Файл: Гражданско-правовые способы защиты права собственности (Понятие права собственности и механизм его гражданско-правовой защиты).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Конституционный Суд РФ при рассмотрении некоторых дел, имеющих отношение к нарушению владения имуществом собственника, определил весьма концептуальные тенденции развития гражданского права России в сфере защиты права собственности.
В судебной системе общей юрисдикции достаточно продолжительное время существовала практика защиты прав собственника посредством признания совершенной без его согласия купли-продажи недействительной и применения последствий такой недействительности в виде возврата вещи потерпевшему (ст. 167 Гражданского кодекса РФ), что могло являться обходом правил ограничения виндикации по недопустимости истребования вещи у добросовестного приобретателя (ст. 302 ГК РФ).
Поэтому в свое время Конституционный Суд РФ принял Постановление от 21 апреля 2003 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 ст. 167 ГК РФ в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской, З.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева". Данный судебный акт был необходим для защиты прав добросовестного приобретателя и сохранения стабильности гражданского оборота при разрешении споров, связанных с неправомерным отчуждением имущества помимо воли собственника. Исходя из позиции Конституционного Суда РФ последствием таких сделок должна быть виндикация (ст. 302 ГК РФ), гармонично сочетаемая с правовым институтом добросовестности покупателей, а не реституция (ст. 167 ГК РФ).
Обратим внимание, что в случае выбытия вещи из владения собственника помимо его воли (например, в результате хищения) добросовестный приобретатель в России не будет иметь защиту ни при каких обстоятельствах (п. 1 ст. 302 ГК РФ).
В Германии и во Франции похищенные вещи могут оставаться во владении добросовестного приобретателя при условии, что они приобретены на публичных торгах (§ 935 - 937 Германского гражданского уложения) или на рынке (§ 2280 французского Гражданского кодекса). В некоторых странах СНГ применяется немецкая модель ограничения виндикации в случае добросовестного приобретения вещи на торгах, а именно: имущество не может быть истребовано у добросовестного приобретателя, если оно было продано в порядке, установленном для выполнения судебных решений (п. 2 ст. 388 Гражданского кодекса Украины; п. 3 ст. 261 Гражданского кодекса Казахстана; п. 3 ст. 375 Гражданского кодекса Молдовы). В Республике Беларусь правила защиты добросовестного приобретателя аналогичны российскому законодательству (ст. 283 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Актуальность темы исследования состоит в том, что перед современной юридической наукой и практикой, заключается в определении критериев предпочтения передачи спорной вещи либо собственнику, либо добросовестному приобретателю. Принцип справедливости в данной ситуации весьма затруднительно применить непосредственно, поскольку и тот, и другой субъект невиновен.
Проблемы защиты права собственности исследовались в трудах М. М. Агаркова, Н. А. Баринова, В.А. Белова, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Д.М. Генкина, В.П. Грибанова, О. С. Иоффе, В. А. Рыбакова, О.Н. Садикова, А.П. Сергеева, К.И. Скловского, Е.А.Суханова, В.А. Тархова, Ю.К. Толстого.
Основная цель курсовой работы заключается в комплексном анализе и изучении способов защиты права собственности.
В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:
- раскрыть понятие права собственности как объекта защиты;
- изучить понятие защиты и охраны права собственности;
- проанализировать виндикационный иск;
- рассмотреть негаторный иск;
- изучить самозащиту права.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с необходимостью защиты права собственности гражданско-правовыми способами.
Предмет исследования - нормы российского и зарубежного гражданского законодательства, судебная практика по вопросам правового регулирования отношений, направленных на защиту права собственности гражданско-правовыми способами.
Методологической основой курсовой работы являются совокупность различных научных методов, в частности общенаучных и философских: системного подхода, диалектического, комплексного, формально-логического, дедуктивного вывода, исследования причинно-следственных связей, и др. Кроме того, автором в своем исследовании применялись методы, непосредственно принадлежащие к избранной сфере исследования, такие, как: историко-правовой, сравнительно-правовой, и др.
Структура курсовой работы состоит из введения, 2 глав, включающих 4 параграфов, списка использованных источников.
