Файл: Анализ финансирования инновационных проектов (на ОАО «Орбита»).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Инновационный менеджмент относительно новая концепция для научного сообщества и деловых кругов России. Именно в это время Россия переживает бум инноваций. Вместо других форм и методов управления экономикой приходят другие.
В этих условиях все организации, все субъекты хозяйствования с государственного уровня управления в вновь создаваемую компанию с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса буквально вынуждены заниматься инновационной деятельностью.
В общем смысле под инновационным менеджментом следует понимать систему подготовки и принятия решений, ориентированных на формирование, поддержку и развитие инновационно-технического потенциала хозяйствующего субъекта или страны в целом. Являясь составной формой общего менеджмента, инновационный менеджмент ориентирован на управление процессами инновацинно-технического развития. Иначе он может быть определен в качестве совокупности систематизированных знаний по современному менеджменту, касающихся методов создания трудоемких инноваций и обеспечения их эффективности.
В этих условиях инновации первоначально нацелены на практический коммерческий результат. Сама идея, которая дает толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат «чистой науки», полученный ученым университета в свободном, неограниченном творческом поиске. Практическая направленность инновационной идеи - привлекательная сила для капиталистических компаний.
Цель проекта – рассмотреть и проанализировать особенности финансирования инновационных проектов.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
- Рассмотреть сущность и основные направления инновационного процесса;
- Определить задачи экономического стимулирования инновационного процесса;
- Выявить формы и методы финансирования инновационного процесса;
- Определить государственную поддержку как рычаг экономического стимулирования инновационного процесса;
- Разработать инновационный проект.
Объект курсового проекта – инновационный проект как объект управления.
Предмет курсового проекта – разработка инновационного проекта на предприятии.
Информационной базой являются нормативные документы, положения, постановления, научная и учебная литература, освещенная в списке используемых источников.
Методами выполнения работы являются анализ, синтез, сравнение, моделирование, эксперимент.
Структура работы. Данный курсовой проект состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы финансирования ииновационных проектов
1.1 Сущность инновационного процесса и его роль в системе управления
Инновационный потенциал организации – совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений. К элементам инновационного потенциала фирмы относятся:
1) материально-технические ресурсы;
2) финансовые ресурсы;
3) организационные ресурсы;
4) кадровые ресурсы;
5) социально-психологические факторы.
Для проведения инновационных процессов компания должна располагать:
- свободными денежными средствами, достаточными для финансирования разработок;
- соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта;
- сотрудниками, способными генерировать неординарные решения [19, с. 178].
Интеллектуальные ресурсы компании дают возможность разрабатывать оригинальные идеи, лежащие в основе любого инновационного процесса.
Наиболее эффективной формой организации инновационных процессов является матричная структура, отличительной особенностью которой является разделение управленческой и профессиональной ответственности. В матричной организации инновационного проекта специалисты различных функциональных отделов участвуют в работе в этом направлении, при этом не формируется единое подразделение.
Задачи инновационного менеджмента сводятся к необходимости планирования и организации инновационной деятельности, мотивации ее участников, а также систематической оценке ее результатов [12, с. 107].
Помимо прочего, инновационный менеджмент выполняет множество функций основного и обеспечивающего характера. К основным функциям инновационного менеджмента принято относить планирование (оперативное, текущее, стратегическое), организацию, мотивацию и контроль. Обеспечивающие функции представлены совокупностью функций социально-психологического и технологического (процессуального) характера. Как правило, они направлены на обеспечение эффективного осуществления основных функций инновационного менеджмента.
Центрированное положение в системе инновационного менеджмента занимает подсистема научного сопровождения. В ее основе лежат законы, научные подходы, методы и функции менеджмента. От количества и качества их применения в значительной степени зависит обоснованность принимаемых управленческих решений [6, С. 153].
Вторым базовым элементом системы инновационного менеджмента выступает целевая подсистема.
Она включает в себя два типа портфелей:
- портфель новшеств;
- портфель инноваций.
Первый состоит из собственных и покупных новшеств, в роли которых могут выступать патенты, разработки, ноу-хау и иные радикальные новшества.
Второй же является ни чем иным, как стратегическим планом внедрения покупных новшеств и новшеств собственной разработки. От степени обоснованности параметров целевых подсистем в значительной степени зависит устойчивость функционирования организации.
Третьим элементом системы инновационного менеджмента считается обеспечивающая подсистема. Ее основные параметры определяются количеством, качеством и сроками поставок, поставщиками сырья и материалов и прочими составляющими, необходимыми для решения задач целевой подсистемы [12, с. 107].
Четвертым базовым элементом системы инновационного менеджмента является управляемая подсистема, которая, в свою очередь, обладает определенной иерархической структурой. Основной задачей ее первой ступени считается обеспечение оптимального функционирования прочих ее подсистем, таких как финансы, производство, маркетинг и кадры.
Наконец, пятым элементом системы инновационного менеджмента выступает непосредственно сама управляющая подсистема. Именно она обладает наиболее высоким уровнем иерархии во всей системе.
Новация (новшество) – это новый порядок, обычай, метод, явление или изобретение. Нововведение – это процесс использования новшества.
Основными свойствами инноваций являются:
- новизна;
- производственная преемственность;
- коммерческая реализуемость.
