Файл: Анализ влияния эмоций на выполнение компьютеризированных профессиональных задач.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в мире, где эмоции сопровождают нас повсюду, без них не возможна наша жизнь. Как научиться управлять ими, как они влияют на нас и нашу деятельность, в чем они помогают, а в чем мешают. В рамках данной работы наиболее важным фактором будут являться эмоции человека, которые влияют на профессиональную жизнь.

Роль эмоций в управлении поведением человека достаточна, велика, и не случайно многие исследователи, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, объединяют эмоции с потребностями и их удовлетворением. Более того, некоторые ученые отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Так, А.М. Эткинд отмечает, что в обыденной жизни человек не рассуждает, а чувствует, и не объясняет, а оценивает. А когнитивным процессам, свободным от эмоциональных компонентов отводится в обыденной жизни скромное место. В реальных процессах деятельности и в механизмах межличностного восприятия и принятия попытки объяснения не имеют большого значения, чем эмоциональные акты оценок и переживаний. Когда же процессы когнитивного анализа и имеют место, то они находятся под непрерывным влиянием эмоциональных факторов, которые вносят свой вклад в их ход и результат.

Эмоции и чувства выполняют различные функции, они участвуют в управлении поведением людей в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценке достигнутого результата. Следовательно, понимание механизмов влияния эмоций на деятельность и управление поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека.

Влияние эмоций на деятельность человека может значительно повышать ее эффективность. За этот процесс отвечают различные эмоции. Воздействие эмоций оказывается не просто на интеллектуальную сферу, но и на остальные области работы и жизни.

Несмотря на это, что об эмоциях написано очень много в научной литературе, они вызывают повышенный интерес у физиологов, организационных психологов, клиницистов. Много о них написано в работах Р. Вудвортса, Д. Линдсли, Я. Рейковского, К. Изарда, переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П. М. Якобсона, В. К. Вилюнаса, Б. И. Додонова, П. В. Симонова, Л. И. Куликова. Однако и до сих пор проблемы влияния эмоций остаются во многом невыясненными.

Цель данной работы изучение влияния эмоций на выполнение компьютеризированных профессиональных задач.

Предметом курсовой работы является эмоции и их влияние на выполнение компьютеризированных профессиональных задач.


Объект курсовой работы – специалисты, операторы.

Задачами нашей работы:

  1. Теоретический анализ понятия «эмоции».
  2. Изучение видов эмоций.
  3. Анализ влияния эмоций на выполнение компьютеризированных профессиональных задач операторов.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Практическая значимость курсовой работы: полученные результаты и выводы могут быть использованы в работе организационных психологов.

Глава 1. Эмоции и профессиональная деятельность человека

1.1 Понятие эмоций и их виды

Эмоции (с латинского - потрясаю, волную) – это психическое отражение в форме переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, которое обусловлено отношением их объективных свойств к потребностям субъекта [2].

Так же, эмоции – это психический процесс поведения, базирующийся на чувственном отражении потребностей важности внешних воздействий, их блага или вреда для жизнедеятельности человека [4]. Эмоции появились, как писал Ч. Дарвин, в ходе эволюции как средство, с помощью которого живые существа устанавливают значимость определенных условий для удовлетворения важных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в ходе эволюции закрепились как некий способ сохранения жизненного процесса в его адекватных границах и предупреждают о меняющем характере дефицита или избытка определенных факторов.

Как раз посредством эмоций организм оказывается хорошо приспособленным к окружающим условиям, потому, что он, даже не определяя форму, тип, способы и другие параметры воздействия, может быстро отреагировать на них неким эмоциональным состоянием, сведя его к общему биологическому знаменателю, другими словами определить, полезно или вредно подобное воздействие.

Эмоции появляются как ответ на ключевые для удовлетворения потребности в предметах. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций проявляют эмоциональный тон ощущений. Они говорят о встрече организма со значимым или опасным свойством предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, проявляющиеся как результат отражения их прямой связи с актуализированными потребностями [7].


Отрицательные эмоции демонстрируют стремление или намерение «исключить». Укрепление своей позиции за счет других. Держаться вдали от плохих вещей, обойти то, что воспринимается как угроза. Отрицательные эмоции питаются глубинным страхом неизвестного, действиями других, потребностью контролировать все и удерживать все, чтобы не получить вреда. К отрицательным эмоциям относят - безразличие, страх, ненависть, сожаление, враждебность и т.д.

Положительные эмоции отражают стремление или намерение «включить», рассматривать нечто в его целостности. Работать над исследованием новых точек зрения, взаимодействовать с другими, получать удовольствие от того что лучше делаешь. Положительные эмоции питаются глубинным желанием к наслаждению и соединению. Положительные эмоции: интерес, смех, сочувствие, радость, любопытство [6].

На основании телесных переживаний Кант поделил эмоции.

Стенические эмоции дают возможность повысить жизнедеятельность организма; астенические эмоции, наоборот, тормозят и подавляют все жизненные процессы в организме человека.

Например, стеническая эмоция - чувство радости. У человека, который испытывает радость, происходит расширение мелких кровеносных сосудов, соответственно, улучшается и активируется питание всех жизненно важных органов, и особенно мозга. Человек не ощущает утомления, а, наоборот, испытывает сильнейшую потребность в действиях и движениях. В состоянии радости человек двигается, прыгает, пританцовывает, бьет в ладоши, издает радостные звуки, смеется, совершает разные энергичные движения. Повышенная двигательная активность объединяется у него с ощущением полноты и силы, он чувствует бодрость, легкость. Приток крови к мозгу способствует хорошей умственной и физической деятельности: он оживленно говорит, быстро перерабатывает информацию, эффективно работает, в его сознании появляются интересные мысли и яркие образы [10].

