Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Перспективы франчайзинговых договоров в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Франчайзинговые отношения по своей природе предполагают установление договором ограничений на ведение бизнеса франчайзи. Ценность франчайзинга во многом объясняется присущим ему единообразием реализуемых товаров или оказываемых услуг. Для достижения подобного единообразия франчайзер зачастую требует, например, чтобы франчайзи приобретал определенные товары и услуги из одобренных франчайзером источников. С точки зрения франчайзера и большинства франчайзи такие ограничения являются абсолютно необходимыми для защиты товарного знака — жизненно важной составляющей успеха франчайзинговой сети.

На сегодняшний день анализ договора франчайзинга на соответствие антимонопольному законодательству ЕС предполагает следующие действия:

Во-первых, необходимо определить, не будет ли такой договор признаваться ограничивающим конкуренцию по своей цели. Ограничивающие конкуренцию по цели договоры франчайзинга в абсолютном большинстве случаев являются недействительными.

Во-вторых, необходимо проанализировать, является ли договор ограничивающим конкуренцию по своему результату (действительному или потенциальному).[25]

В-третьих, следует определить, идет речь о существенном ограничении конкуренции по результату или существенном влиянии договора франчайзинга на торговлю между государствами — членами ЕС. Не является существенным ограничением конкуренции результат от договора, заключенного между предприятиями, доля каждого из которых не превышает 15 % на любом из соответствующих рынков, затронутых таким соглашением.[26]

Таким образом, юридическая действительность договора франчайзинга в ЕС зависит не только от положений самого договора, но и от поведения сторон такого договора, экономических последствий от договора франчайзинга, структуры и особенностей соответствующего рынка, доли франчайзера или обозначенного им поставщика на таком рынке. Антимонопольное законодательство ЕС запрещает далеко не все положения договора франчайзинга, ограничивающие конкуренцию на рынке. Для признания недействительности таких положений требуется глубокий экономический анализ, исследование причин и условий введения подобных положений в договор франчайзинга.

В деятельности любого предприятиях за определенный промежуток времени накапливается огромное количество информации, бухгалтерских записей, которые регистрируют каждую совершенную операцию.


Наиболее важными формами финансовой отчетности являются: оборотная ведомость, балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств, что важно также при организации бизнеса по так называемой франчайзинговой схеме. Главной проблемой также является прозрачность всех документов, которые необходимы для принятия правильного экономического решения.

В том числе ключевыми можно считать формы финансовой отчетности, которые являются ключевыми при принятии стратегических и других инвестиционных решений.

Все принципы являются определяющими, и при их выполнении предприятие может организовать правильный и эффективный процесс бухгалтерского учета. Правомерность принципов доказывается их многовековым существованием, несмотря на изменения, социально-экономических формаций утверждения являются актуальными и определяющими, и по сей день.

Соблюдение и следование данным принципам способствует качественному проведению и функционированию процессов бухгалтерского и управленческого учета, а также образование неких стандартов качества форм отчетности, которые являются результатом деятельности отделов учета и отчетности в любой организации или предприятии.

Особенно существующий принцип двойной записи является самым ключевым, которого придерживаются все действующие бухгалтера, также данный принцип закреплен законодательно в специальных формах отчетности.

2.3 Регулирование франчайзинга в России.

Сегодня в России упоминание франчайзинга уже не вызывает удивление, а его использование постепенно переходит от сфер малого и среднего бизнеса к крупномасштабным проектам, охватывающим как производственные отрасли, так и сферу услуг. В России отсутствует специальное законодательство о франчайзинге.

Суть франчайзинга приобретает весомое значение с поддержкой и распространения концепций, которые имеют вес и признание на рынке. В России франчайзинг сопутствует, прежде всего, инвесторам и фирмам, которые начинают бизнес, в создании нового бизнеса и диверсификации своей деятельности за использование технологий и инноваций франчайзера для избегания трудностей и нестабильности нового бизнеса, что сопровождают его начало.[27]

Такая интегрированная форма организации бизнеса создает предпосылки для реализации крупномасштабных программ. Тщательно спланированная и обоснованная программа франчайзинга позволяет предпринимателю существенно расширить границы своих возможностей, определить главные направления своей деятельности.


Одной из самых сложных задач является разработка необходимой законодательной базы, для обеспечения нормального функционирования всех экономических субъектов (главным является организация необходимой инфраструктуры) использующих франчайзинговые схемы и модели.

Правильные условия являются главными катализаторами экономического и социального развития конкретных субъектов Российской Федерации.

Ключевым моментом является также привлечение иностранных инвестиций и технологий в регионы, которые в этом больше всего нуждаются (получают субсидии от государства).

Создание необходимой инфраструктуры и корректной законодательной основы, послужит серьезным толчком социально-экономического развития региона в целом или конкретно взятого населенного пункта.

Формирование необходимых условий является прерогативой государства в лице правительства Российской Федерации и конкретного (профильного) министерства.

Создание необходимых условий, функционирования разных форм бизнеса, является залогом, успешного функционирования всех экономических субъектов общества.

Информационное общество характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому. Японские ученые считают, что в информационном обществе люди получат доступ к надежным источникам информации.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ ДОГОВОРОВ В РОССИИ

3.1 Развитие франчайзинга в России

Распространение отношений франчайзинга в России имеет большое значение для успешного осуществления процессов рыночной трансформации, реализации позитивных тенденций развития бизнеса и потребительского рынка. Именно от эффективности развития отношений франчайзинга зависят как дальнейшие возможности обоюдно выгодной (для державы и инонациональных хозяйственных структур) деятельности в России ведущих компаний мира.

На сегодняшний день более 200 компаний в России являются франчайзерами, если ссылаться на данные экспертного исследования украинского рынка франчайзинга. Еще 300 компаний имеют высокий потенциал перехода на франчайзинговую основу. Но развитию франчайзинга мешают две проблемы: нежелание компаний раскрывать свои стандарты ведения бизнеса и неготовность поделиться информацией; при покупке франшизы люди должны видеть схемы работы для каждого отдела, каждой структурной единицы бизнес-процесса, а часто это не налажено нормально, и как результат – нечего предложить рынку. Даже самый большой в мире франчайзер – McDonalds – в России не готов открывать свои бизнес-стандарты, поэтому существует такое малое количество предложений по франчайзингу.[28]


Система рыночных отношений типа франчайзинга в это время еще формируется в России. По оценкам Министерства экономического развития, на сегодня в России подписано более чем 80 специальных контрактов, треть которых касается рынка нефтепродуктов, еще четверть – системы fast food. Самые большие франчайзеры – McDonalds, "Кодак", "Фуджи", "Билла", "Альянс", "Ростикс" и др.[29]

Но для развития франчайзинга при нынешних условиях в России существует ряд проблем:

- нечеткая нормативно-правовая база, которая не регулирует многие из вопросов, связанных с франчайзингом;

- проблемы финансово-кредитного характера;

- отсутствие необходимого информационного обеспечения;

Развивать франчайзинговую сеть имеет намерение и компания "Мирсеть". В 2015 г. В России планировалось открыть 150 салонов под брендом "Техмаркет", 60% которых будут работать по партнерским программам, то есть по франшизе. Сейчас в СНГ работает более чем 2400 салонов "М ирсеть" и 54 – на территории России.[30]

В целом российский рынок является недооцененным, существует огромное количество перспективных направлений с серьезными показателями рентабельности и низким показателем конкурентоспособности из-за отсутствия достаточного количества конкурентов на рынке.

Стремительный прорыв по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики послужил мощным толчком к интенсивному нарастанию процессов информатизации всех сфер общества. Переход от индустриальной эпохи к информационному обществу, а также изменения в подходах к оценке роли информации в политической и экономической жизни страны. Послужили предпосылкой для выхода информационных и коммуникационных технологии на качественно новый уровень, позволяющий без значительных капитальных затрат решать сложные экономические и прочие задачи не только на государственном масштабе, но и на уровне бизнес форм, таких как франчайзинг.

Информационный фактор модифицирует рыночный механизм экономики: изменяются методы конкуренции, формируются локальные, региональные, национальные и международные рынки информационных и телекоммуникационных товаров и услуг, функционирующие на новых принципах. Телекоммуникационная инфраструктура превращается в условие, определяющее уровень конкурентоспособности продукции и услуг промышленности. ИКТ-сектор превысил в мире суммарные объемы нефтяной и сталелитейной промышленности.


В то же время из-за недостаточного развития инфраструктуры, общество несет огромные материальные потери, выражающиеся в первую очередь в замедлении темпов экономического развития.  В условиях рынка, с его динамизмом и конкуренцией, будет возрастать, так как высококачественная связь является важнейшей составляющей инфраструктуры и мощным катализатором рыночных отношений, залогом коммерческого успеха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, следует отметить, что франчайзинг является новой формой ведения бизнеса и заключается в том, что одни предприятия частично передают права ведения бизнеса другому предприятию.

Франчайзинг - явление объективное, которое сложилось исторически и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной.

Франчайзинг играет важную роль в экономике и может вскоре стать преобладающей формой розничной торговли. Он также занимает заметное место в сфере услуг и несколько меньшее в производстве.

Привлекательность франчайзинга в наличии преимуществ для обоих участников специальных отношений. Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей он предоставляет в распоряжение стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - возможность расширить и установить свои позиции на рынке. Именно этим можно объяснить настолько широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке.

По сути франчайзинг помогает тем людям, которые по некоторым причинам не имеют возможности открыть свое дело или организовать бизнес, но могут и хотят начать работать. Поэтому франчайзинг дает возможность разрешить проблему занятости, а именно: когда появляется франчайзи по согласию франчайзера, он также дает возможность использовать труд молодежи и лиц, для которых полная занятость невозможна.

Значительное расширение франшизных систем дает возможность повысить экономическую активность населения и использовать эти средства для инвестирования в мелкие предприятия и фирмы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс России от 15 августа 2006 г.
  2. Земляков Д. Н., Макашев М. О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 142 с.
  3. Цират А. В. Франчайзинг и франчайзинговый договор: Учебн.-практ. пособие. – К.: Истина, 2015. – 240 с.
  4. Марков С. Франчайзинг: решение проблем развития бизнеса // Проблемы теории и практики управления. – 2014. - №3. – с. 104-107.
  5. Пивоваров М. Г. Франчайзинг. – 2016. - №2. – с. 192-195.
  6. Сафонов С. Правовые аспекты работы по франчайзинговым договорам // Финансовая консультация. – 2016. - №17. – с. 14-20.
  7. Спекторов Ю. Франчайзинг как бизнес. – 2015. - №2. – с. 112-119.
  8. Суковатий О. В. Франчайзинг // Проблемы науки. – 2015. - с. 18-22.
  9. Широбокова Н. М. Договор франчайзинга // Держава региона. – 2016. - №6. – с. 448-451.
  10. http://www.frshop.ru
  11. http://www.prachka.com.ru
  12. http://www.clj.ru
  13. http://www.franchisee.ru
  14. http://franchising.kiev.ru
  15. http://evolutio.info