Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Проблема изучения специальных способностей в психологических исследованиях
ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИТИ В ЗУРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Креативность-творчество: 2 направления:
1.Иследование соотношений между креативностью и интеллектом:
2.1 Диагностика индивидуальных и личностных особенностей испытуемых.
Введение
Актуальность выбранной проблемы. В 2017 году проходит фестиваль молодежи. Забота о здоровье подрастающего поколения, стремление воспитать здорового, духовно-богатого, всесторонне развитого человека – это задача, стоящая перед нашим обществом и государством. Целью её является воспитание образованного гармонично развитого будущего страны. Эти стратегические цели и задачи сконцентрированы в Национальной программе по подготовке кадров. Реализация программы предъявляет высокие требования к специалистам, отвечающим за процесс воспитания и обучения подрастающего поколения. Именно в юность является пиком развития человека, становления его как личности. Имеющиеся знания, при отсутствии надлежащего опыта юноша пытается проверить в практической жизни. Юность время выбора и широких возможностей. Еще восточные мыслители говорили о дерзости юных людей об их жажде жить иначе, чем их предки. Наличие критического мышления в сочетании с волевыми качествами, позволяли многим в юношеском возрасте достигать определенных профессиональных успехов. Вместе с тем юношеский возраст отличается высокой степенью риска формирования аддитивного поведения и разного рода девиаций. Юношеский возраст, возраст становления и поиска путей для самореализации. В данном процессе особое место отведено индивидуально-типологическим особенностям личности, в частности способностям. Изучение способностей является одним из сложных вопросов общей психологии. Вопрос же формирования и развития способностей является сложной задачей возрастной и педагогической психологии (Давлетшин М.Г., Б.Р.Кадыров ), требующего своевременного решения. Развития способностей в юношеском возрасте (Лейтес С.) является задачей актуальной, ибо те учащиеся, которые сделали свой профессиональный выбор, на столь раннем этапе своей жизни, в сторону дальнейшего музыкального становления, должны иметь возможность работать над собой, совершенствовать задатки и имеющиеся способности. Никому не секрет, сколько трагедий случается в жизни, людей связавших свою жизнь с узкоспециальными дисциплинами (музыканты, дирижеры, певцы, спортсмены и т.д.), потратившими годы своей жизни, но несумевшие реализоваться. Именно у них наблюдается склонность к аддитивному поведению в большинстве случаев. Преодолеть этот риск можно при своевременном обращении внимания на психологические проблемы данных лиц и с помощью поиска путей эффективного формирования психологических условий развития и совершенствования музыкальных способностей.
Цель исследования является: Выявление и изучение социально психологических факторов, детерминирующих развитие музыкальных способностей лиц юношеского возраста (на примере, учащихся специализированного музыкального заведения).
Задачи, исследования:
- Определить круг основных социально-психологических факторов, детерминирующих развитие музыкальных способностей молодых специалистов (на примере, выпускников специализированного музыкального заведения).
- Разработать модель выявления факторов, детерминирующих развитие музыкальных способностей молодых специалистов (на примере, выпускников специализированного музыкального заведения).
- Разработать программу развития музыкальных способностей лиц юношеского возраста с учетом психологических условий способствующих формированию музыкальных способностей (на примере, выпускников специализированного музыкального заведения).
- Проведение эксперимента по определению социально-психологических факторов, развитие музыкальных способностей лиц юношеского возраста (на примере, выпускников специализированного музыкального заведения).
- Анализ данных, с целью выработки рекомендаций по созданию психологических условий развития музыкальных способностей молодых специалистов.
Гипотеза исследования основана на методологии целостного подхода к человеку как предмету познания, пользующая обобщать и взаимно объяснять разнородные и разноуровневые явления, традиционно относимые к различным сферам знания – философии, социологии, общей и социальной психологии, физиологии и медицине. В её основе – принцип структурно- функционального обобщения, восходящей к диалектике предмета и свойства, позволяющий рассматривать в единстве морфологические и функциональные аспекты проблемы, представляя их совокупность в виде работающего как целое механизма. А так же разработанное Тепловым (1991) положение о эволюционном развитии способностей. Принципиально важны и положения о возникновении гедонического начала как источника и механизма субъективности, с которого, собственно, и начинает проявлять себя новая форма отражения объективной реальности – психическое отражение, а также о сфере значимого и отношениях видовой и индивидной значимости, вплоть до личностного смысла. (С.Л.Рубинштей, А.Н.Леоньтев).
Гипотезой исследования стало предположение о том, что
- возможно, что все факторы, детерминирующие развитие музыкальных способностей молодых специалистов делятся на социально психологические и внутренне психологические.
- возможно, что при анализе изменений в развитии музыкальных способностей учитываются индивидуально - возрастные особенности эмоционально-волевой и нравственной сферы личности (эмоциональная лабильность, чувствительность, самоконтроль).
Предмет исследования: факторы, детерминирующие развитие музыкальных способностей молодых специалистов.
Объект исследования: психологические условия и музыкальные способности.
Методы и методики исследования:
- Беседа и наблюдение.
- Экспериментальная модель исследования факторов влияющих на развитие музыкальных способностей лиц юношеского возраста:
- Методика изучения свойств нервной системы (снс)
- Исследование процессов памяти, восприятия, воображения.
- Методика Корнейа Хеманса (типология характеров)
- Статистический анализ данных.
