Файл: Психология профессиональной карьеры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от видов способностей необходимо развивать те или иные качества: восприятие, эмоциональность, воображение, память.

Таким образом, до разработки психологических условий необходимо учитывать рассмотренные моменты.

Выводы по главе 1.

  1. Психология профессиональной карьеры молодых музыкантов, связана напрямую со спецификой развития у них способностей.
  2. Музыкальные способности развиваются благодаря определенным условиям, одно из которых способность к креативности.
  3. Изучение особенностей социализации молодых специалистов музыкантов раскроет возможность построения тренинговых занятий по развитию креативности. Среди факторов, способствующих развитию музыкальных способностей нами выделены:
  4. Внешние (социально - психологические: среди них среда (наличие музыкантов, образ жизни), позитивное отношение к деятельности, общий круг профессиональных интересов, статус музыкантов в обществе, гендерные представления).
  5. Внутренние (психологические: особенности индивидуально-типологические особенности личности; активность – эмоциональность, тип личности).

Глава 2 Экспериментальное исследование факторов, влияющих на развитие музыкальных способностей молодых специалистов

2.1 Диагностика индивидуальных и личностных особенностей испытуемых.

Диагностика проводилась при помощи методик «опросника жизненных проявлений типологических свойств нервной системы (СНС). И шкала Корней Хейманса и Х.Вирсма На основании исследования показателей:

  1. Чувствительности,
  2. Эмоциональной реактивности,
  3. Подвижности нервных процессов
  4. Сила тормозного процесса
  5. Энергичность
  6. Выносливость к длительным нагрузкам
  7. Выносливость к интенсивным нагрузкам.

Максимальный бал по шкалам – 8 баллов;

Отсюда низкие показатели: 0-3;


Средние показатели 3,1- 6;

Высокие 6,1-8

Характер рассматривается как совокупность трех основных частей, каждая часть кодируется:

  1. Эмоциональности (возбудимость)- «В» - возбудимый тип; «нВ» - невозбудимый тип;
  2. Активность – «А»- активный тип; «нА» - неактивный тип;
  3. Первичность вторичность чувств «К» - краткочувствительный тип; «Д»- долгочувствительный тип.

Эти три основные измерения ( каждое из них двухполюсно)создают восемь основных типов характеров:

  1. В-нА-К – нервный тип;
  2. В-нА-Д- чувствительный, сентиментальный;
  3. В-А-К- деятельный бурный или возбужденно активный
  4. В –А- Д- пылкий.
  5. нВ –А-К- реалист
  6. нВ–А-Д - флегматик
  7. нВ–нА-К -беспечный
  8. нВ–нА-Д – апатичный

Каждый тип имеет свое описание.

Наряду с личностным качествами были диагностированы составные интеллекта: память, восприятие. Данные были разделены на три основных степени: 1- высокие показатели; 2- средние показатели; 3- низкие показатели.

Данные количественного анализа занесены в таблицу №1. «Индивидуальные особенности испытуемых»:

Таблица1. « Данные диагностической работы»

Исп-е

1

2

3

4

5

6-7

Э

В-нВ

А

А-

нА

Ч

К-

Д

показатель

адаптация к труду

1

С.Р.

8

6

7

5

7

5

В

А

Д

Хор

2

Б.Р.

6

5

7

4

6

4

В

А

Д

Уд

3

С.А.

4

6

3

4

7

8

НВ

А

Д

отл

4

П.Р.

3

6

3

4

6

3

НВ

А

К

Хор

5

К.К

4

6

3

3

6

3

В

А

К

Хор

5

Ш.П.

5

6

3

4

6

3

В

А

К

отл

6

Ю.Ш.

5

6

4

5

6

3

В

А

К

отл

7

А.И.

5

5

4

5

6

4

НВ

А

К

Уд

8

К.Б.

8

6

7

5

5

4

В

НА

К

Уд

9

К.Ш.

3

6

4

8

6

7

В

А

К

отл

10

М.М.

7

6

4

3

6

4

В

А

К

Хор

11

Н.Л.

4

4

4

4

6

4

Н

НА

К

Уд

12

К.Н.

8

5

7

4

4

4

В

А

К

Хор

13

А.Г.

4

6

5

8

5

7

В

А

Д

Уд

14

И.Ш.

4

6

5

4

6

5

В

НА

К

Хор

15

М.Ш.

5

6

5

4

6

5

Н

А

К

Уд

16

А.Ф.

5

7

4

5

6

5

В

А

Д

Уд

17

В.О.

3

7

4

5

7

4

В

А

Д

Хор

18

П.З.

3

8

4

3

7

4

Н

А

Д

Уд

19

Н.К.

