Файл: Законы и подзаконные акты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"По Конституции РФ 1993 года принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если же возникает коллизия между Федеральным Собранием и Президентом РФ, а Собрание вновь рассматривает закон и одобряет его, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию".

Указы Президента и постановления и распоряжения Правительства, а также нормативные акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию и вступают в силу по истечении определенного времени для каждого указа, постановления или акта. Нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней. "Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания".

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней. Иные акты Правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб и т.д.) межведомственного характера, а также затрагивающие права и обязанности граждан после регистрации в Министерстве юстиции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно.

Особый порядок вступления в силу предусмотрен для налогового законодательства. "Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст.5 НК РФ). Нормативные акты Таможенного комитета РФ вступают в силу по истечении 30 дней. Акты, устанавливающие более льготные правила, могут вступать в силу и в более короткие сроки (ст.11 ТК РФ)".

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных актах. Например, законы Свердловской области вступают в силу через 7 дней, а Иркутской – через 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен законом.


"Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.

Действие нормативных актов прекращается:

– в случае прямой отмены;

– по истечении срока, на который принят нормативный акт;

– в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам или тем же вышестоящим органом".

Своеобразен процесс фактической утраты силы того или иного нормативно-правового акта. Норма права как бы забывается обществом, не применяется, фактически утрачивает силу. При подготовке Свода законов СССР в 70 – 80-х годах пришлось признать официально утратившими силу множество "забытых" актов, не отмененных и не действующих с 1918 года.

С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное, в частности, в Конституции Рф. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу.

"В практике СССР в начале 60-х годов была придана обратная сила уголовному закону. Приговор в отношении ряда уже осужденных лиц был пересмотрен на основе вновь принятого закона, устанавливающего отягчающую уголовную ответственность, и вдвое из этих лиц были приговорены к смертной казни. Этот случай до сих пор остается позорным в истории российского правотворчества и судебной практики".

Придание закону обратной силы возможно лишь в двух случаях:

– если в самом законе об этом сказано;

– если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

"Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

– по истечении срока действия акта, на который он был принят;

– в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

– на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена)". Например, обратную силу могут иметь законы, отменяющие налоги или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст.5 НК РФ).

Переживание закона – это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.

Заключение


Таким образом, нормативно-правовой акт – официальный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений.

Нормативные нормы классифицируются по следующим категориям:

в зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества;

в зависимости от сферы действия;

в зависимости от срока действия;

в зависимости от юридической силы.

Нормативно-правовые акты имеют ряд отличительных признаков.

точное наименование нормативного акта;

издание нормативного акта в пределах компетенции соответствующего органа;

определенность формулирования правовых норм;

общеобязательность нормативных актов;

особый порядок опубликования;

особый порядок вступления в законную силу.

В Российской Федерации нормативно-правовые акты включают в себя законы и подзаконные акты.

Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов.

Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Различают конституционные и текущие (обыкновенные) законы.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы конкретизирующие ее содержание. Основным законом государства является Конституция.

Конституции Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Текущие (обыкновенные законы) принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

Среди подзаконных нормативно-правовых актов России выделяют: указы и распоряжения Президента;

нормативно-правовые акты Правительства;

регламенты палат Федерального Собрания;

нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

нормативно-правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

иные нормативно-правовые акты.