Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Перспективы франчайзинговых договоров в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вертикальные ограничения представляют собой некие обяза­тельства, которые фирма, действующая на одной из стадий тех­нологической цепочки сделок между компаниями, налагает на поведение фирмы, оперирующей на другой стадии. Хотя практи­ка таких ограничений весьма разнообразна, выделим некоторые, наиболее часто встречающиеся.

Франчайзинг как форма вертикального контроля способствует получению структурой «производитель плюс розничный торговец» большей прибыли.[16]

Одним из вертикальных ограничений являются связанные про­дажи. В этом случае на покупателя накладывается обязательство при покупке одного товара данной фирмы купить и другой товар. Часто такое бывает при продаже технически сложной продукции: автомобилей, компьютерной техники и др., когда при покупке основного товара требуют приобретения комплектующих, запас­ных деталей. Практика вертикальных ограничений в виде взаимо­связанных продаж также представляет собой проявление рыночной власти активной фирмы. Подобными приемами пользовалась ком­пания IBM до 1936 г., когда при реализации табулирующих машин она требовала от покупателей использования ее перфокарт. Свя­занные продажи используются также с целью избежать государст­венного контроля цен, поскольку контролируемый товар продает­ся вместе с тем, цены на который не регулируются.[17]

Другой формой вертикального контроля могут быть исключи­тельные территории, т.е. определенные сег­менты рынка (общественные или частные), географические тер­ритории, на которые делится рынок между розничными торговца­ми. Это обычно делается для снижения плотности розничных торговцев на определенной территории. Для предотвращения арбитража в этом случае необходимы высокие требования к инфор­мации, поскольку производитель должен иметь информацию о ценовой политике потребителей. Поэтому такое ограничение чаще используется для оптовых торговцев.

Итак, вертикальные ограничения представляют собой много­образие форм воздействия активной фирмы на функционирование рыночного механизма и проявление рыночной власти активной фирмы на данном отраслевом рынке.

1.3 Франчайзинговый договор

В настоящее время следует отметить, что система франчайзинга на сегодня является самым популярным механизмом быстрого начала собственного бизнеса. Бизнес на основе договора франчайзинга является наиболее перспективным и эффективным способом ведения дела по сравнению со всеми остальными видами договорных отношений, основанных на передаче комплекса исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.


Как любой из договоров, который, так или иначе, нуждается в регулировании отраслей законодательством, договор франчайзинга требует особого внимания при согласовании его условий, а сами отношения франчайзинга зачастую строятся на ряде взаимосвязанных договоров, образующих так называемый "пакет договоров". Договор франчайзинга можно условно отнести к так называемым договорам сильной стороны, поскольку изначально исключительность прав, передаваемых франчайзером, их индивидуальная природа и защищенность правом интеллектуальной собственности позволяет франчайзеру диктовать условия договора и обеспечивать определенную подчиненность франчайзи.

Первоначально франчайзинг зарождался и развивался, как метод сбыта товаров в границах определенной страны. Имея целью, получение дохода через сбыт своих товаров и для этого создавая сеть специальных предприятий, франчайзер сталкивался с остановкой возрастания доходов, как только вся территория его страны была покрыта этой сетью предприятий.

Франшиза - совместные права промышленной и интеллектуальной собственности на торговые марки и товарные знаки, наименования фирм, на авторские нрава, конструкторские разработки, "ноу-хау" или патенты, которые должны использоваться для реализации продукции или оказания услуг конечным потребителям.[18]

В случае классификации франшизы по территориальному принципу можно выделить обычную и территориальную франшизы.

В случае классификации франшизы по характеру прав и обязанностей, которые передаются франчайзи, можно выделить обычную и генеральную франшизы.

Договор франчайзинга – это комбинированный контракт, который касается различных отраслей законодательства. Поэтому иногда, даже не смотря на помощь опытных юристов, сторонам не всегда удается избежать ловушек, которые содержатся в отдельных пунктах договора.

Каждый из договоров, опосредующий определенный вид франчайзинга, имеет свои особенности, следует указать, что базовым для любого вида специальных правоотношений является договор эксплуатации франшизы из одного помещения.

По договору эксплуатации франшизы из одного помещения одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) право владения и пользования франшизой под торговым наименованием, торговым знаком или знаком на услуги и по системе франчайзера из определенного, четко обусловленного в договоре, местонахождения (в договоре указывается адрес помещения).


На основе территориальной франшизы заключаются два вида специальных договоров: договор развития или договор развития территории; генеральный договор развития.[19]

По договору развития одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) "право разработки территории", по которому франчайзи имеет право и обязан после заключения договора развития открыть на предоставленной территории определенное количество (минимальное, максимальное, точно обусловленное в договоре) специальных предприятий. Договор развития не содержит положений по использованию франшизы, включая права использования объектов интеллектуальной собственности франчайзера, он является рамочным соглашением, по которому при открытии каждого специального предприятия франчайзи заключает с франчайзером договор из одного помещения.

По генеральному договору развития, представляющему собой гибридную форму договора на развитие и генерального специального договора, одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) как "право разработки определенной исключительной территории", так и право предоставления в пользование франшизы с дальнейшим открытием специальных предприятий третьими лицами (субфранчайзи).

Договора развития и генеральные договора развития различаются по таким критериям.

Функциональный критерий: по договору на развитие франчайзи не имеет права предоставлять право пользования франшизой третьим лицам, только он может использовать франшизу. По генеральному договору на развитие генеральный франчайзи одновременно выполняет функции франчайзера;

Критерий независимости: в случае заключения генерального соглашения на развитие франчайзер не присутствует на предоставленной территории, то есть он не открывает на предоставленной территории ни своего представительства, ни дочернего предприятия. Фактически франчайзи выполняет функции франчайзера на предоставленной территории.[20]

Как правило, договоры франчайзинга заключаются на долгосрочной основе. Это может иметь для франчайзи определенное неудобство, поскольку выйти из бизнеса в этом случае без больших потерь не удастся. При всех льготах, которые имеет франчайзи при организации бизнеса, стартовый капитал все же необходим, хотя, безусловно, намного меньший, чем при самостоятельном осуществлении предпринимательской деятельности. В целом следует указать, что франчайзинговый договор имеет приоритетный характер. Эта точка зрения разделяется всеми исследователями специальных договоров, несмотря на наличие в договоре элементов, схожих с элементами субординации между франчайзи и франчайзером: в соответствии с франчайзинговым договором франчайзер имеет право контролировать работу франчайзи и давать указания по корректировке его деятельности.


Происходящая в современном мире глобальная трансформация индустриального общества, в информационно-коммуникативное общество сопровождается не только проникновением бизнес технологий во все сферы жизнедеятельности общества. Возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально-экономической сфере, места и роли технологий в развитии общества.

Широкая информатизация всех сфер жизнедеятельности общества принципиально изменяет роль информации и информационно-коммуникационных технологий в социальном и экономическом развитии страны, от масштабов и качества, использования которых в профессиональной деятельности специалистов зависят уровень экономического и социального развития общества, его интеграция в мировую экономическую систему. В таких условиях особое значение приобретают проблемы, связанные со сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием информации, повышаются требования к содержанию и формам представления данных, а также к защите этих данных от несанкционированного и корыстного доступа. Прежде всего, это касается данных экономического характера.

2. ФРАНЧАЙЗИНГ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

2.1 Регулирование франчайзинга в США

Принимая во внимание, что франчайзинг в современном его виде появился и начал развиваться в США, именно там и было впервые дано законодательное определение франчайзинга.

Во-первых, следует отметить, что в законах штатов дается определение франшизы, а не специального договора, как это сделано в странах континентальной Европы и России.

Во-вторых, франшиза в различных законах штатов определяется в основном двумя способами. К первому можно отнести определение франшизы как сбытовой системы, а ко второму – определение франшизы как общности интересов сторон специальных отношений.

Главной особенностью законов штатов США и Правил является то, что они не столько регулируют правоотношения сторон франшизы, сколько устанавливают определенные правила, в соответствии с которыми такая франшиза должна предлагаться франчайзером.

Так, законодательные акты некоторых штатов предусматривают обязательную регистрацию франшизы и направление соответствующих документов потенциальному франчайзи до предложения или до момента заключения договора на передачу франшизы в пользование. К таким штатам относятся штаты Вашингтон, Гаваи, Иллинойс, Индиана, Калифорния, Мэриленд, Миннесота, Нью-Йорк, Северная и Южная Дакота.


Законодательство штата Орегон предусматривает обязанность франчайзера направлять франчайзи соответствующую документацию о франшизе, однако не обязывает франчайзи осуществлять обязательную регистрацию таких документов.

Законы штатов Кентукки, Мичиган, Небраска и Техас обязывают франчайзера зарегистрировать специальное уведомление о предложении франшизы и уплатить соответствующий регистрационный сбор.

Кроме требований публичного характера, т.е. требований о регистрации франшизы, законы устанавливают перечень информации, которую франчайзер должен сообщить франчайзи до подписания специального договора или франшизы.[21]

Представители американского франчайзинга решили использовать собственный опыт на зарубежных рынках. Большинство компаний продали свои франшизы в другие страны. Некоторые из них быстрыми темпами распространяют свою международную сеть. Так, на сегодняшний день более 35% американских фирм и их франчайзи владеют более 32 тыс. торговых предприятий в других странах[22].

2.2 Регулирование франчайзинга в Европейском Сообществе

Несмотря на бурное развитие франчайзинга в США, в Европу он пришел со значительным запозданием. Это обстоятельство повлияло как на уровень нормативного регулирования франчайзинга в отдельных европейских странах, так и на его регулирование в Европейском Сообществе. Можно сказать, что до 1978 г. в Европейском Сообществе, такой феномен как франчайзинг вообще не принимался во внимание.[23]

Так как поводом для начала регулирования франчайзинга в рамках ЕС явилась угроза нарушения именно антимонопольного законодательства ЕС, то было целесообразно более подробно остановиться на рассмотрении норм этого законодательства. Это тем более интересно, что в основе запланированного регулирования франчайзинга в России лежат именно нормы, взятые из антимонопольного законодательства ЕС.

Унифицированное правовое регулирование франчайзинга в Европейском союзе осуществляется нормами антимонопольного законодательства ЕС. Договоры франчайзинга, как и любые хозяйственные договоры, должны учитывать положения антимонопольного законодательства. При этом для договоров франчайзинга характерен целый ряд положений, которые могут вызывать проблемы с точки зрения антимонопольного законодательства. Среди них положения об установлении (поддержании) цены, положения, запрещающие франчайзи как в течение срока договора, так и в течение разумного срока после его окончания открывать аналогичные или подобные предприятия на территории, где он может стать конкурентом для других членов франчайзинговой сети, и др.[24]