Практическая и теоретическая значимость исследования:
Изучение социально психологических факторов, детерминирующих развитие музыкальных способностей лиц юношеского возраста (на примере, учащихся специализированного музыкального заведения), детерминирующих раскрывает возможность для расширения получения эмпирических данных и совершенствования психопрофилактической работы среди молодежи.
Полученные результаты можно использовать при чтении курса «Общей психологии», «Дифференциальной психологии», «Психологии способностей», а так же при построении психодиагностической работы практического психолога учебного заведения при работе с молодежью.
Научная новизна и практическая значимость.
Исследование направлено на изучение факторов влияющих на развитие музыкальных способностей учащихся специализированных заведений. Разработанная программа будет способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса и развитию способов самореализации подрастающего поколения. Разработки программы можно использовать в процессе учебно-воспитательного процесса.
База экспериментального исследования
В эксперименте приняло участие 37 выпускников в возрасте 18 лет, имеющие специальное музыкальное образование. И 20 человек в возрасте 19 лет, не имеющих специального образования (учащиеся специализированного учебного заведения), но занимающихся музыкальной деятельностью (учащиеся школы и лицея, занимающиеся самодеятельностью).
Глава 1 Проблема изучения факторов и условий способствующих развитию музыкальных способностей молодых музыкантов
1.1 Проблема изучения специальных способностей в психологических исследованиях
Способности рассматриваются как совокупность индивидуальных качеств человека и склонностей, необходимых для успешного выполнения того или иного вида деятельности. Они характеризуются скоростью восприятия и усвоения знаний и навыков. От уровня развития способностей зависит легкость обретения успеха. Исходя из этого, способности измеряются отношением:
На индивидуальном уровне способности определяются знаниями, умениями, мотивами, возможностями. На уровне группы здесь добавляются позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвращать навыки совместной работы. Способности, во-первых, определяют, кого и на какое рабочее место необходимо поставить и, во-вторых, насколько эффективно данное лицо сможет там трудиться. В основе одинаковых достижений могут лежать разные способности, а один вид способностей - быть условием успеха в разных сферах деятельности. Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности. Это внутренние конфликты. Разрыв в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения. Принято считать, что способности даются человеку от природы. В самом деле, от природы люди получают задатки, которые превращаются в способности под воздействием обучения, опыта и воспитания. Таким образом, способности представляют собой уже сплав природного и приобретенного личностью в результате целенаправленного развития и саморазвития. Физические способности бывают механическими и двигательно-координационными. Первые характеризуются, например силой, выносливостью (необходимы для грузчиков), вторые - ловкостью, хорошей координацией, быстротой действий (требуются водителям, артистам цирка, балета) и проч.
Психические способности могут быть:
- общими, присущими в той или иной мере всем нормальным людям (думать, действовать). Они измеряются уровнем интеллекта;
- элементарными частными, которыми обладают уже не все (решительность, настойчивость, критичность и проч.);
- сложными частными, подразделяющимися на профессиональные (к отдельным видам деятельности - технике, экономике, медицине и проч.) и специальные (к определенному ее характеру). Именно они во многом определяют должность, направление служебных перемещений и т. п.
Существуют три типа специальных способностей:
- интерсоциальные ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Они необходимы руководителям среднего и низового звена, а также работникам, занятым рекламой,маркетингом, проведением переговоров, широкими внешними контактами;
- конструктивные направлены на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и проч. Их реализация не требует активныхконтактов с окружающими. Такие способности нужны руководителям высшего звена для выработки политики и стратегии, а также специалистам;
- аналитические предполагают склонность их обладателя к поиску причин происходящих событий, осмыслению их значения, последствий, формулировке выводов. Их главные носители - специалисты.
Первые два вида способностей могут быть теоретическими и прикладными, третий - только теоретическим.
По диапазону специальные способности классифицируют по трем уровням: одаренность, талантливость, гениальность. Одаренность - это совокупность факторов, обусловливающих особо успешную деятельность в определенной области и выделяющих человека из окружения, возможность что-то улучшать, совершенствовать. Талантливость представляет собой задатки, реализуемые через создание нового, необычного, того, что не существовало прежде. Гениальность является высшей степенью талантливости, когда ее обладатели генерируют новые результаты, имеющие общеисторическое значение. Уровень развития способностей, а следовательно возможность занятия определенных должностей зависят от полученного образования. По своему характеру способности можно разделить на репродуктивные (простому воспроизведению «один в один» того, что есть) и творческие (к генерированию нового). Творчество есть высшая форма интуиции и логики, выход за пределы заданного, способность преодолевать стереотипы. Здесь, в отличие от репродуктивного процесса, деятельность и ее результат не согласованы, поэтому возникает «побочный продукт», который и является плодом творческих усилий. Поэтому нельзя заставить творчески мыслящих людей постоянно отчитываться за каждый шаг. На способность к творчеству во многом влияет атмосфера в организации. Творческие личности характеризуются: - открытостью ума; - обилием идей; - отсутствием конформизма; настойчивостью, напористостью, склонностью к самоутверждению; стремлением работать по-своему; интересом к сложным, нетривиальным проблемам, неизвестному; отсутствием уважения к традициям, правилам, нормам, авторитетам; способностью к напряженной работе; любовью к свободной игре идей; терпимостью к неопределенности; чувством юмора; тягой к новым впечатлениям; обычно высоким уровнем интеллекта; умением чувствовать и видеть проблемы и предотвращать возможности их развития; самобытностью, гибкостью, самостоятельностью мышления; способностью принимать нестандартные решения, рисковать; умением выделять главное; способностью находить информацию.