Файл: Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников в труде.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во время подобных занятий старались вовлечь в игру детей, которые по первому этапу эксперимента выявили отрицательные результаты.

Таким образом, были осуществлены все занятия, представленные в перспективном плане по организации трудовой коллективной деятельности детей с целью воспитания у детей формирования дружеских взаимоотношений в труде.

2.3. Результаты исследования и рекомендации по развитию дружеских взаимоотношений у дошкольников

Во время и после проведения формирующего эксперимента также проводились наблюдения, которые тщательно фиксировались и оценивались по тем же параметрам, что и на первом этапе эксперимента (результаты наблюдений представлены в Приложении 6).

Итак, результаты наблюдения на контрольном этапе выявили, что количество детей с нормальным и высоким уровнем дружеского отношения к сверстникам возросло и составляет абсолютное большинство – 22 детей (68%) и 8 детей (32%) – высокий уровень дружеского отношения к сверстникам. Детей с низким уровнем дружеских взаимоотношений на данном этапе эксперимента не выявлено.

Наглядно соотношения результатов наблюдений до и после формирующего эксперимента представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Соотношение результатов наблюдений до и после формирующего этапа эксперимента

После проведения формирующего этапа эксперимента была проведена также повторная диагностика по методике «Два дома». Ее результаты представлены в Приложении 7.

По результатам диагностики социометрического исследования на контрольном эксперимента видим положительную динамику в отношении детей, у которых на первом этапе эксперимента был низкий статус в группе.

Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 4, где представлено процентное соотношение социометрических статусов детей в группе:

Рисунок 4. Процентное соотношение социометрических статусов детей на контрольном этапе эксперимента

Общую динамику изменения социометрического статуса можно увидеть на рисунке 5, где представлено процентное соотношение результатов первого и третьего этапов эксперимента:


Рисунок 5. Процентное соотношение общей динамики изменения социометрических статусов в группе по результатам эксперимента

Таким образом, результаты опытно-экспериментального исследования показали эффективность труда, как средства развития дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.

Опираясь на результаты опытно-экспериментальной работы, были разработаны рекомендации по воспитанию дружеских взаимоотношений дошкольников в труде.

1. Очень много в плане развития межличностных отношений зависит от воспитателя. Нужно стараться формировать в группе позитивный эмоциональный микроклимат. Наблюдая за детьми, застенчивых обязательно поощрять, вспыльчивых и возбудимых успокаивать. Не оставлять детей вне коллектива.

2. Благоприятное положение детей в группе – необходимое условие для воспитания дружеских отношений детей. Дети, у кого в группе благополучное положение, имеют широкий круг общения, они всегда в центре внимания, принимают живое участие во всех видах детской деятельности, в том числе и трудовой. Совсем другое положение у детей с низким социометрическим статусом: они - вне общения, неохотно вступают в контакты с другими, поручения выполняют неохотно. Поэтому необходимо поощрять их похвалой к выполнению небольших заданий, дежурствам, поручений и др.

3. Основными средствами воспитания гуманности у дошкольников является включение детей в различные формы детской совместной деятельности: игровой, трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.

4. Важнейшим средством формирования гуманных отношений между детьми дошкольного возраста является трудовая совместная деятельность. В совместном труде у детей, помимо дружеских отношений, также активно развиваются все психические процессы (мышление, воображение, речь, эмоциональная сфера, и т.п.), формируются их познавательная деятельность, коммуникативные навыки и умения и др.

5. Для того чтобы поднять интерес детей друг к другу, нужно предоставить детям возможность проявить себя в коллективе. Следует формировать такие трудовые ситуации, где бы наиболее ярко проявились достоинства детей, их гуманные отношения к товарищу, чувство сплоченности, ответственности за совместную деятельность, радость общения с друг другом.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Опытно-экспериментальное исследование показало, что в исследуемой группе детей существует проблема дружеских взаимоотношений между детьми, а значит дети нуждаются в целенаправленной работе по развитию у них дружеских отношений к друг другу.


Был проведен формирующий этап эксперимента, где средством воспитания у детей дружеских взаимоотношений стало привлечение детей к коллективной трудовой деятельности.

Результаты контрольного эксперимента показали эффективность проведенной работы по развитию дружеских взаимоотношений детей в труде. Дети научились по своей инициативе принимать участие в общем труде, стали проявлять заботу о товарищах и дружно трудиться. У детей появилось чувство сопереживания коллективной радости от удачно выполненного общего дела.

На основе полученных результатов были разработаны рекомендации, которые могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений в организации работы по развитию дружеских взаимоотношений детей в труде.

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выяснить, что воспитание дружеских взаимоотношений – является актуальной проблемой педагогики, так как дружба – форма межличностных отношений –ценное проявление гуманных чувств и реальных поступков, которые предусматривают отзывчивость, желание посчитаться с интересами друга, защитить его.

Особую значимость воспитание дружеских взаимоотношений у детей приобретает в дошкольном детстве, так как дошкольный возраст считается сензитивным периодом развития подрастающей личности. Именно в этом возрасте происходит становление основных психических функций, личностных механизмов и образований. Поэтому многие исследователи считают, что воспитывать дружеские отношения у детей необходимо с дошкольного возраста.

В детском саду для этого немало возможностей: в процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. А воспитатели имеют возможность в играх, в труде целеустремленно развивать у ребенка дружеские качества.

Но не всегда этот процесс является эффективным, что проявляется в росте числа детей с антигуманным отношением к окружающим, в том числе и к своим сверстникам.

Об этом же свидетельствуют и результаты опытно-экспериментального исследования, где была выявлена проблема не всегда доброжелательных отношениях между детьми.

Опираясь на мнение ученых, что воспитание дружеских отношений в детях будет эффективнее, если будет проводиться целенаправленная работа по ее формированию в совместной деятельности детей, был проведен формирующий этап эксперимента, где была реализована целенаправленная работа по формированию у детей дружеских взаимоотношений в коллективной трудовой деятельности.


Результаты контрольного эксперимента показали эффективность опытно-экспериментальной работы: дети стали проявлять интерес к участию в общем труде, выражать заботу о товарищах по труду и помогать им достигать цели, если у них не получается самостоятельно добиться положительного результата. Коллектив детей стал более сплоченным и дружным, у детей появилось чувство сопереживания коллективной радости от удачно выполненного общего дела.

На основе полученных результатов были разработаны рекомендации, которые могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений по развитию у детей дружеских отношений в труде.

Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.

Список использованных источников

  1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков//В.А. Аверин. – М.: ВЛАДОС – 2008. – 325с.
  2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. / Ш.А. Амонашвили. – М.: Издат. дом Ш. Амонашвили, 2013. – 494с.
  3. Байкова, JI.A. Современные воспитательные системы / JI.A. Байкова, JI.K. Гребенкина, Н.В. Мартишина // Классный руководитель. –2010. – № 3. – С. 9-15.
  4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей /Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 400 с.
  5. Борисова, З.Н. Дежурства в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста: автореф. канд.дис./З.Н.Борисова. – Л., 1953.
  6. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р.С. Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 136 с.
  7. Воспитание гуманных чувств у детей. / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. – Киев: Педагогическая школа, 2011. – 220 с.
  8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский. ВЛАДОС, 2009. – 335с.
  9. Газлева, С.А. Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого отношения к окружающим / С.А. Газлева. – М.: Ось-М, 2010. – 179 с.
  10. Дьюи, Д. Антология гуманистической педагогики: Д. Дьюи, М. Монтессори, Я. Корчак / Сост. А.И. Салов; Под ред. Г.Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2010. – 230 с.
  11. Залогина, В.П. Воспитание дружного детского коллектива в творческой игре //Творческие игры в детском саду / Сост. Д.В. Менджерицкая, В.Д. Татищева / В.П. Залогина. – М.: Месхин+., 2011. – 48 с.
  12. Запорожец, А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 10. – С. 72-79.
  13. Карпенко, Л.А. Словарь. Общая психология. Энциклопедический словарь в шести томах. Том 1 / Л.А. Карпенко. – М.: ПЕР СЭ, 2012. – 251с.
  14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.:Академия, 2014. – 416 с.
  15. Корнетов, Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию: Учебное пособие / Г.Б. Корнетов. – М.: АСОУ, 2010. – 210 с.
  16. Кошелева, А.Д. О контактах со сверстниками / А.Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 11. – С.15-20.
  17. Куцакова, Л.В. Нравственно–трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет/Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 276 с.
  18. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
  19. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса./А.С.Макаренко. – М.: Педагогика, 2013. – Т.1. – С. 267-330.
  20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/В.С.Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  21. Немов Р.С. Психология: В 3 кн./Р.С.Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
  22. Немов, Р. Психология. Психология образования / Р. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 496 с.
  23. Нечаева, В.Г. Особенности труда дошкольника/под ред. В.Г. Нечаевой//Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
  24. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников/ М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.
  25. Пономаренко, Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей //Дошкольное воспитание. – 2012. – № 4. – С. 10-14.
  26. Севастьянова, Т. Избавляемся от агрессии с помощью игры [Текст] / Т. Севастьянова // Дошкольное воспитание. – 2008.– №12.– С. 77-80.
  27. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности/Д.В.Сергеева. – М.: Просвещение, 2007. – 314 с.
  28. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция/Е.О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
  29. Шатова, А. Вне творческого труда нет созидания/А.Шатова// Дошкольное воспитание. – 2000. – №7. – С.12-35.
  30. Шоломицкая, Н.Д. Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста/ Н.Д. Шоломицкая, О.А. Седунова. – URL: http://www.mshu.edu.ru/files/kafpsy/Псих–пед.условия%202006.doc (дата обращения: 14.08.2018)

Приложение 1

Список детей, принимавших участие в исследовании

Порядковый номер

Фамилия Имя Отчество дошкольника

1

Абарникова Марина Святославовна

2

Авдеев Прокофий Саввевич

3

Афанасьева Наталия Марковна

4

Бурков Савелий Сократович

5

Горелова Нина Германовна

6

Дюженкова Ярослава Несторовна

7

Ермилов Аркадий Эрнстович

8

Измайлов Адам Викентиевич

9

Ильин Ян Федосиевич

10

Кабальнова Ярослава Иларионовна

11

Каштанова Ева Петровна

12

Куклева Ульяна Ираклиевна

13

Куксилина Тамара Якововна

14

Лисицына Стела Ростиславовна

15

Мирохин Мстислав Макарович

16

Молочинский Серафим Епифанович

17

Мышкина Кира Марковна

18

Неделяев Григорий Натанович

19

Окладникова Диана Филипповна

20

Рябова Клара Владленовна

21

Сергеева Ариадна Павеловна

22

Травкина Любовь Виталиевна

23

Шеншин Аристарх Данилевич

24

Юматов Андрон Макарович

25

Яловенко Павел Анатолиевич

Приложение 2

Методика «Два дома»

Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).

Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них красного цвета, другой –черного цвета.

Исследование проводили строго индивидуально.

Инструкция и организация исследования: для проведения методики приготовили лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – дом красного цвета, а другой – черного цвета. Показали ребенку обе картинки и спросили: «Посмотри на эти домики. В красном –живешь ты, там много игрушек, можешь пригласить к себе до 5 ребят из своей группы, кого хочешь». После выбора ребенка, задаем следующий вопрос: «Кого бы ты поселил в черный дом, в котором нет игрушек?».