Файл: Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников в труде.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Дружеские взаимоотношения у дошкольников
1.2. Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста посредствам труда
2.1. Организация исследования, методики и результаты констатирующего этапа эксперимента
2.2. Анализ опыта развития дружеских взаимоотношений дошкольников в труде
2.3. Результаты исследования и рекомендации по развитию дружеских взаимоотношений у дошкольников
В практической части работы проведем опытно-экспериментальное исследование по развитию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в труде.
Глава 2. Проведение исследования по развитию дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста в труде
2.1. Организация исследования, методики и результаты констатирующего этапа эксперимента
Цель проведения эмпирического исследования заключалась в том, чтобы раскрыть эффективность использования труда в развитии дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что трудовая совместная деятельность является эффективным способом развития дружеских отношений между детьми дошкольного возраста, и возможна лишь при целенаправленной работе с детьми в данном направлении.
Задачи эмпирического исследования:
- выявить взаимоотношения детей на первоначальном этапе экспериментальной работы.
- провести формирующий эксперимент, с целью подтверждения или опровержения гипотезы исследования.
- на основании полученных результатов сделать соответствующие выводы, разработать рекомендации.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось в Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида № 594, расположенного по адресу 129282, Москва, улица Тихомирова, 13
В исследовании принимали участие группа детей старшего дошкольного возраста, в количестве 25 человек, список детей представлен в Приложении 1.
Методики исследования. Для диагностики взаимоотношения детей в группе, применили следующие методики:
1. Метод наблюдения за детьми в свободной деятельности. Оценивание взаимоотношений детей с друг другом проводилось по 5 параметрам:
1) делится вещами;
2) помогает при затруднении;
3) разделяет радость;
4) сочувствует при неудаче;
5) не обижает сверстников;
Наличие всех пяти или четырех параметров говорит о высоком уровне дружеского отношения к сверстнику, от двух - трех параметров - нормальный уровень дружеских отношений; 0-1 – низкий уровень дружеских отношений.
2. Проективная психодиагностическая методика: рисуночный тест «Два дома» (Т.Д. Марциновская) - для диагностики социометрического статуса ребенка в группе, диагностики сферы общения ребенка (инструкция и интерпретация методики представлена в Приложении 2.
Исследование проходило в 3 этапа:
1. На первом этапе (констатирующий этап) выявлялись взаимоотношения детей с друг другом.
2. На втором этапе эмпирического исследования был проведен формирующий этап эксперимента, цель которого заключалась в развитии дружеских взаимоотношений детей в совместной трудовой деятельности.
3. На третьем этапе (контрольном) оценивалась эффективность проведенного эксперимента, разрабатывались рекомендации.
Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены ниже.
Наблюдения за детьми тщательно фиксировались в таблице (ее результаты представлены в Приложении 3). Результаты наблюдения выявили, что большинство детей имеет нормальный уровень дружеских взаимоотношений – 16 детей (64%) и 4 детей (16) – высокий уровень дружеских взаимоотношений. Но в группе есть и дети, у которых доброжелательные отношения со сверстниками не развиты – 5 детей (20%).
Наглядно полученные в результате наблюдения данные можно представить в виде диаграммы ниже (рисунок 1):
Рисунок 1. Результаты наблюдения за детьми в свободной деятельности
Результаты методики «Два дома» с помощью которой выявляли социометрические статусы детей в группе на констатирующем этапе эксперимента (таблица с результатами представлена в Приложении 4) показали, что в исследуемой группе: 3 детей - популярные, они набрали большинство голосов по предпочтениям детей; 9 детей –предпочитаемые (среди этих детей 2 имеют как положительные, так и по 1 отрицательному голосу, 7 детей не имеют отрицательных голосов и по количеству предпочтений приближаются к популярным); 4 детей – изолированные, они не набрали ни одного положительного, ни одного отрицательного голоса; и 2 детей – отвергаемые, так как эти дети набрали большинство отрицательных голосов. Остальные дети (7 человек) имеют как отрицательные, так и положительные отзывы, но и те, и те в малом количестве, поэтому были отнесены нами к разряду обычных детей.
Наглядно полученные результаты в процентном соотношении представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Процентное соотношение социометрических статусов (на констатирующем этапе эксперимента)
Таким образом, проанализировав полученные данные, приходим к выводу, что в группе детей существуют изолируемые и отвергаемые дети, что накладывает отпечаток на их межличностные отношения со сверстниками.
Полученные результаты в результате наблюдения за детьми в свободной деятельности и по методике «Два домика» на констатирующем этапе эксперимента свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей дружеских взаимоотношений.
Таким образом, целесообразно предположить, что совместная трудовая деятельность детей является эффективным средством развития у них дружеских взаимоотношений.
2.2. Анализ опыта развития дружеских взаимоотношений дошкольников в труде
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали необходимость развития дружеских взаимоотношений между детьми.
По результатам было выдвинуто предположение, что использование коллективного труда является эффективным средством в развитии дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. И это гипотеза нашла свое отражение на формирующем этапе нашей опытно-экспериментальной работы.
Для рациональной организации коллективной трудовой деятельности детей, был составлен перспективный план включения коллективного труда в воспитательной, образовательной работе с детьми (Приложение 5).
Работу на формирующем этапе эксперимента начали с того, что совместно с детьми определили место для хранения оборудования и инвентаря, необходимого для коллективной работы: для дежурств по столовой, уборки в группе, инвентарь по уходу за цветами, аквариумом.
