Файл: Психологические основы бизнес-тренинга как метода профессионального обучения (Тренинг как метод профессионального обучения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- коммуникативные тренинги;

- тренинги личностного роста;

- бизнес – тренинги [13].

Основной задачей коммуникативных тренингов стала постановка поведенческих навыков, то есть обучение эффективному поведению в разных ситуациях общения. Считается, что умения и навыки, сформированные в специально созданных и «безопасных» условиях тренинга, обеспечат преодоление трудностей общения в настоящей жизни. Например, человек очень стеснительный, который не может попросить повышения зарплаты, сможет присвоить необходимые навыки, многократно проиграв эту ситуацию в тренинговой группе с участника. Или когда один из участников имеет сложности на интервью при приеме на работу, тренер или члены группы могут исполнить роль интервьюера.

На этих тренингах участники практикуются в разрешении сложных проблем, возникающих в процессе межличностного общения у любого человека. Для этого подбираются и проигрываются специальные упражнения, моделирующие разнообразные жизненные ситуации. Выполняя их, участники тренинга учатся выстраивать отношения с другими людьми и лучше их понимать, уделять внимание всему, что происходит на невербальном уровне, а также вступать в контакт, используя невербальные средства, а не слова (взгляд, позиция, прикосновение, жесты и т.п.) [8].

Несомненно, что невозможно за те несколько дней тренинга, сделать из его участников «асов общения» или «специалистов по влиянию». Мыслительные матрицы и стереотипы поведения, которые формировались и развивались на протяжении всей жизни, не поменять за два дня. Необходима упорная и последовательная работа над собой. Цель подобных тренингов - показать, как это можно делать, и дать импульс для последующего развития и изменения поведения. Причем подразумевается, что участники будут самостоятельно проводить отработку полученных навыков и после, пока они не станут автоматическими, естественными способами поведения.

Тренинги личностного роста - это один из видов коммуникативных тренингов, в которых посредством разных техник участники стремятся понять и преодолеть свои комплексы. Данный тренинг актуализирует переживания, которые туманно ощущаются людьми как тормоз жизненного успеха и профессионального роста. В группе других участников кто-то один вытаскивает наружу свои неосознаваемые тревоги и страхи, избавляясь от внутренних барьеров и наблюдая, как его воспринимают люди вокруг. Это позволяет определить и в последующем более эффективно использовать эти качества, сформировать адекватную оценку своих способностей и умений, увидеть и понять свои ошибки и промахи в общении [1].


Основной упор в этих тренингах ставится на эмоциональных переживаниях участников в группе, на проявляющихся у них чувствах и на социальных масках, которые используют некоторые участники группы, а другие стараются эти маски трансформировать. На таких тренингах исследуются и подвергаются сомнению, вроде бы неоспоримые точки зрения на окружающий мир, участникам необходимо быть готовым к значительным изменениям взглядов на жизнь и свое место в ней.

Бизнес-тренинги - это многочисленные варианты коммуникативных тренингов и тренингов личностного роста, направленные на решение конкретных бизнес - задач. Большую часть их составляют тренинги по продажам товаров и услуг. Пользуются популярностью также тренинги проведения переговоров, разрешения конфликтных ситуаций и развития персонала, формирования команды [2].

Сегодня основным недостатком бизнес-тренингов считается то, что они построены, как правило, на западном опыте и подходе к ведению бизнеса, которые существенно отличаются от российского опыта. Для адаптации бизнес - тренингов к условиям российского рынка нужны длительные сравнительные исследования, которыми никто пока серьезно не занимается. Например, даже простой перевод с английского языка на русский уже значительно изменяет тренинг.

Таким образом, бизнес-тренинги - это вариации первых двух категорий, нацеленные на решение конкретных задач. Бизнес-тренинг это так же и один из видов обучения, который отличается от собственно психологического тренинга, его цель в первую очередь формирование деловых навыков и умений работников или персонала организации.

В бизнесе существует два основных вида навыков: функциональные и психологические (личностные). К функциональным навыкам относятся знания умения и навыки в области финансов, рынка, логистики, бизнес-процессов. К личностным навыкам относят - навыки лидерства, творчества, успешное проведения переговоров, управление ресурсами, стресс-менеджмент и т.д. Соответственно созданы и используются различные виды бизнес – тренингов [5].

Бизнес-тренинг - это краткосрочное (от 12 часов до 4 дней) интерактивное обучение, нацеленное на формирование определенных деловых навыков. На тренинге предлагается в сжатой форме информационная часть темы. Например, как работнику реагировать на недовольство клиентов или как руководителю четко излагать задания персоналу. Основной упор делается на руководстве и тренировке навыков.

Наиболее распространенные формы тренингов – это деловые игры с включением специальных методов и техник. Однако, необходимо четко разграничить, чему на тренинге можно научиться, а чему нет. Тренинг не может заменить специального образования сотрудников.


Распространены следующие виды бизнес-тренинга:

- тренинг продаж,

- тренинг телефонных продаж,

- тренинг по управлению,

- тренинг командообразования,

- тренинг коммуникаций,

- тренинг презентаций,

- тренинг нахождения и принятия эффективных решений [15].

