Файл: Теоретические и практические исследования и изучение конкурентных преимуществ организации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Изучение конкурентных преимуществ имеет большое значение для управления предприятием, так как развитие организации неизбежно связано конкуренцией и противостоянием на рынке другим производителям и поставщикам аналогичной продукции.

Конкурентные преимущества должны обеспечивать уникальность торговой марки и удовлетворять специфические потребности клиента.

Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как завоевание и сохранение конкурентных преимуществ являются, как известно, ключевой функцией управления предприятием. Особенно важно добиться преимуществ на насыщенных рынках, где спрос удовлетворяется многими поставщиками.

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении конкурентных преимуществ организации.

Управление брендом на всех стадиях его жизненного цикла – одна из наиболее важных составляющих деятельности современных компаний. Оно предполагает постоянную оценку состояния развития бренда, его известности и уровня лояльности потребителей. Это позволит оперативно вносить изменения в стратегию развития бренда в зависимости от запросов рыка, что будет увеличивать жизнеспособность бренда в конкурентной среде.

Для достижения основных и приоритетнейших стратегических целей в условиях жесткой конкурентной борьбы на мировом рынке, предприятия вынуждены постоянно модифицировать и самосовершенствовать свою деятельность. Процесс модификации организационных структур управления, конкретных форм и методов руководства по сути дела уже начался и развивается по ряду конкретных направлений. В качестве основных из них можно назвать следующие.

Глава1. Основы конкурентных преимуществ предприятия

1.1 Понятие конкурентных преимуществ

Приступая к исследованию конкурентных преимуществ на предприятии, первоочередным шагом является определение главных понятий, используемых в данном параграфе – понятиям конкуренция и конкурентное преимущество.

“Конкуренция (от лат. “concure” - бежать к цели) - есть соперничество между людьми в достижении цели. Цель конкурентов на рынке - чтобы покупатель купил их товар. Основное орудие конкуренции - формирование спроса и стимулирование сбыта.1”


“Конкурентоспособность-это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке.”

“Конкурентное преимущество - это отличительные особенности компании и ее продукта в глазах потребителей. ”

Конкуренция на международных рынках имеет специфические особенности, связанные с особенностями входных барьеров на эти рынки. При этом учитываются разные уровни издержек на производство и сбыт, преимущества, недостатки, и особенности развития международных цепочек ценностей, возможности международного делового партнерства, соотношение курсов национальных валют. Осваивая международный рынок, субъекты предпринимательского бизнеса ставят перед собой различные задачи. Одни из них заинтересованы в поддержании и усилении доминирующего статуса на национальном рынке, хотя часть своей продукции они стараются реализовать за рубежом и, тем самым, воспользоваться новыми конкурентными преимуществами.

Другие стремятся к увеличению доли продаж именно на зарубежных рынках, прежде всего, в так называемых «сокровищницах» - на рынках тех стран, где данная компания имеет наиболее устойчивые конкурентные позиции, большие объемы продаж, включена в престижные цепочки ценностей и получает значительную прибыль.

 Выделяют следующие основные факторы обеспечения конкурентоспособности компаний:

1.  Сохранение и развитие конкурентного потенциала.

2.  Уровень конкурентоспособности партнеров по цепочке ценностей.

3.  Величина параметров спроса на продукцию и динамики спроса; учет межпродуктовых и межотраслевых потребительских предпочтений.

4.  Наличие конкурентных треугольников.

5.  Наличие и развитие конкурентных кубков; соперничество конкурентов как субъектов общенациональной и мировой экономики.

 Виды конкурентных действий субъектов предпринимательского бизнеса:

-   наступательные;

-   оборонительные;

-   контрнаступательные;

-   отступление как вид конкурентных действии;

-   согласительные;

-   изоляционистские;

-   смешанные;

-   отвлекающие.

Направления конкурентных действий субъектов предпринимательского бизнеса по Ф. Котлеру.

1. Конкуренция торговых марок – соперничество субъектов предпринимательского бизнеса, предлагающих идентичные товары и услуги одним и тем же целевым покупателям по сопоставимым ценам.


2. Отраслевая конкуренция – соперничество субъектов предпринимательского бизнеса производящих и реализующих однородные товары или группы товаров.

3. Формальная конкуренция – соперничество субъектов бизнеса, осуществляющих производство продукции, призванной удовлетворять одни и те же потребности.

4. Общая конкуренция – соперничество всех субъектов предпринимательского бизнеса за деньги потребителей.

Каждый вид конкуренции включает целый арсенал методов конкурентных действий.

Методы конкурентных действий разделяются на ценовые и неценовые.

Методы ценовой конкуренции: фирмы маневрируют ценами на свою продукцию – устанавливают всевозможные скидки постоянным клиентам; используют ценовой демпинг – устанавливают искусственно завышенные цены.

Методы неценовой конкуренции – способы, с помощью которых фирмы стремятся увеличить объем продаж, не прибегая к варьированию цен.

Такое деление методов конкуренции связано с пониманием сущности цены товара (услуги) как основного количественного фактора деловой деятельности и как структурной категории, отражающей пропорции денежного выражения деловых интересов субъектов бизнеса.

Конкурентные действия классифицируются по различным критериям.

В качестве критериев классификации форм конкурентных действий фирм, выделяют также уровень риска при осуществлении конкурентных действий; степень вовлечения фирм в атмосферу конкурентной борьбы, и характер реакций субъектов бизнеса на различные внешние раздражения.

Рассмотренные формы конкурентных действий применяются в определенной системе, внутри которой между ними устанавливаются сложные переплетения. Так, например, импульсивное конкурентное поведение может сочетаться с азартными и рискованными действиями и так далее. Агрессивные конкурентные действия часто бывают некорректными.

Под конкурентной позицией понимается конкретное положение субъекта предпринимательского бизнеса относительно его конкурентов.

Конкурентное позиционирование определяется как выбор, приобретение (формирование) конкурентной позиции фирмы и ознакомление с ней своего окружения.

Конкурентное позиционирование помогает фирмам оценить уровень своей интегральной конкурентной силы в сравнении с интегральной силой конкурентов, продемонстрировать внешнему окружению свои конкурентные преимущества и определить способы дальнейшего наращивания конкурентного потенциала и усиления конкурентоспособности для удержания и укрепления своей конкурентной позиции.


Конкуренция имеет свою структуру. О процессе конкуренции, имеющем определенную структуру, можно подробней ознакомиться в работе Ф. Фон Хайека «Конкуренция как процедура открытия». Данный процесс начинается с подготовки к непосредственному столкновению, переходит в стадию столкновения, которое обычно перерастает в конкурентную борьбу. Завершается данный процесс подведением итогов, выявлением, что именно конкуренты приобрели, либо потеряли в борьбе, определением победителей и побежденных.

Конкуренция может быть осмыслена как общеисторическое явление, имеющая древние корни. В то же время её можно рассматривать и как общеэкономическую категорию, и как социально-экономическую категорию, т.к. в отношениях между субъектами бизнеса проявляются те же самые черты, которые характерны для любых форм общественных отношений между людьми.

1.2 Классификация конкурентных преимуществ организации

Управление конкурентными преимуществами предприятия осуществляется по тем же функциям управления (менеджмента), что и управление другими объектами.

По возможности использования целесообразно разделять конкурентные преимущества на:

      - реальные конкурентные преимущества, определяющие текущую конкурентную  позицию в отрасли;

      - потенциальные конкурентные преимущества, ориентированные на желаемую  конкурентную позицию.

Существует несколько отличий конфликтного соперничества от неконфликтного.

Отличия конфликтного от неконфликтного соперничества.

1.  В конфликтном столкновении проявляется противоположность жизненных интересов соперников и невозможность реализовать собственные интересы без ущемления жизненных интересов других участников конфликта, а неконфликтное столкновение не имеет принципиального характера.

2.  Целевые установки, формируемые в процессе конфликтного соперничества, всегда направлены на ослабление и окончательное подавление конкурентов ради обеспечения собственных выгод.

3.  При конфликтном соперничестве стороны используют любые доступные ими не запрещенные законом инструменты конкурентной борьбы.

4.  Результатами конфликтного соперничества выступают устойчивые противоположные последствия для участников конфликта (статус победителя, либо побежденного и связанные с этим выгоды и, соответственно, неприятности), которые не могут быть мгновенно преодолены ими.

5.  В конфликтное соперничество двух сторон обязательно втягиваются другие стороны, которые на первых порах составляют лишь внешнее окружение конкурентов (среду конкуренции).


6.  Конфликтное соперничество может иметь затяжной, продолжительный характер.

«Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации.»

Далее будут приведены конкурентные преимущества, характерные для организаций. В табл. 1 приведен перечень внешних факторов конкурентного преимущества организации

Перечисленные в табл. 1 и 2 внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества организации являются максимально возможными для абстрактной организации. Для конкретного предприятия количество конкурентных преимуществ может быть любым.

     Сущность стратегии компромиссного сотрудничества состоит в том, что конкурирующие субъекты предпринимательского бизнеса уже на стадии стратегического планирования своих действий пытаются урегулировать возможные противоречия и конфликты, стараясь заранее определить для себя пределы вероятных уступок конкретным, способным на встречное применение аналогичных подходов предпринимателям внешнего окружения, а также элементы целей и конкурентных действий, уступки в которых невозможны в принципе.

Рассматриваемая стратегия характерна для конкурентного поведения предпринимательских фирм, имеющих разные размеры, действующих в раздробленных и консолидированных областях бизнеса. Она используется в ходе поиска форм общественного согласия и консолидации общества как единого целого и является наиболее эффективным инструментом реализации арбитражной функции в системе бизнеса. Уполномоченные сотрудники органов власти и управления, будучи самостоятельными игроками на сцене конкурентного театра, вправе придерживаться лишь этой стратегии конкурентного поведения. В противном случае уже известная нам монополистическая практика субъектов предпринимательского бизнеса дополнится государственной и ведомственной монополистической практикой.

1.3 Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе

Ключевыми факторами успеха принято называть такие факторы, вытекающие из требований рынка, которые могут дать фирме преимущества перед ее конкурентами.

Конкурентная позиция компании может быть устойчивой или неустойчивой под влиянием разных причин – уровня своей конкурентоспособности, степени интенсивности собственных конкурентных действий, состояния внешнего окружения.

Опытный субъект бизнеса действует, основываясь на предположении о том, что его позиции являются неустойчивыми, и ему необходимо постоянно усиливать свою конкурентоспособность.