Организация трудовой совместной деятельности детей в течение дня:
- уход за растениями в уголке природы производили по утрам;
- уборку группы, а также стирку кукольного белья проводили после дневного сна;
- после дневного сна проводили занятия по ручному коллективному труду;
- на прогулке с детьми выполняли соответствующую их возрасту работу по уборке участка, а также вынос и уборку игрового материала;
- после обеда коллективно подготавливали постели ко сну, а после сна убирали их.
Так как по результатам входной диагностики было выявлено, что некоторые дети имеют низкий уровень дружеских взаимоотношений (в совместной деятельности эти дети часто не всегда дружелюбны, могли допустить грубость по отношению к сверстнику, не умели договариваться между собой в играх, в разделении труда при совместном выполнении задания), было произведено разделение группы детей на условно на три подгруппы:
1 группа: дети, умеющие распределять обязанности при выполнении совместной работы, выполняющие работу самостоятельно. С этими детьми проводили работу по дальнейшему у них развитию стремления помогать товарищам и повышению требований к качеству своей работы.
2 группа детей: более неуверенные дети, которые трудятся охотно только под руководством со стороны воспитателя или совместно с более активными товарищами.
3 группа: дети, не проявляющие инициативы, не доводящие дело до конца; имеющие трудности в общении с сотоварищами по совместной деятельности.
Распределив детей по группам (условно), приступили к самому формирующему этапу. При этом, мы стремились объединить детей из разных (условных) групп, с целью формирования дружеских взаимоотношений среди детей и развитие у них необходимых трудовых навыков и умений коллективного труда. Например, в дежурствах по уголку природы объединяли для совместной деятельности детей из первой и второй условной группы, с учетом не только их умения работать (темп, инициативность), но и их умение и желание помочь товарищу. Во время дежурств по столовой проводили среди детей конкурс на лучшую сервировку стола (предварительно беседовали с детьми о том, как лучше накрыть стол). Такие приемы благотворно влияли на детей – они с интересом и ответственно приступали к выполнению своих обязанностей. У детей первой подгруппы появлялась уверенность в своих возможностях, а у детей второй подгруппы - стремление довести работу до конца, и чтобы было не хуже, чем у других детей.
Детей малоактивных и, имеющих низкий уровень дружеских взаимоотношений, предлагали сначала работу, которая по наблюдениям, была интересна для них, а затем предлагали выполнить ту работу, к которой они проявляли меньше интереса, но значимой для всего коллектива. Старались этих детей объединять в пары с детьми с активным стремлением выполнить работу, а потом постепенно включали их в коллективную работу.
Старались использовать коллективные игры-занятия, позволяющие установить между детьми более тесную взаимосвязь. Например, коллективная уборка группы превращалась в игру. Например, игра-занятие «Фея чистоты» учила детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников; соотносить свою деятельность с трудом других. В подобной игре у детей формируются навыки взаимоотношений, а также привычка к чистоте и порядку, убеждение в общественной значимости бытового труда.
Если у детей что-то не получалось, то мы старались их поддержать и убедить, что эта неудача временная и все получится, если они постараются. Детей, которые выполняли свою работу хорошо, мы хвалили за добросовестное отношение к делу, и обязательно отмечали их инициативу, и доброжелательное отношение к товарищам по работе, поощряли их помощь товарищам. Это подталкивало детей из третьей подгруппы не отстать от других, и тоже хорошо выполнить работу, помочь другим.
Перед тем как начать общую работу, была обязательно проведена беседа о том, какие действия нужно произвести, чтобы качественно выполнить работу, и как будем взаимодействовать, чтобы достичь результат – то есть дружно помогать друг другу, объясняя детям, что именно дружба и помощь друг другу позволяет достичь лучших результатов. Также разъясняли детям правила, на которых строятся отношения в коллективе: прежде чем начать работу, договорились с товарищами, что если у кого-то что-то не получится, помоги; если тебе трудно выполнить работу, попроси помощи; не мешай товарищам. Подчеркивали, что результат труда зависит от усилий и стараний каждого и работы всех вместе.
В конце труда даем оценку работе каждого и всех вместе. При этом оценивали не только результаты, но и отношение детей к труду, их умение договариваться и работать дружно. Положительную оценку деятельности неуверенных детей обязательно даем в присутствии всей группы, что помогает этим детям поверить в свои силы и меняет к нему отношение товарищей.
При уборке участка от листьев, также вносили элементы игры: делили детей на две бригады, просили выбрать бригадиров, которые распределяли обязанности в бригаде детей. При этом бригадирами становились все дети по очереди. Таким образом, развивали у детей организаторские навыки.
Так как дети любят играть в сюжетно-ролевые игры, но необходимые игровые атрибуты не всегда есть к играм, то с группой детей было решено изготовить атрибуты самостоятельно. Дружно обсудили какие атрибуты будем делать и принялись за работу. После дети сами не раз объединялись для изготовления атрибутов для своих игр.
Перед трудом или после его окончания, в группе проводились беседы на тему: «Добрые поступки», «Учимся работать дружно», «Что такое дружба?», и т. д. Беседы подкреплялись пословицами и поговорками о дружбе и труде, рассказами и сказками о дружбе. А также наглядным и игровым материалом. Например, игра «Выбери партнера». Здесь дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Сейчас вы должны будете разделиться на пары. Каждый из вас молча должен выбрать себе партнера, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнером была Маша, я смотрю на нее и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет три подбегите к своему партнеру и возьмите его за руку». Если с первого раза не получается, следует повторить упражнение несколько раз, воспитатель при этом должен следить за тем, чтобы дети менялись парами.