4

7

4

3

8

4

В

А

К

Уд

20

В.Л.

3

5

4

4

7

4

В

А

Д

Уд

21

В.А.

4

5

4

3

5

4

В

А

К

Уд

22

И.Т.

5

5

4

4

5

4

НВ

А

К

Хор

23

Б.Л.

6

5

6

5

5

4

В

А

Д

Хор

24

Н.Р.

7

5

5

6

5

6

НВ

Н

Д

Уд

25

В.В.

4

5

5

7

5

5

В

А

Д

Хор

26

К.Н.

3

5

5

4

5

5

В

А

К

Уд

27

К.М.

4

6

5

3

5

5

В

А

К

Уд

28

Н.А.

3

5

5

4

6

5

В

А

К

Уд

29

Ф.Р.

3

6

5

3

5

5

В

Н

К

Уд

30

З.Ю.

3

5

3

3

6

5

НВ

НА

К

Хор

31

З.А.

5

5

3

3

5

3

В

А

Д

Уд

32

Р.Л.

5

4

3

5

5

3

В

НА

К

Уд

33

О.Л.

5

5

3

5

4

3

В

А

К

Уд

34

Д.Ж

5

5

3

5

5

3

В

А

Д

Уд

35

Б.А.

7

6

7

5

5

3

В

А

К

Хор


По данным количественного анализа у 17 из 35 выявлено высокая эмоциональность и чувствительность. 5 из 35 энергичные и у трех из 35 выявлены высокие показатели выносливости. В целом, обнаружены средние данные по всем показателям. Учитывая то, что показатели носят индивидуальный характер, мы не будем останавливаться на их подробном описании. Отдельно рассмотрим типы характерные для данной группы испытуемых.

1. Большинство выборов составил тип – «В-А-К»- деятельный бурный или возбужденно активный – 12. Этот тип характера близок к холерическому. Он отличается отвагой большей силой, предприимчивостью и полной свободой. Это импульсивный, увлекающийся человек. Он услужлив с сочувствием относится к другим и не скрывает своей симпатии. Откровенен, но переменчив. Жизнерадостен и почти всегда в хорошем настроении. Натура яркая душа общества, фантазер. Препятствия не пугают. Доверчив некапризен и незлопамятен.

Активно с охотой участвует в общих делах. Не следует публично упрекать и унижать его не потому, что он будет долго переживать, а потому, что можно вызвать бурное возмущение. Надо поддерживать интерес к работе. Наряду с жизнеспособностью имеется быстрая отвлекаемость.

2. В –А- Д- пылкий.-10 испытуемых. Это люди, которые отдаются своей работе со всей страстью. Люди-идеи. Любят порядок. Их реакции решительные, но взрывные, только в тех случаях когда их порывы долго сдерживались. Тогда они разряжаются справедливым гневом. Их ум быстр и надежен. Удачу переживают тихо и скромно. Не любит менять свои убеждения. Конфликтен.

3.В-нА-К – нервный тип, характеризуется как эмоциональная беспорядочность. Неустойчив, склонен к жестокости и подозрительности. Легко примеряется. Активность импульсивная, непостоянная. Чувствителен, но эмоции быстротечны. Работает лишь тогда, когда желание совпадает с необходимостью.

Сильный и возбудимый, находится в поисках новых и сильных ощущений. Нуждается в многочисленных друзьях вне дома. Склонность ко лжи. Потакание сиюминутным желаниям;

Недоверчив. Доволен собой, любит лесть.

Влияние на группу слабо.

Примечание: при организации работы его следует держать в рамках, указывать, как и что делать, и не боятся идти с ним на столкновение, так как он соглашается на примирение. Плохо переносит монотонность. = 3 из 35 испытуемых. Средние показатели данных по методикам памяти, восприятия.

4. нВ –А-К- реалист – 4 испытуемых. Этот тип весьма практичен. Он легко и быстро адаптируется. Покладист и оптимистичен. Это делец. Он мало возмутим и живет одним моментом. Спокоен и смел. Любит точность, основательность и объективность. Ответственен. Средние показатели данных по методикам памяти, восприятия.


5. нВ–нА-К – беспечный-3 испытуемых. Иинертный тип никогда не делает больше того, что ему поручено. Его ум незатейлив. Он с готовностью откладывает на завтра то, что можно сделать сегодня. Не пунктуален. Нуждается в стимуляции и контроле.

У всех испытуемых средневыражены показатели по развитости памяти и восприятия.

При первичной беседе на выявление сформированности воображения было выявлено некоторая скованность и ложный стыд при представлении заданных задач.

2.2 Программа тренинговых занятий по созданию оптимальных психологических условий, влияющих на развитие профессиональных способностей молодых специалистов

Тренинг рассчитан на 10 занятий по часу 30 минут. Тренинг проводится без отрыва от учебной деятельности в рамках образовательной программы. 2 академических часа в неделю. Тренинг основан с использованием приемов, предложенных в учебном пособие Е.Рогова, техника психосинтеза, техника развития мыслительной деятельности и создания поддерживающей среды для развития творческого потенциала личности, а так же приемы регуляции психического состояния.

План занятий:

  1. Приветствие. Знакомство с целью занятия.
  2. Упражнения по формированию «Я концепции». (Кто Я, вечерний обзор. Упражнение на разотождествлении)
  3. Упражнение на саморегуляцию психического состояния испытуемых (упражнения предложенные Г.Дьяконовым 1999)
  4. Упражнение на развитие воображения и памяти.
  5. Упражнения из раздела способы оказания психологической поддержки (на основании тренинга В.А.Сонина)
  6. Использование музыкальных произведений с целью увеличения чувствительности и эмоционального отклика. Рисуем музыку два варианта музыкальных произведений.

Апробация плана тренинговых занятий проходила с 22-тью учащимися испытуемыми, характеризующимися как «возбудимый, активный». Тренинг проводился в двух группах в одну вошли 12 испытуемых, характеризующихся как возбудимые, активные и краткочувствительный. Вторую группу составили возбудимые, активные и долгочувствительные всего 10 испытуемых. Следует отметить, что и те и другие испытуемые с интересом отнеслись к тренингу. Они проявляли активность чувствуя себя хорошо, но трудности в переходе от одного задания к другому проявлялись во второй группе испытуемых. Они долго зацикливались на своих переживаниях. Уходило много времени на обсуждение и повторное переживание событий. Упражнение – «рисование музыки» им давалась легче. Первую группу испытуемых тяжело было мобилизовать на последующие занятия. Вопрос мотивации стоял на первом месте. Они сложнее остальных придерживались правил.


Проведенные занятия позволяют сделать следующие выводы:

  1. Система упражнений является оптимальной, однако количество занятий в неделю следует увеличить до 20 занятий.
  2. Возникает необходимость в ведении в специализированное музыкальное учебное заведение дополнительных занятий, способствующих развитию музыкальных способностей.
  3. Систематическая, целенаправленная тренинговая работа, способствует созданию психологических условий развития музыкальных способностей.

Диагностика состояния испытуемых после проведенной тренинговой работы, с целью выявления динамики изменений.

У некоторых людей обыденное событие вызывают довольно сильные эмоцию Связь с жизнью у людей возбудимого типа богаче, он получает от жизни куда более полноводные потоки впечатлений. Возбудимость и обогащает человека и ослабляет его перегружает нервную систему. Эмоциональность = одно из необходимых условий развития музыкальных способностей, в сочетании с другими качествами (активность и краткой или долгой психической реакции или нервного отклика) дает целую картину характеров. Развитие музыкальных способностей сопровождается целостным развитием всей личностной организации. Под воздействием спланированных занятий изменяется отношение испытуемых к специализированной дисциплине (сольфеджио, спец). Полученные данные занесены в таблицу №2.

Исп-е

доЭм

после

До

Чувст

после

До

после

Эн

показатель

адаптации к труду

1

С.Р.

8

6

7

5

7

5

Хор

2

Б.Р.

6

5

7

4

6

4

Уд = хор

3

К.К

4

6

3

3

6

3

Хор

4

Ш.П.

5

6

3

4

6

3

отл

5

Ю.Ш.

5

6

4

5

6

3

отл

6

К.Ш.

3

6

4

8

6

7

отл

7

М.М.

7

6

4

3

6

4

Хор

8

К.Н.

8

5

7

4

4

4

Хор

9

А.Г.

4

6

5

8

5

7

Уд =хор

10

А.Ф.

5

7

4

5

6

5

Уд - хор

11

В.О.

3

7

4

5

7

4

Хор

12

Н.К.

4

7

4

3

8

4

Уд

13

В.Л.

3

5

4

4

7

4

Уд хор

14

В.А.

4

5

4

3

5

4

Уд

15

Б.Л.

6

5

6

5

5

4

Хор

16

В.В.

4

5

5

7

5

5

Хор

17

К.Н.

3

5

5

4

5

5

Уд =хор

18

К.М.

4

6

5

3

5

5

Уд

19

Н.А.

3

5

5

4

6

5

Уд = хор

20

З.А.

5

5

3

3

5

3

Уд = хор

21

О.Л.

5

5

3

5

4

3

Уд

22

Д.Ж

5

5

3

5

5

3

Уд =хор

23

Б.А.

7

6

7

5

5

3

Хор = отл