Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 539
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Забота о молодом работнике, стремление подготовить достойные профессиональные кадры, в лице духовно-богатого, всесторонне развитого человека – это задача, стоящая перед государством. Целью реализации этой задачи является воспитание образованного гармонично развитого будущего страны. Эти стратегические цели и задачи сконцентрированы в развивающих программах, связанных с реформированием системы по подготовки кадров. Реализация программы предъявляет высокие требования к специалистам, отвечающим за процесс воспитания и обучения подрастающего поколения.
Изучение проблем, связанных с особенностями «социализации» молодых специалистов одна из ключевых в организационной психологии. В обществе существует мнение о том, что молодежи нужна помощь, тогда как сами молодые специалисты имеют полную уверенность (доходящую до самоуверенности) в том, что они со всем справятся сами и, что помощь им совершенно не нужна. Понятие «социализация» предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определённых социальных норм, приобретении умений и навыков, необходимых для успешного становления зрелой личности, одним из показателей которой является социальная активность. Речь идет об активном освоении накопленного опыта, тогда как молодые люди, принижая достижения предыдущих поколений, стремятся придумать свои культуры. Такого плана эксперименты выливаются во всевозможные субкультуры, зачастую их идеология может идти вразрез с общественными нормами, ценностями и выражаться в неуважении к старшим, младшим. Не разделяющим их точку зрения. Как правило, при попадании такого субъекта в рабочий коллектив возникает множество проблем из-за нарушения интерактивной стороны общения в системе «Руководитель и подчиненный». Потребность человека в общении является актуальной, стимулирующей его психологическое развитие, из чего проблема поиска дружеского общения и друга становится особенно актуальной в процессе адаптации к новым условиям.
Общение рассматривается нами как процесс установления и развития контактов между людьми, требующего их активности. Активность руководителя направлена на передачу профессионального опыта, норм и правил. Активность подчиненного направлена на активное формирование своего индивидуального профессионального опыта, через освоение или проверку норм и общественного, профессионального опыта.
Гипотезой стало предположение о том, что нарушение интерактивного общения в системе «Руководитель- подчиненный» становится причиной снижения профессиональной активности молодого специалиста, что, по-видимому, становится причиной возникновения его дезадаптации в профессиональной деятельности. Под нарушением взаимоотношений мы понимаем расхождение между взглядами, несовместимостью ценностей, непризнанием в среде, неудовлетворённости общения. Это трудности во взаимодействии молодого специалиста с коллегами, овладения самостоятельными формами работы, активного формирования профессионального образа «Я», сужение круга обязанностей и общения, т.е. изменение социального статуса. На поведенческом уровне это выражается в снижении интереса к работе, отрицательное отношение к организации, изменении взгляда на окружающий мир, агрессивном поведении, ухода от общения с коллегами.
Объектом исследования является социализация молодого специалиста с с Руководителем.
Предметом исследования является профессиональная активность молодого специалиста в процессе взаимоотношения с Руководителем и коллегами.
Методологической основой исследования стали: принципы возрастной психологии, основанные на идеях Л.С.Выготского (культурно-историческая теория), А.Н.Леонтьева (деятельностный подход к изучению психики), Н.А.Бернштейн (принцип активности), А.Л.Бодалёв, Д.Б.Эльконин, Т.В.Драгунова, А.П.Краковский.
Для проверки гипотезы определены следующие задачи:
I. Теоретическое изучение проблемы в специальной литературе.
1. Изучение механизмов взаимоотношений в системе «Подчиненный
– Руководитель».
2. Выявление эмоциональных нарушений молодых подчиненных в период адаптации к трудовой деятельности.
II. Разработка экспериментальной модели выявления роли активности молодых подчиненных в период адаптации к трудовой деятельности.
Методы исследования:
- Наблюдение за подчиненными в естественных условиях.
- Беседа с руководителями, подчиненными.
- Эксперимент для диагностики особенностей эмоционального состояния с целью выявления дезадаптивности в социализации.Методика СПА (Роджерса и Даймонда)
- Опросник выявления установок на руководителя.
