Файл: Психология профессиональной карьеры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Способности к творчеству можно разделить на интуитивные (обычно ими обладают предприниматели) интеллектуальные. Это разные феномены, во многом предопределяемые данным природой типом мышления. Образному мышлению свойственны яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, поверхностность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к различным видам искусства. Логическое мышление характеризуется, наоборот, критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретичностью, абстрактностью, не всегда понятным окружающим. Смешанному типу мышления присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные. Это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в принятии решений, позволяет успешно справляться с управленческими проблемами. Интеллект - способность человека к мышлению, к умственному труду, сознательному восприятию и осмыслению окружающего мира и собственных поступков, познанию и логическому (рациональному) мышлению, быстрому восприятию нового, здравому смыслу и не зависит от других личностных качеств. Основное интеллектуальное развитие человека происходит в первые 20 лет жизни, затем наступает фаза стабилизации, после 30 лет снижается лишь скорость мышления. В дальнейшем состояние интеллекта жестко зависит от особенностей профессии. Людей с интеллектуальной (мыслительной) направленностью отличает: самостоятельность мышления (умение ставить новые задачи и находить пути их решения); преобладание абстрактных логических построений, теоретизирование; разносторонняя любознательность и широкий кругозор; свобода от давления прежнего опыта; способность быстро проникать внутрь сложных процессов, разбираться в ситуации и принимать решения; критичность (умение объективно оценивать).

В середине 1990-х гг. появилась концепция эмоционального интеллекта Д. Голдмана, элементы которого сегодня можно измерять.

 

Интуиция есть внутреннее ощущение, подсознательное представление о правильности или ложности решения без логических обоснований. В ее основе подсознательное представление о нормах. Признаками интуитивной деятельности являются бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом (поэтому поведение интуитивных личностей может иногда казаться непродуманным), в то время как интеллектуальная деятельность - результат сознательных мотиваций. Интеллект и интуитивная креативость независимы друг от друга, но обнаружено, что творцов с низким интеллектом не бывает, хотя интеллектуалы с невысокими интуитивными способностями встречаются часто. Понятно, что на практике менеджеры по персоналу могут сталкиваться в лучшем случае с одиночными талантливыми людьми и некоторой массой одаренных. Их необходимо тщательно развивать, удерживать в организации, ибо именно они формируют ее высокий имидж. Известный западный психолог Дж. П. Голланд на основе комбинации направленности и способностей выделил следующие типы личностей людей.


Реалистичный отражает инициативность, самостоятельность, склонность манипулировать инструментами и механизмами, решать практические задачи с конкретными результатами. Исследовательский, обладатель которого предпочитает анализировать и решать творческие задачи абстрактного характера, формулировать идеи; критичен, независимый, открыт новому. Артистический, присущий любителям выражать себя художественными средствами, эмоциональным, оригиналам. Социальный присущ демократичным, стремящимся к совместной работе, широким контактам людям; оказывающим помощь, обучающим, воспитывающим окружающих, налаживающим межличностные отношения; любителям философствовать и выступать. Предпринимательский характеризует энергичных, стремящихся к успеху и материальной выгоде людей, умеющих влиять на других и добиваться своего, в том числе путем компромиссов; не способен к кропотливой, рутинной работе. Конвекционный - это тип бухгалтера, исполнителя, предпочитающего подчиняться установленному порядку и руководителям; уравновешен, педантичен, осторожен, ответственен, любит стабильность и материальное благополучие. Способности автоматически выполнять конкретные элементы трудового процесса называются навыками. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, рациональнее и ритмичнее работает. Поэтому кадровые службы должны либо подбирать людей с необходимыми трудовыми навыками, либо их целенаправленно формировать. В то же время имеющиеся навыки могут не только облегчать процесс приобретения новых (всем известно, что второй иностранный язык усваивается быстрее), но и стать для этого помехой, затрудняя в отдельных случаях переориентацию людей. Навыки являются разновидностью привычек, т. е. стандартных автоматических (часто даже неосознанных) форм поведения людей. Они формируются на основе многократных прошлых действий, которые, благодаря повторению, долго сохраняются в изменившихся обстоятельствах.

    1. Проблема исследования креативности молодых специалистов

Проблема адаптации и социализации молодых специалистов напрямую связана со спецификой их общих способностей. Музыканту необходима креативность и особенный склад мышления и восприятия мира. Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.


Интеллект - общая познавательная способность определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях. Виды мышления:

а) Конкретно-действенное мышление - вид мышления отражающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Наглядное - образное мышление - вид мышления, характеризующееся опорой на представления и образ.

Словесно-логическое мышление -вид мышления осуществляющийся при помощи логических операций с понятиями.

формы мышления:

б) по характеру решаемых задач: теоретическое мышление практическое мышление
(что это? почему происходит) (как изменить явления? Что нужно делать?)

в) По степени развернутости:

- произвольное (дискураевное)

- непроизвольное мышление (интуитивное)

г) По степени новизны и оригинальности:

- непродуктивное (воспроизводящее -если работает только память)

- продуктивное (творчество)

Понятия - формы мышления отражающие существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выражающая словом или группой слов.

