Файл: Особенности формирования и модели глобальной олигополии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теория игр занимается анализом стратегического взаимодействия субъектов, она используется как для анализа действий отдельных людей, так и действий фирм. Предположим, что существует только две фирмы, у которых есть только два возможных варианта поведения. Допустим, дуополисты имеют лишь два варианта поведения – установить высокие цены на свой товар, или установить низкие цены. Каждый из вариантов приведет к различным объемам прибыли обеих фирм.

Глава IIIОлигополия на примере черной металлургии РоссийскойФедерации.

Металлургическая ветвь является одной из важных в экономике каждой страны,так как она выступает основой развития машиностроения и строительства. В России металлургическая отрасль немного уступает по значительности по сравнение с нефтегазовой индустрии. Сообразно этим Минпромторга РФ, доля металлургической промышленности в ВВП страны составляет порядка 5%, а на долю экспорта приходится 14%.

В 2015 году металлургическая ветвь претерпела мощнейший спад, который нашел свое отражение на многих участниках рынка. Почти все металлургические фирмы обязаны были приостановить производственные мощности в следствии нерентабельности, в силу того, что цены на глобальных рынках металлов проявляли существенное понижение, а ряд металлов достиг ценового дна. Так, к примеру, цены на алюминий, медь, сталь и остальные сплавы в конце 2015года упали до рекордно низкой отметки за последние несколько лет. Это в свою очередь воздействовало на сырьевые рынки, какие еще проявили отрицательнуюдинамику в 2015 году.

Перейдем к рассмотрению Российского рынка черной металлургии.

Если рассматривать российскую металлургическую отрасль, то следует отметить, что на долю отечественных металлургов приходится порядка 4,5% мирового производства. Производство металлопродукции в России по итогам 2015 года оценивается в 71,1 млн тонн стали и 52,6 млн тонн чугуна. Среди крупнейших отечественных производителей можно отметить Северсталь, ММК, НЛМК и Мечел, которые занимают наибольшую долю рынка. На долю этих компаний приходится около 62% российского производства стали и практически 69% производства чугуна в стране.

Динамика производства и потребления стали и чугуна в России схожа с мировым состоянием.

В 2015 году также наблюдается сильный разрыв между производством и потреблением в стране, что в первую очередь отразилось на выручке российских металлургов. В результате, в 2015 году долларовая выручка Северстали и НЛМК снизилась на 22,9%, а выручка ММК упала на 26,6%, Мечел показал снижение около 35%.


Если рассмотреть выручку российских компаний в рублевом эквиваленте, то наблюдается противоположная картина:

Такой контраст вызван тем, что на руку российским производителям сыграла девальвация рубля и относительно низкая себестоимость производства. Российские металлурги экспортируют в среднем около 40−45% производимой стали и около 10% производимого чугуна. Продажи продукции за рубежом, оцениваемые в долларах, вкупе с себестоимостью, оцениваемой в рублях, и невысокими ценами на ресурсы, позволили российским компаниям получить дополнительную выручку, что явилось одним из преимуществ российской металлургии перед иностранными конкурентами. Для сравнения, показатель рентабельности продаж по валовой прибыли у лидеров мирового рынка, таких как ArcelorMittal, NSSMC и POSCO, по итогам 2015 года не достиг и 15%, в то время как для лидеров российского рынка данный коэффициент варьируется в районе 30−40%. 

Таблица 1

Рентабельность продаж

ROS (Валовая прибыль)

ROS (Операционная прибыль)

ROS (Чистая прибыль)

Северсталь

0,405

0,264

0,089

ММК

0,304

0,189

0,063

НЛМК

0,314

0,174

0,121

Мечел

0,402

0,095

-0,453 

Среди российских компаний наиболее высокий показатель рентабельности как по валовой, так и по операционной прибыли показывает Северсталь. Однако по показателю рентабельности по чистой прибыли лидирует НЛМК, что связано с низкой долговой нагрузкой компании. Обратная ситуация у Мечела: из-за высокой долговой нагрузки компания демонстрирует отрицательное значение коэффициента. 

Заключение

В первой главе мы рассмотрели понятие «Олигополия» и выяснили, что данная рыночная система включает в себя много условий для реализации себя на рынке.

Одним из ярко выраженным условием является конкуренциясо стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке.К тому же участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая является результатом существования барьеров для вхождения в отрасль и их способности избегать ценовой конкуренции.


Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Действительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов.

Вот второй главе мы рассмотрели модели олигополии, которые рассказали, как развивалась и функционирует олигополия.

Что по условиям модели Курно на рынке действует фиксированное число N > 1 фирм, выпускающих экономическое благо одного наименования,
вход на рынок новых фирм и выход из него отсутствуют, фирмы обладают рыночной властью конкурируя, одновременно выбирая объемы выпуска, тем самым максимизируют свою прибыль без кооперации.

Что касается модели Бертрана, каждая фирма на дуополистическом рынке устанавливает максимальную цену, предполагая, что цена продукции конкурента остается неизменной. Именно это предположение движет рынок к состоянию равновесия, в котором ни одна из фирм не желает менять свою цену.

Созданная Эджуортом модель позволяет решить проблему ценовой конкуренции, при которой цена продукта не опускается до уровня его предельных издержек. С другой стороны, данная модель не обладает ожидаемым состоянием равновесия, т.е. здесь не существует пары равновесных объёмов выпуска и равновесной цены.

В третьей главе мы ознакомились с олигополистическим рынком черной металлургии Российской федерации и выяснили, что перспективы развития российской металлургической промышленности напрямую зависят от развития мировой отрасли черной металлургии в связи с тем, что немалая часть продукции российских компаний поставляется на мировой рынок. Рассматривая операционные и финансовые результаты за первое полугодие 2016 года, можно заметить, что в первом квартале текущего года рынок все еще находился в упадке. Однако второй квартал текущего года отметился как ростом цен, так и ростом продаж металлургических компаний.

Использованная литература

  1. Бен Бернанке, Роберт Фрэнк «Экономикс» Экспресс курс/ пер. с англ. - СПб: Питер 2013г. - 720 с.
  2. Журавлева Г.П. «Экономическая теория» Микроэкономика-1,2 6-е издание: Изд-во «Дашков и К», 2014 г.- 934 с.
  3. Ильин С.С. Основы экономики. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 268 с.