Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Перспективы франчайзинговых договоров в России).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Темой данной курсовой работы является "Франчайзинг как особый вид организации бизнеса".
Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью, теоретической и практической значимостью поиска эффективных форм регулирования франчайзинговой деятельности.
Целью работы является определение экономической сущности франчайзинга; определение проблем развития франчайзинга, а также выяснение перспектив его развития в современной России.
Задача курсовой работы заключается в детальном рассмотрении основ функционирования специальных сетей и их распространение в России.[1]
Предметом исследования работы есть само явление франчайзинга как вида организации бизнеса и существующие в нем вертикальные ограничения.
Для написания данной курсовой работы были использованы законодательные акты, учебные пособия, специальная литература, а также Интернет-ресурсы.
Современное состояние экономики, ее глобализация имеет необходимость разработки организационно-экономических основ формирования общих форм бизнеса. Особенно ярко эта тенденция просматривается применимо к предприятиям, функционирующим в условиях спада ключевых показателей, когда каждый производитель желает завоевать внимание потребителя.[2]
Поэтому одним из приоритетных направлений является разработка механизма формирования, становления и развития специальных форм организации бизнес процесса. Такая необходимость связана с приоритетом предпринимательской деятельности в стране.
Сегодня в экономике страны франчайзинг как интегрированная форма бизнеса является относительно новым явлением, для которого необходимо выработать основные теоретические и методологические основы.
Новая форма бизнеса позволяет существенным образом повысить эффективность всех бизнес процессов, как государственных, так и коммерческих структур, которые ведут свою деятельность на территории Российской Федерации.
Естественно, что, как и другие формы организации бизнеса франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки.
Правильное использование франчайзинга позволяет привлекать иностранные инвестиции: финансы, оборудование, авторские права.
Выбор зарубежных компаний обусловлен потребностью конкретных товаров на рынке (спецификой самого товара или услуги) и другими экономическими, политическими и социальными факторами.
1. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ОСОБЫЙ ВИД ВЕРТИКАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ.
1.1 История развития франчайзинга
Термин "франчайзинг" происходит от французского слова "frachise", что означает "льгота, привилегия, право участия", - это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную торговую марку, возможность обучиться и получать по ходу дела необходимые подробные консультации.[3]
Нечто подобное тому, что сейчас называют франчайзингом, существовало и раньше, еще в давние времена. Это была некая система, в соответствии с которой предоставлялись определенные права или делегировались определенные полномочия в обмен за плату. Примером такого "франчайзинга" может служить баронская система в Англии, когда король предоставлял права баронам по сбору и подсчету налогов. Система гильдий, существовавшая в Лондонском Сити, была также своеобразной фирмой франчайзинга. Так, членство в ливрейных компаниях Лондонского Сити предоставляло таким членам множество различных привилегий. Обычным методом вступления в ливрейную компанию было поступление в ученичество, которое, по его утешному окончанию, предоставляло статус фримена, т.е. гражданина, который получал право служить любому господину или самому себе. Такая компания разрабатывала, утверждала, а также защищала стандарты производимых товаров и предоставляемых услуг и эффективно ограничивала конкуренцию. По сути, членство в компании давало право работать в пределах Лондонского Сити, но только в соответствии со стандартами, выполнение которых тщательно проверялось.[4] В Соединенных Штатах Америки франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок. Многие исследователи называют именно Исаака Зингера, основателя всемирно известной компании - производителя швейных машин, родоначальником современного франчайзинга. С 1851 года его фирма заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы - предтечу современного специального контракта. Договором подразумевалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории Соединенных Штатов. После окончания гражданской войны в Америке в середине XIX века Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана специальная система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории.[5] Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины.
Вплоть до 1950-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга или франчайзинга первого поколения.[6]
Созданная в 1977 году Британская специальная ассоциация (БФА) дает определение франшизы как контрольной лицензии, выданной одним лицом (франчайзором) другому лицу (франчайзи), которая:[7]
▫ дает разрешение или обязывает франчайзи заниматься в течение периода франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее или ассоциируемое с франчайзором;
▫ дает право франчайзору осуществлять контроль в течение всего периода франшизы за качеством ведения бизнеса, являющегося предметом франшизы;
▫ обязывает франчайзора предоставлять франчайзи помощь при ведении бизнеса, являющегося предметом франшизы (помощь в организации предприятия, обучение персонала, управление продажами и т. д.);
▫ обязывает франчайзи регулярно в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзору определенные денежные суммы в оплату франшизы или товаров, услуг, предоставляемых франчайзором франчайзи;
В сущности, франчайзинг процветает потому, что совмещает стимул к владению малым предприятием с управленческим мастерством крупного бизнеса. А личная собственность представляет лучший стимул, когда-либо созданный для побуждения к тяжелой работе.
