Файл: Особенности формирования и модели глобальной олигополии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. На рынке есть сравнительно огромное количество продавцов, любой из которых удовлетворяет маленькую, однако не микроскопическую долю рыночного спроса на совместный тип продукта, реализуемого компанией и её конкурентами.

3. Торговцы на рынке не числятся с реакцией собственных конкурентов, когда избирают, какую определить стоимость на свои продукты либо, когда избирают ориентиры сообразно размеру годовых продаж. Данная изюминка является следствием все же сравнительно огромного числа продавцов на рынке с монополистической конкуренцией, т. е. ежели единичный торговец уменьшит стоимость, то возможно, что прирост размера продаж случится не за счет одной компании, а за счет почти всех. Как последствие, маловероятно, что какой-либо единичный соперник доставит довольно значимые утраты собственной части на рынке в следствии убавления подкупной цены какой-либо отдельной компании. Следственно, у соперников недостает обстоятельств, чтоб отреагировать на это конфигурацией собственной политики, так как заключение одной из компаний не повлияет в значимой ступени на их способности получать прибыли. Компания знает это и, следственно, не учитывает какой-нибудь вероятной реакции соперников, когда избирает свою стоимость либо мишень сообразно продажам.

4. На рынке имеется условия для вольного входа и выхода. При монополистической конкуренции просто создать компанию либо оставить рынок. Удачные дела на рынке с монополистической конкуренцией завлекут новейших продавцов. Однако вход на рынок не настолько легок, как он был при совершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками и услугами. Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество над новыми производителями. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию.

1.6 Стратегии олигополии

Прежде всего олигополистические рынки различают по тому, действуют ли их участники-олигополисты совершенно независимо друг от друга, на свой страх и риск, или же, напротив, они вступают в сговор, который может быть явным, открытым или тайным, скрытым. В первом случае обычно говорят о некооперированной, во втором о кооперированной олигополии. Очевидно, что при анализе поведения олигополистов, действующих совершенно независимо друг от друга, определяющее значение имеют различия в предположениях относительно реакции соперников. В зависимости от того, выбирает ли олигополист в качестве управляемой переменной величину выпуска или цену, различают олигополию предприятий, устанавливающих величину выпуска, или просто количественную олигополию, и олигополию предприятий, назначающих цену, или ценовую олигополию.


Глава 2 Модели олигополии

2.1Модель Курно

Модель Курно – модель равновесия в условиях некооперированной олигополии

Данная модель была разработана французским экономистом и математиком Огюстеном Курно (AugustinCournot, RecherchessurlesPrincipesMathematiquesdelaTheoriedesrichesses, 1838).

На рынке действуют две схожие фирмы, каждая из которых владеет источником минеральной воды, который она может разрабатывать с одинаковыми издержками. Для простоты они приняты равными нулю. Минеральную воду фирмы реализуют на рынке. Рыночный спрос известен и имеет вид линейной функции:

Р=a-bQ.

Совокупный объем производства двух фирм:

Q=Q1+Q2.

Каждая фирма стремится к максимизации прибыли, исходя из неизменности объема выпуска конкурента, независимо от того, какой объем выберет она сама. Например, если фирма 1 полагает, что возможный объем выпуска фирмы 2 равен нулю, то она производит в точке оптимума один объем. Если возможный объем выпуска фирмы 2 будет больше, то фирма 1 скорректирует свой выпуск исходя из остаточного спроса (рыночный спрос минус спрос на продукцию фирмы 2), т.е. произведет в точке оптимума несколько меньше. И, наконец, если фирма 1 полагает, что ее конкурент покрывает все 100% рыночного спроса, ее оптимальный выпуск будет равен нулю.

Таким образом, оптимальный объем производства фирмы 1 будет меняться в зависимости от того, как, по ее мнению, будет расти объем выпуска фирмы 2.

Основная задача модели — определить при каком объеме выпуска обе фирмы достигают равновесия.

Подставим в уравнение рыночного спроса уравнение совокупного объема производства двух фирм и получим

P=a-b(Q1+Q2).

Выразим прибыли фирм как разность между совокупными доходами и совокупными издержками каждой из них:

п1=TR1-TC1=PQ1-cQ1,

п2=TR2-TC2=PQ2-cQ2,

где с — средние краткосрочные издержки фирм (для простоты анализа издержки фирм приняты одинаковыми).

