Файл: Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников в труде.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоит отметить, что наиболее полноценная работа по развитию дружеских взаимоотношений с окружающими проистекает в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети способны обобщать и анализировать свой опыт отношений дети способны, способны видеть и объяснять причины подмеченных недостатков.

Воспитатель проводит с детьми этические беседы с детьми, заботится об организации педагогических ситуаций, вводя их в разнообразные виды совместной деятельности: игру, труд, занятия по всем областям программы, где дети могли непрерывно упражняться в дружеском отношении друг к другу, ко взрослым.

1.2. Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста посредствам труда

Большое значение в воспитании дружеских взаимоотношений между детьми имеет наличие в группе обстановки совместной деятельности и позитивного микроклимата [11, с.35].

В обстановке дружеского расположения сверстников ребенок чувствует себя увереннее, спокойнее, он чувствует поддержку и помощь товарищей. Сформировавшийся в группе позитивный эмоциональный климат содействует тому, что положение воспитанников в группе делается благоприятным.

Наиболее эффективно происходит развитие дружеских отношений в совместной деятельности детей. Целый ряд ученых (Н.В. Виноградова, И.С. Демина, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева и др.) считают, что в совместной деятельности цель, значимая для детей, соединяет их усилия, содействует гуманизации и возникновении сплоченности, дружбы в группе [9, с.58].

Установленным образом организованная совместная деятельность как средство развития коллективистических взаимоотношений способна выступить средством развития и дружеских свойств личности ребенка. Подключаясь в совместную деятельность, дошкольник нередко проявляет лучшие свои качества - необходимость поддержать партнера, радуется успехам сотоварищей, огорчается неудачам, принимает поддержку от сверстников и др.

Особую эффективность в данном направлении имеет трудовая деятельность.

В детском саду трудовая деятельность детей в основном реализуются 4 видам труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и художественно-продуктивный труд.


1.Самообслуживание как вид труда представляет действия по уходу за собой (умываться, раздеваться, одеваться, убирать постель, готовить рабочее место и т. п.). Самообслуживание приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками, связанными с такими бытовыми процессами как одевание, раздевание, умывание.

2. Хозяйственно-бытовой труд, который представляет собой общественно значимый вид труда, поэтому особое значение он приобретает в старших группах. Старшие дошкольники могут заниматься уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель), участка (сгребать снег, убирать листья), принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста), в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.

3. В старшем дошкольном возрасте ребенок чаще начинает приобщаться к труду в природе - его результатом может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи и др.), чаще всего он имеет отсроченный результат (посеяли семена и через некоторое время смогли наблюдать всходы, а затем плоды); труд в природе закладывает основы экологического образования, содействует воспитанию нравственных чувств (ответственность, выдержка, терпение, радость), дружеских отношений (угощать выращенными плодами других, дарить цветы).

4. Ручной и художественный труд – эти виды продуктивного труда направлены на удовлетворение эстетических потребностей человека; в его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева и т.п.; художественный труд в ДОУ представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими поделками помещения, оформлять выставки; педагогические возможности ручного и художественного труда: он способствует развитию фантазии, творческих способностей; обеспечивает развитие мелких мышц рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить начатое дело до конца и др. [30].

Рассмотрим основные формы и методы организации детского труда в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Анализ программ дошкольного образования позволил выявить, что труд детей в детском саду организуется в трёх основных формах:

  • в форме поручений (отдельным детям, небольшим группам);
  • дежурств (по столовой, занятиям, уголку природы);
  • коллективной трудовой деятельности;

В зависимости от возраста детей используется та или иная форма организации детей. Так в младшем возрасте большое предпочтение отдаётся поручениям, в старшем возрасте – труд приобретает коллективный характер.


Исследованию поручений, как формы организации трудовой деятельности детей, были посвящены исследования В.Г. Нечаевой [23], а позже А. Шатовой [29]. Поручения – это задания, которые воспитатель дает детям, учитывая воспитательные задачи, возрастные и индивидуальные особенности детей. Трудовое поручение - возложение на ребёнка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-то из своих сверстников. Поручения могут быть как кратковременными, так и длительными, индивидуальными или общими, простыми или сложными.

Задача и цель трудовых поручений - формирование у детей интереса к труду и чувства ответственности за порученное дело. Содержание поручений определяется в соответствии с видами труда, рекомендованными программой воспитания в детском саду. Также зависит от возраста детей, от условий, в которых находится группа.

Если в младших группах поручения индивидуальны и просты (содержат в себе одно – два действия, например, разложить ложки на столе, принести лейку и т.д.), и используются для поддержания труда, желание трудиться, формирования у детей уверенности в своих силах и способностях, удовлетворения потребности в общении со взрослыми, обучение трудовым навыкам и умениям, подготовки к другим формам труда, то по мере накопления дошкольниками опыта в выполнении поручений педагог группы усложняет их содержание: например, в средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное бельё или вымыть игрушки, подмести дорожки во дворе.

В старшей же дошкольной группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или когда их обучают новым умениям. Большинство поручений уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 6 детей (совместно убрать игрушки на полки, вымыть игрушки и др.).

Дети выполняют общее для всех задание, что ставит их перед необходимостью распределять работу между собой.

Дежурства как форма организации труда детей была впервые исследована З.Н. Борисовой в 1953 г. [5]. Автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Дежурство – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Дети поочерёдно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребёнка в условия обязательного выполнения определённых дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех. Дежурства бывают различными по характеру работы (дежурства по столовой, в уголке природы).


Дежурство по столовой начинают вводиться еще в младшей группе в конце второго полугодия. Воспитатель помогает привлекать детей в помощь няне, когда она накрывает столы к еде. Сначала воспитатель «дежурит» с 2-3 детьми и каждому даёт одно поручение. Затем задание усложняется, например, один ребёнок на всех столах расставляет хлебницы, другой - ложки и т.д. Научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия и распределять обязанности самостоятельно. Важно своевременно переводить детей с одной ступеньки трудности на другую.

Дежурство в уголке живой природы вводятся в старших группах. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоём. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников. Дежурство должно быть организованно так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые существа - покормить рыбок, убрать у попугая и т.д. Продолжительность дежурств зависит от вида труда и возраста детей.

Кроме поручений и дежурства, в дошкольном учреждении активно применяется и более сложные формы организации трудовой деятельности детей – общий, коллективный и совместный труд, который имеет значение в воспитании труда детей и требует более глубокого рассмотрения.

Коллективная деятельность, как форма организации труда детей начинает свое формирование еще при выполнении коллективных поручений детям, и продолжает свое развитие в дежурствах, которые предполагают взаимодействие нескольких участников. Эта форма трудовой детской организации исследовалась Р.С. Буре [6], Д.В. Сергеевой [27] и др.

Труд приобретает коллективный характер в старшем дошкольном возрасте, так как в старшей группе появляется больше возможностей для организации коллективного труда детей: уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор урожая и оформления зала к празднику и т.д. Воспитатель разъясняет детям значение работы, разделяет детей на группы, и даёт каждой из них задание. По окончании работы подчёркивает преимущество коллективного труда [29].

Рассмотрим каждый вид этой организационной формы отдельно.

1.Общий труд предполагает такую организацию деятельности детей, при которой существуют общие цели; и где каждый ребёнок выполняет не только общую работу, но и какую-то часть самостоятельно. Общий труд детей способствует решению задач нравственного воспитания. Закрепляются приобретённые трудовые навыки и умения. Общий труд вводится в средней группе. Пример организации общего труда: воспитатель, предлагает детям навести порядок в группе и распределяет обязанности. После окончания работы воспитатель обращает внимание на то, что каждый трудиться хорошо.


2. Совместный труд - предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого участника трудовой деятельности от темпа и качества работы других. Совместный труд — это труд по подгруппам. В каждой подгруппе — свое дело, результат труда одного ребенка зависит от другого. При такой организации не обязательно участие всех детей группы. Совместный труд вводится в старшей и подготовительной группах. Как и в общем труде, цель совместного труда направлена достижение общей цели [6, с .82].

3.Коллективный труд может быть и общим, и совместным, но с обязательным включением ситуаций, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую ответственность за результат. Коллективный труд вводиться в старшей и подготовительной группе. Коллективный труд в воспитательном процессе имеет огромное значение. Это организация труда детей наряду с трудовыми заданиями решает и нравственные задачи. Например, дети договариваются о разделении труда, помогают друг другу, болеют за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель планирует ситуации к установлению таких взаимоотношений.

Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Коллективный труд в первую очередь, воспитывает чувство локтя, защищённость и взаимопонимание, создаёт положительный эмоциональный настрой, то, что А.С. Макаренко называл «мажором в коллективе» [19, с.267-330].

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Коллективный, общий и совместный труд объединяют общие цели и задачи, в них присутствует и общественно направленная цель детской деятельности, и результат труда – польза для всех, для каждого участника трудовой деятельности; дети начинают согласовывать действия ради достижения общей цели, помогать сверстникам. И задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно – эмоциональное отношение к труду, к дружественных взаимоотношений, помощи друг другу.

В дошкольном возрасте формируются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей, так как дошкольный возраст – это период формирования и становления основных личностных механизмов и образований. В этот период расширяется система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, появляется совместная со сверстниками деятельность.

В современных исследованиях достаточно активно рассматриваются вопросы воспитания доброжелательных отношений в таких видах деятельности как игра, труд, художественная деятельность. Особое значение для воспитания у детей дружеских отношений имеет трудовая коллективная деятельность, так как для достижения общей цели дети должны не только научиться согласовывать действия, но и помогать сверстникам.