Это означает, что все новшества, новации и нововведения, прежде всего, должны символизировать наличие новизны в виде технико-технологических сдвигов, организационных либо управленческих преобразований. Помимо этого, нововведения должны быть внедрены в производство и реализуемы на рынке, то есть востребованы. Лишь в этом случае, при соблюдении описанных выше условий, нововведения могут считаться инновациями.
В зависимости от содержания и формы реализации инновации могут быть представлены в виде продукта или процесса. В первом случае речь идет о получении новых продуктов или услуг, нацеленных на удовлетворение определённых рыночных потребностей, а во втором – о новых элементах, вводимых и организационные, управленческие, производственные, маркетинговые и иные процессы.
По степени новизны и своему инновационному потенциалу инновации могут быть радикальными (базисными) и модифицированными (ординарными). Первые ориентированы на создание принципиальных новшеств, не имеющих аналогов в прошлом, а вторые носят улучшающий характер и являются новшествами относительной новизны.
Инновации подлежат множественной классификации по различным основаниям. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Виды инноваций
По механизму своего осуществления инновации также могут быть завершенными либо незавершенными, успешными или неуспешными. По приоритетам появления инновации принято делить на инициирующие и последующие.
В то же время в зависимости от отношения к предшествующим нововведениям инновации делятся на пять групп:
- замещающие инновации (предполагают полную замену устаревшего продукта, процесса или технологии);
- отменяющие инновации (ориентированы на полное исключения изделия в связи с появлением новых функций);
- возвратные инновации (связаны с возвращением к прежним прототипам, способам и методам в виду несостоятельности инновации);
- открывающие инновации (основаны на создании средств, не имеющих сопоставимых аналогов);
- ретровведения (опираются на воспроизведение и формирование на современном уровне старых предшественников).
В зависимости от времени реализации они могут быть текущими или перспективными. Помимо прочего инновации в зависимости от типа новшеств делятся на две группы:
- материально-технические
- социальные.
Первые представлены промышленными материалами, техникой и технологиями, а вторые могут быть экономическими, правовыми, социально- и организационно- управленческими и даже педагогическими. По области своего применения инновации могут быть техническими, технологическими, организационно-управленческими, информационными и социальными. По причине своего возникновения инновации делятся на реактивные и стратегические. Первые появляются в качестве реакции на нововведения конкурентов, а вторые формируются в целях получения конкурентных преимуществ.
В зависимости от особенностей инновационного процесса, инновации принято разграничивать на внутри- и меж- организационные. Данные подход к классификации инноваций не является единственным. Вся их совокупность может быть разделена на однородные группы и по иным признакам. Так, например, Ф. Валента классифицировал инновации с позиции степени интенсивности инновационного процесса, а А. И. Пригожин разделял инновации с точки зрения их социальных последствий [6, С. 153].
Таким образом, инновации можно воспринимать в качестве нововведений, получивших реальное воплощение в производственном процессе и фактически используемых. Согласно международным стандартам под инновациями следует понимать конечные результаты инновационной деятельности, представленные в виде новых или усовершенствованных продуктов, внедренных на рынок, либо процессов, используемых в практической деятельности. Также инновация может быть определена в качестве результата процесса формирования и распространения отличных от предшествующих аналогов изделий, услуг, технологий и управленческих методов.
1.2 Финансирование инновационного процесса
Инновация представляет собой результат претворения научно-технического продукта, созданного в процессе фундаментальных и прикладных разработок, в рыночный товар с полезными потребительскими свойствами. Примером инновации может служить появление товара с усовершенствованными свойствами или новый маркетинговый метод продвижения продукта на рынке [15, с. 23].
Источники финансирования, которые включаются в первую очередь, называются «3Fs» (family, fiends, fools). Первая стадия, именуемая посевной, подразумевает действия по проверке самой идеи или создание прототипа. Она, как правило, в первую очередь инициирует использование личных сбережений родоначальников, их семей и друзей. Естественно, что это незначительные средства. Но их уже может быть достаточно, чтобы убедиться в состоятельности самой оригинальной идеи. Подобные источники возникают очень часто, таят в себе определенные опасности на будущее в силу неформального подхода к учету средств и неясности природы источника (то ли кредит, то ли вклад в бизнес).
Наряду со средствами основателей могут быть привлечены и другие источники, например, государственные и негосударственные «посевные» фонды. Средства из этих фондов предоставляются заявителям в нескольких типовых формах. Однако финансы из описываемого источника труднодоступны, носят весьма ограниченный и жестко целевой характер. Данный источник предполагает следующие формы финансирования.
- Гранты некоммерческих фондов.
- Льготные беззалоговые кредиты.
- Льготные кредиты с компенсацией процентных ставок.
- Инвестиции, аналогичные венчурным.
На начальной стадии и в период старта проекта к финансированию могут быть привлечены так называемые «бизнес-ангелы». Ими считаются инвесторы – физические лица, которые вкладывают значительные суммы от десяти до сотен тысяч валютных денежных единиц. Таким образом они входят в состав участников фирмы, получая весомую долю ее собственности. Их задача – заработать прибыль от продажи своей доли в момент, удобный для выхода из бизнеса. Далее, по мере развития проекта, формы финансирования претерпевают изменения, сменяя друг друга в ходе роста капитализации бизнеса и потребных объемов вложений. Среди источников, возникающих после завершения «посевной» стадии, можно назвать такие, как: