Файл: Теоретические и практические исследования и изучение конкурентных преимуществ организации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конкурентные действия субъектов предпринимательского бизнеса и их конкурентное позиционирование определяются деловой (предпринимательской) мотивацией, которой руководствуется каждая фирма.

Под деловой мотивацией субъектов бизнеса понимается система побуждений компании к началу, возобновлению или усилению деловой деятельности.

Мотивация является связующим звеном между деловыми интересами и конкурентными действиями субъектов бизнеса.

Под конкурентной мотивацией субъектов бизнеса понимается совокупность их побуждений к действиям против тех или иных представителей внешнего окружения, посредством которых реализуется их интерес к приобретению доминантного конкурентного статуса или же к сохранению устойчивости своего делового суверенитета в любом статусе.

Совокупность конкурентных действий образует конкурентное поведение. Поэтому конкурентная мотивация выступает как поведенческая мотивация.

Конкурентные действия субъектов предпринимательского бизнеса всегда имеют мотивированный характер, но уровень мотивированности этих действий неодинаков.

Конкуренция носит немотивированный характер лишь в том случае, если фирмы совершают действия, вызванные стрессовыми ситуациями.

Классификация мотивов конкурентных действий субъектов предпринимательского бизнеса:

   Мотив конечной выгоды;

   Мотив промежуточной выгоды;

   Креативный мотив;

   Мотив обеспечения комфортности в бизнесе;

   Мотив самоутверждения в соперничестве;

   Мотив принижения и подавления конкурентов;

   Мотив внешнего успеха и презентации деловой деятельности;

   Мотив соответствия действующему законодательству и нормам делового оборота;

   Мотив азарта;

   Мотив риска;

   Мотив обеспечения безопасности бизнеса.

Стратегическое конкурентное целеполагание – это формирование стратегических целевых установок на осуществление конкурентных действий.

Соответственно, под стратегиями конкурентного поведения понимается арсенал инструментов (способов) обеспечения достижения стратегических целей.

Стратегия конкурентного поведения включает:

-   арсенал видов, направлений, методов, форм, приемов конкурентных действий субъектов предпринимательского бизнеса, совокупность которых составляет тактику конкуренции.

Стремясь превзойти конкурента, субъекты предпринимательского бизнеса вынуждены создавать конкурентные преимущества.


С созданием, удержанием и усилением субъектами бизнеса таких преимуществ, а также с их полным выходом из бизнеса, связано явление стратегической конкурентной мотивации действий этих субъектов бизнеса.

Стратегическое целеполагание руководством предпринимательской фирмы своего конкурентного поведения основано на выборе руководством этой фирмы стратегических детерминантов конкурентного поведения данной фирмы.

Формирование стратегий конкурентного поведения субъектов бизнеса опирается на его стратегическую конкурентную мотивацию.

Под стратегическим конкурентным потенциалом, понимают совокупность ресурсов, имеющих стратегическое значение и совокупность собственно конкурентных потенций фирмы.

В его состав входят плодотворные бизнес–идеи, кадровый персонал фирмы, организационно–управленческий потенциал фирмы, способный осуществлять стратегическое управление данной фирмы.

Конкурентный статус всякой компании, реализуемый ею с помощью тех или иных тактических моделей конкурентного поведения, проявляется посредством ее ролевого статуса.

Обоснованный выбор руководством компании стратегии конкурентного поведения, тактических приемов осуществления данной стратегии всегда опирается на предварительную ролевую диагностику и обусловливает высокую степень устойчивости ролевого статуса этой компании. В соответствии с разделением ролевых функций компании на ведущие и ведомые определяются разнообразные виды ролевого статуса современных субъектов бизнеса.

Глава2. Основные конкурентоспособности предприятий

2.1 Стратегическое управление человеческими ресурсами

Кадры решают всё. Не для кого не секрет, что основой любой организации, её главным богатством всегда являются люди. Качество трудовых ресурсов непосредственно влияет на конкурентные возможности фирмы и является одной из важнейших сфер создания конкурентных преимуществ.

Приемы конкурентного поведения состоят из приемов столкновения и приемов конкурентной борьбы субъектов бизнеса.

Столкновение представляет собой способ спонтанного ситуационного поведения конкурентов, имеющего единовременный характер. Оно может произойти умышленно, неумышленно и в этом случае либо перерасти в конкурентную борьбу, либо не перерасти никогда.


В отличие от столкновения, конкурентная борьба всегда имеет продолжительный характер. В том случае, когда столкновение конкурентов перерастет в их борьбу, оно рассматривается не только как конкурентная ситуация, но и как первичный эпизод борьбы соперников.

Все приемы конкурентной борьбы проводятся с использованием определенных сочетаний направлений, методов и форм конкурентных действий в пределах избранной стратегии конкурентного поведения, либо в форме тактического маневра.

Важно учитывать, что тактика конкурентного поведения субъектов бизнеса включает использование трех функциональных групп приемов – основных (базисных), страховочных и встречных (контрприемов).

Все эти группы функциональных приемов должны рассматриваться руководством компании как равные элементы тактики конкурентного поведения.

Приемы конкуренции применяются прагматически мотивированными субъектами предпринимательского бизнеса в рамках избираемой ими модели конкурентного поведения.

Для увеличения эффективности воздействия на потребителей необходимо определить каналы коммуникации, которым отдается предпочтение среди представителей целевой аудитории.

Весь спектр информации по перечисленным задачам можно получить, используя комплекс качественных и количественных методов по сбору и анализу данных.

При наличии всей необходимой предварительной информации можно переходить к созданию бренда, то есть создавать долгосрочные предпочтения к товару на основе комплексного воздействия на потребителя фирменного стиля, товарных и рекламных концепций, которые связаны общей идеей, выделяющей товар среди конкурентов

Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать ради интересов организации, что, когда и в каких объёмах он должен делать в организации, в каких условиях функционировать, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация и т.п.

Конкуренция в трехмерном пространстве может быть определена как кубковая конкуренция, участником которой, наряду с предпринимательскими фирмами, их партнерами, условно – прямыми и прямыми конкурентами, являются все без исключения члены общества и организации, уполномоченные быть их общественными, политическими и административными представителями.

Стратегическое управление исходит из того, что человек составляет основу организации, её сущность и её основное богатство. И от того, в какой мере она сможет задействовать его потенциал, существенно зависит её успех в конкурентной борьбе. Существует два очень важных момента в вопросе выбора стратегии использования человеческого потенциала для достижения поставленных перед организацией целей.


2.2 Конкурентная стратегия- анализ конкурентов

Структура процесса конкуренции:

1 стадия.

Подготовка к непосредственному соперничеству.

2 стадия.

Конкурентная борьба.

3 стадия.

Подведение итогов конкурентной борьбы, определение победителей и побежденных.

1. Конкуренция представляет собой конфликтную форму соперничества с разным уровнем конфликтности – от малоконфликтного до остроконфликтного.

2. Конфликтное соперничество всегда связано с определенными целями, и конкуренты задают эти цели процедуре соперничества. Эти цели связаны с формами доступа людей к производственным и экономическим благам и возможностью существования с их помощью разнообразной деловой деятельности.

3. Конкуренция всегда ведется за что-то определенное, против конкретных соперников нередко совместно с временными союзниками, конфликты с которыми на этот период сглаживаются, признаются несущественными для нашедших согласие сторон.

Типы конкурентов.

Конкуренты - соперничающие за условия производства и сбыта называются прямыми конкурентами.

Конкуренты – соперничающие только за каналы сбыта – условно-прямые конкуренты.

Контрагенты, клиенты, общественность соперничающие за вынесение оценки деятельности компании называются косвенными конкурентами.

Выполнение всегда является самой сложной стадией в любом процессе. Ключевая роль в выполнении стратегии принадлежит руководству организации, которое определяет две приоритетнейших задачи для себя: проведение стратегических изменений и мобилизацию потенциала организации на осуществление стратегии.

Фирма, бросающая вызов рыночному окружению, должна быть достаточно сильной, но не занимающей позиции лидера. Основная стратегическая цель роста такого рода компаний - захват дополнительных частей рынка за счет отвоёвывания их у других фирм. При переходе к реализации данной цели фирма должна четко определить для себя у кого она собирается отвоевывать возможную часть рынка. В данном случае уместно вести речь о двух наиболее распространённых и, как показывает практика, наиболее эффективных методах конкурентной атаки на рынке.

атака на лидера;

атака на более слабого и мелкого конкурента;

Атаку на лидера фирма может начинать только в том случае, если у нее имеются явные конкурентные преимущества, а у лидера недостатки, которые фирма может использовать в конкурентной борьбе. При этом фирма не обязательно выбирает лобовую атаку. Для этого пользуются широким спектром завуалированных мер.


Стратегический стереотип конкурентного поведения компаний:

  Установленный и постоянно воспроизводимый единый порядок осуществления конкурентных действий, обязательный для всех сотрудников и компании как единого целого в течение всего периода применения стратегического плана данной компании;

  Обладает устойчивым характером, формализует внутрифирменные отношения, реакции компании на внешние угрозы и действия и делает поведение компании предсказуемым;

  Является элементом имиджа компании.

От стратегических стереотипов конкурентного поведения следует отличать стратегические маневры субъектов предпринимательского бизнеса.

Под стратегическим маневром понимается элемент конкурентных действий, состоящий в изменении стереотипов поведения субъектов бизнеса.

Конкуренция на международных рынках имеет специфические особенности, связанные с особенностями входных барьеров на эти рынки. При этом учитываются разные уровни издержек на производство и сбыт, преимущества, недостатки и особенности развития международных цепочек ценностей, возможности международного делового партнерства, соотношение курсов национальных валют.

Оперативное управление конкурентным поведением компаний всегда базируется на определенных критериях измерения тактических циклов. Поэтому объектами оперативного управления могут выступать: тактика раунда; тактика поединка; тактика турнира; тактика серии турниров; тактика соревновательного периода.

Отличие стратегии конкурентного поведения субъектов предпринимательского бизнеса от тактики конкуренции.

1. Стратегия охватывает многократно воспроизводимые коммуникации фирмы со своим окружением. Тактика всегда осуществляется многократно в процессе подготовки и однократного использования сделки.

2. Стратегия распространяется на одновременное взаимодействие субъектов бизнеса с многообразными представителями конкурентной среды. Тактика распространяется лишь на коммуникации с отдельными конкурентами.

3. Стратегия имеет долгосрочный характер, а тактика конкурентного поведения – краткосрочный.

4. Одна и та же стратегия конкурентного поведения может осуществляться с помощью разнообразных тактических приемов и их комбинаций.

Глава 3. Бренд

3.1 Брендинг, как инструмент конкурентоспособности предприятия на рынке

«Окружающий нас мир настолько разнообразен и динамичен, что порой, глядя на него со стороны, невольно начинаешь удивляться той скорости, с которой он проносится мимо нас. Сегодня человеку, чтобы получить приглашение на красочный карнавал метаморфоз, ежесекундно происходящих в окружающей его среде, не нужно иметь ни миллионного состояния, ни связей с влиятельными людьми, – достаточно лишь пошире раскрыть глаза.». С этих слов начинается книга Питера Гэбрэла Дойла, известного американского экономиста итальянского происхождения.