Суждение- это форма мышления отражающая связь между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе использованных суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения:

- Индуктивное - (логический вывод в процессе мышления от частного к общему)

- Дедуктивное - (логический вывод в процессе мышления от общего к частному)

- по аналогии ( от единичных к единичному)

Мыслительные операции:

1.Абстракция- мыслительная операция основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

2.Анализ- мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

3.Синтез- мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

4.Сравнение- мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

5.Обобщение- мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам:

6.Конкретизация - (переход от абстрактного к конкретному, от общего к конкретному)

7.Классификация - (распределение предметов и явлений по существенным признакам в какие-то группы)

8.Систематизация - (расположение предметов и явлений окружающего мира по 3 признакам: временное, пространственное и логическое). Содержание мышления зависит от уровня образования человека. Опосредствование - познание с использованием вспомогательных средств. Сериация -логический прием последовательного расположения материала по порядку определенных признаков.


Процесс мышления:

Начинается мышление с проблемной ситуации -> формируется мыслительная задача -> решение задачи

способы решения / \ проб и ошибок разработка

стратегии решения задач

Чтобы процесс мышления совершался необходимо сохранять мыслительные операции.

Мышление тесно связано с личностной сферой, эмоциями. Мышление может нарушаться при наличии личностных расстройств, при нарушении работоспособности человека и, если мышление не может длительное время удерживать цель деятельности.

ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИТИ В ЗУРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Креативность-творчество: 2 направления:

1.Иследование соотношений между креативностью и интеллектом:

а) креативность и интеллект рассматриваются как дихотомии, (противоположность друг другу явлений)

б) креативность рассматривается как один из аспектов интеллекта

2. Рассматривание креативности и личности

а) рассматривание креативности и различных личностных качеств и особенностей

б) рассматривание креативности с N (кормой) и патологией личности

При исследованиях дан. т.зр.предусматривает:

1. Креативность выступает как противоположность друг другу явлений

а) Креативность подвержена обучению, развитию, воспитанию. Дети, живущие в богатой неформальных школах более креативны, чем дети в формальных школах

б) Дети, живущие в богатой информационной среде более креативны, чем в однообразной

в) Дети,занимающиеся активной разнообразной деятельностью, активно манипулировавшие с различными предметами, более креативны.

На специальных психологических тренингах развивают креативность (например: предлагается предмет - назвать качественные характеристики - даются слова, из которых надо составить стихотворение)

2. Особенности личности, отличающих людей креативный от не
креативных

а) Самонадеянность (агрессивность, самодовольство, не признавая

чужих мнений и социальных ограничений)

Самонадеянность, самодовольство- высоко адекватный уровень притязания (высокие требования к себе и есть возможности) Высокий ,неадекватный - есть высокие требования, но нет возможностей. Агрессивность- активное противостояние чему-то, сметание всех преград.


Среди личностных особенностей исследователи обращают внимание на мотивацию. Среди креативных людей больше тех, которые стремятся к риску, выраженный мотив достижений.

В психологии принято считать, что существуют возрастные периоды сенситивные к развитию тех или иных способностей. В то время когда способности к спортивной деятельности требуют временных рамок, музыкальные способности лежат в основе творческой личности. Творческая личность художественно образованная всегда проявляет интерес к Музыке.

Тогда как не все выпускники музыкальных заведений становятся творческими и создают нечто новое, несмотря на то, что имели жесткий отбор и хорошо развитые музыкальные способности (слух, чувство ритма и память).

Среди факторов, способствующих развитию музыкальных способностей нами выделены:

  • Внешние (социально - психологические: среди них среда (наличие музыкантов, образ жизни), позитивное отношение к деятельности, общий круг профессиональных интересов, статус музыкантов в обществе, гендерные представления).
  • Внутренние (психологические: особенности индивидуально-типологические особенности личности; активность – эмоциональность, тип личности).

Проведя опрос мы пришли к выводу, что в настоящее время интерес к профессии музыканта высок, возможность карьерного роста, развития творческого потенциала и условий для самореализации и развития рефлексивных процессов. Учитывая возрастные особенности лиц юношеского возраста, за основу основных факторов влияющих на развитие музыкальных способностей мы взяли внутренние психологические факторы, являющиеся на наш взгляд, психологическими условиями их развития. . Возможно, что при анализе изменений в развитии музыкальных способностей учитываются индивидуально - возрастные особенности эмоционально-волевой и нравственной сферы личности (эмоциональная лабильность, чувствительность, самоконтроль).

Помимо данных факторов нами были изучены специфические особенности составных музыкальных способностей.

Музыкальные способности делятся на следующие виды:

Музыкальный слух

Чувство ритма

Музыкальная память

Различие восприятия

Эмоциональное переживание

Узнавание мелодий

Восприятие

Эмоциональное переживание

Восприятие временных отрезков.

Создание нового образа

Слуховое воображение

Память двигательная, эмоциональная, образная.