Файл: Система психофизиологического профессионального и диагностики профпригодности отбора.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 3
3. Лабильно-циклоидный характер отличают значительные перепады в активности, работоспособности, настроении, вызываемые как внешними обстоятельствами, так и внутренними физиологическими процессами. В период подъема его обладатели ведут себя как гиперактивные личности, а в период спада - как аутистические, часто конфликтуют с другими по мелочам (но при этом выступают пассивной стороной). Им противопоказана напряженная, ритмичная работа, особенно в нестабильном коллективе. Более предпочтительны занятия, не требующие общения, не связанные с риском и ответственностью (библиотекарь, архивариус, программист).
4. Демонстративный характер свойственен обходительным, контактным лицам, умеющим увлечь других, артистичным, стремящимся к лидерству, успеху. В то же время такие люди эгоистичны, склонны к интригам, авантюрам, манипулированию окружающими, некритически оценивают себя, провоцируют конфликты. Поскольку их действия могут представлять угрозу стабильности коллектива, их надо жестко контролировать и держать на расстоянии, поручив представительство, занятие рекламой.
5. Застревающий (на своих чувствах и мыслях) характер присущ упрямым, эгоистичным, ревнивым, нетерпимым к критике людям, долго помнящим несправедливости и обиды, накопление которых создает почву для конфликтов и агрессии против других. Они честолюбивы, стремятся добиваться первенства в любом деле, предъявляют высокие требования к себе и окружающим. Считается, что по отношению к такого рода лицам надо проявлять терпимость, использовать их положительные качества, предоставлять самостоятельную работу, где можно проявить себя, но ограждать от власти.
6. Психастенический характер (психастения - хроническое безволие, проявляющееся в нерешительности, повышенной впечатлительности, медлительности, мнительности, боязни проявить инициативу) свойственен серьезным, аккуратным, пунктуальным, добросовестным лицам, отличающимся рационализмом, глубокими знаниями. Добиваясь совершенства, пытаясь объять необъятное, они постоянно во всем сомневаются, бесконечно продолжают свои изыскания, что затрудняет принятие решения. Поэтому, несмотря на все способности, им противопоказано занимать руководящие должности.
7. Обладатели конформного характера мягки, несобранны, часто не имеют своего мнения, неорганизованны, быстро теряются в сложной обстановке, легко уступают напору других, подчиняются им и совершают необдуманные поступки. Поэтому они могут успешно действовать, только опираясь на поддержкуокружающих. Консервативность, склонность к регламентам, исполнительность, неконфликтность делают их незаменимыми заместителями, обеспечивающими преемственность руководства, поддержание традиций и стабильности.
8. У тех, кому присущ неустойчивый характер, отсутствуют твердые принципы поведения и развитое чувство долга. Ради удовольствия они готовы пренебречь даже элементарными обязанностями. В то же время они мягки, легко завоевывают симпатии других. Для них целесообразна работа, связанная с общением, частой сменой видов деятельности, однако под жестким контролем.
9. Лицам с возбудимым характером свойственна низкая контактность, эгоистичность, жестокость, деспотизм, склонность к конфликтам по незначительным поводам, где они являются активной стороной. Такие люди часто меняют место работы из-за неуживчивости. Для них предпочтителен физический труд.
10. У людей с эмотивным характером (эмотивность - чувствительность к неудачам, переживание даже мимолетных неприятностей) контактность ниже средней и узок круг общения - только с теми, кто понимает с полуслова. Они исполнительны, сосредоточены на работе, обладают чувством долга, малоконфликтны, чувствительны, все носят в себе. Таким людям рекомендуется работать в социальной сфере, охране труда, медицине.
Обладатели интровертированного характера неконтактны, осторожны, малообщительны, замкнуты, не уверены в себе, ранимы, скрытны, упорны, бесконечно ищут идеал, имеют отличную от других точку зрения, сдержанны, рассудительны, принципиальны, упорны в отстаивании взглядов, неконфликтны. Для них наиболее подходит научная деятельность, не требующая широкого общения. Надо иметь в виду, что один и тот же характер или его отдельная черта могут в одних случаях оцениваться положительно, а в других - отрицательно, что во многом обусловлено особенностями тех, с кем их владельцам приходится контактировать.
Учет описанных характеристик позволяет направить исследование в сторону построения индивидуального подхода к каждому кандидату индивидуально.
2.2 Диагностика индивидуальных и личностных особенностей испытуемых
Весь тестовый материал полученный путем беседы, наблюдения тестирования был систематизирован и обработан по 10 бальной системе. По 10 бальной системе были выражены показатели основных факторов, определяющих индивидуально-типологические особенности, необходимые для деятельности горничной в гостиничном бизнесе. При этом высокий уровень выраженности был отмечен от 7 до 10 балов высокий показатель; 4- 6 балов – средний показатель; 1-3 низкий показатель. В эксперименте участвовало 15 кандидатов на вакантную должность горничной –группа А.. А так же аттестация 10 горничных на соответствие занимаемой должности – группа В.
Представим сводные данные диагностике по факторам.
Социальная роль. Особенности восприятия окружения и представления о своем месте в ней. Данные представлены в таблице №1. «показатели по фактору 1»
группы |
количество |
Высокий балл 7 - 10 балов |
Средний балл 4- 6 балов |
Низкий балл 1-3 баллов |
«А» |
15 |
4 |
6 |
5 |
«Б» |
10 |
9 |
1 |
- |
Социальная роль – профессии Горничной в группе А вызывает сомнение у пятерых испытуемых. Они хотят заработать, но предпочитают, чтобы никто об этом из их окружения не узнал. У них негативное восприятия окружения и представления о своем месте в ней. Этих испытуемых мы выделили в группу А.1.
