства. Немаловажно также обеспечить защиту отечественного производителя наукоемкой продукции от недобросовестной конкуренции на внешних рынках, содействовать продвижению инновационного отечественного продукта, в том числе и политическими средствами. Анализ всех уровней показал, что необходимо совершенствование механизма развития инновационной экономики с помощью следующих задач: уточнить нормативную правовую базу, подготовить компетентных и активных менеджеров в сфере деятельности, предоставить инвесторам определенные привилегии в виде налоговых льгот.

Глава 2. Анализ финансирования ииновационных проектов

на ОАО «Орбита»

2.1 Экономико-организационная характеристика предприятия

ОАО «Орбита» - это современное высокотехнологичное предприятие, использующее в своем производстве передовое оборудование и технологии. Предприятие является одним из лидеров российского рынка по производству плавленых сыров, а также предлагает рассольный сыр «Брынза», мягкие сыры «Адыгейский», «Рикотта», творога и творожную продукцию, масло сливочное.