Подставим в правые части полученных уравнений развернутое значение Р и получим

п1={a-b(Q1+Q2)}Q1-cQ1=aQ1-bQ12-bQ2Q1-cQ1,

п2={a-b(Q1+Q2)}Q2-cQ2=aQ2-bQ22-bQ2Q1-cQ2.

Условие экономического равновесия предполагает невозможность прироста прибыли в точке оптимума или, другими словами, равенство предельной прибыли нулю:

п1`(Q1)=0,

п2`(Q2)=0,

или


Перепишем эти уравнения следующим образом

  • a-2bQ1-bQ2-c=0,
  • a-2bQ2-bQ1-c=0,
  • 2bQ1=(a-c)-bQ2,
  • 2bQ2=(a-c)-bQ1.

Выразив объем выпуска одной фирмы через объем выпуска другой, уравнение кривых реакций дуополистов:

Q1=(a-c)/2b — 0.5Q2,

Q2=(a-c)/2b — 0.5Q1.

Поскольку мы изначально рассматривали две схожие по издержкам и выпускаемой продукции фирмы, то их кривые реакции выражены одинаковыми уравнениями.

Экономический смысл кривых реакции:

Совокупность точек на кривой реакции показывает, какой будет реакция одной из фирм при выборе объема своего выпуска на решение другой фирмы относительно величины своего выпуска.

Точка пересечения кривых реакции обоих дуополистов, совмещенных на единых координатных осях, называется точкой равновесия Курно.

Графическое изображение данных кривых реагирования представлено на рис. 1.

На рис. 1 R1(Q2) — кривая реакции дуополиста 1 на величину выпуска, предложенного дуополистом 2, и соответственно R2(Q1) — кривая реакции дуополиста 2 на величину выпуска, предложенного дуополистом 1.

Для того чтобы определить равновесные объемы выпусков обоих фирм, используем уравнения реакции. Подставим выражение Q2 в уравнение Q1=(a-c)/2b — 0,5Q2 и наоборот, и получим:

Q1*=(a-c)/3b,

Q2*=(a-c)/3b.

В точке равновесия фирма 1 выбирает оптимальный для себя объем производства Q1*, предполагая, что ее конкурент поддерживает объем выпуска Q2*. В свою очередь, фирма 2 независимо от фирмы 1 выбирает оптимальный уже для нее объем Q2*, полагая выпуск своего конкурента равным Q1*. Таким образом никто из олигополистов не желает изменять своего выбора в одностороннем порядке.

Как видно из полученного уравнения и рис. 1, равновесный совокупный объем выпуска обоих фирм, действующих независимо друг от друга, покрывает лишь 2/3 рыночного спроса, равного Q=(a-c)/b:

Очевидно, что если бы фирмы могли договориться о разделе рынка и действовали как единая монополия, то рынок был бы поделен пополам, и каждая из фирм обеспечивала бы лишь по 1/4 рыночного спроса, реализуя продукцию по более высоким ценам и получая соответственно более высокую прибыль.

Доказательство.

Совокупный доход обеих фирм равен

TR=PQ=(a-bQ)Q=aQ-bQ2.

Следовательно, предельный доход равен MR=a-2bQ.

Совокупные издержки обоих фирм составляют TC=cQ. Соответственно, предельные издержки MC=c.


Таким образом, приравняв предельные издержки к предельному доходу, мы получим оптимальный объем выпуска обоих фирм при согласованных действиях:

  • MC=MR,
  • с=a-2bQ,
  • 2bQ=a-c,
  • Q=(a-c)/2b.

Итак, на каждую фирму при делении рынка пополам пришлось бы по (a-c)/4b выпускапродукции.

2.2 Модели Штакельберга и Бертрана

В отличие от модели Курно, в которой обе фирмы являются на рынке равноправными игроками, в модели Штакельберга одна из них (лидер I) активна, а другая (последователь II) пассивна.

Последователь предоставляет лидеру возможность первому предложить на рынке желаемое количество товара и оставшийся после этого неудовлетворенный отраслевой спрос рассматривает как свою долю рынка.

Такое взаимоотношение между конкурентами может возникнуть вследствие ассиметричного распределения информации: лидер знает функцию затрат последователя, в то время как последователь не осведомлен о производственных возможностях лидера.

В такой ситуации фирмам не нужно принимать стратегических решений. Прибыль лидера зависит только от его объема выпуска, так как объем выпуска последователя задан уравнением его реакции.

qII = q II (q I).