Среди испытуемых из группы с опытом работы выражено уважение и желание работать дальше в этом бизнесе.
2. Выраженность социальной установки на профессию Горничной.
группы |
количество |
Высокий балл 7 - 10 балов |
Средний балл 4- 6 балов |
Низкий балл 1-3 баллов |
«А» |
15 |
2 |
8 |
5 |
«Б» |
10 |
10 |
- |
- |
Предрасположенность субъекта к заранее определенному способу восприятия профессии, исходя из собственного жизненного опыта позволяет выявить позитивную установку у 10 испытуемых группы В. Установка (благоприятная или неблагоприятная) представляет собой связь, создаваемую человеком между объектом и его оценкой. Она выражается во мнениях, чувствах и часто предопределяет поступки, но и сама во многом определяется прошлым поведением (мы верим в то, что отстаиваем, и отстаиваем то, во что верим). Позитивное поведение по отношению к профессии вызывает в конце концов расположение к ней. В группе А1 мы наблюдаем негативную неосознанную установку. В большинстве случаев в группе А до конца не сформирована установка на профессию так как еще нет опыта работы.
«Я- профессиональное состояния». Идеальный образ профессии горничной.
Кол-во |
конструктивное |
Инструктивное |
деструктивное |
|
Группа А |
15 |
3 |
7 |
5 |
Группа В |
10 |
6 |
2 |
2 |
Конструктивное восприятие себя в профессии более выражено в группе В. Однако в равной степени мы видим наличие выгорания (2) и неопределенности (2). Их мы выделили в группу В!. В группе А испытуемых с неопределенной позицией большинство. И пятеро из группы А1.
Желание произвести благоприятное впечатление выражено у большинства испытуемых. Испытуемые, особенно контролирующие свое поведение в надежде произвести хорошее впечатление, подгоняют его к тому, что от них ожидают.
Уверенность в себе, своих силах.
Кол-во |
Высокий показатель |
Средний показатель |
Низкий показатель |
|
Группа А |
15 |
5 |
10 |
- |
Группа В |
10 |
- |
4 |
6 |
Высокий показатель (самоуверенность) выражена у пятерых испытуемых из группы А1. Они выражают амбициозное желание выполнять любую работу за высокое вознаграждение (чаевые). Тогда как большинство из кандидатов испытывают тревогу, связанную с трудностями в работе. Большинство из них объективно оценивают свои возможности. В группе В выявлены испытуемые испытывающие тревогу из-за грозящего увольнения. Аттестация воспринимается ими как ситуация при которой может быть потеряна работа. Ценностная ориентация
Кол-во |
терминальные |
инструментальные |
направленность |
|
Группа А |
15 |
любовь Счастливая жизнь досуг |
Образование Хорошая работа Друзья |
«Я» «Я + общение» |
Группа В |
10 |
Здоровье Материальное благополучие успех |
Работа Друзья |
«Общение + Дело» |
Разделяемые испытуемыми социальные ценности и ценности, являющиеся средством и целью их жизни определены возрастными особенностями. Для должности Горничной в большей степени подходят испытуемые с более зрелой ценностной установкой.
Уровень притязаний испытуемых.
группы |
количество |
Высокий балл 7 - 10 балов |
Средний балл 4- 6 балов |
Низкий балл 1-3 баллов |
«А» |
15 |
12 |
3 |
- |
«Б» |
10 |
3 |
3 |
4 |
Уровень притязания испытуемого, характеризуемый трудностью целей, к которым тот стремится. Для разных испытуемых он неодинаков и определяется такими факторами, как стандарты успеха, принятые в определенной социальной группе, степень самооценки и самоуважения данного лица, образование, профессиональный и жизненный опыт. Чем более развиты у человека перечисленные факторы, тем выше у него уровень притязаний. У 12 ти из группы А и 3х из группы В. Определяют уровень притязаний также пол и возраст. Например, у молодежи он значительно выше, чем у женщин и пожилых людей. Безусловно, речь здесь идет о неких условных, среднестатистических личностях, поскольку в реальной жизни все значительно сложнее. Несоответствие между реальными возможностями и уровнем притязаний является мобилизующим фактором.
Принципы - основополагающие правила
Кол-во |
На себя |
На дело |
На общение |
|
Группа А |
15 |
7 |
3 |
5 |
Группа В |
10 |
2 |
6 |
2 |
Основные принципы и правила, которым испытуемый следует в жизни, справедливость, честность, трудолюбие, активность. При этом мы учитывали направленность принципов В 7 случаях в группе А на себя и всего 3 на дело. В группе В большинство испытуемых направлены на дело.
Настроение и настрой
Кол-во |
Позитивное |
нейтральное |
негативное |
|
Группа А |
15 |
7 |
5 |
3 |
Группа В |
10 |
2 |
2 |
6 |
Испытывают страх и негативное отношение к ситуации тестирования в группе В испытуемые, которые боятся потерять работу. 3 испытуемых с негативными переживаниями по поводу тестирования выразили раздражение, так как считают, что без тестирования заслуживают работу на такой «непрестижной» должности это испытуемые из группы А1.
Внешние воздействия. Модели поведения человека, связанные с реакцией на них, называются биотипами, среди которых выделяют три разновидности:
Кол-во |
А - адреналовый |
НА - норадреналовый. |
А - НА - смешанный. |
|
Группа А |
15 |
2 |
9 |
4 |
Группа В |
10 |
8 |
- |
2 |