Широко востребованным видом бизнес-тренингов стал тренинг продаж. Он помогает сотрудникам обучиться навыки общения с клиентом и пониманию его потребностей, навыки ведения разговора с клиентами (в том числе и по телефону), убеждения клиента в преимуществах определенного товара. Прохождение работниками подобных тренингов поможет значительно повысить количество их работы с клиентами и существенно скажется на объеме продаж, а значит и на прибыли организации.

Тренинг продаж проводится в непринужденной обстановке и включает большое количество практических упражнений. Техники продаж отрабатываются в конкретных ситуациях, что дает возможность смоделировать поведение сотрудников в разной среде в процессе тренинга.

Однако кроме тренинга продаж есть и довольно большое количество других типов бизнес-тренингов. К примеру, это может быть тренинг делового общения. Его необходимо проводить для сотрудников, которые много общаются клиентами. Данный вид тренинга направлен на повышение культуры речи, в ходе его объяснятся правила делового этикета. Если сотрудники станут общаться с клиентами определенно заданным образом, это положительно отразится на имидже организации [18].

Более того, необходимы для организаций коммуникативные тренинги, во время которых сотрудники обучаются выстраивать внутренние коммуникации так, чтобы работа осуществлялась эффективно.

Командообразование - еще одно направление бизнес-тренинга и обучения персонала, оно позволяет в объединении с техниками продаж развить в персонале все необходимые для успешной качественной работы с клиентами.

Стоит сказать, что термин «командообразование» проявился в российской бизнес-среде достаточно недавно. И командообразование представляет собой поступательный процесс, который нацелен на формирование организованной, эффективной команды. В тренинге по командообразованию выделяется лидер, и складываются каналы взаимосвязи между ним и коллективом. Важным условием командообразования становится доверительное отношение сотрудников к руководителю и его авторитету. Тренинги по командообразованию позволяют в сжатые сроки создать новую эффективную команду или наладить продуктивные взаимоотношению внутри коллектива.


Тренинг, направленный на создание эффективной команды поможет созданию мотивацию для работы, оптимально распределить роли между работниками, решать производственные задачи всей командой [15].

Так же существует целый ряд различных тренингов для руководителей и топ-менеджеров. К ним относятся тренинг по стратегическому планированию, тренинг управления, тренинг руководства командой.

Для того чтобы повысить квалификацию, и умения сотрудники организаций, могут пройти такие тренинги, как тренинг самопрезентации, тренинги личностной эффективности, тренинг выступлений.

Вывод по главе.

Термин тренинг возник в русскоязычной литературе как отражение английского и используется в двух смыслах, широком и более узком, передаваемых словами подготовка и тренировка.

Содержание тренинга зависит от того, что подлежит развитию или совершенствованию. Обычно, такое указание формулируется как тип и компонент определенных компетентностей. В качестве компонентов упоминаются: знания, умения и установки. В бизнес - среде тренинг это наиболее популярный и эффективный активный способ обучения работников, а также самосовершенствования.

Бизнес-тренинги - это многочисленные варианты коммуникативных тренингов и тренингов личностного роста, направленные на решение конкретных бизнес - задач. Большую часть их составляют тренинги по продажам товаров и услуг. Пользуются популярностью также тренинги проведения переговоров, разрешения конфликтных ситуаций и развития персонала, формирования команды.

Глава 2. Исследование проведения бизнес-тренинга на базе сети магазинов «Pinky»

2.1 Цели и задачи исследования

Согласно цели нашей курсовой работы, мы создали исследовательскую группу из продавцов консультантов 15 человек сети магазинов «Pinky». Подобрали методику для диагностики коммуникативных умений, далее был разработан и проведен тренинг продаж с продавцами консультантами.

В группу вошли продавцы консультанты, проработавшие не более года в данной торговой сети.


Диагностика проводилась по тесту коммуникативных умений (Автор: Михельсон Л. Перевод и адаптация Гильбуха Ю. З.). [15]

Данный тест построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю (Приложение 1). Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные зависимые и неправильные агрессивные.

Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:

- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера;

- ситуации, в которых студент должен реагировать на отрицательные высказывания;

- ситуации, в которых к студенту обращаются с просьбой;

- ситуации беседы;

- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии.

Блоки умений:

1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника.

2. Реагирование на справедливую критику.

3. Реагирование на несправедливую критику.

4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника.

5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой.

6. Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет".

7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку.

8. Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников.

9. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность

10. Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт.

Оценка по всем шкалам производится по трем параметрам «уверенность», «зависимость», «агрессивность».

2.2 Результаты и анализ исследования

Результаты диагностики по данной методике представлены на диаграмме 1. Количество испытуемых и процент с преобладанием показателей методики «зависимость», «компетентность» и «агрессивность».

Диаграмма 1

Преобладание показателей зависимости, компетентности или агрессивности у продавцов консультантов

В группе преобладание зависимости над остальными показателями выявлено у 3 чел. (20 %), преобладание агрессивности у 4 чел. (27 %) и преобладание компетентности у 8 чел. (53 %).