Для наглядного сопоставления равновесия Курно с равновесием Штакельберга линии реакции дуополистов нужно дополнить линиями равной прибыли. Уравнение изопрофиты получается в результате решения уравнения прибыли дуополии относительно объема выпуска, обеспечивающего заданную величину прибыли.

Ж. Бертран критиковал модель дуополии Курно за то, что в ней конкуренты определяют объем выпуска, а не цену товара. Это, по его мнению, не соответствует практике: олигополия предлагают покупателям каталоги своей продукции, в которых указаны цены, а не предполагаемые объемы продаж. В модели дуополии Бертрана конкуренты принимают решения не об объеме выпуска, а о ценах.

Рассмотрим сначала поведение дуополистов, имеющих постоянные предельные затраты (MC = l). Отраслевой спрос задан функцией QD = a - b P.

Поскольку обе фирмы производят гомогенное благо, то функция спроса на продукцию одной фирмы имеет вид

Фирме достается весь рынок, если цена на ее продукцию ниже цены продукции конкурента; при обратном соотношении цен фирма вытесняется с рынка. Последний делится поровну между конкурентами, если они продают товар по одинаковой цене.

В таких условиях равновесие на рынке установится только в том случае, когда обе фирмы продают товар по одинаковой цене, которая равна предельным затратам: P I = P II = l, так как при P I = P II > l у каждого конкурента есть возможность захватить весь рынок за счет выбора цены в интервале l <Pi<Pj. В результате при ограниченном числе конкурентов на рынке устанавливается такая же цена, как на рынке совершенной конкуренции.


Когда дуополисты имеют возрастающие предельные затраты, последствия ценовой конкуренции многовариантны.

2.3 Модель Эджуорта.

Согласившись с критикой модели Курно Бертраном, Ф. Эджуорт предложил модель ценовой дуополии с ограничением на величину производственной мощности дуополистов.

Если теперь дуополист 1 несколько повысит свою цену, тогда как дуополист 2 сохранит цену P 2 = МС, все покупатели захотят перейти к нему вследствие более низкой цены.

Однако - и в этом отличие модели Эджуорта от модели Бертрана - он не сможет покрыть более половины рыночного спроса, поскольку именно такова его производственная мощность.

Разочарованные неспособностью дуополиста 2 удовлетворить их спрос по относительно более низким ценам покупатели вынуждены будут обратиться к дуополисту 1. Столкнувшись с остаточным спросом (Q (P º МС) - qk), последний сможет максимизировать свою прибыль, действуя как монополист в отношении этого остаточного спроса.

Его предельные затраты уравниваются с предельной выручкой в точке А, что предполагает установлением им прибыль для увеличения цены PJ, при которой выпуск составит q 1 - Q (P = MC) /4.

В ответ на это дуополист 2 повысит свою цену до уровня чуть ниже P 1, цены дуополиста 1, с тем чтобы привлечь к себе его покупателей. Однако из-за ограниченности своей производственной мощности дуополист 2 сможет покрыть спрос лишь в объеме Q 1 - q 1 = 2/3Q 1 = Q 1 (P = МС) /2.

Продавая по чуть более низкой, чем у дуополиста 1, цене вдвое больше продукции, дуополист 2 получит, вероятно, и вдвое большую прибыль. Тогда дуополист 1 в свою очередь снизит цену до уровня чуть ниже, чем цена дуополиста 2. Словом, они попытаются опередить друг друга в снижении цен.

Но как только цена действительно упадет до Р, выгодным для любого дуополиста вновь становится повышение цены до P 1, и весь ценовой цикл повторится.

Таким образом, модель Эджуорта не предрекает никакого статичного равновесия.

Скорее это некая "ценовая ловушка", попав в которую дуополисты втягиваются в нескончаемую ценовую войну, в которой падения цен чередуются с их всплесками.

2.4 Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии

Олигополия - это игра характеров, в которой так же, как в шахматах или в покере, каждыйигрок должен предугадать действия соперника.Так в 1944 году была выпущена книга под названием “Теории игр иэкономическое поведение”. В которой вместо отправной точкиНейманом и Моргенштерном было исследовано ивыдвинуто свое предположениео том, как одна фирма отреагирует на изменения, проводимые другой фирмой,они решили выяснить, какое предположение относительно поведения своихконкурентов оптимально для фирмы.