1. Понятие права собственности и механизм его гражданско-правовой защиты
1.1. Понятие права собственности как объекта защиты
Право собственности традиционно рассматривается как наиболее полное господство лица над вещью. Еще в XIX в. закрепились подходы к понятию права собственности. Первый подход получил развитие в работах таких ученых, как Д.И. Мейер, Ф.К. Савиньи. Так, Ф.К. Савиньи писал: "Собственность состоит в господстве определенного лица над частью внешнего мира"[1]. О.С. Иоффе подверг критике такой подход, отметив, что в результате "право собственности оказывается лишенным какого то ни было общественного содержания... Превращается в фетишизированный образ отношений человека к вещи, господства человека над вещью, хотя в действительности здесь складываются отношения между людьми"[2].
Указывал на такой недостаток и Г.Ф. Шершеневич, отмечая, что юридическое отношение возможно только между лицами. Где нет общества, там нет и права, а следовательно, и юридических отношений. Робинзон Крузо господствовал над всем островом, имел необходимые для его потребностей предметы, но отношение его к ним было только фактическое. Как остроумно замечает французский юрист Пляньоль, непосредственное отношение к вещи наблюдается только у вора, от которого собственник тем именно и отличается, что его отношение к вещи обязательно для других лиц[3].
Согласно второму подходу, право собственности - это отношение между собственником и всеми третьими лицами, которые не должны мешать собственнику в осуществлении его господства над вещью и воздерживаться от своего воздействия на нее. Так, Виндшейд писал: "Все права существуют лишь между одним лицом и другим, а не между лицом и вещью. Вещное право знает одни запретительные нормы; его содержание, следовательно, отрицательно. Оно состоит в том, что все должны воздерживаться от воздействия на вещь и не мешать подобному воздействию со стороны управомоченных лиц" [4].
Вместе с тем и указанный подход подвергается критике. В юридической литературе отмечается, что право собственности не может иметь только отрицательное значение... Ошибочность заключается в том, что право в субъективном смысле отождествляется с дозволенностью поведения[5].
Право собственности является единственным вещным правом, которое признается всеми правопорядками. Возникает вопрос: когда появилось само понятие "собственность"? "В древнейшем праве не было специального термина для обозначения собственности. Весьма древний термин dominium (от глагола domare - укрощать) означал "господство" и применялся ко всем случаям, когда какая-нибудь вещь находилась в чьей-либо власти, применялся ко всему тому, что находится в хозяйстве, в доме (domus). Подчеркивая древность соответствующих отношений, римляне прибавляли к этому термину ссылку на право одного из древнейших римских племен, квиритов, и говорили "dominium ex iure Quiritium". Отношения собственности обнимались этим термином наряду с другими отношениями господства над вещами. Лишь с I в. н.э. юристы начали постепенно ограничивать значение термина dominium, но и тогда он все еще обозначал более широкий круг явлений, чем собственность. Юлиан (II в. н.э.) употребляет термин dominium для наименования вообще прав на вещь - in rem; вещь, на которую существовало право, называлась proprietas, а сам частный собственник - dominus proprietatis. В конце классического периода (III в. н.э.) разработка частноправового понятия собственности была завершена, и обычным обозначением для собственности является с этого времени термин proprietas. Этот термин обозначал собственность как особо характерное отношение господства над вещами, высшее среди других"[6].
В настоящее время наиболее распространенные понятия, которыми обозначается собственность, как раз и восходят к римскому термину "proprietas". Кроме того, для обозначения собственности, связанной с властью, используются термины, производные от "dominio". Приведем в качестве примера нормы Конституции Испании. В ст. 33 Конституции Испании применяется термин "propiedad privada" для обозначения гарантии права частной собственности, в ст. 132 Конституции Испании - термин "dominio publico estatal" уже для характеристики права государственной собственности.
В отличие от понятия "вещное право", которое практически не дается в законодательстве, понятия "собственность" и "право собственности" как таковые уже приводятся в нормативно-правовых актах зарубежных стран.
Собственность - это исключительное право пользования, обладания и распоряжения предметом с ограничениями и обязательствами, установленными законодательством (ст. 545 Гражданского кодекса Республики Венесуэла[7]); это полное право обладания вещью, т.е. право на владение, пользование ею, получение от нее всех возможных благ, распоряжение ею и в установленном порядке право требовать ее обратно от любого третьего лица исковым требованием (ст. 927 Гражданского кодекса Латвийской Республики[8]).
В § 353 и § 354 Всеобщего Гражданского кодекса Австрии[9] предпринята попытка уже дать определение собственности, как в объективном, так и субъективном смыслах. В первом случае собственностью называется все, что кому-либо принадлежит, все его телесные и бестелесные вещи. Во втором случае собственность является полномочием распоряжаться субстанцией вещи и доходами от нее по своему произволу и устранять от этого любое другое лицо.
Как видно из уже приведенных выше понятий, для определения права собственности используется конкретный набор правомочий собственника. В российском гражданском праве содержание права собственности традиционно раскрывается через триаду правомочий - владение, пользование и распоряжение. Также триада правомочий для характеристики права собственности применяется и в Гражданском кодексе Республики Беларусь [10] (ст. 210). Законодатель Казахстана, используя все ту же триаду для характеристики содержания права собственности, в отличие от белорусского, закрепляет в ст. 188 Гражданского кодекса Республики Казахстан[11] понятие права собственности, как признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Впервые на законодательном уровне такая триада правомочий в России была закреплена в 1832 г. в Своде законов гражданских Российской империи[12], в ст. 420 которого говорилось о праве собственности "как о власти, в порядке гражданскими законами установленной, исключительно и независимо от лиц посторонних владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно". С этого момента она стала традиционной для нашего законодательства. В гражданских кодексах РСФСР 1922 г. [13] и 1964 г.[14], в ст. ст. 58 и 92 соответственно, закреплялось положение о принадлежности собственнику в пределах, установленных законом, прав владения, пользования и распоряжения имуществом .
Появление триады правомочий в определении содержания права собственности связывают с именем М.М. Сперанского, хотя в литературе указывается и на иные источники ее появления[15]. Как отмечает Е.А. Суханов, она рождена историческим развитием нашего законодательства, и было бы неправильно искать ее истоки в особых экономических отношениях владения, пользования и распоряжения. В ином случае можно было бы содержание экономических отношений собственности раскрывать через юридические категории (правомочия собственника), что вряд ли корректно [16].
Если закрепление триады для характеристики правомочий собственника является традиционным как для российского гражданского законодательства, так и для доктрины[17], то нельзя сказать того же о зарубежном праве, которое, несомненно, имеет свои истоки в римском частном праве, не знавшем исчерпывающего перечня правомочий собственника. Известная триада ius utendi, ius fruendi, ius abutendi (право обладания, право пользования, право распоряжения) как характеристика правомочий собственника появилась в средние века у глоссаторов (тем более что первые два правомочия рассматривались в классическом римском праве как вполне самостоятельные вещные права, а третье стало средневековым "изобретением" комментаторов)[18].
Действительно, римскому праву известны отдельные правомочия собственника, именно в нем они нашли свое обоснование. Но само понятие права собственности, появление идеи триады относят к периоду Средневековья [19]. В действующих кодексах зарубежных стран понятие права собственности дается через те же правомочия, но не в полном составе. Например, согласно ст. 544 Французского гражданского кодекса[20], собственность есть право пользования и распоряжения вещами наиболее абсолютным образом, лишь бы пользование не было запрещено законами или регламентом, а в соответствии с ч. 1 ст. 348 Гражданского кодекса Испании по своему содержанию право собственности есть право владения и пользования вещью наиболее абсолютным образом в рамках, установленных законом. Интересный прием для обозначения права собственности используется в Японском гражданском уложении, согласно ст. 244 которого содержание права собственности состоит в свободном использовании, извлечении выгод и распоряжении этим правом в пределах ограничений, установленных законодательством. В англо-американском праве правомочий собственника уже насчитывают до 12, в разных сочетаниях они могут давать около полутора тысяч вариантов права собственности [21].