Так же усиливается приток крови и к периферическим органам – кожа розовеет, становится гладкой, повышается температура тела, появляется блеск в глазах, лицо оживленное, сияющее. Кроме того, повышается деятельность органов внешней секреции. Улучшается деятельность органов пищеварения: постоянно испытывающий чувство радости человек полнеет, приобретает энергичный, юный, здоровый вид.

Примером астенической эмоции становится противоположное радости чувство печали. В состоянии печали, в деятельности вазомоторного аппарата, кровеносные сосуды сужаются, и возникает анемия кожи, внутренних органов и, головного мозга. Лицо бледнеет, вытягивается, теряет свой объем, приобретает выраженные заостренные черты, понижается температура кожи, появляется чувство холода и иногда озноба. Из-за замедления кровообращения появляется затрудненное дыхание, одышка. Плохое питание мозга вызывает понижение деятельности произвольного двигательного аппарата: движения замедляются, вялые, совершаются неохотно, соответственно, уменьшается эффективность работы; походка становится медленной, человек не идет, а «плетется» [10].


Снижается мышечный тонус: человек ощущает вялость, расслабленность, спина согнута, голова и руки опущены, нижняя челюсть часто отвисает; голос становится беззвучным; появляется чувство усталости, нежелания удержаться на ногах, стремление опереться. Анемия мозга ведет к понижению умственной работоспособности, мышление становится заторможенным («неподвижным»), человек ощущает сильное нежелание умственно работать. Длительное чувство печали ведет к снижению всех жизненных процессов в организме, к изменению питания внутренних органов и кожи: человек худеет, кожа бледнеет, волосы седеют, он выглядит постаревшим.

Эмоции, длящиеся долго по времени, называются настроениями. Есть люди всегда веселые, они находятся в хорошем настроении, а другие склонны к унылому состоянию, они в тоске или раздражены. Настроение – это сложный комплекс, который связан с внешними переживаниями, в некоторой степени основан на общем предрасположении организма к конкретным эмоциональным состояниям, так же зависит от ощущений, посылаемых из органов тела [16].

Психическая сторона чувств отражается не просто в переживании самой эмоции. Гнев, влюбленность и другие сильные эмоции влияют на интеллектуальные процессы человека: на представления, на идеи, на направленность интересов, на волю, на поступки, на все поведение.

При сильных аффектах (испуг, огромная радость, гнев, раздражение) обычный ход ассоциаций изменяется, сознание становится охвачено представлением, с которым связана эта эмоция, а все другие отступают, возникают новые представления, не связанные с эмоцией представления тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково [22].

При радости после «замирания» наступает возникновение множества представлений, находящихся в прямой связи с обстоятельством, которое вызвало аффект. При страхе, горе, гневе появившиеся вначале представления остаются в сознании на продолжительный срок. Аффект разрешается в бурных действиях и в сильных изменениях кровообращения и дыхания, что иногда приводит к обмороку; зафиксированы даже случаи мгновенной смерти. Человек с хорошо развитыми процессами торможения, несмотря на изменения течения представлений при эмоциях, в состоянии адекватно оценить обстановку, и управлять своими действиями. Подобные аффективные реакции, характерные для здорового человека, носят название физиологических аффектов.

Взрывчатые аффективные реакции, которые связаны с потерей самообладания, называют примитивными реакциями.


Значение эмоций в жизни человека достаточно высоко. Эмоции являются полезным инструментом, который нужно активно использовать. Было отмечено, что низкий градус эмоций ведет к дезорганизации, а высокий – приводит к стремительному истощению.

У человека работают основные настройки эмоций, однако их можно организовать, создавая оптимальные режимы. Рассмотрим четыре основных закона действующих в этой области [10].

Первый принцип. Чем выше эмоциональное напряжение, тем эффективнее человек работает. Эмоциональное возбуждение достигает своего пика – оптимальное эмоциональное состояние. Затем, если возбуждение дальше растет, эффективность работы падает. Это подтверждено законом Йеркса-Додсона, что существует один оптимальный эмоционально-мотивационный уровень, к которому нужно стремиться. Когда эмоции переходят эту границу, падает всякое желание учиться, человек заинтересован только в результате. Сильные эмоции становятся врагом, они начинают концентрировать внимание на ненужных вещах.

Второй принцип. Он объясняет влияние эмоций на человека, вытекающее из закона силы И. П. Павлова. Закон говорит, что возбуждение может переходить в запредельное торможение, если на организм действуют сильные раздражители [11].

Один из сильнейших раздражителей – волнение. Всем знакома ситуация, когда из-за сильного волнения мы не можем сосредоточиться на работе, забываем простые вещи, которые не вызывали сложностей. Однако деструктивное влияние оказывает и радость. Слишком большая радость от предстоящей победы может сказаться на выступлении спортсмена, и он покажет худший результат.

Второй принцип не прост, есть ряд особенностей. Высокий уровень возбуждения позитивно сказывается на исполнении простых действий. Человек активный, перестает быть пассивным. Средние по сложности дела можно сопровождать средним возбуждением. А при выполнении серьезных сложных задач необходимо снижать влияние эмоций на работу человека, чтобы сделать их успешно.

Когда человек ощущает высокий уровень возбуждения, лучше не начинать сложные задания. Переключаться на то, что не требует серьезной мозговой деятельности. Сначала нужно понизить градус эмоций простыми делами. В спокойном состоянии перейти к более сложным делам. Так можно достичь требуемой концентрации внимания и эффективности.

Иногда повышенное возбуждение возникает во время трудового дня, когда важно выполнять сложные задачи. В таком случае нельзя стимулировать тревожность или напряжение. Необходимо снять перевозбуждение [20].