До последнего времени слово франчайзинг было синонимом предприятий общественного питания с едой быстрого приготовления типа "Макдоналдс" и "Вендиз". Но сейчас франчайзинг проник в большинство отраслей. В 1960 г. была создана Международная Ассоциация Франчайзинга (IFA).[8]
Современный франчайзинг представляет собой систему отношений, строго регулируемых этическими, юридическими и финансовыми нормативами и положениями. В большинстве стран мира работают Ассоциации и Федерации, основная задача которых защищать интересы франшизных компаний.[9]
1.2 Преимущества и недостатки франчайзинга
Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом. По существу суть франчайзинга заключается в обмене (впрочем, как и все товарно-денежные отношения): франчайзер отдает франчайзи право пользоваться относительно известным брендом, обучает секретам своего бизнеса и предоставляет определенные относительные гарантии надежности бизнеса, так как на практике доказана его успешность. В ответ франчайзи делится с франчайзером своими деньгами и, в какой-то степени, своей независимостью.
Франчайзинг позволяет компании развиваться за счет средств, привлекаемых в систему предпринимателей-франчайзи. Более того, когда деятельность налажена, он становится источником стабильного дохода для организатора сети.
Преимущества и недостатки франчайзинга для франчайзи.[10]
Одним из основных преимуществ франчайзинга для франчайзи является значительное снижение риска понести убытки или стать неплатежеспособным прежде, чем он твердо станет на ноги и сможет уверенно вести и развивать свою предпринимательскую деятельность.
Снижение риска понести убытки основано на использовании уже опробованных и успевших зарекомендовать себя методов ведения предпринимательской деятельности.
Вступая во франчайзинговую сеть, франчайзи получает огромное преимущество от получения различного рода услуг от франчайзера, франчайзи, таким образом, опосредованно "использует" репутацию (гудвил) франчайзера и привлекает к себе потенциальных потребителей продаваемых товаров или услуг.[11]
Вступая во франчайзинговую сеть, франчайзи получает огромное преимущество от получения различного рода услуг от франчайзера или иных лиц, связанных с ним или доверяющих франчайзеру и его методам ведения предпринимательской деятельности:
● поставка торгового или иного оборудования на более выгодных условиях (например, в лизинг или с отсрочкой платежа);
● получение кредита в банке на наиболее льготных условиях;
● приобретение товаров с большими скидками;
● проведение широкомасштабной рекламной кампании при небольших финансовых затратах.
Помощь франчайзи в повседневной деятельности включает в себя постоянные консультации франчайзера, проведение анализа продаж и т. п. Опытный франчайзер раньше, чем франчайзи заметит надвигающиеся финансовые проблемы, предоставит ему необходимые рекомендации по преодолению трудностей и недопущению возникновения подобных проблем в будущем.[12]
Франчайзи, приобретая право пользования франшизой, значительно снижает обычные риски начинающего предпринимателя, его основным риском является принятое решение: правильно или неправильно выбранная франшиза, т. е. какая из потенциально возможных для приобретения франшиз даст возможность франчайзи быстрее окупить вложенные инвестиции и получить прибыль. На правильность выбора франчайзи влияет количество и характер информации, которую он может получить о продаваемой франшизе. Оценивая важность этого фактора, в некоторых странах основной аспект государственного регулирования франчайзинговой деятельности сводится к обязыванию франчайзера дать как можно больше сведений о продаваемой франшизе. Следует также указать, что к числу потенциальных рисков франчайзи в отношении франшизы могут быть отнесены:
▫ недостаточное апробирование франшизы. Приобретая вновь разработанную франшизу, франчайзи рискует, что она не была достаточным образом опробована и нет достаточных доказательств ее конкурентоспособности и рентабельности.
▫ недостаточная структурированность франшизы, являющаяся, как правило, доказательством недостаточной апробации, может повлечь за собой коммерческие и финансовые проблемы не только для отдельного франчайзи, но и в целом для всей франчайзинговой сети;
Преимущества и недостатки франчайзинга для франчайзера.[13]
Основным преимуществом франчайзинга для франчайзера является возможность значительного расширения сбыта своей продукции или услуг без привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Быстрое разворачивание франчайзинговой сети может тормозиться лишь следующими факторами:
● неспособностью франчайзера развивать и поддерживать соответствующую инфраструктуру;
● отсутствием у франчайзи необходимой квалификации и способностей;
● нехваткой мест, размещение в которых магазинов или иных торговых точек даст возможность быстро развить прибыльную деятельность.
При достаточном развитии франчайзинговой сети франчайзер может получать основные доходы от специальных платежей, а не от ведения предпринимательской деятельности, на основе которой сформировалась франшиза. [14]
Основную опасность для франчайзера во франчайзинге таят его взаимоотношения с франчайзи. Избранный франчайзи может быть не в состоянии вести определенную предпринимательскую деятельность.
Основной задачей франчайзера является обеспечение единых стандартов продажи товаров или предоставления услуг во всей франчайзинговой сети.
Крупные компании в своей практике используют самые разнообразные способы установления контроля в вертикально интегрированных структурах. Так, компания Генри Форда в 1920-е гг. включала в структуру операций предприятия не только собственно сборку автомобилей, но и выработку энергии, литейное производство, выпуск резины. Сейчас таких громоздких производственных комплексов почти не осталось, поскольку это требует крупных инвестиций с длительным периодом окупаемости, а возможность извлечения стабильной прибыли становится неопределенной. В этом случае компании используют другие инструменты обеспечения совместной деятельности, чаще различного рода ограничения на деятельность других компаний. Формы вертикального контроля весьма разнообразны. Они в значительной степени зависят от информационной среды, в которой находится производитель.[15]