Теоретическая значимость состоит в том, что выявленные нарушения позволят лучше понять природу взаимоотношений младшего подростка, а также определить роль активности в социализации.
Практическая значимость состоит в том, что:
- Позволит лучше узнать природу механизмов адаптации молодых специалистов, посредством изучения интерактивной стороны общения.
- Эффективности выбора способа подготовки молодых специалистов.
- Результаты исследования могут быть использованы при подготовки лекций по Организационной психологии.
- Дать рекомендации.
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы общения в социализации молодых специалистов
1.1. Роль общения социализации молодого специалиста
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе психологии употребляется ещё два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Эти критические позиции существуют как в среде психологов, так и в среде социологов.
Одно из возражений строится на основе того, что, если личности вне системы социальных связей, если она изначально задана как социально детерминированная, то какой смысл говорить о «вхождении» ее в систему социальных связей.
Другое возражение строится на том, что термин «социализация» несет на себе определенную нагрузку ложных теоретических концепций: порой это связывают с тем, что проблематика социализации преимущественно разрабатывалась в рамках психоанализа, и это наложило определенный отпечаток на понимания самого процесса. Порой специфическое (и неприемлемое) толкование социализации обнаруживают у конкретных авторов и стремятся размежеваться именно с таким толкованием. В работах Л.И. Божович совершенно справедливо подвергается критике американский исследователь Чайлдс за его весьма своеобразное понимание социализации. Для Чайлдса социализация- это не столько процесс, сколько определенная система знания, своего рода «псевдонаука», которая должна встать над психологией педагогикой, должна базироваться на системе откровенно идеалистических представлений о ребёнке.
Сомнение также вызывает и возможность точного разведения понятия социализации с другими, широко используемыми психологической и педагогической литературе понятиями («развитие личности» и «воспитание»). Это возражение весьма существенно, тем более что в западной традиции социально-психологического знания одна из названных трудностей отсутствует: в английском языке нет специального термина «воспитание», и слово «образование» используется как единственный термин. «Социализация» в этом языке не требует разведение с понятием «воспитание» - содержание их более или менее идентично. Значит, этот вопрос заслуживает того, чтобы быть обсужденным специально.
Признание личности субъектом социальной профессиональной деятельности придает особое методологическое значение идея развития личности. По объёму понятия «развитие личности» и «социализации» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется, значительно более четко представленным именно в идее «развития», а не «социализации»: здесь он как- то притушен, коль скоро в центре внимания – социальная среда и подчеркивается направления ее воздействия на личность.
Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Как известно, термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях - в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъектов воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия здесь понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитание» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отмечается по своему значению от процесса, описываемого термина «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется. Сделав это уточнение, перейдем к понятию процесс социализации личности в социальной психологии.
Рассматривая процесс развития социального в человеке, следует заметить, что в социологической, психологической и педагогической литературе понятия «социализации» и «социальное развитие» употребляются как синонимы для обозначения разных проявлений этого процесса. Однако учитывая качественные различия в социальном развитии. Целесообразно использовать понятие «социализации» применительно к развитию индивида в условиях общества. Когда в ходе онтогенеза происходят изменения и преобразования уже имеющихся или находящихся на стадии созревания механизмов жизнедеятельности. Более общим является понятие «социальное развитие», которое включает процесс социализации индивидной подструктуры человека и формирование его как личности и субъекта деятельности.
В социальной и возрастной психологии проблема социализации рассматривается в связи с развитием личности в процессе взаимодействия социальных групп, коллективов и личности. Процесс социализации с этих позиций можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции.
Социализация (от лат.socialis – общественный) – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. В процессе и итоге социализации человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений.[1] Социализация - двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду.[2]
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация имеет в виду самостоятельное вхождение в мир и освоение его с интериоризацией самостоятельно выбираемых образцов, правил, ценностей.[3] Слово «социализация» обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.[4]
Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать с друг с другом. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определённых социальных норм, ролей и функций, приобретение умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познания человека социальной действительности, овладение им навыками практической, индивидуальной и групповой работы. В качестве источников социализации индивида выступают: